6. Griffo, R., Spanevello, A., Temporelli, P.L., Faggiano, P., Carone, M., Magni, G., Ambrosino, N. and Tavazzi, L. (2017), "Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicenter Italian survey", Eur J. Prev. Cardiol., Vol. 24, No. 6, pp. 567-576.
7. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.
8. Karpova, S.N. and Prigoda, G.S. (2019), "Technology of use of the unified training complexes during physical training of students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No. 6, pp. 113-117.
9. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
10. Magda, SH Afifi. (2017), "The Role of Quercetin on some Cardio-Vascular Parameters in Ratswith Insulin Resistance Syndrome", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, No. 8 (5), pp. 460-469.
11. Nockov, N.A. (2015), "Increase in level of physical activity as factor of strengthening of health of pupils and student's youth", Bulletin of the pedagogical university, No. 69, pp. 144-150.
12. Petina, E.Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.
13. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2017) "Differentially diagnostic criteria of the cardiovascular system in practicing rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 181-184.
14. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Student's sport and improvement of quality of formation of disciplines on physical culture in the context of "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 47-67.
15. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neuro touch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.
16. Scherbakova, V.P. (2016), "Adapted working program for the subject "Physical culture" for students with limited opportunities of health and special educational needs", available at: https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetu-fizicheskaya-kultura-dlya-studentovsogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2020
УДК 378.147
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ
Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, МИРЭА - Российский технологический университет г. Москва; Светлана Игоревна Бочкарева, старший преподаватель, Елена Юрьевна Сысоева, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова г. Москва
Аннотация
В данной статье представлен теоретико-практический материал относительно оздоровительного воздействия плавания в системе учебных занятий по физическому воспитанию. Преимущество усовершенствованной программы - использование в занятиях современных фитнес-технологий, направленных на воздействие физического состояния студентов, имеющих высокий, средний, или низкий уровень физической подготовленности, а также для студентов, входящих в специальные медицинские группы.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов, плавание, аквафитнес, дифференциация средств плавания.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p439-443
TECHNOLOGY FOR CONDUCTING TRAINING SESSIONS IN SWIMMING
Svetlana Yurievna Tatarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, MIREA - Russian Technological University, Moscow; Svetlana Igorevna Bochkareva, the senior teacher, Elena Yurievna Sysoeva, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The article presents the theoretical and practical material on the health-improving effects of swimming as part of the physical education curriculum. The advantage of the updated program is advanced fitness technologies applied at classes for students with high, average and low levels of physical fitness, as well as for students in special medical groups.
Keywords: University physical education, swimming, aqua fitness, differentiation of swimming techniques.
ВВЕДЕНИЕ
Динамично развивающееся общество предъявляет новые требования и к изменениям общественной деятельности во всех сферах. Социально-культурные институты, влияющие на процесс формирования социального опыта у молодежи, вовлечены в процесс инновации не меньше, необходим поиск новых технологических моделей образования, социализации и реабилитации [5].
В настоящее время технологии, различие учебных программ по плаванию обусловлены ухудшением состояния здоровья, увеличением потребности в личностно ориентированном, инновационном подходе к процессу физического воспитания студенческой молодежи. Таким образом, появляется необходимость поиска программы для студентов с высоким, средним или низким уровнями освоения стилей плавания и физической подготовленности, а также не умеющих плавать; студентов специальной медицинской группы, инновационные комплексы упражнений для девушек, группы упражнений, в которых сочетается аэробная нагрузка циклического и ациклического характера.
Социокультурный потенциал свободного времени влияет фактически на все сферы жизнедеятельности общества и личности, в частности на духовно-нравственные виды и формы рекреационного времяпровождения [6].
Число студентов в вузах, которые состоят в списке специальных медицинских групп, увеличилось в 2 раза и в среднем составляет к 30%. Наряду с этим, показания аналогичны также в общеобразовательных учебных заведениях [4].
Оздоровительная эффективность занятий с нагрузкой на воде обусловлена тем, ее плотность в 775 раз больше, чем плотность воздуха, из чего следует, что при плавании и выполнении упражнений на водной поверхности последние затруднены, что является результатом высоких энергозатрат - от 200 до 400 ккал/ч. Во время занятий плаванием увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина, - данный эффект наблюдается даже при разовом проведении упражнений в воде. Постоянно преодолевая сопротивление воды, многоплановую нагрузку получают не только крупные мышцы ног, рук, туловища, но и также большое количество мелких мышц, в связи, с чем у занимающихся повышается физическая выносливость и подготовленность.
Физические упражнения часто требуют проявления целого ряда неординарных личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает ценные для жизни черты и качества личного характера [1].
Для расширения спектра используемых теоретико-методических приемов и повышения результативности при обучении студентов специалистами рекомендуется сочетание в процессе обучения занятиям в водной среде несколько видов двигательной актив-
ности. Таким образом, например, включение в занятия элементов некоторых функциональных блоков по аква-аэробике способствует повышению у студентов уровня функциональных возможностей основных систем организма [3] .
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Разграниченный подход на занятиях по плаванию для студентов МИРЭА - Российского технологического университета заключался в разработке программы подготовки студентов с высоким, средним и низким уровнями физической подготовленности, для студентов специальных медицинских групп с элементами аквафитнеса и не умеющих плавать. Так, студентам с высоким уровнем физической подготовленности предлагалось спортивное плавание - дистанции до 3000 м за занятие вместе с акцентом на формирование выносливости, также решение поступательное увеличение скорости на протяжении дистанции, определение спортивной специализации, повышение функционального состояния.
Студентам со средним уровнем физической и плавательной подготовленности -дистанцию до 1500 м за занятие. При этом сочетая применение как оздоровительного, так и спортивного плавания, проводилось обучение совершенствованию техники плавания. К особенностям работы с данной группой студентов следует также отнести формирование выносливости.
Для студентов с низким уровнем физической и плавательной подготовленности, а также для не умеющих плавать - акцент на оздоровительное и лечебное плавании, аква-фитнес, освоение базовых гребковых движений, однократная дистанция - от 25 до 50 м, за все занятие - до 150-300 м.
Контрольные нормативы выполнялись в виде проплывания без специальных поддерживающих средств. Особенность работы в данной группе - формирование у них «ощущения плавучести», скольжения и контроля своего тела в водной среде. Упражнения аквафитнеса для данной группы студентов проводились на глубине 160 см и включали в себя разнообразные группировки, прыжки, приведение и отведение рук, продвижения по дну бассейна. В подготовительной части занятия решались задачи относительно адаптации к водной среде, отдельных техник по освоению гимнастических движений в воде. В подготовительную часть занятия включались элементы по аква-аэробике, а в заключительной части использовались элементы аква-фитнеса [2]. Основной частью являлось обучение технике плавания, повышение общей физической подготовки организма, преодоление отрезков по 15-25 м, выполнение дыхательных упражнений; заключительная часть - дыхательные упражнения, гидромассаж, стретчинг. Для совершенствования системы оценки занятий разработаны контрольные упражнения с указанием нормативов для девушек и юношей основной медицинской группы:
- преодоление на время дистанции 25 м вольным стилем;
- дистанции 25 м брассом на время;
- преодоление дистанции 100 м на спине с плавательной доской и параллельным движением ногами кролем;
- дистанция под водой 10-12,5 м;
- дистанция 150-200 м избранным способом.
Для студентов подготовительной и специальной медицинской групп - преодоление дистанции от 25 до 150 м избранным способом плавания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 представлены результаты динамики физического воспитания в плавании девушек, в течение года занимавшихся в бассейне по усовершенствованной программе подготовки, представленной выше. Анализ результатов контрольных упражнений показал, что девушки, посещающие уроки физической культуры в бассейне, значительно
повысили уровень физической подготовленности.
Таблица 1 - Динамика результатов в плавании девушек 1 курса
Контрольные упражнения Октябрь 2018 г. Май 2019 г.
1 Вольный стиль - 25 м, с 37,9±16,1 29,4±14,9
2 Брасс - 25 м, с 44,6±12,2 39,2±10,8
3 Плавание на спине с доской, м 41,5±13,4 84,1±19,5
4 Плавание под водой, м 5,1±2,3 9,2±1,8
5 Плавание на выносливость, м 74,3±25,6 150,4±24,2
Это подтверждается достоверными различиями в трех контрольных упражнениях из пяти, наилучший эффект достигнут в плавании на выносливость; так, в начале года девушки преодолели дистанцию в 80,3 м, а в конце года - в 160,4 м, также удвоился результат в плавании на спине с доской - от 45,7 м до 89,1 м. Анализ динамики (таблица 2) результатов контрольных упражнений показал, что юноши также продемонстрировали повышение уровня физической подготовленности.
Таблица 2 - Динамика результатов в плавании юношей 1 курса
Контрольные упражнения Октябрь 2018 г. Май 2019 г.
1 Вольный стиль, 25 м, с 28,7± 12,1 24,6±11,9
2 Брасс 25 м, с 34,8±14,3 30,1±13,8
3 Плавание на спине с доской, м 63,7±18,6 98,6±19,5
4 Плавание под водой, м 9,6±2,8 12,6±1,6
5 Плавание на выносливость, м 116,2±28,6 184,6±24,6
При этом выявлены достоверные различия в двух контрольных упражнениях из пяти: в плавании на спине с доской - с 65,7 м до 102,6 м и в плавании на выносливость -с 126,0 м до 199,8 м.
ВЫВОД
Разграниченный подход к занятиям по плаванию со студентами экономического вуза способствовал повышению уровня физической подготовленности, а также расширению представлений об упражнениях в воде, их направленности, технологии увеличения физической нагрузки и приобщению к регулярным занятиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешин, В.В. Физическая подготовка студента : учебное пособие / В.В. Алешин, С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров. - Москва : Научный консультант, 2018. - 98 с.
2. Воспитательная работа с иностранными студентами при формировании навыка плавания в процессе занятий по физической культуре / О.Н. Логинов, Е.Г. Стадник, Е.В. Любина, С.Ю. Татарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 174-180.
3. Повышение уровня физической подготовленности студентов юношей на основе включения функциональных уроков по аква-аэробике в систему учебных занятий по физической культуре / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, Ю.В. Шакирова, С.Ю. Татарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 192-197.
4. Татарова, С. Ю. Морфогенез физического здоровья и социализации студенческой молодежи / С.Ю. Татарова, А.Н. Сафонов, В.Б. Татаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 417-421.
5. Татарова, С.Ю. Рекреативные технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи : монография / С.Ю. Татарова. - Москва : Финансовый университет, 2015. - 200 с.
6. Татаров, В.Б. Перспективное направление возрождения народных состязательно-игровых упражнений в физическом воспитании / В.Б. Татаров, А.Н. Сафонов, Т.Е. Симина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 305-310.
REFERENCES
1. Aleshin, V.V., Tatarova, S.Yu. and Tatarov, V.B. (2018), Physical training of a student: tutorial, Scientific consultant, Moscow.
2. Loginov, O.N, Stadnik, E.G, Lyubina, E.V. and Tatarova, S.Yu. (2018), "Educational work with foreign students in the formation of swimming skills in the process of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 174-180.
3. Lubina, E.V., Simina, T.E, Shakirova, Yu.V. and Tatarova, S.Yu. (2018), "Improving the level of physical fitness of young students based on the inclusion of functional lessons in water aerobics in the system of training sessions in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 192-197.
4. Tatarova, S.Yu., Safonov, A.N., and Tatarov, V.B. (2019), "Morphogenesis of physical health and socialization of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 417-421.
5. Tatarova S.Yu. (2015), Recreational technologies offormation of a healthy lifestyle of student youth, monograph, University of Finance, Moscow.
6. Tatarov, V.B., Safonov, A.N. and Simina, T.E. (2020), "Perspective direction of development of folk applied-game exercises in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 305-310.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2020
УДК 796/799
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ МЫШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ
НА ДОСТИЖЕНИЯ В СПОРТЕ
Александр Михайлович Трофимов, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Карташова, старший преподаватель, Андрей Юрьевич Кравцов, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; Ольга Станиславовна Пона-рина, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ксении Семеновны Константиновой
Аннотация
Введение. Скелетные мышцы человека формируются волокнами двух типов - быстрыми и медленными. Наличие дифференциации мышечных волокон предопределяет наличие мышечной композиции. Является доказанным тот факт, что индивидуальная мышечная композиция мышц в значительно мере предопределяет состав видов спорта, в которых человек сможет достичь самых высоких для себя результатов. В статье представлены результаты исследования факторов, влияющих на результативность занятий спортом человеком с той или иной мышечной композицией, и показаны теоретически установленные механизмы такого влияния. Цель исследования. Изучение свойств мышечной композиции как фактора, определяющего предрасположенность индивида к занятиям определёнными видами спорта. Методы исследования. Анализ и синтез данных исследований в области психофизиологии и физиологии нервно-мышечной системы. Сопоставление данных визуальной оценки телосложения, занимающихся с результатами в избранных ими видах спорта. Результаты исследования и их обсуждение. Было установлено, что факторами, обуславливающими влияние мышечной композиции на результативность занятий видами спорта, являются: фактор технической сложности соревновательных двигательных действий; степень влияния отдельных компонентов физической подготовленности спортсмена на соревновательный результат; болевые ощущения, свойственные соревновательной деятельности того или иного вида.
Выводы. Учёт тренерами фактора - мышечная композиция, позволит им более продумано подходить к выбору содержания и методов тренировочного процесса в своём виде спорта, определять наиболее перспективные направления занятий в избранном виде спорта отдельных спортсменов, более точно оценивать эффективность тренировочного процесса.
Ключевые слова: типы мышечных волокон, мышечная композиция, двигательные единицы.