Научная статья на тему 'Повышение функциональных возможностей кардио-респираторной системы у девушек студенток при использовании аквааэробных упражнений на мячах в воде'

Повышение функциональных возможностей кардио-респираторной системы у девушек студенток при использовании аквааэробных упражнений на мячах в воде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИТБОЛ (МЯЧ) / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / ЭКСПЕРИМЕНТ / FUNCTIONAL EXERCISES / FIT-BALL (BALL) / PHYSICAL FITNESS / CARDIORESPIRATORY SYSTEM / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симина Татьяна Евгеньевна, Прошкина Виктория Анатольевна, Оляшев Николай Владимирович, Логинов Олег Николаевич, Малова Любовь Павловна

Введение новых разработок с использованием функциональных упражнений, адаптированных к водной среде, на учебных занятиях по физической культуре обусловлено не только повышением рейтинга данных занятий у студенческой молодежи, но и внедрением в учебный процесс новых эффективных упражнений, позволяющих повысить функциональные возможности кардио-респираторной системы. В учебных группах, в которых большинство занимающихся девушки, использование большого разнообразия упражнений из различных фитнес-направлений особенно интересно и эффективно. В данной статье представлены основные элементы и комплекс разработанных функциональных упражнений с фитболом, используемые на учебных занятиях в плавательном бассейне с девушками в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту, направленных на повышение функциональных возможностей основных систем организма и развитие навыка удержания баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симина Татьяна Евгеньевна, Прошкина Виктория Анатольевна, Оляшев Николай Владимирович, Логинов Олег Николаевич, Малова Любовь Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the functionality of the cardiorespiratory system among the female students when using aqua aerobic exercises on balls in the water

The introduction of the new developments with using the functional exercises adapted to the aquatic environment in physical education classes is not only due to the increase in the rating of these classes among the students, but also to the introduction of the new effective exercises in the educational process, which allow to increase the functionality of the cardio-respiratory system. In training of the groups, in which most of the participants are girls, the use of a wide variety of exercises from different fitness areas is especially interesting and effective. This article presents the main elements and a set of developed functional exercises with fit-ball, used in training sessions in the swimming pool with girls in the framework of elective disciplines in physical culture and sports, aimed at improving the functionality of the main body systems and the development of balance retention skills.

Текст научной работы на тему «Повышение функциональных возможностей кардио-респираторной системы у девушек студенток при использовании аквааэробных упражнений на мячах в воде»

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКВААЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА МЯЧАХ В ВОДЕ

Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Государственный университет управления, г. Москва; Виктория Анатольевна Прошкина, старший преподаватель, Николай Владимирович Оляшев, кандидат педагогических наук, доцент, Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, Любовь Павловна Малова, преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация

Введение новых разработок с использованием функциональных упражнений, адаптированных к водной среде, на учебных занятиях по физической культуре обусловлено не только повышением рейтинга данных занятий у студенческой молодежи, но и внедрением в учебный процесс новых эффективных упражнений, позволяющих повысить функциональные возможности кардио-респира-торной системы. В учебных группах, в которых большинство занимающихся - девушки, использование большого разнообразия упражнений из различных фитнес-направлений особенно интересно и эффективно. В данной статье представлены основные элементы и комплекс разработанных функциональных упражнений с фитболом, используемые на учебных занятиях в плавательном бассейне с девушками в рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту, направленных на повышение функциональных возможностей основных систем организма и развитие навыка удержания баланса.

Ключевые слова: функциональные упражнения, фитбол (мяч), физическая подготовленность, кардио-респираторная система, эксперимент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p255-260

IMPROVING THE FUNCTIONALITY OF THE CARDIORESPIRATORY SYSTEM AMONG THE FEMALE STUDENTS WHEN USING AQUA AEROBIC EXERCISES

ON BALLS IN THE WATER

Tatiana Evgenievna Simina, the candidate of pedagogical Sciences, Plekhanov Russian University of Economics, State University of Management, Moscow; Victoria Anatolyevna Prosh-kina, the senior teacher, Nikolay Vladimirovich Olyashev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg Nikolaevich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, Lubov Pavlovna Malova, the teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

The introduction of the new developments with using the functional exercises adapted to the aquatic environment in physical education classes is not only due to the increase in the rating of these classes among the students, but also to the introduction of the new effective exercises in the educational process, which allow to increase the functionality of the cardio-respiratory system. In training of the groups, in which most of the participants are girls, the use of a wide variety of exercises from different fitness areas is especially interesting and effective. This article presents the main elements and a set of developed functional exercises with fit-ball, used in training sessions in the swimming pool with girls in the framework of elective disciplines in physical culture and sports, aimed at improving the functionality of the main body systems and the development of balance retention skills.

Keywords: functional exercises, fit-ball (ball), Physical fitness, cardiorespiratory system, experiment.

ВВЕДЕНИЕ

В рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту в высших учебных заведениях сохраняется необходимость в разработке и внедрении новых технологий и

методических подходов в систему учебных занятий по физической культуре [7, 3]. Для повышения эффективности и привлекательности занятий плаванием в группах, в которых большинство занимающихся - девушки, оправдано проведение занятий с функциональной направленностью [5, 9]. Хорошие показатели были выявлены от внедрения именно функциональных упражнений в занятия по физической культуре, при которых одновременно охватывается большое количество мышечных групп [2, 8, 10]]. Также, было выявлено повышение интереса обучающихся к функциональным упражнениям, из-за их сложно-координационной направленности и большой энергозатратности [2, 5, 8]. Несмотря на ранее разработанные методики, проблема недостаточной вариативности использования различных средств физической культуры в процессе учебных занятий плаванием сохраняет свою актуальность [1, 4, 6]. Авторами разработаны функциональные упражнения в новом формате, с использованием необычного для водной среды оборудования - фитболов (больших мячей). Проведена апробация учебных занятий плаванием с использованием фитболов в одной из частей урока. В эксперименте принимали участие девушки-студентки первого и второго курсов. Занятия проводились на базе спортивного бассейна ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», в рамках элективных дисциплин по физической культуре.

МЕТОДИКА ВКЛЮЧЕНИЯ КОМПЛЕКСА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА

ФИТБОЛЕ ДЛЯ ДЕВУШЕК

Основными задачами использования комплекса функциональных упражнений на фитболе являлись:

1. Адаптация организма к условиям водной среды [6, 9].

2. Развитие силовых качеств, координации, выносливости, улучшение суставной подвижности.

3. Повышение приспособительных реакций основных функциональных систем организма - сердечно-сосудистой и дыхательной.

В современном фитнесе лидирующие места по популярности занимают следующие функциональные программы: ТИХ, СгозбШ, РИЪаИ [10]. Мы адаптировали некоторые комплексы упражнений из данных программ к водной среде, используя базовое оборудование - фитболы. Функциональная тренировка в воде дает еще более мощный эффект, повышая адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуя развитию силовых качеств за счет напряжения различных мышечных групп при выполнении упражнений в воде во всех направлениях и преодолении оказываемого ею сопротивления и улучшая при этом подвижность в суставах. Кроме того, выполнение упражнений под музыкальное сопровождение способствует повышению настроения, нормализации работы центральной нервной системы, снижению эмоционального напряжения [2, 3].

Фитбол - надувной мяч большого размера, базовое оборудование для аэробики в залах. В занятиях с девушками студентами фитбол использовался при выполнении разнообразных функциональных упражнениях в воде. Комплексы упражнений составлялись в соответствии с задачами урока, например, на укрепление определенной мышечной группы. При выполнении комплексов упражнений с фитболами особенно эффективно прорабатываются мышцы пресса, спины и верхнего плечевого пояса, тренируется способность удер -жания равновесия на неустойчивой и подвижной опоре, совершенствуется работа вестибулярного аппарата.

Авторами разработаны и адаптированы к водной среде следующие упражнения на фитболе для девушек:

1. «Обнимая» мяч руками, удерживая себя с помощью баланса в вертикальном безопорном положении, выполнять движения ногами брассом, сведения-разведения прямых ног в стороны, бег «узкий», бег «широкий», движения ногами кролем вертикально;

2. Из положения лежа на фитболе, поочередно поднимать по одной руке вверх (вперед, в сторону), что значительно повышает способность удержания баланса, равновесия,

способствует улучшению координации и развитию вестибулярного аппарата. По мере освоения данных упражнений, выполнять их усложненную форму - поднимать две руки одновременно, балансируя телом и ногами;

3. Отжимания: из положения лежа на животе, опираясь на мяч руками, за счет активного разгибания рук стараться погрузить мяч под воду, «утопить» мяч;

4. Из положения лежа на фитболе на животе, выполняя движения ногами брассом, проплыть определенную дистанцию, удерживая баланс и стараясь не упасть с мяча в воду;

5. Из положения лежа на фитболе на животе, поочередно поднимать прямые ноги вверх, удерживая баланс на мяче;

6. Выполнять смену положения тела в воде (лежа, сидя, положение группировки, положение диагонали), удерживая мяч руками (ногами).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях апробации вышеприведенных упражнений для девушек, в период с сентября по декабрь 2019 года, проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие девушки 1-го и 2-го курсов.

Цель исследования - изучить влияние упражнений с фитболом в воде на изменение показателей развития физических качеств и на кардио-респираторную систему девушек-студенток. В экспериментальной группе (ЭГ) (21 девушка) студентки обучались плаванию по экспериментальной методике с включением разработанных упражнений на фитболе и одновременным освоением всех способов плавания, начиная с движений руками. В контрольной группе (КГ) (21 девушка) студентки обучались плаванию по традиционной методике с параллельно-последовательным освоением кроля на груди и на спине, включающей в себя разминку на суше в течение 5-7 минут, разучивание техники плавания кролем на груди и кролем на спине - спортивное плавание (основная часть), свободное плавание, игры или игровые задания, плавание на восстановление (заключительная часть). Девушки в ЭГ и КГ занимались плаванием 2 раза в неделю по 60 минут.

Для оценки скоростных способностей использовали контрольный тест - плавание на дистанцию 25 метров вольным стилем (старт выполнялся из воды). Для оценки выносливости использовали тест Купера, адаптированный к условиям водной среды. При этом учитывалась длина дистанции, которую проплывали девушки за 6 минут. Для оценки силовых способностей использовали контрольные тесты: сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту). Гибкость оценивали с помощью контрольного теста наклона вперед из положения стоя на гимнастической скамейке.

Для оценки показателей функциональных возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной систем использовали: измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, в подготовительной, основной и заключительной частях занятия и после окончания урока в течении 5 минут; измерение показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ) до и после эксперимента, тест Руфье-Диксона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследуемых показателей у девушек ЭГ и КГ представлены в таблицах 1 и 2. В результате проведенного эксперимента было выявлено, что у девушек ЭГ достоверно улучшились показатели плавательной подготовленности. К концу эксперимента девушки ЭГ преодолели дистанцию 25 м вольным стилем на 2,5 с быстрее (р <0,05). Длина дистанции, проплываемой девушками ЭГ за 6 минут, увеличилась на 41,3 м (р <0,05). При этом в КГ девушки к концу эксперимента проплыли дистанцию 25 м вольным стилем быстрее на 1,2 с и преодолели за 6 минут дистанцию на 23 метра большую, однако данные изменения не являются достоверными. К концу эксперимента у девушек ЭГ произошло достоверное улучшение показателей в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на 2,8 раза, в

поднимании туловища из положения лежа на спине на 3,8 раза и в наклоне туловища из положения стоя на 3,9 см (р <0,05). У девушек в КГ выявлена положительная динамика улучшения результатов в исследуемых показателях.

Таблица 1 - Изменение показателей плавательной подготовленности и основных физических качеств у девушек в ЭГ и КГ до и после эксперимента, (Х±о)_

№ Показатели КГ ЭГ

до после до после

1 Плавание 25 м в/с (сек) 22,7±5,12 21,5±4,71 23,5±5,27 21,0±4,59*

2 Тест Купера (6-мин. плавание) (м) 182,3±56,36 205,3±54,87 177,6±58,46 218,9±55,61*

3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) 12,8±5,81 14,6±5,47 13,1±5,63 15,9±5,52*

4 Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту) 38,6±4,29 40,5±4,21 37,5 ±4,52 41,3±4,18*

5 Гибкость (см) 7,8±4,36 8,9±3,93 7,3±4,68 11,2±4,23*

Примечание: х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р <0,05)

У девушек ЭГ к концу эксперимента достоверно снизилась ЧСС в покое на 6,4 уд/мин, что свидетельствует об адаптации сердечно-сосудистой системы к выполняемым нагрузкам. У девушек КГ также ЧСС в покое уменьшилась на 4,6 уд/мин, но данный показатель не является достоверным.

Таблица 2 - Изменение показателей функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у девушек в ЭГ и КГ, (Х±о)_

№ Показатели КГ ЭГ

до после до после

1 ЧСС, уд/мин. 82,4±12,61 77,8±11,58 82,8± 11,86 76,4±10,36*

2 ЖЕЛ, мл. 2498,0±327,13 2646,0±353,26 2481,0±318,42 2736,0±331,86*

3 Индекс Руфье 12,3±4,87 10,4±4,31 12,7±5,21 10,1±4,53*

Примечание: х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р <0,05)

Показатели ЖЕЛ достоверно улучшились у девушек ЭГ на 255 мл (р <0,05), а у девушек КГ выявлена положительная динамика их улучшения на 148 мл (р>0,05). Индекс Руфье достоверно улучшился у девушек ЭГ на 2,6 усл. ед. (р <0,05), а у девушек КГ - на 1,9 усл. ед. (р>0,05).

ВЫВОДЫ

Использование аквааэробных функциональных упражнений с фитболами при занятиях плаванием с девушками в рамках проведения учебных занятий по физической культуре доказало свою эффективность. Результаты педагогического эксперимента выявили статистически значимое положительное изменение у девушек в ЭГ показателей плавательной подготовленности и показателей развития таких физических качеств, как быстрота, выносливость, сила и гибкость. Использование данных упражнений также положительно повлияло на повышение функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем у девушек в ЭГ, что выразилось в достоверном улучшении исследуемых показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мотивационные факторы, повышающие интерес к занятиям физической культурой у студенческой молодёжи / Л.М. Столяр, О.Н. Логинов, Е.В. Любина, Т.И. Макаренкова // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 8. - С. 83-88.

2. Повышение функциональных возможностей организма женщин в контексте сохранения работоспособности в зрелом и пенсионном возрасте / Е.В. Любина, Л.Б. Андрющенко, Т.Е. Симина, Л.П. Малова, О.Н. Логинов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 6. - С. 50-51.

3. Любина, Е.В. Методика совершенствования физической подготовки студентов на основе включения комплекса аквааэробных упражнений в занятия плаванием / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, О.Н. Логинов // European Social Science Journal. - 2018. - № 5-2. - С. 225-229.

4. Любина, Е.В. Влияние кардио-уроков на здоровье женщин 18-34 лет в процессе занятий аквааэробикой / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, П.А. Соловьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 120-123.

5. Повышение уровня физической подготовленности студенток на основе использования функциональных уроков по аквааэробике / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, О.Н. Логинов, К.Э. Столяр // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 172-176.

6. Методика развития силовых качеств у студентов на основе включения силовых уроков по аквааэробике в систему учебных занятий плаванием / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, О.Н. Логинов, С.Ю. Витько // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 167-172.

7. Воспитательная работа с иностранными студентами при формировании навыка плавания в процессе занятий по физической культуре / О.Н. Логинов, Е.Г. Стадник, Е.В. Любина, С.Ю. Татарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 174-180.

8. Любина Е.В. Повышение уровня физической подготовленности студентов юношей на основе включения функциональных уроков по аквааэробике в систему учебных занятий по физической культуре / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, Ю.В. Шакирова, С.Ю. Татарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 192-197.

9. Симина, Т.Е. Особенности использования функциональных уроков по аквааэробике при обучении девушек плаванию / Т.Е. Симина, Е.В. Любина, П.Н. Звягинцев // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы VII Международной научно-практической очно-заочной конференции. - М., 2019. - С. 225-228.

10. Изменение функциональных возможностей кардио-респираторной системы у студентов при использовании аквааэробных упражнений в сочетании с элементами спортивного плавания // Е.В. Любина, Т.Е. Симина, С.Ю. Татарова, П.Н. Звягинцев, В.Б. Татаров / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 171-175.

REFERENCES

1. Stolyar, L.M., Loginov, O.N., Lubina, E.V. and Makarenkova, T.I. (2018), "Motivational factors that increase interest in physical culture among students", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 83-88.

2. Lubina, E.V., Andryuschenko, L.B., Simina, T.E., Malova, L.P. and Loginov, O.N. (2019), "Improving the functional capabilities of the organism of women in the context of maintaining health in adulthood and retirement age", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, рр. 50-51.

3. Lubina, E.V., Simina, T.E. and Loginov, O.N. (2018), "Methods of improving the physical training of students based on the inclusion of a complex of Aqua-aerobic exercises in swimming", European Social Science Journal, No. 5-2, рр. 225-229.

4. Lubina, E.V., Simina, T.E., Soloviev, P.A. (2018), "The influence of cardio lessons on the health of women 18-34 years in the process of water aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), рр. 120-123.

5. Lubina, E.V., Simina, T.E., Loginov, O.N. and Stolyar K.E. (2018), "Improving the level of physical fitness of students based on the use of functional lessons in aqua aerobics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), рр. 172-176.

6. Lubina, E.V., Simina, T.E., Loginov, O.N. and Vitko, S.Y. (2018), "Methodology of development of power qualities at students on the basis of inclusion of power lessons on aqua aerobics in system of educational occupations by swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), рр. 167-172.

7. Loginov, O.N., Stadnik, E.G., Lubina, E.V. and Tatarova, S.Y. (2018), "Educational work with foreign students in the formation of swimming skills in the process of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), рр. 174-180.

8. Lubina, E.V., Simina, T.E., Shakirova, Yu.V. and Tatarova, S.Y. (2018), "Improving the level of physical fitness of young students on the basis of the inclusion of functional lessons in aqua aerobics in the system of training in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), рр. 192-197.

9. Simina, T.E., Lyubina, E.V. and Zvyagintsev, P.N. (2019), "Features of the use of functional lessons in Aqua Aerobics when teaching girls swimming", Humanitarian education in the economic

university: materials of the VII International scientific and practical full-time conference, Moscow, рр. 225228.

10. Lyubina, E.V., Simina, T.E., Tatarova, S.Yu., Zvyagintsev, P.N., and Tatarov V.B. (2019), "Change of functional capabilities of cardiorespiratory system at students at use aquarobics exercises in combination with elements of sports swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), рр. 171-175.

Контактная информация: e-timokhina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2020

УДК 378.14

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВАМИ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Алексей Вячеславович Слободчиков, Санкт-Петербургский Университет Министерства внутренних дел России

Аннотация

В работе рассматриваются теоретические и эмпирические составляющие образовательного процесса, оказывающие значительное влияние на возможности управления коллективами учебных подразделений. В рамках исследовательской части была показана значимость и особенности проявления социально-психологических показателей в группах, а также отражена специфика проявления групповых эффектов в исследуемой выборке курсантов университета Министерства внутренних дел. В целом, в структуру оптимизации процесса управления учебными подразделениями вошли различные показатели, имеющие отношение к корпоративной культуре, особенностям группы и индивидуальности ее участников.

Ключевые слова: личность, группа, коллектив, учебная деятельность, эффективность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p260-265

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AS A CONDITION FOR OPTIMIZING TEAM MANAGEMENT WITHIN

EDUCATIONAL UNITS

Aleksey Vyacheslavovich Slobodchikov, St. Petersburg University of Ministry if Internal Affairs of the Russia

Abstract

Theoretical and empirical components of the educational process are studied within this work. Those have a significant impact on the ability to manage teams of educational units. Within the empirical part of the article the importance and peculiarities of the socio-psychological indicators in the groups are studied. Also, the characteristics of the group effects manifestation in the group of the Ministry of Internal Affairs' students are studied. Generally speaking, there are different indicators being included into structure of optimization of the educational units' management. Those indicators relate to corporate culture, group peculiarities and individual characteristics of group members.

Keywords: personality, group, collective, educational activity, efficiency.

Анализ теоретических исследований позволяет сделать вывод о том, что психолого-педагогическая составляющая процесса управления в системе образовательных организаций МВД значительным образом ориентирована на функциональный компонент деятельности и ее общую эффективность и, как следствие, непосредственным образом связана со спецификой и особенностями организации в целом. В свою очередь, структура организации включает в себя несколько основных составляющих, которые можно было бы разделить на два основных блока - это культура власти, проявляющая себя в определенной роли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.