УДК 159.9.072; 37.048.45
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-1-102-112
Оригинальная статья
Технология PROF.Navigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков
О. В. Яценко
Иркутский государственный университет, г. Иркутск [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9244-0155
Аннотация.
Введение. Профориентация подростков стала в последние несколько лет вновь одной из самых актуальных тем в психолого-педагогическом дискурсе, однако её качество в большей степени продолжает зависеть от индивидуальной квалификации профкон-сультанта, не обеспечивая при этом гарантированной эффективности её применения. В связи с чем автором была поставлена цель: разработка новой технологии профориентации PROF.Navigator, предполагающей более объективный, технологичный и результативный подход.
Материалы и методы. Объектом исследования является профориентация как технология сопровождения профессионального самоопределения подростков. Автором были исследованы основные применяемые типы технологий, в результате - выделены две ведущие российские технологии индивидуальной профориентации, выполнен их сравнительный анализ, на базе которого была разработана авторская технология профориентации PROF.Navigator, проходившая затем апробацию в Иркутской области в течение 8 лет
Результаты исследования. Описана новая авторская технология профориентации PROF.Navigator, показаны её отличия и преимущества, включающие в себя проблема-тизирующий опросник готовности подростка к выбору профессии, определение его индивидуально-типологических особенностей по методу соционической диагностики, экспертизу компетенций подростка, профессиональные пробы, применяемые при системном подходе.
Заключение. В статье приводится новая технология профориентации, повышающая объективность, технологичность и результативность профессионального самоопределения подростков. Данная технология подтвердила свою практическую значимость за многолетний период её применения и может быть предложена для широкого внедрения в школах России.
Ключевые слова: профориентация подростков, технологии профориентации, сравнительный анализ технологий профориентации, профессиональное самоопределение, профконсультирование, технология профориентации PROF.Navigator
Для цитирования: Яценко О. В. Технология PROKNavigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 102-112. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-102-112
© О. В. Яценко
PROF.Navigator Technology in the Context of Leading Russian Methods of Career Guidance for Adolescents
Oleg V. Yatsenko
Irkutsk State University, Irkutsk [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9244-0155
Original article
Abstract. Introduction. In the last few years, the vocational guidance of adolescents has again become one of the most relevant issues in the psychological and pedagogical discourse. Its quality, however, continues to depend to a greater extent on the individual qualifications of the career consultant and does not guarantee its effective application. In this regard, the study aims to develop a new PROF.Navigator technology for vocational guidance, which offers a more objective, technological, and effective approach.
Materials and methods. The object of the study is career guidance as a technology for supporting professional self-determination of adolescents. The study examined the main types of technologies used, identified two leading Russian technologies for individual career guidance, and provided their comparative analysis. Based on the analysis, the proprietary PROF. Navigator career guidance technology was developed, and then tested for 8 years in the Irkutsk region.
Results. The paper proposes a PROF.Navigator technology for career guidance and shows its distinctive features and advantages, including a problematizing questionnaire about teenagers ' readiness to choose a profession, determination of their individual typological features by the method of socionic diagnostics, examination of teenagers' competencies, and professional tests employed in a systematic approach.
Conclusion. The paper presents a new technology for career guidance, which increases the processability, objectivity and effectiveness ofprofessional self-determination of adolescents. The technology has confirmed its practical significance over a long period of its application and can be recommended for widespread adoption in Russian schools. Keywords: career guidance for adolescents, career guidance technologies, comparative analysis of career guidance technologies, professional self-determination, career counseling, PROF.Navigator technology career guidance
For citation: Yatsenko O. V PROF.Navigator Technology in the Context of Leading Russian Methods of Career Guidance for Adolescents. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(1): 102-112. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-102-112
Введение
Профориентация рассматривается как технология психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения [1], предполагающая последовательность шагов, которые проходит оптант вместе с профконсультантом или цифровыми помощниками. По определению, технология должна обеспечить достижение конкретных результатов после совершения ряда операций, предусмотренных этой технологией. Если говорить о психотехнологии, которая, по определению Т. С. Каба-ченко [2, с. 102], является «алгоритмом решения психологических задач, приводящих к определённому социальному эффекту», то в случае профориентации подростков как психотехнологии мы должны говорить о решении психологической задачи профессионального самоопределения подростка, которое должно привести к выбору им будущей профессии и учебной специальности после окончания им школы. То есть последовательность действий должна, по крайней мере, с большой долей вероятности привести к профессиональному самоопределению подростка, однако на практике мы далеко не
всегда фиксируем этот результат. На практике же эффект профориентации заключается не в алгоритме действий, а в большей степени зависит от квалификации профконсуль-танта, который гибко и индивидуально
выстраивает работу с оптантом, опираясь лишь на некоторые элементы профори-ентационной технологии. В этом случае мы имеем дело уже не столько с технологией, сколько с личностью профконсультанта и его профессиональными компетенциями, что ставит результат профориентации в жёсткую зависимость от личности профконсуль-танта, а выбор профессии становится творческим продуктом конкретных профконсуль-тантов, которые в работе с оптантом выбирают те или иные средства психологической диагностики, профконсультирования на своё усмотрение. Вместе с тем в условиях необходимости массового профконсультирования школьников в России мы неминуемо сталкиваемся с дефицитом кадров психологов-профконсультантов, поэтому перед школой встаёт задача создания технологии профориентации, которая могла бы обеспечить высокое качество профессионального самоопределения учащихся, максимально нивелировав личностный фактор профконсультанта.
В настоящее время в качестве применяемых технологий профориентации школьников в России можно выделить следующие основные формы, используемые как в отдельности, так и в различных сочетаниях [3, 2017]: индивидуальная психологическая и профессиональная диагностика учащихся, выполняемая в основном с помощью батарей тестов; профессиональное информирование и просвещение - передача школьникам знаний о содержании профессий, профессионально важных качествах и путях для успешного овладения будущей профессией; профессиональная проба - де-ятельностная проверка соответствия выбираемой профессии индивидуально-типологическим особенностям подростка; профконсультация - непосредственная помощь в выборе профессии и выработке совместно с ребёнком и его семьёй карьерного плана по овладению выбранной профессией.
Формы профориентационной работы могут быть различными: индивидуальными и групповыми, теоретическими и деятельностными, очными или удалёнными и т. п. Но большинство специалистов в профориентации сходятся во мнении [4; 5; 6], что все вышеуказанные технологии необходимо применять в комплексе, стараясь обеспечить профессиональное самоопределение личности, однако делать это в условиях школы достаточно трудоёмко, затратно и долго, поэтому все эти технологии применяются по отношению к учащимся сейчас разрозненно и бессистемно. Так, подростки массово посещают экскурсии на предприятия, где в лучшем случае узнают какую-то новую информацию и встречают заинтересованного взрослого специалиста, но всё это происходит без осознанного соотнесения этой информации с их представлениями о самих себе, поэтому большой эффективностью профориентации данная форма пока не обладает, хотя с педагогической точки зрения это мероприятие полезно.
Проанализировав с практической точки зрения множество профориентационных продуктов, предлагаемых и используемых на сегодняшний день в профориентации школьников [7], мы выделили 2 наиболее популярных в России профориентационных продукта, построенных по схожей диагностико-развивающей технологии, предполагающие индивидуальный подход, который, с нашей точки зрения, наиболее уместен при профориентационной работе. Это технологии «Профориентация под ключ» Центра гуманитарных технологий МГУ (на базе онлайн-теста «Профкарьера», авторы: А. Г. Серебряков, В. В. Алтухов, Е. А. Орлова, А. Н. Кононов, А. Г. Шмелев) [8] и технология «Digital Human» Школы карьерного менеджмента (на базе методики «^Профориентация», авторы: И. М. Богдановская, А. Н. Кошелева) [9]. Однако при применении данных технологий на выборке подростков мы не всегда получали удовлетворительные результаты их профессионального самоопределения, о чём мы уже писали ранее [10], и в той же работе сформулировали требования к новой технологии профориентации,
которая бы позволила прорабатывать вопрос выбора будущей профессии с подростками более эффективно.
Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что авторская технология PROF.Navigator обладает, по сравнению с ведущими существующими российскими технологиями профориентации («Профориентация под ключ» ЦГТ МГУ и «Digital Human» Школы карьерного менеджмента), большей технологичностью, объективностью и результативностью.
Задачей настоящей статьи является описание новой авторской технологии профориентации PROF.Navigator с указанием принципиальных отличий авторской технологии, которые, согласно гипотезе нашего исследования, позволят работать с профессиональным самоопределением подростков более технологично, т. е. менее зависимо от личности профконсультанта; объективно, т. е. менее зависимо от субъективного мнения самого оптанта; результативно, что подразумевает гарантированную рекомендацию оптанту одной основной профессии и нескольких запасных профессий, наилучшим образом соответствующих индивидуально-типологическим особенностям и склонностям оптанта.
Методология исследования
При разработке авторской технологии профориентации мы опирались, прежде всего, на принцип системности, когда, исследуя различные технологии профориентации и описывая собственную, мы рассматривали их как целостные системы, состоящие из отдельных элементов-блоков, связанных между собой связями определённого типа, обеспечивающих получение конечного результата - рекомендацию профессии [4]. Каждый элемент системы вносит свой вклад в итоговый результат, формируя частицу общей картины, например, блок психодиагностики формирует понимание индивидуально-типологических особенностей личности оптанта, которое, однако, полностью не описывает общую ситуацию профессионального самоопределения.
Ещё одним принципом, послужившим основой для нашего исследования, был принцип детерминизма, в нашем случае предполагающий, что итоговый результат технологии профориентации - выбор профессии - определяется совокупностью множества факторов, которыми, например, являются интересы и склонности оптанта, его задатки и способности и др.
Данное исследование носило практический характер, основным методом являлся сравнительный анализ технологий профориентации, который проводился по трём критериям результатов профориентации: технологичности, объективности, результативности, - причём как её отдельных этапов, так и итогового продукта всей технологии - рекомендации профессии. Эти критерии соответствуют гипотезе исследования, указанной во введении в настоящей статье.
Результаты исследования
Технология «Профориентация под ключ» включает в себя 2 часа профориентаци-онной онлайн-диагностики, профориентационную игру «Профессьянс», 4 часа консультации психолога-профконсультанта, домашние задания и несколько часов тестирований по учебным предметам. Заявленный результат: выбор 2-3 профессий, список из 5 учебных заведений с прогнозом вероятности поступления в них и программой подготовки.
Технология «Digital Human» включает в себя 1 час профориентационной он-лайн-диагностики и от 4 до 6 часов консультации карьерного консультанта. Заявленный результат - выбор 1 из 10 профессиональных сфер со списком возможных учебных специальностей высшего образования России, уточнение профессии и карьерной траектории по индивидуальному запросу.
Авторская технология PROF.Navigator включает в себя в общей сложности 1215 часов индивидуальной очной работы с оптантом нескольких специалистов - специ-
алистов по соционической диагностике, психолога, профконсультантов, экспертов по различным направлениям, наставника в выбранной профессии. Заявленный результат -рекомендация одной основной и нескольких запасных вариантов профессий, наиболее соответствующих ситуации профессионального самоопределения оптанта, с учётом возрастной динамики его психологического развития, учебных заведений, школьных предметов для экзаменов ГИА, необходимых для их получения, а также рекомендации по наиболее эффективной индивидуальной карьерной (образовательной) траектории. Дополнительно результатом профориентации по авторской технологии является формирование (повышение) учебной мотивации оптанта в направлении освоения выбранной профессии, отражающейся в повышении учебной успеваемости по профильным предметам и увеличении времени организованной внеучебной деятельности.
Основной целью вышеуказанных технологий является выбор оптантом профессии и учебных специальностей (учебных заведений) для их получения. Данные технологии позволяют получить список из несколько профессий, наиболее соответствующих личностным особенностям и интересам оптанта. Поскольку технологии могут включать в себя различные дополнительные элементы, рекомендованные профконсультантом в ходе профориентации, сравнение приводилось лишь по тем из них, которые относятся непосредственно к профориентации подростка - выбору профессии.
Анализ структуры первых двух технологий показывает, что они имеют схожую структуру, содержащую в себе диагностическую и консультативную компоненты, которые содержат по несколько блоков каждая. В диагностической компоненте были выделены блоки первичной диагностики, психодиагностики, профессиональной диагностики. В консультативной компоненте были выделены блоки: «Профконсульта-ция», «Подготовка отчёта», «Выдача отчёта». Таким образом, применение принципа системности сразу же выявило дефицитность такого состава компонентов технологий, поскольку он не предполагал развивающего компонента профориентации, являющегося, на наш взгляд, одним из самых актуальных в профориентации подростков, мотивирующей их на получение новых знаний, обучение профессии, личностное и профессиональное развитие. Поэтому в авторской технологии мы предусмотрели развивающую компоненту, которая была включена в блоки: «Типирование», «Профконсультация» и «Профессиональная проба».
Блок первичной диагностики входит в диагностическую компоненту технологии PROF.Navigator, он определяет принципиальную готовность оптанта к осознанному выбору профессии, показывает вероятность ошибки в выборе профессии по его исходной гипотезе, а также проблематизирует и «втягивает» подростка в процесс профориентации. Данный блок технологии проводится очно профконсультантом по авторскому опроснику либо заочно в форме онлайн-теста и предполагает результат: итоговая оценка готовности и вероятности ошибки оптанта в баллах по 5-балльной шкале (в случае онлайн-теста - в процентах от 100 %).
Блок типирования также включён в диагностическую компоненту и является важным отличием технологии PROF.Navigator, так как предполагает определение типа информационного метаболизма (ТИМ) психики оптанта по методу соционической диагностики [11], который отражает структуру врождённых способностей психики человека, принимаемой в соционической традиции за неизменную на протяжении всей его жизни. Таким образом, не вдаваясь в подробности соционического подхода, в отличие от других технологий профориентации, мы в качестве основания для дальнейшей работы принимаем способность психики оптанта обрабатывать те или иные типы информации, имеющие прямое отношение к профессиональной деятельности: ориентацию на вид деятельности, целеполагание, стимулы к деятельности. При этом мы отдаём себе отчёт, что тип информационного метаболизма является лишь основой, которая не учитывает уникальный жизненный опыт человека, пережитые психологи-
ческие травмы, актуальное душевное состояние и настроение в данный момент, текущее физическое состояние, мотивации, волевые порывы, планы, цели и выбранные в соответствии с ними текущие модели поведения. Эти индивидуальные особенности призван исследовать следующий блок психодиагностики, результаты которого в авторской технологии обязательно сопоставляются с ТИМ оптанта, давая понимание гармоничности/дисгармонии в развитии подростка, в соответствии с соционической возрастной моделью развития функций психики.
Блок психодиагностики в технологии PROF.Navigator представлен широко применяемыми тестами самооценки личности Дембо-Рубинштейна, акцентуаций характера К. Леонгарда - С. Шмишека, «Карты интересов» А. Е. Голомштока в редакции Г. В. Ре-запкиной, профессиональных предпочтений Дж. Холланда, а также проективными методиками «Мандала», «Три дерева», которые психолог проводит с оптантом очно, в отличие от компьютерных батарей тестов двух других технологий, в которых испытуемый оптант выбирает варианты готовых ответов или степень соответствия действительности различных утверждений. Авторский вариант психодиагностики имеет все преимущества и недостатки, присущие «человеческому фактору» психолога, но, судя по опросам оптантов-подростков, большее удовлетворение для них всё же имеет полуторачасовое разнообразное по содержанию общение с психологом, чем двухчасовое компьютерное тестирование. Кроме того, психолог при очной психодиагностике в технологии PROKNavigator зачастую выявляет и обсуждает с оптантами факторы, особенности ситуации и проблемы, которые не могут быть заложены в алгоритмы компьютерных тестов закрытого типа. В этих компьютерных методиках лежит принцип сравнения показателей опросника с нормативными, либо ипсативными значениями этих показателей. Так, в методике «Профориентатор» эмпирические значения по всем 18 факторам сравниваются с идеальным профилем профессии - значениями этих факторов, по мнению группы экспертов, полученными из экспертных опросов. А в методике «^Профориентация» при ранжировании Ценностей, Интересов используется ипсативная шкала, когда значения показателей сравниваются со значениями других показателей данного блока. Интересным моментом в методике «#Профориентация» является использование в качестве нормативного значения показателей в блоке оценки личностных качеств среднестатистических значений (по выборке старшеклассников), полученных с помощью этого же теста.
Блоки психодиагностики всех представленных технологий частично совпадают и исследуют личностные качества оптанта. Методика «Профориентатор» более глубоко исследует структуру интеллекта, позволяя оценить тип интеллекта испытуемого на основании практических заданий, выполнение которых лимитировано по времени, что может косвенно показывать развитие тех или иных составляющих интеллекта испытуемого и оценить его способность к концентрации внимания и стрессоустойчивость. На наш взгляд, данные шкалы слабо продвигают нас к пониманию типа интеллекта оптанта и дают представление о его стиле восприятия, в отличие от ясной, гармоничной и простой для понимания подростком модели ТИМ соционической диагностики. Кроме того, в обеих методиках слабо представлено исследование эмоционально-волевой сферы оптанта, которую, довольно трудно оценивать тестовым способом, не наблюдая оптанта непосредственно - в этом общая проблема любых тестовых методик, особенно онлайновых.
Блок профдиагностики в технологии PROF.Navigator в целях повышения объективности начинается с объёмного биографического опросника, который заполняет профконсультант в ходе очной встречи с оптантом. Этот опросник состоит более чем из 192 вопросов открытого типа, часть ответов на которые оптант подтверждает документально, представляя на обозрение профконсультанта свои учебные (а иногда и личные) дневники, тетради, файлы с различными проектами и др. Профконсультант
также имеет дополнительную информацию от родителей оптанта, которая верифицирует, дополняет и расширяет представление о профессиональных склонностях, интересах и способностях оптанта. Дополнительно в технологию PROF.Navigator включён блок экспертизы компетенций и достижений, в котором происходит профессиональная экспертная оценка творческих работ и отдельных компетенций оптанта - рисунков, текстов, вокала, хореографических, театральных способностей, спортивных достижений и др. Такая экспертиза позволяет профессионально оценить потенциал оптанта в том или ином направлении выбора профессии, а также дать рекомендации по линии развивающей компоненты технологии.
В методике «Профориентатор» присутствует этап тестирования по предметам ЕГЭ, который относится к диагностике профессиональных и учебных способностей. Это, безусловно, полезный шаг, необходимый для понимания объективного уровня знаний по профильным учебным предметам и прогноза поступления в тот или иной вуз, но его применение в профориентационной работе на этапе диагностики мы считаем преждевременным по причине того, что он может выступить стоп-фактором для выбора профессии подростком. На наш взгляд, выполнение тестирования по ЕГЭ необходимо делать уже после выбора профессии, разрабатывая план по обучению и карьерный план. И задача профориентации как раз и состоит в том, чтобы показать и убедить ребёнка не отказываться от своих профессиональных целей из-за своего непонимания какого-то предмета, лени и случайных внешних факторов.
Блок профконсультации в технологии PROF.Navigator носит, прежде всего, развивающий характер, предусматривает обсуждение с оптантом конкретных тем, что обеспечивает большую технологичность. В ходе профконсультирования оптант движется от понимания своих индивидуально-типологических особенностей к пониманию требований к профессиям, постепенно сужая область возможного решения задачи выбора будущей профессии. В работе используются авторские шаблоны, визуализирующие описание ТИМ, личностных психологических особенностей, мира профессий, отдельных групп профессий в рамках одной сферы. С оптантом проводится в среднем около 5 встреч, которых может быть и больше по мере необходимости для обоснованного выбора профессии. Завершается профконсультация обсуждением индивидуальной образовательной траектории оптанта в отношении выбранной профессии - оптимального профиля класса в школе, конкретных предметов для углублённого изучения и сдачи экзаменов ГИА, профессиональное и дополнительное образование, список рекомендуемой литературы, фильмов и др. Таким образом, в данном блоке сочетается развивающая и консультационная компонента, имеющая чёткий алгоритм и конкретный результат - 1 основную профессию, 5-6 запасных вариантов профессий, список вузов (в т. ч. региональных, федеральных, зарубежных) и учебных специальностей (факультетов), личный карьерный (образовательный) план на 7-10 лет, список дополнительных материалов для развития в направлении выбранной профессии.
По мнению разработчиков методик «Профориентатор» и «#Профориентация», ключевым этапом профориентации является не само проведение тестирования как такового, а обсуждение его результатов в консультативной беседе с психологом [8]. Методику и время профконсультирования каждый консультант подбирает самостоятельно, с учётом своего стиля, особенностей оптанта, а работе с результатами рассматриваемых диагностических методик профконсультантов обучают держатели технологий - ЦГТ МГУ и Школа карьерного менеджмента на собственных краткосрочных курсах. Можем отметить, что время профконсультирования в технологии PROF.Navigator существенно выше, чем в двух других технологиях: 5-7 часов против 1-3 часов, что при равной квалификации профконсультантов, вероятно, приведёт к лучшим результатам профориентации - как минимум, осознанности результатов оптантом, мотивации к развитию в направлении к выбранной профессии. Отдельно отметим этап профконсультацион-
ной работы в ЦГТ МГУ, предлагающие клиенту-подростку карточную активизирующую игру «Проффесьянс», которая позволяет пробудить интерес к профессиональной самореализации, предоставляет возможность анализа процесса выбора профессии и ощущение ответственности за свой выбор. Игра позволяет глубже познакомиться с миром существующих профессий, узнать, из каких составляющих складывается та или иная профессия, и понять, что наиболее интересно.
В представленных технологиях профориентации отдельный блок профессиональной пробы не выделяется, в отличие от технологии PROF.Navigator. Оптанту по итогам профконсультации лишь даётся рекомендация пройти профессиональную пробу по той или иной специальности, посетить дни открытых дверей вузов по выбираемой специальности, найти наставника и пообщаться с ним по теме выбираемой профессии. Высоко мотивированные подростки следуют этим рекомендациям, но, по нашим наблюдениям, большинство подростков не следуют полученным рекомендациям и профессиональную пробу в будущей профессии не проходят, что является важной причиной неправильного выбора профессии.
Блоку выдачи отчёта в технологии PROF.Navigator мы уделяем особое внимание, требуя от оптанта обязательного присутствия на отчёте его родителя. По нашему мнению, это существенно повышает эффективность профориентационной работы, привлекает значимых для ребёнка взрослых к вопросу профессионального самоопределения, акцентирует их внимание на задачах, которые они должны решать для помощи в профессиональном самоопределения ребёнка и корректирует их действия в случае грубых ошибок.
Завершает профориентацию по технологии PROF.Navigator блок мониторинга, в котором оптанты 1 раз в полгода дают профконсультантам в удалённом режиме обратную связь по этапам своего продвижения по личному карьерному плану, обозначенному в отчёте по профориентации. Такая обратная связь играет важную роль в инициировании рефлексии оптантов по собственному профессиональному развитию, а также для повышения качества профориентации.
Заключение
Подводя итоги сравнительного анализа индивидуальных технологий профориентации, мы можем сделать несколько выводов:
1. Все рассмотренные технологии профориентации способны с высокой долей вероятности решить основную задачу: рекомендация оптанту профессий, оптимально подходящих его психологическим особенностям, профессиональным склонностям, требованиям рынка труда, и могут быть рекомендованы для применения в профориентации школьников с учётом имеющихся временных, ресурсных, кадровых возможностей.
2. Технология PROF.Navigator имеет, по сравнению с другими технологиями профориентации, дополнительную выделенную компоненту развития оптанта, обеспечиваемую дополнительными технологическими блоками и методиками, обеспечивающую ей преимущества в глубине и объективности профдиагностики оптанта, за счёт исследования врождённых индивидуально-типологических особенностей оптанта, профессиональной экспертизы компетенций, профессиональных проб; технологичности формирующего итоговый результат профконсультационного блока; в большей длительности и разнообразии работы с оптантом (по времени работы более, чем в 2 раза, в количестве специалистов - в 7 раз, при меньшей стоимости), что может оказывать существенное влияние на качество профориентационной работы и её результаты.
3. Технология профориентация PROF.Navigator является более затратной в плане задействованных человеческих ресурсов (7-10 человек против 1) в работе с одним оптантом, в меньшей степени использует цифровые инструменты в работе с оптантом, что снижает технологичность в массовой работе и требует корректировок.
В целом, технология PROF.Navigator за 8 лет апробирования на разных аудиториях школьников и взрослых общей численностью более 2 800 человек показала достаточную эффективность применения, заслужила более 95 % положительных отзывов от клиентов, и после некоторых технологических доработок может быть рекомендована автором для массового тиражирования.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Список источников
1. Долгова В. И., Луткова А. М. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии Сборник результатов научных исследований. Киров : МЦИТО, 2018. С. 916-926.
2. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000. 539 с.
3. Серпионова Е. А. 8 способов помочь школьнику правильно выбрать профессию. Обзор основных видов профориентационных услуг, которые есть в России [Электронный ресурс]. М. : МЕЛ, 2017. URL: https://mel.fm/vybor_professii/538294-career_ guidance (дата обращения: 12.08.2021).
4. Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019. 405 с.
5. Сергеев И. С., Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Лопатина С. Д., Маренин Д. А., Ма-хотин Д. А., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М. : Перо, 2019. 20 с.
6. Плотникова Е. Е., Быстрова Н. В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников [Электронный ресурс]. // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialno-ped-agogicheskie-usloviya-professionalnoy-orientatsii-starsheklassnikov (дата обращения: 23.09.2021).
7. Леонов С. Д. Сравнительный анализ современных программ по профориентации и профессиональному самоопределению подростков // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Иваново : Научный мир. 2010. Т. 21. № 1. С. 28-37.
8. Шмелев А. Г., Серебряков А. Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика. 2006. Т. 2. № 4. С. 16.
9. Киселев П. Б., Богдановская И. М. Методика исследования ценностных ори-ентаций молодых людей в контексте профессиональных сфер информационного общества // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. № 1. Т. 13. № 1. С. 32-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-tsennostnyh-orien-tatsiy-molodyh-lyudey-v-kontekste-professionalnyh-sfer-informatsionnogo (дата обращения: 21.12.2021).
10. Яценко О. В. К вопросу о создании новых технологий профориентации современных подростков // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 23-24 апреля 2020 г. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. С. 191-195.
11. Удалова Е. А. Соционика. Основы диагностики. Сер. Прикладная соционика. М. : [б. и.], 2011. 263 с.
References
1. Dolgova V.I., Lutkova A.M. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie profession-al'nogo samoopredeleniya starshikh shkol'nikov [Psychological and pedagogical support of professional self-determination of senior schoolchildren]. Sovremennye nauchnye issledo-vaniya v sfere pedagogiki i psikhologii [Modern scientific research in the field of pedagogy and psychology. Collected results of scientific investigations], Kirov: MCITE, 2018. pp. 916926 (In Russian).
2. Kabachenko T.S. Metody psikhologicheskogo vozdeistviya [Methods of psychological influence]. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 2000. 544 p. (In Russian).
3. Serpionova E.A. Vosem sposobov pomoch' shkol'niku pravil'no vybrat' professiyu. Obzor osnovnykh vidov proforientatsionnykh uslug, kotorye est' v Rossii [Eight ways to help a student choose the right profession. Overview of the main types of career guidance services available in Russia]. Moscow, Online edition Mel, 2017. Available at: https://mel. fm/vybor_professii/538294-career_guidance (accessed 12.08.2021) (In Russian).
4. Pryazhnikov N.S. Proforientologiya [Vocational guidance]. Moscow, Urait, 2016. 405 p. (In Russian).
5. Sergeev I.S., Blinov VI. Esenina E.Yu., and others. Klyuchevye tezisy konceptsii pro-fessional'nogo samoopredeleniya v usloviyakh postindustrial'noj epokhi [Key theses of the concept of professional self-determination in the post-industrial era]. - Moscow, Publishing House «Pero», 2019. 20 p. (In Russian).
6. Plotnikova E.E., Bystrova N.V. Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya professional'noj orientatsii starsheklassnikov [Socio-pedagogical conditions for professional orientation of high school students]. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University]. 2017. No. 2 (19). (In Russian).
7. Leonov S. D. Sravnitel'nyi analiz sovremennykh programm po proforientatsii i profes-sional'nomu samoopredeleniyu podrostkov [Comparative analysis of modern programmes of vocational guidance and professional self-determination of adolescents]. 2010, Proceedings of the International Science and Practice Conference. V. 21. No. 1. pp. 28-37. (In Russian).
8. Shmelev A.G., Serebryakov A.G. Psikhodiagnostika v proforientatsii: printsipy infra-strukturnogo obespecheniya komp'yuterizirovannogo testirovaniya [Psycho-diagnostics in career guidance: principles of infrastructure support for computerized testing]. Psikholog-icheskaya diagnostika [Psychological Diagnostics], 2006. Vol. 2. No. 4. p. 16 (In Russian).
9. Kiselev P.B., Bogdanovskaya I.M. Metodika issledovaniya tsennostnykh orientatsij molodykh lyudej v kontekste professional'nykh sfer informatsionnogo obshchestva [Methodology for research of value orientations of young people in the context of professional spheres of information society]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya [Theoretical and Experimental Psychology]. 2020. No.1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodika-issledovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-molodyh-lyudey-v-kontekste-pro-fessionalnyh-sfer-informatsionnogo (accessed 21.12.2021). (In Russian)
10. Yatsenko O.V. K voprosu o sozdanii novykh tekhnologij proforientatsii sovremennykh podrostkov [On the issue of creating new technologies for career guidance of modern adolescents]. Problemy teorii i praktiki sovremennoj psikhologii:Materialy XIX Vserossijskoj nauchno prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Problems of theory and practice of modern psychology: Proceedings of the XIX All-Russian scientific and practical conference with international participation. Irkutsk, April 23-24], Irkutsk, Publishing House of ISU, 2020, pp.191-194. (In Russian)
11. Udalova E.A. Sotsionika. Osnovy diagnostiki [Socionics. Fundamentals of diagnostics]. Moscow, 2011. 263 p. (In Russian).
<ГАУДПОИРОГ
Олег Валерьевич Яценко
аспирант
Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса,
Oleg V. Yatsenko
Postgraduate Student Irkutsk State University
1 K. Marx St, Irkutsk, Russia, 664003
тел.: +7 (3952) 521900
tel.: +7 (3952) 521900
Статья поступила в редакцию 27.11.2021, одобрена после рецензирования 02.03.2022, принята к публикации 03.03.2022.