Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития мордовского этноса'

Актуальные проблемы развития мордовского этноса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития мордовского этноса»

ческие и экологические проблемы, задачи спасения и возрождения исторических памятников, сохранения ценностей национальной культуры.

XIX Всесоюзная партийная конференция и сентябрьский (1989 года) Пленум ЦК КПСС, разработав новую политику в развитии национальных и гармонизации межнациональных отношений, в области национально-государственного строительства, поставили задачу по совершенствованию советской федерации, наполнению ее реальным политическим и экономическим содержанием, а также по расширению прав и возможностей ¿¿ех видов национальной автономии.

Поскольку автономные республики, в том числе Мордовская АССР, не располагают пока реальными возможностями в полной мере реализовывать национальные потребности, испытывают на себе ведомственное давление и мелочную опеку союзных и республиканских властей, КПСС в своей платформе по национальной политике предложила восстановить в полном объеме законные права и интересы народов, проживающих в автономных республиках. Признано целесообразным ускорить обновление конституционных и других законодательных актов, существенно расширить компетенцию автономных республик, укрепить экономическую самостоятель-

ность путем перевода их на хозрасчет и самофинансирование, предоставить органам власти автономных республик право опротестовывать акты органов управления Союза ССР и союзных республик, если они вступают в противоречие с закрепленной в Конституции компетенцией СССР, союзной республики.

IV Пленум Мордовского обкома КПСС и тринадцатая сессия Верховного Совета Мордовской АССР одиннадцатого созыва наметили конкретнью мероприятия по обновлению Конституции МАССР, поднятию правового статуса республики и расширению ее компетенции, укреплению экономической самостоятельности, возрождению и дальнейшему развитию национальной культуры и языка, которые изложены в постановлении Пленума обкома КПСС, Законе Мордовской АССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Мордовской АССР», Программе развития Мордовской социалистической нации и совершенствования межнациональных отношений в республике.

Восстановление в полном объеме законных прав и интересов Мордовской АССР, как и других автономных республик, создаст реальные возможности для трудящихся сохранить самостоятельность и самобытность, язык, культуру и традиции.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА

Профессор Н. Ф. МОКШИН

Сентябрьский (1989 года) Пленум ЦК КПСС, всесторонне обсудивший состояние национальных отношений в СССР, выработал современную стратегию партий по национальному вопросу, опирающуюся на ленинские принципы, существующие реальности и господствующие тенденции мирового общест-

венного развития. Принятая Пленумом платформа КПСС «Национальная политика партии в современных условиях» имеет основополагающее значение не только для устранения деформаций и накопившихся кризисных ситуаций в этой жизненно важной сфере, но и для достижения главной цели — стро-

ительства справедливого, демократического общества, правового многонационального федеративного социалистического государства.

Какими же нам видятся основные направления национального развития мордовского народа в период перестройки и обновления нашей жизни, совершенствования межнациональных

отношений?

Одной из наиболее актуальных задач дальнейшей консолидации мордовской социалистической нации и одновременно ее интернационализации является стимулирование роста национальных кадров рабочего класса, доля которых в структуре рабочего класса Мордовской АССР в целом еще не достигла того соотношения, которое сложилось в общей численности ее населения. Форсирование подготовки национальных кадров рабочего класса, являющегося не только главной производительной, но и ведущей социально-политической силой советского общества, будет содействовать усилению их влияния на развитие мордовской нации, укреплению социальной основы единства ее классов и групп, обоих суб-этиосов (мокшанского и эрзянского) в составе единого мордовского этноса. Увеличение числа рабочих мест будет способствовать сокращению миграции из Мордовии, отрицательно отражающейся на развитии мордовской социалистической нации.

Немаловажное значение для прогресса мордовской нации, ее консолидации имеет подготовка кадров национальной интеллигенции, особенно на-учно-технической. В Мордовской АССР процент мордвы в составе лиц с высшим образованием также уступает ее доле в общей совокупности населения республики. Это выдвигает необходимость более планомерного и полного обеспечения народного хозяйства и сферы культуры специалистами с высшим образованием из коренного населения. Сопоставление кадрового потенциала научных работников республики со среднесоюзным свидетельствует, что он также значительно ниже пос-

леднего. Поэтому дальнейшее развитие научных учреждений, подготовка научных кадров, особенно национальных, весьма актуальны не только для

социально-экономического, но и национального прогресса мордвы.

Сравнительно низок в республике процент мордовского городского населения. В этом отношении мордва стоит позади большинства других народов Среднего Поволжья, опережая лишь марийцев. Между тем процесс ее объединения, осознания эрзей и мокшей своего национального единства в городских условиях идет быстрее, чем в сельских, а значит, меры по ускорению урбанизации мордвы могли бы сыграть положительную роль не только в доведении ее социальной однородности до уровня среднесоюзных показателей, но и в национальной консолидации.

Расселение мокши и эрзи в Мордовии в относительной отдаленности друг от друга мешает их сближению. Задачи же их единения требуют усиления всех форм контактов между ними, что невозможно без хорошо налаженной системы коммуникаций, особенно . дорог. Однако до сих пор эрзянские (восточные) и мокшанские (западные) регионы в республике недостаточно,связаны между собой. Решение указанной проблемы не только окажет позитивное воздействие на консолидацию мордвы, но и ускорит процесс сближения города и деревни, будет в немалой степени способствовать закреплению кадров на селе, рациональному и гибкому использованию трудовых ресурсов, приобщению людей к достижениям цивилизации, ускорению народнохозяйственного и культурного развития Мордовской АССР, укреплению ее сотрудничества с другими республиками и областями страны.

Изучение этноязыковых процессов, этносоциальных функций мордовских языков показывает, что в общественной-жизни и в сфере производства возросла роль русского языка, выступающего для мордвы в настоящее время не только в качестве средства общения с другими народами страны, но и как

преимущественное средство взаимообщения между эрзей и мокшей. В то же время проведенные нами исследования показывают, что мордва как в Мордовской АССР, так и за ее пределами проявляет большой интерес к культуре, истории своего народа, в большинстве своем продолжает считать мордовские языки родными. Поэтому полный перевод обучения мордвы на русский язык надо расценивать как административно-бюрократическое решение, не отвечающее национальным интересам мордовского народа, как сегодняшним, ' так и долговременным, противоречащее духу сентябрьского (1989 года) Пленума ЦК КПСС, обратившего внимание на настоятельную необходимость государственной и общественной заботы о свободном развитии и равноправном использовании языков народов СССР

Думается, настало время для более принципиального рассмотрения нынешнего статуса мордовских языков. Известно, что еще I съезд Советов Мордовской автономной области, состоявшийся в феврале 1931 года, объявил на ее территории «мордовский язык, наряду с русским, государственным языком» (ЦГАОР, ф. 1235, оп. 125, д. 19, л. 30). В то время была проведена немалая работа по коренизации советского аппарата, переводу дело- и судопроизводства на родной язык, овладению ответственными работниками областного и районного звена некоренной национальности мордовскими языками, повышению значимости родного языка в национально-государственном строительстве, преодолению существовавшего тогда у некоторой части руководителей унаследованного от прошлого пренебрежительного отношения к мордовскому языку.

Однако со временем этот положительный опыт начал забываться, а теоретические установки на форсированное слияние наций порождали равнодушие к национальному своеобразию, следствием чего явилось принижение функциональной значимости мордовских языков. «Целесообразность приз-

нания государственным языка национальности, давшей название союзной или автономной республике, — сказано в платформе КПСС по национальному вопросу, — компетенция самих республик. Статус государственного языка не должен вести к языковой дискриминации, он означает расширение его общественных и культурных функций, решение необходимых для этого

материально-технических, кадровых,

педагогических или иных вопросов, поощрение и помощь в изучении местного языка представителями других национальностей» (Правда. 1989. 24

сент.).

На наш взгляд, было бы правильным признать мордовские (эрзя и мокша) языки наряду с русским государственными языками Мордовской АССР, создать необходимые условия для нормального функционирования и развития татарского языка (по переписи населения 1979 года, мордвы в республике проживало 339 тыс., русских — 591 тыс., татар — 46 тыс.). Статус государственных, конечно, не решит всех проблем, связанных с развитием мордовских языков, но, бесспорно, будет служить гарантией для расширения их общественных и культурных функций, способствовать поднятию их социально-культурного престижа, в том числе и среди мордвы, преодолению нигилистического отношения к ним.

С 1989 года в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева на факультетах дошкольного воспитания и начальных классов открыты национальные группы, а в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева — отделение журналистики с приоритетной подготовкой кадров для национальных

газет и журналов, республиканского телевидения и радиовещания. Национальная группа открыта на дошкольном отделении Зубово-Полянского педагогического училища. На всех отделениях этого учебного заведения, а также Ичалковского педагогического училища введено изучение мокшанского и эрзянского языков. Перед дирек-

тивными органами поставлен вопрос о создании национальных отделении в педагогических училищах, расположенных в областях . и республиках страны с крупныЛ1 и ареалами мордовского населения. Важную роль призван сыграть целевой прием в саранские вузы лиц мордовской национальности из-за пределов республики. Предусмотрено направление татар на учебу в вузы Казани. На базе института усовершенствования учителей организуются постоянно действующие курсы переподготовки учителей мордовских языков. 5 чителя татарского языка будут направляться для переподготовки в Казань.

Большое значение в деле дальнейшего развития мордовского этноса, этнокультурных связей имеет последовательная реализация «Программы развития мордовской социалистической нации и совершенствования межнациональных отношений в Мордовской АССР», разработанной Мордовским областным комитетом КПСС на базе рекомендаций ученых, творческих союзов, общественных организации. В этом документе значительное внимание уделено мордовской общеобразовательной шко,-;<е. Предлагается обучать детей по типовому учебному плану национальных школ РСФСР с обязательным изучением родного языка и литературы. Для этого в 1 — 4-х классах основным языком обучения станет родной (мок- -шанский, эрзянский, татарский), а русский язык будет изучаться :/как предмет. В 5 — 11-х классах учебные предметы будут преподаваться на русском 5тзыке, а родной станет изучаться-как предмет. В дошкольных национальных учреждениях намечается вести обучение и воспитание детей на родном языке, в детских садах со смешанным контингентом предлагается выделить национальные группы для, последующего формирования из их числа национальных классов (Сов. Мордовия. 1989. 25 авг.).

Расширяется выпуск учебно-методической .литературы, призванной ^облег-чить изучение мордовских языков. Предусмотрено издание академических

словарей (мокшанско-русского и эр-зянско-русского), школьных двуязычных словарей, учебников на национальных языках для национальных отделении вузов, а также для учащихся, обучающихся по программе русско-мор-довского двуязычия. В ближайшие годы увеличится выпуск популярной литературы по истории п культуре мордовскою народа, причем границы ее распространения не будут замыкаться пределами Мордовской АССР, а охватят и другие ареалы проживания мордвы.

Большие качественные преобразования произойдут й в работе прессы, которая является важным каналом развития национально!! культуры, формирования гармоничных межнациональных отношений, патриотического и интернационального воспитания. Событием в жизни республики стало открытие па Гостелерадио уроков на родных языках, вызвавшйх ийгерес не только у мордвы, но и у некоренного населения, С 1990 года газеты «МЬкшень правда» и «Эрзянь правда» включены в общесоюзный каталог, что позволит

I

распространять их по подписке ^среди мордовского населения всей страны. Это ко многому , обязывает редакции •газет, которые должны ориентироваться на мордовское население не только Мордовии, но и всего Союза ССР Опросы читателей показывают,' что они ждут от национальных газет публикаций, которые бы раскрывали проблемы развития национальной культуры, быта, народных традиции, истории, современного положения мордвы в семье братских народов страны, этносоциа'ль- -ные и этнокультурные процессы, пере-жйваемые ею, выражали интересы мордовского народа.

В перечне мер, предусмотренных вышеназванной программой, имеется раздел, посвященный развитию различных форм идеологической работы на мордовских языках, в том числе лекционной пропаганды. Хорошие отзывы получили, к примеру, выступления лекторов нашей республики на родном языке среди, мордвы Куйбышевской области. Эту, практику нужно расширять,

активнее направлять в области с компактным мордовским населением лекторов, владеющих мордовскими языками, из числа деятелей науки, литературы и искусства.

Современная общественно-политическая ситуация требует повышенного внимания к развитию национальной культуры, укреплению ее материальной базы, подготовке кадров. По инициативе областного комитета партии из Мордовии пять лет назад была направлена группа талантливой молодежи на учебу в мордовскую студию Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина. Выпускники этой студии составили первую труппу национального театра, открытого 1 августа 1989 года.

Необходим глубокий анализ процессов развития мордовских литературных языков, их обогащения, кодификации. Обнажить проблемы этих языков и подсказать пути их решения поможет научно-практическая лингвистическая конференция, которую намечено провести в 1991 — 1992 годах.

В условиях перестройки, демократизации, создания правового государства особую актуальность приобретают задачи совершенствования межнациональных отношений, интернационального воспитания. Извлекая уроки из прошлого, анализируя настоящее, партия стремится поднять работу по совершенствованию межнациональных отношений на новый уровень, выработать эффективные меры по осуществлению ленинской национальной политики, пронизанной духом уважительного и бережного отношения к народам, их

языку, истории, культуре. Административно-командные методы насаждения интернационализма, его бестактная и неумелая пропаганда, когда под флагом борьбы с шовинизмом и надиона-лизмом подавлялись любовь и интерес к родному языку, к родной культуре, нанесли серьезный ущерб интернациональному воспитанию. И единственный путь воспитания подлинное интернационализма — это признание самобытности национальных культур, их уникальной ценности, всемерное их развитие, обеспеченное правовыми мерами, исключающими какую бы то ни было дискриминацию и неуважение.

Для совершенствования интернационального и патриотического воспитания трудящихся республики следует активизировать работу музея интернациональной дружбу в Саранске, заводских и школьных музеев, центра по интернациональному и патриотическому воспитанию в университете. Мордовский обком КПСС предусмотрел и ряд других социально-экономических н

культурно-просветительных мер, направленных на экономический, соди-

альный и культурный подъем мордовской социалистической нации, других народов, проживающих з ресруодщсе, гармонизацию их взаимоотношений-

Итак, максимальное развитие, а не свертывание потенциала каждого из народов СССР — магистральная линия ленинской национальной политики КПСС. Только она может гарантировать успех перестройки, друядаую, сплоченную деятельность всех советских народов по революционному обновлению нашей жизни.

СЛОВО НАРОДНОМУ ДЕПУТАТУ СССР

ДЕЙСТВОВАТЬ СООБЩА

(интервью с А. К, ОСИПОВЫМ)

Один из народных депутатов СССР, витель Мордовского университета, за которого отдали свои голоса изби- Анатолий Константинович Осипов — - ратШи нашей республики, —г предста- кандидат химических наук, доцемт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.