81-86.
9. Nikolaev, E.L., Nikolaeva, O.V., Dubrovina, E.A. and Baburin, I.N. (2009), "Crease? Attack? Neurosis? Case attack psychovegetative disturbances in the cardiology hospital", Journal of Psychotherapy, No. 30, pp. 86-90.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.09.2019
УДК 796.011.3
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКВА-АЭРОБНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ
Елена Владимировна Любина, преподаватель, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, Светлана Юрьевна Татарова, кандидат педагогических наук, доцент, Петр Николаевич Звягинцев, преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва; Вадим Борисович Татаров, старший преподаватель, Российский технологический университет, г. Москва
Аннотация
Необходимость введения новых разработок по функциональным упражнениям для студенческой молодежи обусловлена не только целью повышения рейтингов занятий по физической культуре, но и использованием новых эффективных упражнений для улучшения работы кардиореспираторной системы. В данной статье представлены основные элементы и комплекс разработанных функциональных упражнений с фитболом, используемые на учебном занятии в рамках дисциплины по физической культуре и направленные, преимущественно, на повышение силовых способностей и развитие возможности удерживать баланс.
Ключевые слова: функциональные упражнения, фитбол (мяч), физическая подготовленность, кардиореспираторная система, эксперимент.
FUNCTIONAL ABILITIES CHANGES IN THE CARDIORESPIRATORY SYSTEM OF STUDENTS WHEN USING THE AQUA-AEROBIC EXERCISES IN COMBINATION WITH ELEMENTS OF SPORTS SWIMMING
Elena Vladimirovna Lubina, the teacher, Tatiana Evgenyevna Simina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Yurievna Tatarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter Nikolaevich Zvyagintsev, the teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Vadim Borisovich Tatarov, the senior teacher, Russian University of technology, Moscow
Annotation
The need to introduce the new developments covering the functional exercises for the students is due not only to improve the ratings of the physical education classes, but also to use the new effective exercises to improve the cardio-respiratory system. This article presents the main elements and set of the functional exercises with fit-ball, used in the classroom in frames of the discipline of physical culture and aimed primarily at improving the strength abilities and development of the ability to keep the balance.
Keywords: functional exercises, fit-ball (ball), physical fitness, cardiorespiratory system, experiment.
ВВЕДЕНИЕ
В рамках элективных дисциплин по физической культуре и спорту в высших учебных заведениях сохраняется необходимость в разработке и внедрении новых подходов в систему учебных занятий по физической культуре с использованием новых методик и тех-
нологий [1, 4]. Для увеличения эффективности занятий, уже выявленной нами в предыдущих экспериментах [3, 2, 4], мы решили продолжить двигаться в области проведения занятий функциональной направленности. Хорошие показатели были выявлены от внедрения именно функциональных упражнений в занятия по физической культуре, при которых одновременно охватывается большое количество мышечных групп [1]. Также, было выявлено повышение интереса обучающихся к функциональным упражнениям, из-за их сложно-координационной направленности и большой энергозатратности [1, 3]. Несмотря на ранее разработанные методики, проблема вовлеченности студентов и повышения эффективности занятий по физической культуре сохраняют свою актуальность [2].
Авторами разработаны функциональные упражнения в новом формате, с использованием необычного для водной среды оборудования. Проведена апробация занятий с использованием специального оборудования в условиях водной среды - фитболов, в сочетании с элементами спортивного плавания. В эксперименте принимали участие студенты-юноши первых и вторых курсов. Занятия проводились на базе спортивного бассейна ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», в рамках элективных дисциплин по физической культуре.
МЕТОДИКА ВКЛЮЧЕНИЯ КОМПЛЕКСА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА
ФИТБОЛЕ
Основными задачами использования комплекса функциональных упражнений на фитболе являлись:
1. Адаптация организма к повышенной нагрузке в водной среде.
2. Развитие силы, координации, выносливости, улучшение суставной подвижности.
3. Повышение приспособительных реакций основных функциональных систем организма - сердечно-сосудистой и дыхательной.
Функциональная тренировка - одна из самых эффективных тренировочных программ, позволяющая повысить как уровень физической подготовленности, так и функциональные возможности основных систем организма. Однако, необходимо учитывать, что при проведении занятий в воде, студентам требуется время для адаптации к водной среде [1].
В настоящее время очень популярны такие виды функциональных тренировок на суше как ТАВАТА, CROSSFIT, FITBALL, которые после адаптации к водной среде, были положены в основу новых программ и отдельных упражнений в воде. Функциональная тренировка в воде дает еще более мощный эффект, повышая адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует развитию скоростных способностей, улучшению подвижности суставов, снижению стресса в процессе учебной деятельности, нормализации работы центральной нервной системы и всех систем организма.
Фитбол - надувной мяч, известный ранее как оборудование для аэробики в залах. В занятиях со студентами фитбол использовался при выполнении разнообразных функциональных упражнениях в воде. Выполнение упражнений в воде происходит в положении «верхом» на мяче. Комплексы упражнений составлялись в соответствии с задачами урока, например, на укрепление определенной мышечной группы. При выполнении комплексов упражнений с фитболами особенно эффективно прорабатываются мышцы пресса, спины и верхнего плечевого пояса, тренируется способность удержания равновесия на неустойчивой и подвижной опоре, совершенствуется работа вестибулярного аппарата.
Авторами разработаны и адаптированы к водной среде следующие упражнения на фитболе:
1. Из положения лежа на фитболе, поочередно поднимать по одной руке вверх (вперед, в сторону), что значительно улучшает способность удержания баланса, равновесия, способствует развитию вестибулярного аппарата;
2. Из положения лежа на животе, опираясь на мяч руками, выталкивать себя вверх с помощью активного разгибания рук;
3. Из положения лежа на фитболе на животе, работая ногами брассом, проплыть определенную дистанцию, удерживая баланс и стараясь не упасть с мяча в воду;
4. Выполнять движения ногами кролем, дельфином и брассом, удерживаясь в горизонтальном положении лежа на фитболе (то же самое со сменой центра тяжести, меняя плоскости и направление движения).
5. Выполнять смену положения тела в воде (лежа, сидя, положение группировки, положение диагонали), удерживая мяч руками (ногами).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В целях апробации вышеприведенных упражнений, в период с февраля по май 2019 года, проводился эксперимент, среди юношей 1-х и 2-х курсов.
Цель исследования - изучить влияние использования упражнений с фитболом в воде на показатели физической подготовленности юношей студентов. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 20 юношей. В контрольную группу (КГ) вошли 19 юношей, которые занимались плаванием по традиционной методике, включающей в себя разминку на суше в течение 5-7 минут, разучивание техники плавания кролем на груди и кролем на спине -спортивное плавание (основная часть), свободное плавание, игры или игровое задание, плавание на восстановление (заключительная часть). Обе группы занимались 2 раза в неделю по 60 минут.
Для оценки скоростных способностей использовали плавание на дистанцию 25 метров вольным стилем (старт из воды). Для оценки выносливости использовали тест Купера, адаптированный к условиям водной среды, учитывалась длина дистанции, которую проплыли юноши за 12минут. Для оценки силовых способностей использовали контрольные тесты: сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу и поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту). Гибкость оценивали с помощью контрольного теста наклона вперед из положения стоя на гимнастической скамейке.
Для оценки показателей функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем использовали: измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое, а также в подготовительной, основной и заключительной частях занятия и после окончания урока в течении 5 минут; измерение показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ) до и после эксперимента, пробу Штанге (время задержки дыхания на вдохе).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследуемых у юношей ЭГ и КГ показателей представлены в таблицах
1 и 2.
Таблица 1 - Изменение показателей плавательной подготовленности и основных физических качеств у юношей в ЭГ и КГ до и после эксперимента, (Х±о)_
№ Показатели КГ ЭГ
до после до после
1 Плавание 25 м в/с (сек) 17,9±1,62 17,4±1,51 18,1±1,73 17,2±1,63*
2 Тест Купера (12-мин. плавание) (м) 498,4±81,16 526,2±77,18 493,5±80,27 536,2±76,83*
3 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) 22,6±4,89 24,4±4,47 23,2±4,68 25,4±4,73*
4 Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту) 42,2±3,21 43,4±3,28 41,8±3,27 43,3±3,23*
5 Гибкость (см) 2,7±6,38 5,4±6,89* 3,2±6,46 6,1±6,78*
Примечание: х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р <0,05).
В результате проведенного эксперимента было выявлено, что у юношей ЭГ достоверно улучшились показатели плавательной подготовленности в плавании на дистанции 25 м вольным стилем на 0,9 с и в 12-минутном плавании на 42,7 м (р <0,05). У юношей КГ
выявлена положительная тенденция улучшения исследуемых показателей. К концу эксперимента у юношей ЭГ произошло достоверное улучшение показателей в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на 2,2 раза и в поднимании туловища из положения лежа на спине на 1,5 раза (р <0,05). Однако в контрольном упражнении, оценивающем гибкость, достоверные улучшения показателей произошли как у юношей ЭГ, так и у юношей КГ на 2,9 и 2,7 см, соответственно. У юношей ЭГ и КГ к концу эксперимента достоверно снизилась ЧСС в покое на 8,7 и 5,8 уд/мин, соответственно, что свидетельствует об адаптации сердечно-сосудистой системы к предлагаемым нагрузкам.
Таблица 2 - Изменение показателей функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у юношей в ЭГ и КГ, (Х±о)_
№ Показатели КГ ЭГ
до после до после
1 ЧСС, уд/мин. 83,7±10,35 77,9±10,38* 84,3±10,82 75,6±9,93*
2 ЖЕЛ, мл 3873,0±441,14 3979,0±478,15 3775,0±448,42 3995,0±474,08*
3 Проба Штанге 68,9±26,78 77,6±29,37 66,4±26,73 80,2±29,91*
Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (р <0,05).
Показатели ЖЕЛ достоверно улучшились у юношей ЭГ на 220 мл (p <0,05), а у юношей КГ выявлена положительная динамика их улучшения. Время задержки дыхания на вдохе достоверно улучшилось у юношей ЭГ на 13,8 с (p <0,05), а у юношей КГ - на 8,7 с (p>0,05).
ВЫВОДЫ
Использование аквааэробных упражнений с фитболами в сочетании с элементами спортивного плавания в рамках проведения практических занятий по физической культуре для студентов доказало свою эффективность. Результаты педагогического эксперимента выявили статистически значимое положительное изменение у юношей в ЭГ показателей плавательной подготовленности и развития таких физических качеств, как быстрота, выносливость, сила и гибкость. Использование данных упражнений у юношей ЭГ также положительно повлияло на функциональные возможности их сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мотивационные факторы, повышающие интерес к занятиям физической культурой у студенческой молодёжи / Л.М. Столяр, О.Н. Логинов, Е.В. Любина, Т.И. Макаренкова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 8. - С. 83-88.
2. Патриотическое воспитание курсантской и студенческой молодежи на занятиях по физической культуре / О.Н. Логинов, Т.Е. Симина, О.П. Кокоулина, С.Ю. Татарова, Л.П. Малова // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания / под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва, 2019. - С. 497-503.
3. Повышение функциональных возможностей организма женщин в контексте сохранения работоспособности в зрелом и пенсионном возрасте / Е.В. Любина, Л.Б. Андрющенко, Т.Е. Симина, Л.П. Малова, О.Н. Логинов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 6. - С. 50-51.
4. Повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма у юношей на основе функциональных уроков по аква-аэробике / Е.Г. Стадник, Л.П. Малова, П.Н. Звягинцев, П.А. Соловьев // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания / под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва, 2019. - С. 253-257.
REFERENCES
1. Stolyar, L.M., Loginov, O.N., Lubina, E.V., Makarenkova, T.I. and Averyasov, V.V. (2018), "Motivational factors that increase the interest in physical training of student youth", Theory and practice
of physical culture, No. 8, pp. 83-88.
2. Loginovm O.N., Simina, I.E., Kokoylina, O.P., Tatarova, S.Yu. and Malova, L.P. (2019), "Patriotic education of cadets and students at the lessons of physical culture", Physical culture, sport and tourism: innovative projects and best practices: materials of International scientific-practical conference dedicated to the 90th anniversary of the founding of the Department of physical education. Ed. by L.B. Andryuschenko, S.I. Filimonova, Moscow, pp. 497-503.
3. Lubina, E.V., Andryuschenko, L.B., Simina, T.E., Malova, L.P. and Loginov, O.N. (2019), "Increase of functional possibilities of organism of women in the context of maintaining health and pension Mature age", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 50-51.
4. Stadnik, E.G., Malova, L.P., Zvyagintsevm P.N. and Soloviev, P. A. (2019), "Increasing the level of physical fitness and functionality of the body in young men on the basis of functional lessons in Aqua Aerobics", Physical culture, sports, tourism: innovative projects and best practices: materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of the Department ofphysical education. Ed. by L.B. Andryuschenko, S.I. Filimonova, Moscow, pp. 253-257.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2019
УДК 796.42:612
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ АНАЭРОБНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник,
Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, доцент, Елена Альбертовна Мухаева, студент, Наиль Шарибдянович Хаснутдинов, кандидат биологических наук, доцент, Юрий Васильевич Болтиков, кандидат педагогических наук, профессор, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта
и туризма, Казань
Аннотация
Использование уравнений множественной регрессии может быть одним из подходов оценки подготовленности атлета с учетом его морфологического профиля, например, для оценки анаэробной производительности мышц ног. Это может позволить с определенной долей вероятности прогнозировать результат в избранной спортивной дисциплине.
Ключевые слова: анаэробная работоспособность, моделирование, легкая атлетика, Вингейт-тест, спортсмены.
FORECASTING ANAEROBIC SPRINTER PERFORMANCE OF THE ATHLETES
Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, senior research associate, Audrey Sergeevich Nazarenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Elena Alber-tovna Mukhaeva, the student, Nail Sharibdyanovich Khasnutdinov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Yuri Vasilyevich Boltikov, candidate of pedagogical sciences, professor, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
The presented regression equation can be one of the methods for assessing the athlete's preparedness taking into account the morphological profile, and in our case, the method of assessing the legs muscles anaerobic performance. Such approach will allow with a certain degree of probability to predict the result in the chosen sports discipline.
Keywords: anaerobic performance, modeling, athletics, Wingate-test, athletes.
ВВЕДЕНИЕ
Моделирование и на его основе прогнозирование поведения различных биологических систем - актуальное направление в биологии, медицине, в спортивной