Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИИ И РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИИ И РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ И РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артюхова Т.Ю., Исмагилова З.А., Подкова К.Ю.

В статье представлена технология процедуры консультативной беседы профконсультанта в условиях Центра профориентации и развития квалификации с гражданами, обратившимися с вопросом по выбору сферы деятельности. Нами описана технология проведения профориентационной консультации с потенциальными или реальными безработными гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF CARRYING OUT THE CAREER GUIDANCE ADVICE IN TERMS OF CAREER AND SKILLS DEVELOPMENT

The article presents the technology of the consultative discussions of professional counselors in the Center proforientacii and skills development of citizens who question the choice of sphere of activity. We described the technique of the professional orientation consultations with potential or actual unemployed citizens.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИИ И РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

159.923.2 159.98

Артюхова Т.Ю., к.психол.н.

доцент

кафедра педагогики и психологии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет

им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого

Исмагилова З.А. директор Подкова К.Ю.

начальник отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и

развития квалификаций» Россия, г. Красноярск ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИИ И

РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В статье представлена технология процедуры консультативной беседы профконсультанта в условиях Центра профориентации и развития квалификации с гражданами, обратившимися с вопросом по выбору сферы деятельности. Нами описана технология проведения профориентационной консультации с потенциальными или реальными безработными гражданами.

Ключевые слова: технология, профориентационная консультация, центр профориентации и развития квалификации.

Artyukhova T. Yu., Candidate of Psychological Science, Associate

Professor,

Assistant Professor, Department of Pedagogy and Psychology

with the course of postgraduate education Krasnoyarsk state medical university named after the Professor V. F. Voyno-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk

Ismagilova Z. A., Director of KGBOUDPO «Krasnoyarsk regional center

for career guidance and development qualifications.»,

Russia, Krasnoyarsk

Podkova K. Yu, head of the promotion of the professional career KGBOU DPO «Krasnoyarsk regional center for career guidance and development

qualifications», Russia, Krasnoyarsk THE TECHNOLOGY OF CARRYING OUT THE CAREER GUIDANCE ADVICE IN TERMS OF CAREER AND SKILLS

DEVELOPMENT The article presents the technology of the consultative discussions of professional counselors in the Center proforientacii and skills development of

citizens who question the choice of sphere of activity. We described the technique of the professional orientation consultations with potential or actual unemployed citizens.

Key words: technology, career guidance counseling, field of activity, the center for career guidance and skills development.

Выбор профессии, проживание в профессии, профессиональный рост -важнейшие составляющие жизнедеятельности любого человека. Вопросы профессиональной ориентации граждан необходимо рассматривать с социально-экономической и психологической позиций.

По мнению Е.А. Климова, раньше была предусмотрена целенаправленная работа по формированию профессиональных намерений, начиная с дошкольного возраста, но на протяжении многих лет этот вопрос был пущен «на самотек». Данный процесс, к сожалению, привел к тому, что молодое поколение не готово к самостоятельному выбору профессии, у молодых людей не сформирована мотивация к осуществлению целенаправленной трудовой деятельности. Старшее поколение попадает в ситуацию, когда полученная профессия становится не востребованной в рамках определенных социально-экономических условиях и проч. [1].

Для решения подобного рода задач созданы центры занятости населения и создаются центры профориентации и развития квалификации.

В уставе КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций» (далее - Центр) определена цель деятельности учреждения: «совершенствование и развитие профессиональной ориентации; оказание услуг по психологической поддержке и социальной адаптации; содействие предпринимательской деятельности; исследование рынка труда и развитие национальной системы профессиональных квалификаций в Красноярском крае» [5].

В условиях Центра важно оказать в максимально короткий временной отрезок качественную государственную услугу по профессиональной ориентации, которая понимается как комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии как системы равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующих личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Е.А. Климов утверждает, что одна из главных целей системы профориентационной работы - оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. К основной из четырех подсистем профориентации относится профессиональная консультация, в рамках которой оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии [2].

Перед нами встала задача структурирования проведения консультативной беседы с целью обучения специалистов-

профконсультантов. К сожалению, в профессиональных источниках нам не удалось найти необходимого примера. Как правило, речь идет о проведении традиционной беседы в рамках психологического консультативного приема.

При построении технологии консультативной беседы мы исходили из понимания, что «стратегия психологического консультирования направлена на ориентацию клиента на принятие собственного выбора и ответственности за происходящее; понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения; ... планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение ситуации» [3].

В рамках Центра проводятся, как правило, индивидуальные консультации, однократные по времени, это может быть как консультация по личному обращению (в этом случае мотивация выбора профессии высока), так и по направлению (мотивация выбора профессии не выражена или не сформирована). Во время консультации предусмотрено дополнительное тестирование, смыслом которого мы видим как снятие эмоциональных барьеров в общении, так и перевод обратившегося из пассивной позиции в активную (после этого консультанту легче работать в направлении формирования личной ответственности за собственный выбор).

По необходимости предусмотрен комбинированный вариант консультации - применение других методов психологической помощи, например, социально-психологический тренинг.

В работах Р.В. Овчаровой рассматривается понятие «технология». Для нас наибольший интерес представляет понимание этого процесса как «рациональной последовательности использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда» [3]. Далее автор указывает, что в широком смысле слова «технология» понимается как способ осуществления деятельности (в нашем случае проведение консультации) на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения [4].

Представим разработанную технологию проведения профориентационной консультации._

Этапы Действия профконсультанта

Подготовка к консультации Консультант готовит рабочее место (включает ПК «Катарсис», отключает звук телефона, убирает его из поля зрения, готовит буклеты и др. материалы)

Встреча клиента Установление контакта Консультант здоровается, приглашает клиента присесть за стол (указывая рукой). При необходимости, немного изменяет свою позицию за столом, поворачиваясь к клиенту. Представляется (четко, внятно): - Здравствуйте, меня зовут - (имя, отчество, фамилия, должность). - Как я могу к Вам обращаться? Определяет готовность к консультации: - Для проведения консультации мне необходимы Ваши

Обозначение задачи консультации Определение запроса клиента Уточнение запроса документы: заявление о предоставлении государственной услуги, паспорт. Достаньте, пожалуйста. - Я буду заполнять некоторые документы, как на бумаге, так и в компьютере - пусть это Вас не смущает. - Для проведения консультации необходимо не более часа без учета времени на тестирование. Уточните, пожалуйста, Вы располагаете таким количеством времени? - Моя профессиональная задача - оказать Вам услугу по профессиональной ориентации. В ходе встречи Вам будет предложена информация, которая может стать основой вашего самоопределения с возможными направлениями профессиональной деятельности, соответствующими Вашим личностным качествам, интересам и склонностям, возможностям здоровья, с учетом ситуации на рынке труда (указывается территория, на которой проводится консультирование) для успешной реализации профессиональной карьеры. - Уточните, пожалуйста, с каким вопросом Вы пришли. - Правильно ли я понимаю, что Вы бы хотели определиться с выбором профессии? Или: необходимостью получения дополнительного профессионального образования и выбрать для себя наиболее подходящее направление для обучения?

Беседа по выявлению профессиональных интересов и склонностей Консультант проводит структурированную беседу с клиентом, например, применяя опросник Г.В. Резапкиной, фиксирует данные на бумаге и в ПК «Катарсис»

Тестирование клиента Обработка и фиксация результатов в ПК, доведение результатов до клиента Уточнение совпадения с ожиданиями - Для большего понимания и возможности определить Ваши профессиональные склонности и способности предлагаю Вам пройти тестирование. Как Вам удобнее работать с тестами - в электронном или бумажном варианте? - Важно, чтобы Вы максимально точно ответили на вопросы, которые Вам будут предложены. Отмечайте тот вариант, который первый придёт Вам в голову. - Предлагаю Вам рассмотреть результаты тестирования. Ваши профессиональные предпочтения находятся в сфере ..........., к ней относятся такие профессии, как: ............. - Скажите, (имя, отчество), совпадают ли результаты тестирования с Вашими профессиональными предпочтениями?

Информирование клиента Консультант имитирует беседу с клиентом, показывает справочно-информационные буклеты (рынок труда, предпринимательская деятельность), интернет-ресурсы.

Подготовка и обсуждение рекомендаций - Как Вы планируете использовать полученную информацию? - Как раз сейчас формируется группа на обучение по

курсу «.....», я могу Вас записать.

Выдача заключения, предложения о предоставлении государственной услуги по профессиональному обучению Консультант составляет заключение на компьютере, распечатывает 2 экземпляра - Прошу Вас ознакомиться и подписать заключение в 2-х экземплярах. Один экземпляр для Вас.

Завершение консультации Консультант: - И.О., ответила ли я на все Ваши вопросы? - До свидания, желаю Вам всего доброго!

Мы считаем, что содержание профориентационной консультации отвечает характерным признакам технологии: процессуальность как единство целей, содержания, формы, методов и результатов деятельности; совокупность методов изменения объекта и проектирование процесса изменения.

Технологии проведения профориентационной консультации предполагает эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, она будет воспроизводима в других условиях и другими специалистами, имеет четко выраженные этапы, связанные между собой, и имеется возможность корректировки на основе обратной связи с обратившимся гражданином.

Использованные источники:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов -н /Д: Из-во «Феникс», 2000. - 512 с.

2. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М.: Просвещение, 1996. - 95 с.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М: ТЦ «Сфера», 2000. - 448 с.

5. Устав краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций» (Электронный ресурс). Режим доступа: URL: http://www.kcp24.ru/16-dokumenty/122-ustav.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.