НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 2 (26) (summer 2019)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http://LLL21.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
I I U U U
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Выпуск 2 (26). Summer 2019
Главный редактор
Т. А. Бабакова
Редакционная коллегия
Э. Ванхемпинг О.Грауманн С. А. Дочкин З. Б. Ефлова М. В. Иванова А. В. Москвина Е. А. Раевская Э. Рангелова
B. В. Сериков
И. З. Сковородкина А. П. Сманцер И. И. Сулима И. В. Филимоненко
C. В. Шабаева
Редакционный совет
А. Г. Бермус Е. В. Борзова А. Виегерова Е. В. Игнатович А. Клим-Климашевска А. И. Назаров Е. И. Соколова
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Т. А. Каракан Е. В. Петрова Е. И. Соколова
ISSN 2308-7234
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Решением Президиума ВАК журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий (с 09.08.2018 г., «Педагогические науки»)
Журнал зарегистрирован в информационных системах РИНЦ (договор 473-08/2013)
и ERIH PLUS (18.06.15)
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: [email protected]
© ФГБОУ ВО «ПетрГУ» © авторы статей
ГУРТОВ Валерий Алексеевич
доктор физико-математических наук, профессор, директор Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ (г. Петрозаводск, Россия)
КОЛЕСНИКОВ Вадим Николаевич
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Института педагогики и психологии ПетрГУ (г. Петрозаводск, Россия)
kolesnikov@petrsu. ru
ПИТУХИНА Мария Александровна
доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики ФИЦ «Карельский научный центр РАН», профессор кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ (г. Петрозаводск, Россия)
pitukhina@petrsu. ru
ОТ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ К СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ*
Аннотация: в российском обществе существует проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг по профессионально-квалификационному составу. Причин дисбаланса несколько, но одна из них заключается в том, что профессиональная ориентация школьников традиционно направлена на выбор вуза или колледжа для получения образования, а не на построение осознанной карьерной траектории личности с учетом востребованности профессий, как это делается, например, в Финляндии.
В настоящее время в Финляндии сложилась передовая система профориентации, обеспечивающая своими ресурсами различные категории населения на протяжении всего жизненного пути человека. Эта система в своем развитии прошла три стадии (традиционную профориентацию; комплексное консультирование; самостоятельное конструирование своей жизненной и карьерной траектории). Находясь в настоящее время на третьей стадии развития своей системы профориентации, Финляндия стремится апробировать ряд инновационных инструментов, таких как концепцию «co-careering»; модель «VIP-консультирования», применение IT-технологий в выстраивании индивидуальных карьерных трендов.
Целью данной статьи является изучение передового финского опыта профориентации, нацеленного на проектирование будущей карьерной траектории каждым человеком самостоятельно и включающего элементы психологической поддержки и развития, социального комфорта и инклюзии.
* Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ: «Жить? Работать? или Уехать? Благополучие молодежи и жизнеспособность (пост) добывающих арктических промышленных городов России и Финляндии».
DOI 10.15393/j5.art.2019.4725 УДК 37.047
Ключевые слова: профориентация, консультирование, сопровождение, консультирование на протяжении всей жизни, Финляндия.
Для цитирования: Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2 (26), 2019, DOI: 10.15393/j5.art.2019.4725.
Gurtov V., Kolesnikov V., Pitukhina M.
FROM TRADITIONAL MODEL OF VOCATIONAL GUIDANCE TO HOLISTIC LIFELONG COUNSELLING: CASE OF FINLAND
Abstract: there is a gap of supply and demand in both Russian labor market and educational services market in terms of professional qualifications. The gap is caused by several reasons, and one of them is that high school students' vocational guidance system is traditionally aimed at choosing a university/ college rather than building an individual career path taking into account market demand (based on the example of Finland).
Nowadays Finland has both an advanced and unique lifelong counseling system. This system has been developed through three principal stages, namely: vocational guidance; holistic counseling; life design concept. Being at the third stage in its career guidance development, Finland is striving to implement a number of innovative tools such as «co-careering» concept; «VIP-model» for counseling, IT- technologies for individual career paths.
The purpose of this article is to study advanced Finnish practice in vocational guidance aimed at future career path designed by each person independently and including elements of psychological support, social comfort and inclusion.
Key words: vocational guidance, counseling, guidance, lifelong counseling, Finland.
Профориентация как теоретическая научная сфера, так и как практическая деятельность, востребованная в обществе, появилась в начале XX в. и была обусловлена стартом индустриализации и активным движением трудовых ресурсов. На протяжении XX в. основной вектор профориентации был направлен в сторону экономики [7]. Еще в 1975 г. в Конвенции Международной организации труда № 142 отмечалось, что «профориентация - это и политика, и программы, предназначенные для повышения способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на производственную и социальную среду». С тем, чтобы соответствовать новым вызовам, в 2008 г. была создана Европейская сеть по непрерывной профориентационной политике (European lifelong guidance policy network / ELGPN), целью которой стало развитие профориентации в образовательном секторе и секторе занятости [6]. В материалах Туринского процесса 2012 г. - European Training Foundation -уже фиксируется «необходимость создания новой системы профобразования и обучения (VET) в связи с тем, что профессии эволюционируют, меняются, а ряд профессий с развитием технологий исчезает».
Опыт различных стран (Великобритания, США, Франция, Швеция) в процессе эволюции национальных систем профориентации рассматривался в публикациях российских авторов С. С. Гришпуна [3] и И. Г. Шамсурадовой [10].
Обзор работ этих и других авторов представлен в статьях О. Н. Олейниковой [5], М. Б. Сизовой [8], А. Л. Фурсова [9].
В то же время лучший зарубежный опыт в части развития новых направлений профориентационной работы сконцентрирован в настоящее время в Финляндии и представлен в статьях I КеАлпеп, К Уиоппеп, I БИуопеп, Ь. Кобй [13; 17; 18; 26]. В отечественной литературе анализ финского опыта не представлен. В связи с тем, что Финляндия в настоящее время активно апробирует ряд инновационных инструментов в области профориентации (концепция «со-сагеегт§»; модель «У1Р-консультирования», применение 1Т-технологий в выстраивании индивидуальных карьерных трендов), а также в связи с недостаточной его изученностью, анализ финского опыта представляется особенно интересным и актуальным [1].
1. Эволюция финской системы профориентации. В Финляндии сложилась уникальная система профориентации, обеспечивающая своими ресурсами различные категории населения на протяжении всего жизненного пути человека. Эта система в своем развитии прошла несколько стадий и в настоящее время оценивается в мире как одна из самых высокоэффективных.
Условно стадии развития системы профориентации в Финляндии связаны со стадиями развития национальной экономики и захватывают следующие периоды [17; 26]:
- 1930-1960 гг. - индустриализация; традиционная профориентация;
- 1960-1990 гг. - государство благосостояния (постиндустриальное); комплексное консультирование;
- 1990 г. - наше время - постпрофессиональное (информационное) общество. Концепция «конструирования своей жизни».
На первой стадии главенствовал принцип: для каждого индивида своя профессия. Индивид и профессия должны подходить друг другу. Профессиональные психологи работали в центрах занятости, а учителя занимались профориентацией в школах. Данный период принято считать «золотой» эрой психологического тестирования.
На второй стадии происходило переформатирование фокуса консультирования. Расширилось понимание самого термина, теперь это не только предоставление информации о профессиях и оценка соответствия качеств человека требованиям профессии, но и формирование комплексного подхода к образовательному пути индивида. Появилась профессиия/должность профконсультанта в школе, и было начато обучение этой профессии в университете. Проводилось комплексное консультирование, использовались групповые и индивидуальные методы консультирования, направленные на поддержку развития ученика.
На третьей стадии в эпоху глобализации и перехода к информационному обществу ключевым фактором в жизни людей является способность ориентироваться в информационных сетях - материальных и нематериальных. Неопределенность становится доминирующим фактором на национальном рынке труда, миграция создает новые культурные возможности и проблемы. Фокус профориентации смещается на возможности человека и реализуется в концепции «конструирования своей жизни».
Каждая стадия развития системы профориентации диалектически включает в себя и развивает содержание предыдущей стадии.
Одним из элементов концепции «конструирования своей жизни» является постоянное развитие компетенций педагогов-профориентаторов. В статье финских ученых J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampsonen [14] показано, как социальные сети помогают в построении карьеры через распространение информации; предоставление разнообразного перечня услуг; совместный поиск карьерного пути, или «œ-careering». «Co-careering», или «совместное построение карьеры», - это концепция, предложенная J. Kettunen [12] и предполагающая развитие карьеры в онлайн-среде через обмен опытом, помощь друг другу, обмен рекомендациями и конструктивное решение вопросов в рамках членов интернет-сообщества.
2. Категориально-понятийный аппарат профориентации. Профессиональная ориентация в нашем сегодняшнем понимании - это обобщающее понятие для комплекса мероприятий и услуг, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве индивида. Термин «профессиональная ориентация» твердо закрепился в российской научной и общераспространенной лексике, образовательной среде, в законодательстве сферы образования, труда и занятости. Необходимо отметить, что за рубежом термин «профессиональная ориентация» и его буквальный перевод с русского языка («professional orientation») отсутствуют. В международной практике для обозначения этого российского термина используются понятия «карьерное планирование» и «развитие карьеры» («career planning, vocational guidance, career development») [4]. Согласно докладу OECD (Organisation for economic cooperation and development) [25], под карьерным планированием понимается широко развитая система перманентного консультирования по поводу планирования карьерной и образовательной траекторий, будущей профессиональной деятельности, повышения квалификации и профессиональной переподготовки на протяжении всей жизни человека.
Финские специалисты для обозначения выстроенной ими системы услуг используют два основных понятия guidance (руководство, сопровождение) и counseling (консультирование). Во всех документах фигурирует сочетание guidance and counseling.
Counseling означает оказание помощи в решении конкретной проблемы, связанной с самоопределением как при выборе, так и при реализации учебной и профессиональной деятельности. Guidance предполагает наличие широкого спектра услуг и мероприятий, обеспечивающих человека ресурсами для выработки и принятия жизненно важных решений и формирующих у человека компетенции, позволяющие эти решения принимать самостоятельно. Надо заметить, что система guidance and counseling не замыкается исключительно на вопросах профессионального самоопределения или подготовки к выбору профессии. Сферой деятельности guidance and counseling также являются помощь в учебе и решение проблем, связанных со школьной жизнью (например, формирование учебных навыков, пропуски занятий), поддержка и помощь в принятии
решений на переходных этапах (например, принятие решения о поступлении в гимназию).
Как уже отмечалось выше, российского термина, однозначно определяющего деятельность системы guidance and counseling, нет. В качестве синонимов counseling применяются термины консультирование, кураторство, наставничество, а в качестве синонимов guidance - сопровождение, руководство, тью-торство. Наиболее близкими терминами, по мнению авторов, являются консультирование и сопровождение. В то же время возможно и использование терминов коунселинг и гайденс.
До недавнего времени подразумевалось, что основной адресат guidance and counseling - это молодые люди, обучающиеся или завершающие свое обучение в школе и решающие задачи выбора будущей профессии. Сейчас считается, что система профориентации lifelong counselling должна охватывать все возрастные категории: от дошкольного детства до завершения трудоспособного возраста. В статье A. G. Watts, & R. G. Sultana [19] отмечается, что во всех странах-членах OECD профориентация рассматривается как общественное благо, связанное с обучением, развитием рынка труда и социальной справедливости. Особенно важен учет этих глобальных целей профориентации в контексте политики обучения на протяжении всей жизни, связанной с активной политикой на рынке труда и концепцией устойчивой занятости. Профориентация должна быть доступна не только для выпускников школ и безработных, но и для каждого человека на протяжении всей его жизни.
3. Политика формирования потребности у молодежи в построении и корректировке карьеры. Guidance and counseling в Финляндии строится на базовом принципе непрерывности образования (т. е. образования на протяжении всей жизни). Guidance and counseling сопровождает этот процесс, предлагая каждому возможность участия в различных формах активности и получения услуг, обеспечивая необходимые условия для осознания своих способностей, умений, компетенций, интересов. Guidance and counseling формирует готовность совершать обоснованные выборы, связанные с получением образования и профессиональной подготовкой; управлять личным образовательным маршрутом и профессиональной карьерой, развивая и реализуя свои способности и интересы.
В Финляндии на национальном уровне реализована правовая основа для guidance and counseling как на всех уровнях образования (от общего до высшего), так и для оказания услуг по трудоустройству. Кроме того, законодательство предусматривает предоставление муниципалитетами услуг по guidance and counseling для молодежи. Национальная стратегия lifelong guidance and counseling определяет цели и методы обеспечения непрерывного межотраслевого и многопрофильного сотрудничества на национальном, региональном и местном уровнях.
Финляндия последовательно работает над созданием согласованной и целостной системы lifelong counselling, которая была бы легкодоступной для всех людей в то время, в том месте и тем способом, которые наиболее соответствуют потребностям личности. Это сделано в тесном сотрудничестве и при взаи-
мопонимании между Министерством образования и культуры, Министерством экономики и занятости и другими ключевыми заинтересованными сторонами. Национальная межведомственная координационная группа дополняется 15 региональными рабочими группами по lifelong counselling.
Основная цель созданной системы - оказание адресной поддержки конкретным лицам в построении профессиональной траектории и в управлении своей карьерой на основе принципа непрерывного обучения. Каждый человек в Финляндии имеет право на получение услуг guidance and counseling независимо от того, учится ли он, работает или является безработным.
В частности, в Финляндии большое внимание уделяется построению индивидуальных карьерных траекторий с использованием IT-технологий. В статье J. Kettunen, R. Vuorinen, O. Ruusuvirta [15] выделяются четыре потенциала IT-сектора при реализации профориентационной деятельности - неиспользованный; развивающийся; признанный, но фрагментированный; стратегический. Эти направления включают в себя понимание политики/стратегии; обоснование использования IT-технологий в профориентации; доступ к IT-технологиям; оценку функционирования IT-сектора; применения онлайн карьерных сервисов; особенности финансирования; мониторинг/оценка результата применения IT-технологий. Каждый из этих потенциалов фрагментирован по направлениям использования IT-сектора в сфере профориентации. Так, например, использование IT-сектора рассматривается как средство для распространения информации; средство коммуникации один на один; пространство для построения карьерных сервисов; пространство для реформ и изменений.
4. Компетенции школьников в сфере guidance and counseling, формируемые в финской школе. Базовая школа в Финляндии включает 7-9-е классы, школьники учатся 30 часов в неделю. Политика в области обучения в базовой школе направлена на создание условий для получения каждым образования, отвечающего самим высоким стандартам благополучия и получения компетенций, необходимых для того, чтобы соответствовать требованиям динамичного и постоянно меняющегося современного общества.
Значительную часть этих компетенций у учеников в школе формируют школьные профконсультанты с использованием базовых учебников [11; 16]. Как правило, консультанты имеют базовое образование в области педагогики и дополнительное образование в области профориентации и консультирования или магистерскую степень в области профориентации и консультирования с эквивалентным объемом зачетных единиц. Guidance and counseling в школе проводится специалистами-профконсультантами, число которых зависит от количества учеников, обычно 1 консультант на 150-200 учащихся. В одной школе могут работать с полной учебной нагрузкой 2-3 профконсультанта. Программа предусматривает 76 часов на каждого школьника в 7-9-х классах. Работа проводится в индивидуальной и групповой формах. Кроме того, в организации профориентационных мероприятий участвуют и учителя-предметники.
Профориентационные уроки с классом проводятся, как правило, профессиональными консультантами. Предметом урока являются учебные навыки и школьная жизнь, самопознание, самоопределение в учебной и профессиональ-
ной деятельности, мир профессий и рынок труда. В 7-м классе на профурок выделяется 1 час в неделю, а 2 полных учебных дня в течение года школьники «работают» в организациях своих родителей, где знакомятся со спецификой их профессии и рабочим местом. В 8-м классе профурок проводится 1 раз в неделю, школьники знакомятся с миром профессий и проводят полную рабочую неделю на предприятии или в организации. В 9-м классе профориентационный урок также планируется 1 раз в неделю, но акцент уже делается на продолжение обучения или в гимназии («лукео»), или в профессиональном училище; школьники также работают полную рабочую неделю на предприятии по выбранной ими профессии. Факультативные предметы, такие как экономика домашнего хозяйства, деревообрабатывающие и металлообрабатывающие производства, электроника, СМИ, дополняют профориентационные уроки, для проведения которых разработаны учебники, включающие текстовые и иллюстрационные материалы по всем разделам, а также вопросы для понимания материала [11; 16].
Школьники и их родители имеют возможность консультироваться с учителями и профконсультантом по различным вопросам, как связанным с их индивидуальным обучением в школе, так и относительно перспективного образования в гимназии («лукео») или в профессиональном училище.
Консультант проводит уроки, организует и проводит встречи со школьниками и родителями во внеурочное время, обеспечивает информацией и консультирует по поводу учебы в школе, перспектив дальнейшего обучения и будущей работы. В его обязанности входит оказание помощи при выборе курсов по выбору, распределение учеников по классам, организация экскурсий в учреждения профессионального образования и в бизнес-компании, организация классных собраний и, кроме того, контроль за успеваемостью и подготовкой к выпуску (завершению обучения), помощь в поступлении в университеты. Объем индивидуальной работы профконсультанта со школьником обычно выше, чем объем учебных занятий со всем классом.
5. Консультирование в университете прикладных наук. В Финляндии после 12-го класса гимназии абитуриент может получить высшее образование или в классическом университете, или в университете прикладных наук. Завершая учебу в университете прикладных наук, студенты получают политехническую степень бакалавра. На этом уровне высшего образования система lifelong counselling реализуется применительно к текущим потребностям студентов в новых компетенциях.
Консультанты входят в штат профессорско-преподавательского состава университета. Например, в Karelia University of Applied Sciences (UAS) [22], где обучается 4 тысячи студентов, 21 штатный консультант, т. е. один консультант на 200 студентов. Организационно такую работу курирует студенческая служба - это подразделение, отвечающее за управление студентами и предоставление услуг студентам (вопросы, связанные с зачислением, правом на обучение, финансовой помощью, сертификатом об учебе и т. д.). Штатная численность -7 сотрудников плюс руководитель.
Учебное консультирование является систематическим, целенаправленным и гибким руководством. Оно может быть связано с содержанием обучения или с освоением компетенций или же может просто предоставлять информацию и поддержку. Консультирование непосредственно связано с процессом обучения и учитывает индивидуальную ситуацию студента в жизни и культурные аспекты. В зависимости от потребностей студента консультации могут быть индивидуальными или групповыми, а могут быть и виртуальными.
На разных стадиях учебы в университете акценты деятельности консультанта различаются. На ранней стадии - это вопросы начала учебы, расписания, управления временем, анализ трудностей и необходимость поддержки. На промежуточной стадии - соответствие успехов в учебе поставленным целям, анализ трудностей, необходимость изменения индивидуального плана учебы, прогресс в управлении временем, необходимость поддержки и консультирования.
На заключительной стадии и при подготовке диплома обсуждается, какой вид профессиональных компетенций приобрел студент во время учебы, в том числе для международного использования (языковые навыки, навыки взаимодействия, культурная компетентность, открытость, адаптивность, любознательность, поведенческая гибкость, а также способность работать в различных типах команд).
Как результат реализации системы учебного консультирования в Karelia UAS, число отчисленных студентов уменьшилось в три раза за период с 2012 по 2015 г., а число студентов, получивших 55 и более кредитов в один академический год, выросло в полтора раза. Число первокурсников, довольных системой учебного консультирования, выросло с 77 до 86 %. Число выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности, достигло 80 % [22].
6. Университетская подготовка профессиональных консультантов. Одна из причин высокого уровня развития системы профориентации в Финляндии заключается в том, как готовятся специалисты с высоким уровнем профессиональной теоретической и практической подготовки. Профконсультанты, которые работают в школах, должны иметь базовое высшее образование в сфере guidance and counseling или степень магистра в области образования, после чего им необходимо пройти дополнительную подготовку по профессиональному консультированию, основанную на изучении теории и практической деятельности на рабочих местах. Столь же высоки стандарты подготовки специалистов для работы в учреждениях и организациях системы занятости и экономического развития.
В настоящее время в Финляндии работает свыше 1300 профессиональных консультантов с высшим образованием. Большинство из них получили базовое образование бакалавриата (300 кредитов) или магистратуры (120 кредитов) в Университете Восточной Финляндии [21] или в Университете Ювяскюля [23]. Повышение квалификации по тематике консультирования составляет 60 кредитов при наличии базового педагогического образования и реализуется, кроме этих двух университетов, и в других образовательных организациях высшего образования.
7. О возможности трансфера финских стандартов и технологий в Россию. Использование финского опыта и технологий профориентационной работы в российских школах и университетах в эпоху глобализации и перехода к информационному обществу могло бы позволить более эффективно готовить молодых людей для жизни в современном цифровом мире [1]. Финская модель является хорошим ориентиром как в оценке современного состояния, так и в реализации перспектив развития системы профориентации в России.
Было бы несправедливым утверждать, что система профориентации в России является неэффективной и умалять работу специалистов и используемые ими профориентационные технологии. В конце 2018 г. в России стартовал масштабный проект ранней профориентации «Билет в будущее». Проект предполагает организацию профессиональных проб для школьников по семи кластерам профессий, школьникам-участникам проекта предлагается пройти онлайн тестирование с использованием современных методик, оценивающих способность делать самостоятельный выбор, профессиональные способности и интересы. С 2013 г. организуется работа Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». В мероприятиях форума, деятельность которого направлена на решение актуальных задач профессиональной ориентации и самоопределения, участвуют эксперты крупнейших компаний и образовательных организаций, школьники и педагоги.
В ряде регионов Российской Федерации накоплен опыт системного решения задач профориентации. Проект «Перспектива», реализуемый Тюменьским центром профориентации, включает в себя несколько направлений работы: организации межведомственного взаимодействия, методические разработки, подготовку кадров, работу с обучающимися школ и организаций профессионального и высшего образования (профориентационный элективный курс для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, возможность прохождения профессиональных проб в организациях и на предприятиях региона и многое другое).
Тем не менее, несмотря на сходство в определении основной цели существования профориентации как системы - формирование у человека готовности к самостоятельному профессиональному самоопределению и сопровождение его на разных этапах самоопределения, существует ряд расхождений, касающихся места и роли профконсультанта в построении работы со школьниками и взрослыми людьми, решаемых в процессе консультирования и др. В нашей стране роль профессионального консультанта в индивидуальной работе со школьниками, студентами явно преуменьшается, приоритет отдается технологиям, позволяющим одновременно проводить работу с большим числом клиентов, профессиональная ориентация школьников традиционно направлена на выбор вуза или колледжа для получения образования, а не на построение осознанной карьерной траектории личности с учетом востребованности профессий, как это делается в Финляндии. Стоит, однако, отметить, что эти расхождения существуют скорее не во взглядах специалистов-представителей профессионального сообщества, а тех, кто определяет политику в стране в области профориентации.
В освоении финского опыта первыми шагами могли бы стать разработка и реализация магистерских программ подготовки профессиональных профкон-сультатов. Именно высокими стандартами профессиональной подготовки специалистов в сфере консультирования, опорой на исследования и науку, включенностью финских специалистов в мировое профессиональное сообщество обясняется высокая эффективность финской модели профориентации. В Российской Федерации отсутствует подготовка профессиональных педагогов-профориентаторов, обеспечивающая системную ориентацию школьников 8-10-х классов на выбор профессий, востребованных в будущем на рынке труда и обеспечивающих реализацию концепции «life design».
Учитывая готовность финских коллег делиться своим опытом, перспективным направлением сотрудничества является создание совместных магистерских программ, в разработке и реализации которых могли бы участвовать представители России и Финляндии. В качестве примера представляется возможным реализовать подготовку педагогов-профориентаторов в рамках пилотной магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» по направлению подготовки магистратуры 4.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
Предполагается, что подготовка в магистратуре в рамках пилотного проекта будет проводиться для студентов, окончивших бакалавриат по различным направлениям с педагогическим уклоном (математика, физика, биология, филология, иностранный язык, история и т. д.). По окончании обучения в магистратуре выпускник получает квалификацию «тьютор», включенную АСИ в перечень профессий будущего. Разрабатываемые в настоящее время в нашей стране профессиональные стандарты специалистов в системе образования также включают в себя должность тьютора. По стандарту трудовые функции тьютора связаны в том числе и с оказанием консультативной поддержки обучающимся в процессе их профессионального самоопределения. Педагог с квалификацией «тьютор» наряду с профориентационной деятельностью будет иметь возможность проводить занятия по предметам школьной программы в рамках полученной квалификации по программам бакалавриата.
Важен также опыт зарубежных коллег в области использования современных информационных технологий в профориентации. Интернет-ресурсы, к которым имеют доступ наши соотечественники (профориентационные интернет-порталы для проведения массовых профориентационных мероприятий) [20; 24], профессиональной диагностики, информирования о мире профессий, учебных заведениях и рынке труда [2]), только отчасти решают ключевую проблему формирования у молодежи и взрослых людей компетенций, обеспечивающих способность самостоятельно планировать свое продвижение в мире профессий и принимать решения, связанные с самоопределением. Разрабатывамые в Финляндии IT-технологии, в частности дающие возможность выстраивать индивидуальные карьерные траектории [15], представлют собой профориентационные технологии более высокого уровня. Использование их на практике позволяет индивидуализировать работу с клиентами и вместе с тем делает профориента-ционные услуги более доступными.
Одну из причин высокой эффективности своей модели финны видят в особенностях организации взаимодействия отдельных ее подструктур, объединенных общими целями и задачами и работающих на благо финского общества. Это относится и к организации работы на разных уровнях образования (школьная система профориентации, консультационные службы в профессиональных колледжах и университетах, центры занятости), координации деятельности специалистов федерального, регионального и муниципального уровней, взаимодействию бизнеса и государственных служб. Успешно функционирует система методического обеспечения и сопровождения профессиональной деятельности профессиональных консультантов. В России, по сути, отсутствует система государственного управления профориентацией, приоритет отдается «точечным» масштабным мероприятиям и проектам. На уровне регионов в недавнем прошлом функция интеграции профориентационной деятельности возлагалась на региональные центры профориентации. Большинство этих центров были переданы на региональное финансирование и прекратили свое существование в начале 2000-х гг. Как следствие весьма значительная часть школьников и студентов лишилась возможности получать квалифицированную психологическую помощь и поддержку специалиста в случае затруднений в решении задач самоопределения.
Отдельного внимания заслуживает организация работы консультационных служб в профессиональных колледжах и университетах Финляндии. Система работы консультантов построена так, что в фокусе внимания оказывается каждый студент, сталкивающийся на пути построения своей карьеры с какими-либо трудностями. Студент, получающий профессию в России, вынужден решать свои проблемы самостоятельно, хотя в ряде учебных заведений накоплен опыт создания служб, оказывающих помощь в построении карьеры. Очевидными эффектами внедрения финских технологий в работу таких служб стали бы снижение студенческого отсева, повышение удовлетоворенности выбором профессии, профессиональный рост и карьерные достижения выпускников.
Таким образом, изучение финского опыта в области сфере guidance and counseling может послужить отправной точной для реорганизации системы профориентации в нашей стране. Интереса заслуживают как сама концептуальная модель, так и конкретные подходы к организации системы предоставления профориентационных услуг, программы подготовки профессиональных консультантов, технологии профориентационной работы и многое другое, что делает финскую модель одной из лучших в мировой практике.
Очевидно, что возможности внедрения опыта финских специалистов в российскую реальность определяются множеством различных факторов и, преждего всего, готовностью государства вкладывать ресурсы в развитие системы профориентации в России, отвечающей всем современным требованиям и, главное, требованиям и условиям современной реальности. Важно понимать, что одна из лучших в мире система образования Финляндии, успешно функционирующая экономика, высокие показатели индексов психологического благополучия населения напрямую связаны с построенной в стране системой сопровождения и консультирования.
Система профессиональной ориентации школьников должна быть направлена на построение долгосрочной карьерной траектории личности, гармонично сочетающей базовые принципы «хочу», «могу», «надо». В настоящее время в Финляндии сложилась уникальная система профориентации, где одномоментно определяющую роль в профориентации играет как система мониторинга и прогнозирования ситуации в экономике и на рынке труда, так и помощь/обеспечение молодежи различными ресурсами при выборе будущей профессии. Таким образом, акцент в финской системе делается одновременно на все три компонента профессионального выбора - «надо» (с учетом перспективных профессий на муниципальном рынке труда) и «хочу»/«могу» (с учетом психологических, социальных возможностей индивида).
Список литературы
1. Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (25-27 октября 2017 г.) / под ред. В. А. Гуртова // Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2017. - 303 с.
2. Блинов, В. И. Показатели качества управления профориентационной работой в субъекте Российской Федерации / В. И. Блинов, З. К. Дулаева, Л. Н. Куртеева, И. С. Сергеев // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2018. - № 2 (38). -С. 29-34.
3. Гриншпун, С. С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жизни и труду / С. С. Гриншпун // Педагогика. - 2006. - № 4. - С. 103-108.
4. Гуртов, В. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» / В. А. Гуртов, Е. А. Хотеева // Интеграция образования. - 2018. -Т. 22. - № 1. - С. 133-149.
5. Олейникова, О. Н. Профессиональная ориентация и содействие в выборе профессиональной карьеры. Международный опыт : методологическое пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Н. М. Аксенова. - Москва : АНО Центр ИРПО, 2012 - 70 с.
6. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. - Москва : Академия, 2008. - 320 с.
7. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. -Москва : Академия, 2005. - 496 с.
8. Сизова, М. Б. Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе / М. Б. Сизова // Экономика в школе. - 2012. - № 1. - С. 34-46.
9. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. -№ 1. - С. 32-39.
10. Шамсутдинова, И. Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И. Г. Шамсутдинова, О. И. Павлова // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 101-111.
11. Futurix. Oppilaanohjaus 7-9. - Keuruu, 2015. - 213 p.
12. Kettunen, J. Career practitioners' conceptions of social media in career services / J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampson // British Journal of Guidance & Counselling. - 2013. -Т. 41. - Вып. 3. - Р. 302-317.
13. Kettunen, J. Career practitioners' conceptions of competency for social media in career services / J. Kettunen, J. Sampson, R. Vuorinen // British Journal of Guidance & Counselling. -2015. - Т. 43. - Вып. 1. - Р. 43-56.
14. Kettunen, J. Practitioners' Experiences of Social Media in Career Services / J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampson // Career Development. - 2015. - Т. 63. - Вып. 3. - Р. 268-281.
15. Kettunen, J. European Lifelong Guidance Policy Network representatives' conceptions of the role of information and communication technologies related to national guidance policies / J. Kettunen, R. Vuorinen, O. Ruusuvirta // International Journal for Educational and Vocational Guidance. - 2016. - Т. 16. - Vol. 3. - Р. 327-342.
16. Valmentaja. Oppilaanohjaus 7-9. - Helsinki, 2017. - 210 p.
17. Vanhalakka-Ruoho, M. Educational pathways of ninth grade adolescents: Transition practices in vocational and academic families / M. Vanhalakka-Ruoho, L. Koski, J. Silvonen // Australian Journal of Career Development. - 2016. - Т. 25. - Vol. 3. - Р. 117-128.
18. Vuori, J. The benefits of a preventive job search program on re-employment and mental health at 2-year follow-up / J. Vuori; J. Silvonen // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2011. - Т. 78. - Р. 43-52.
19. Watts, A. G. Career guidance policies in 37 countries: Contrast and common themes / A. G. Watts, R. G. Sultana // International Journal for Educational and Vocational Guidance. -2004. - № 4. - Р. 105-122.
20. Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока: офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://dv-arctic.labourmarket.ru/. - (дата обращения 15.04.2019).
21. Университет Восточной Финляндии [Электронный ресурс] // University of Eastern Finland: офиц. сайт.- Электрон. дан. - URL: https://www.uef.fi/ru/web/russian. - (дата обращения 15.04.2019).
22. Университет Прикладных Наук «Карелия» [Электронный ресурс] // Karelia University of Applied Sciences: офиц. сайт. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL : http://www.karelia.fi/en. - (дата обращения 15.04.2019).
23. Университет Ювяскюля [Электронный ресурс] // University of Jyvaskyla: офиц. сайт. -Электрон. дан. - URL: https://www.jyu.fi/en. - (дата обращения 15.04.2019).
24. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://proforientator.ru/. - (дата обращения 15.04.2019).
25. England [Электронный ресурс] // Career guidance and public policy: bridging the gap [France], 2004. - P. 171.- Электрон. дан. - URL: http://www.oecd.org/edu/innovation-education/34050171.pdf. - (дата обращения 15.04.2019).
26. Finland: Ministry of Education Strategy: 2015, issued in 2003 [Электронный ресурс] // National strategy for lifelong learning [Fnland], 2011. - Электрон. дан. - URL: http://uil.unesco.org/document/finland-ministry-education-strategy-2015-issued-2003. - (дата обращения 15.04.2019).
References
1. Aktual'nye voprosy razvitija sistemy professional'noj orientacii i obshhe-stvenno poleznoj dejatel'nosti uchashhihsja : sb. materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25-27 oktjabrja 2017 g.) / pod red. V. A. Gurtova // Petrozavodsk : Izdatel'stvo PetrGU, 2017. - 303 s.
2. Blinov, V. I. Pokazateli kachestva upravlenija proforientacionnoj rabotoj v sub#ekte Ros-sijskoj Federacii / V. I. Blinov, Z. K. Dulaeva, L. N. Kurteeva, I. S. Sergeev // Dopolnitel'noe pro-fessional'noe obrazovanie v strane i mire. - 2018. - № 2 (38). - S. 29-34.
3. Grinshpun, S. S. «Akademija H»: podgotovka amerikanskih shkol'nikov k zhizni i trudu / S. S. Grinshpun // Pedagogika. - 2006. - № 4. - S. 103-108.
4. Gurtov, V. A. Planirovanie kar'ernoj traektorii shkol'nikov: orientacija na «hochu», «mogu» i «nado» / V. A. Gurtov, E. A. Hoteeva // Integracija obrazovanija. - 2018. - T. 22. - № 1. - S. 133-149.
5. Olejnikova, O. N. Professional'naja orientacija i sodejstvie v vybore professional'noj kar'ery. Mezhdunarodnyj opyt : metodologicheskoe posobie / O. N. Olejnikova, A. A. Murav'eva, N. M. Aksenova. - Moskva : ANO Centr IRPO, 2012 - 70 s.
6. Prjazhnikov, N. S. Professional'noe samoopredelenie: teorija i praktika / N. S. Prjazhni-kov. - Moskva : Akademija, 2008. - 320 s.
7. Prjazhnikova, E. Ju. Proforientacija / E. Ju. Prjazhnikova, N. S. Prjazhnikov. - Moskva : Akademija, 2005. - 496 s.
8. Sizova, M. B. Zarubezhnyj opyt organizacii proforientacionnoj raboty v shkole / M. B. Sizova // Jekonomika v shkole. - 2012. - № 1. - S. 34-46.
9. Fursov, A. L. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt organizacii sistemy professional'noj ori-entacii naselenija / A. L. Fursov // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. - 2013. - № 1. - S. 32-39.
10. Shamsutdinova, I. G. Professional'naja orientacija uchashhihsja vo Francii / I. G. Shamsutdinova, O. I. Pavlova // Pedagogika. - 2007. - № 4. - S. 101-111.
11. Futurix. Oppilaanohjaus 7-9. - Keuruu, 2015. - 213 p.
12. Kettunen, J. Career practitioners' conceptions of social media in career services / J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampson // British Journal of Guidance & Counselling. - 2013. -T. 41. - Vyp. 3. - R. 302-317.
13. Kettunen, J. Career practitioners' conceptions of competency for social media in career services / J. Kettunen, J. Sampson, R. Vuorinen // British Journal of Guidance & Counselling. -2015. - T. 43. - Vyp. 1. - R. 43-56.
14. Kettunen, J. Practitioners' Experiences of Social Media in Career Services / J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampson // Career Development. - 2015. - T. 63. - Vyp. 3. - R. 268-281.
15. Kettunen, J. European Lifelong Guidance Policy Network representatives' conceptions of the role of information and communication technologies related to national guidance policies / J. Kettunen, R. Vuorinen, O. Ruusuvirta // International Journal for Educational and Vocational Guidance. - 2016. - T. 16. - Vol. 3. - R. 327-342.
16. Valmentaja. Oppilaanohjaus 7-9. - Helsinki, 2017. - 210 p.
17. Vanhalakka-Ruoho, M. Educational pathways of ninth grade adolescents: Transition practices in vocational and academic families / M. Vanhalakka-Ruoho, L. Koski, J. Silvonen // Australian Journal of Career Development. - 2016. - T. 25. - Vol. 3. - R. 117-128.
18. Vuori, J. The benefits of a preventive job search program on re-employment and mental health at 2-year follow-up / J. Vuori; J. Silvonen // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 2011. - T. 78. - R. 43-52.
19. Watts, A. G. Career guidance policies in 37 countries: Contrast and common themes / A. G. Watts, R. G. Sultana // International Journal for Educational and Vocational Guidance. -2004. - № 4. - R. 105-122.
20. Nachni trudovuju biografiju s Arktiki i Dal'nego Vostoka: ofic. sajt [Jelektronnyj resurs].
- Jelektron. dan. - URL: http://dv-arctic.labourmarket.ru/. - (data obrashhenija 15.04.2019).
21. Universitet Vostochnoj Finljandii [Jelektronnyj resurs] // University of Eastern Finland: ofic. sajt.- Jelektron. dan. - URL: https://www.uef.fi/ru/web/russian. - (data obrashhenija 15.04.2019).
22. Universitet Prikladnyh Nauk «Karelija» [Jelektronnyj resurs] // Karelia University of Applied Sciences: ofic. sajt. - [Jelektronnyj resurs]. - Jelektron. dan. - URL : http://www.karelia.fi/en.
- (data obrashhenija 15.04.2019).
23. Universitet Juvjaskjulja [Jelektronnyj resurs] // University of Jyvaskyla: ofic. sajt. -Jelektron. dan. - URL: https://www.jyu.fi/en. - (data obrashhenija 15.04.2019).
24. Centr testirovanija i razvitija «Gumanitarnye tehnologii» : ofic. sajt [Jelektronnyj resurs].
- Jelektron. dan. - URL: https://proforientator.ru/. - (data obrashhenija 15.04.2019).
25. England [Jelektronnyj resurs] // Career guidance and public policy: bridging the gap [France], 2004. - P. 171.- Jelektron. dan. - URL: http://www.oecd.org/edu/innovation-education/34050171.pdf. - (data obrashhenija 15.04.2019).
26. Finland: Ministry of Education Strategy: 2015, issued in 2003 [Jelektronnyj resurs] // National strategy for lifelong learning [Fnland], 2011. - Jelektron. dan. - URL: http://uil.unesco.org/document/finland-ministry-education-strategy-2015-issued-2003. - (data obrashhenija 15.04.2019).