2. По вариативности длительности поединка женщины достоверно отличаются от мужчин (p<0,05). Размах варьирования у женщин составляет 17 с, у мужчин - 23 с.
3. В интервал от 0 до 9 с у женщин попадает 87,9% от всех результатов, у мужчин - 73,1%.
4. Силовая тренировка женщин в армрестлинге должна быть в большей степени сконцентрирована на развитии максимальной силы скелетных мышц, а у мужчин - максимальной силы и силовой выносливости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коршиков, В.М. Применение программы биомеханического анализа Kinovea в учебном процессе на факультете физической культуры и спорта / В.М. Коршиков // Сборник трудов / Липецкий гос. пед. ун-т. - Липецк, 2014. - С. 33-37.
2. Никулин, И.Н. Результативность выступления национальных сборных команд на международных соревнованиях по армрестлингу / И.Н. Никулин, Ф.И. Собянин, А.В. Посохов // Теория и практика физической культуры. - 2019. -№ 12. - С. 80-82.
3. Политов, А.В. Методика биомеханического анализа двигательных действий в армрестлинге с использованием современных информационных технологий / А.В. Политов, И.Н. Никулин, А.В Посохов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6. - С. 187-191.
REFERENCES
1. Korshikov V.M. (2014), "Application of the Kinovea biomechanical analysis program in the educational process at the Faculty of Physical Culture and Sports", Proceedings, Lipetsk State Ped un-t, pp. 33-37.
2. Nikulin I.N., Sobyanin F.I. and Posokhov A.V. (2019), "The effectiveness of the performance of national teams at international arm-wrestling competitions", Theory and Practice of Physical culture, No. 5, pp. 80-82.
3. Politov A.V., Nikulin I.N. and Posokhov A.V. (2017), "Methods of biomechanical analysis of motor actions in arm wrestling using modern information technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp.187-191.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2020
УДК 796.011
ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДНЫХ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ
Вадим Борисович Татаров, старший преподаватель, Александр Николаевич Сафонов,
кандидат физико-математических наук, доцент, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва; Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова им. Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация
В условиях современного мира, протекающих глобальных социально-экономических, политических перемен, изменений в обществе, духовное и нравственное сознание молодых людей претерпевает деформацию, в связи с чем предъявляются новые требования к образовательному процессу высшей школы, которые необходимо наполнять через возрождение богатых культурных образовательно-воспитательных традиций и такой немаловажной составляющей, как состязательно-игровое направление физического воспитания молодого поколения. При этом для достижения оптимального физического развития у будущих профессиональных специалистов необходимо интегрировать народное наследие, проявляющее себя в качестве оздоровительных традиций и всевозможных дисциплин физической культуры - это станет благоприятным условием развития общей культуры
личности и ее здоровья. Наряду с этим, ключевым условием, обеспечивающим эффективную результативность профессиональной деятельности, является наличие продуктивности, в основе которой лежит крепкое физическое и духовное здоровье. Таким образом, встает явная необходимость реализации обширного потенциала культурного наследия в физкультурно-спортивной среде для улучшения состояния физического воспитания студентов в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: педагогическая технология, состязательно-игровые традиции, народная физическая культура, прикладные физические упражнения, студенты, физическое воспитание, реставрация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p305-310
PERSPECTIVE DIRECTION OF REVIVAL PEOPLE'S COMPETITIVE-GAMING EXERCISES IN PHYSICAL EDUCATION
Vadim Borisovich Tatarov, the senior teacher, Alexander Nikolayevich Safonov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, MIREA - Russian technological University, Moscow; Tatiana Evgenyevna Simina, the candidate of pedagogical sciences, Plekhanov Russian University of Economics, State University of Management, Moscow
Abstract
In the conditions of the modern world, protectionism, global socio-economic, social changes, changes in the public, spiritual and moral consciousness, young people are undergoing deformation, and therefore the new requirements are being made regarding the educational process of higher education, tradition and upbringing of the young generation. At the same time, in order to achieve optimal physical development among the future professional specialists, it is necessary to integrate the folk heritage, which manifests itself as a healing tradition and all kinds of physical education disciplines; this will become a favorable condition for the development of the general culture of the person and health. Along with this, the key condition that ensures the effective performance of professional activities is the availability of productivity, which is based on the good physical and spiritual health. Thus, there is a clear need to realize the vast potential of the cultural heritage in the physical culture and sports environment in order to improve the state of physical education of students in the process of studying at the university.
Keywords: educational technology, competitive game traditions, national physical culture, applied exercises, students, physical education, restoration.
ВВЕДЕНИЕ
Возрождение, развитие и поддержание культуры физического народного воспитания - важная составляющая в воспитательном процессе молодежи, как необходимая часть самосохранения и развития потенциального запаса страны, требующего реализации. Молодежь являет собой не только частью населения сменяющее старое поколение, но и представляет собой обширную социальную группу, которая задействована в протекающих общественных процессах [2]. Традиция русских состязательно-игровых дисциплин является важной частью народной культуры, европейской культуры и культуры множества цивилизаций. Она, берущая свое начало в идеалах античности о представлении человеческого тела, как осуществившегося совершенства формы, представляет собой феномен, породивший современный спорт. На Руси всевозможные физические состязания, единоборства и игры играли важную роль в общественной жизни и обладали массовым распространением, сливаясь с народной жизнью, представляя собой часть национального характера. Такого рода народные традиции физической активности передавались из поколения в поколение, были явно распространены и направлены на укрепление физического и духовного здоровья. Социокультурный потенциал свободного времени влияет фактически на все сферы жизнедеятельности общества и личности, в частности на духовно-нравственные виды и формы рекреационного времяпровождения [6]. Стоит отметить и вносимые сменяющим поколением нововведения в этой части общественной жизни. Большую часть среди физически активного проводимого времени составляли активные и подвижные игры. Их
значение в качестве воспитательного агента огромно. В русской культуре и народности с древних времён спортивные игры и физические состязания занимали весьма значительное место с древнейших времён. Во времена языческих верований, физические игры носили соответствующий характер, например, празднование Костромы, Ярилы и др., которые зачастую сопровождались шумным весельем, песнопением, играми, прыжками через горящий костер, прятками в лесу и т. д.
Физические игры и состязания требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил »: с проворным и ловким движением тела, его членов - в этом происходит осуществление задуманного плана, необходима быстрота принятия решений, осмотрительность при его воплощении, наличие духа в критических ситуациях, неутомимость, настойчивость в приложении плана для достижения строго поставленной цели. Большинство народных игр и состязаний проходят на широких просторах природы, такая физическая нагрузка явно способствует развитию и укреплению всего состояния организма задействованных в ней. Культура народной физической нагрузки делится на следующие средства укрепления здоровья: укрепление физического здоровья натуральными методами
- баня, купание в проруби, босая ходьба, русский массаж; спортивные игры и состязания
- летняя лапта, состязания плясунов, городки и др.; рукопашно-прикладные единоборства
- кулачный бой, фехтование на палках, вольный бой, гимнастика и др. Анализ научной и исторической документации показал, что существующие игры носили массовый характер. Все принимали участие в спортивных играх и были задействованы в состязаниях, торжествах, плясках, хороводах и др. В праздники, редкие, свободные от труда дни, люди стремились отдохнуть от тяжелого физического труда, играли, состязались в единоборствах, участвовали в забавах в качестве зрителей. Однако состязания и игры являлись не только простой забавой и развлечением, а наряду с этим, они служили и воинской тренировкой перед боями с противниками, которых у представителей славянского этноса всегда было великое множество. Многие состязания и игры того времени сохраняли свою актуальность и в настоящее время в деле воспитания и укрепления здоровья молодежи.
Вот почему сегодня большое значение в культурно-образовательной среде вуза приобретает деятельность по обеспечению всестороннего развития студента, утверждению здорового образа жизни, по формированию у них потребности в физическом и нравственном совершенствовании, созданию условий для занятий любыми видами физической культуры, по организации профессионально-прикладной подготовки, профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, деятельность по объединению студентов в физкультурно-оздоровительные организации, физкультурно-спортивные студенческие общества, ассоциации, клубы [8].
Важнейшая задача государства, педагогов - сохранить, развить и передать следующим поколениям богатство мудрости и духовности наших предков в укреплении и поддержании здоровья населения.
Сегодня большое значение приобретает интегрирование в систему профессиональной подготовки такого важного компонента, как духовно-нравственное и физическое развитие личности студентов [7].
В современном мире, по мнению ряда ученых и педагогов, студенты в учебных заведениях России в должной мере не получают разъяснения относительно социальных ценностей, занимающих в России важное место. Именно сфере образования, которая являет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, целью которой является передача социального опыта человечества, есть поистине уникальная возможность для создания благоприятных социально-психологических условий для воспитания благожелательного отношения студентов России к физической подготовке и укреплению собственного здоровья [1].
Цель исследования. Теоретически обосновать и разработать содержание и структуру состязательно игровой технологии применительно к физическому воспитанию студентов
вуза и проверить ее результативность в опытно-экспериментальной работе.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В проведении опытно-экспериментальной работы участвовали студенты Российского технологического университета. В проходившем с сентября 2018 г. по май 2019 г. в три этапа исследовании, приняло участие 75 студентов (юношей) 1-го и 2-го курсов экспериментальной группы, контрольная же состояла из группа студентов количества 100 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опрос позволил выявить общее отношение молодого поколения к физическому воспитанию. 86,3% опрошенных высказали положительное мнение в отношении спорта и физической культуры, 13,6% респондентов остались нейтральными. Важно отметить, что никто из опрошенных не относится отрицательно к физическому воспитанию [3].
Нами было разработано следующее определение педагогической технологии восстановления былого статуса состязательно-игровых упражнений в физическом воспитании студентов в вузе: это структурная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих и направленных на достижение прогнозируемого результата - совершенствования физического состояния студенческой молодежи на основе проведения реконструкции культурно-народных традиций состязаний и игр в физическом воспитании студентов вуза. Для реставрации в физическом воспитании студентов вуза состязательно-игровых упражнений нами разработана следующая опытная технологическая цепочка подготовленности, формирование двигательных навыков из различных единоборств, поддержание и укрепление здоровья, формирование культуры традиционной народной системы укрепления здоровья. В начале тренировки проводились специальный комплекс упражнений на растягивание мышц и упражнения силовой подготовки в конце основной части занятия [9]. Наиважнейшими критериями критического анализа материалов о здоровье стали их функционально-жанровая типология и тематическая направленность [5]. Использованы следующие средства - физические упражнения, связанные с единоборствами: борьба «за вороток», «рукопашка», «стенка на стенку», «русская гимнастика» и т.д. 2-й семестр: февраль-март - занятия в спортивном зале. Основная задача профилактика простудных заболеваний, сохранение физической формы подготовки, формирование профессионально-прикладных навыков средствами народных единоборств. Средства упражнения «бой на бревне», фехтование на папках, стрельба из лука, лазанье на высоту, «кулачный бой», «вольный бой» и т.д. Март-апрель - занятия на открытом воздухе; основная задача - совершенствование навыков единоборств, поддержание эмоционального настроя, профилактика простудных заболеваний, повышение уровня физической подготовленности, оценка результатов физического воспитания на основе применения состязательно-игровой технологии.
Средства - «русская гимнастика», «взятие городка», «перетягивание каната», «вольный бой», «кулачный бой», контрольные упражнения по общей физической подготовке (бег на 100 и 3000 м, подтягивание на высокой перекладине, прыжок с места, челночный бег) и профессионально-прикладным навыкам («кулачный бой», «вольный бой» и «руко-пашка»). Теоретические знания оценивались на основе 40 разработанных контрольных вопросов, на которые студенты отвечали по экзаменационным билетам. Существует бесчисленное количество разных типов упражнений, но авторы убеждены, что каждый специалист может изобрести и свои собственные упражнения, исходя из собственных нужд и практики [10].
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен анализ полученных материалов, анализировались результаты по следующим критериям: физическая подготовленность, простудные заболевания (частота ОРЗ в учебном году), функциональная
подготовленность, владение приемами единоборств из народных боевых искусств, теоретические знания об истории развития и становления народной физической культуры.
Игровая соревновательная деятельность протекает в строго определенных условиях, которые требуют от студентов значительных усилий, то есть являются стрессогенными. Все командные игры предполагают наличие длительных физических нагрузок при частой смене и значительном разнообразии движений и действий [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ научно-исследовательской работы и учебно-методической литературы показал, что во многих университетских программах по физическому воспитанию учащихся отсутствует использование богатых традиций и потенциала состязательно-игровых упражнений народной физической культуры, на примерах которых необходимо формировать историческое отношение молодежи к прошлому, беречь его и эффективно образовывать со стороны традиционного физического воспитания. Разработана состязательно-игровая технология на основе использования культурного наследия народной физической культуры в интеграции с современной системой физического воспитания студентов в вузе.
В рамках проведенного исследования авторы разработали программно-методическое руководство по состязательно-игровой технологии, состоящее из следующих направлений физического воспитания студентов: культурно-народные оздоровительные игры, единоборства и состязания, физические упражнения на природе; единоборства с предметами; имитация исторических схваток.
Также реализована педагогическая модель осуществления состязательно-игровой технологии применительно к процессу физического воспитания студентов в вузе, состоящая из следующих элементов: блоки физических упражнений, критерии оценки и контроля, задачи и этапы осуществления экспериментальной технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитательная работа с иностранными студентами при формировании навыка плавания в процессе занятий по физической культуре / О.Н. Логинов, Е..Г. Стадник, Е.В. Любина, С.Ю. Татарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 174-180.
2. Татарова, С.Ю. Рекреативные технологии формирования здорового образа жизни студенческой молодежи : монография / С.Ю. Татарова. - М. : Финансовый университет, 2015. - 203 с.
3. Татарова, С.Ю. Эволюционные процессы развития России в оценках современной студенческой молодежи / С.Ю. Татарова, О.П. Кокоулина, В.Б. Татаров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 1. - С. 46.
4. Психологическая адаптация к условиям соревнований в игровых видах спорта / М.А. Кузьмин, С.Ю. Татарова, Ю.В. Шакирова, В.А. Жихорева, И.Н. Антонова, С.Ю. Витько // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 24-26.
5. Формирование имиджа здоровья Россиян средствами массовой информации / Е.Л. Панова, С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров, Г.Б. Кондраков // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 4. - С. 10-13.
6. Татарова, С.Ю. Морфогенез физического здоровья и социализации студенческой молодежи / С.Ю. Татарова, А.Н. Сафонов, В.Б. Татаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 417-421.
7. Татарова, С.Ю. Роль рекреативных технологий в формировании культуры здоровья студенческой молодежи / С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров // Вестник Тамбовского университета. Серия : гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (129). - С. 76-80.
8. Татарова, С.Ю. Формирование здорового образа жизни студентов в культурно-образовательной среде вуза / С. Ю. Татарова // Вестник Тамбовского университета. Серия : гуманитарные науки. - 2008. - № 5 (61). - С. 341-343.
9. Татарова, С.Ю. Эффективность совершенствования техники броска мяча в корзину у студентов баскетболистов / С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров // Теория и практика физической культуры -2017. - № 2. - С. 58.
10. Татарова, С.Ю. Специальные упражнения для совершенствования технико-тактической подготовки баскетболистов : учебное пособие / С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров. - М. : Финансовый университет, 2015. - 112 с.
REFERENCES
1. Tatarova, S.Yu., Loginov, O.N, Stadnik, E.G and Lyubina, E.V (2018), "Educational work with foreign students in the formation of swimming skills in the process of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 174-180.
2. Tatarova, S.Yu. (2015), Recreational technologies offormation of a healthy lifestyle of student youth, monograph, University of Finance, Moscow.
3. Tatarova, S.Yu., Kokoulina, O.P and Tatarov, V.B (2018) "Evolutionary processes of development of Russia in estimates of modern student youth", Physical culture: education, training, No 1, pp. 46.
4. Kuzmin, M.A., Tatarova, S.Yu., Shakirova, Yu.V., Zhihoreva, V.A., Antonova, I.N. and Vitko, S.Yu. (2018), "Psychological adaptation to conditions of competitions in game sports", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 24-26.
5. Panova, E.L., Tatarova, S.Yu., Tatarov, V.B. and Kondrakov, G.B. (2017), "Formation of image of health of Russians by mass media", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 10-13.
6. Tatarova, S.Yu., Safonov, A.N. and Tatarov, V.B. (2019), "Morphogenesis of physical health and socialization of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 417-421.
7. Tatarova, S.Yu. and Tatarov, V.B. (2014), "The role of recreational technologies in shaping the health culture of students", Bulletin of Tambov University. Series: humanitarian Sciences, No. 1 (129), pp. 76-80.
8. Tatarova, S.Yu. (2008), "Formation of a healthy lifestyle of students in the cultural and educational environment of the University", Bulletin of Tambov University. Series: humanitarian Sciences, No. 5 (61), pp. 341-343.
9. Tatarova, S.Yu. and Tatarov, V.B. (2017), "Efficiency of improving the technique of throwing the ball into the basket for students basketball players", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 58.
10. Tatarova, S.Yu. and Tatarov, V.B. (2015), Special exercises to improve technical and tactical training of basketball players, tutorial, University of Finance, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.01.2020
УДК 796.011
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ
Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, МИРЭА -Российский технологический университет, г. Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Александр Николаевич Сафонов, кандидат физико-математических наук, доцент, Вадим Борисович Татаров, старший преподаватель, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва; Ольга Петровна Козина, аспирант, Московская государственная академия физической
культуры, Малаховка
Аннотация
Первостепенной задачей высшей школы является разработка физкультурно-оздоровительных технологий и методик адаптивной физкультуры, в основании которых находятся параметры индивидуализации физических нагрузок. Преподаватель физической культуры сопровождает учащихся вузов в их физическом развитии и индивидуальном личностном развитии на протяжении всего времени обучения в вузе, он создает условия для раскрытия физического потенциала и побуждает студентов физическому самосовершенствованию. Педагог знаком с закономерностями развития психических черт молодежи, индивидуальных возрастных особенности, касающихся как физиологических изменений в организме, так и социальных факторов, влияющих на общественную жизнь личности.