Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков'

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1625
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / PROFESSIONAL DIAGNOSIS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL COUNSELING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / VOCATIONAL INFORMATION / МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / CAREER-COUNSELING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярая Татьяна Анатольевна

В статье раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков. Рассмотрены основные направления профориентационной работы: диагностическое, консультативное, просветительское, коррекционно-развивающее. Особое внимание уделено профессиональной диагностике и методам развития профессионально важных качеств, умений и навыков подростков, активизации их личностных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Pedagogical Support of Professional Self-Determination of Teenagers

The essence of psycho-pedagogical support of professional self-determination of teenagers reveals in the article. The main directions of career guidance: diagnostic, consultative, educational, corrective developing. Particular attention is paid to professional diagnosis and methods of professionally important qualities and skills of adolescents, enhancing their personal resources.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков»

20/6/2

Т. А. Ярая

УДК 37.048.4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Современное общество характеризуется широким спектром профессий, каждая из которых предъявляет особые требования к человеку. Вместе с тем выбор профессии становится серьезной жизненной проблемой для большинства учащихся общеобразовательных учреждений, что усиливает внимание специалистов и социокультурного окружения к психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников. В связи с этим необходим поиск перспективных направлений деятельности, методов и средств, учитывающих социальную защищенность молодого поколения в системе многоуровневой профессиональной подготовки. Одним из таких направлений является организация системы психолого-педагогического сопровождения выпускников, в рамках которой им предлагаются различные способы приобретения знаний, разрабатывается целостная информационная система на уровне регионального, муниципального образовательного пространства. Все это способствует личностной активности, свободному и успешному интегрированию в новое общество.

Предпосылкой для исследования психологического сопровождения явились труды отечественных классиков, таких как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, П. П. Блон-ский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,

A. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,

B. Н. Мясищев, А. В. Петровский.

Психологическое сопровождение и его содержание рассмотрены в ряде научных исследований. Так, учеными рассмотрены

специфика и основные направления сопровождения студентов-психологов (С. П. Жданова), учебной деятельности студентов (Т. В. Киящук), развития педагога (И. В. Мо-лочкова), преподавателей высшей школы (М. И. Плугина); процессы самовоспитания и саморазвития личности (Ю. В. Слюсарев); особенности организации психологической службы в образовательных организациях (Ю. В. Суховершина) [9]. Проблему психологического сопровождения личностного и профессионального развития исследовали

A. А. Бодалёв, И. С. Булах, О. С. Газман,

B. Н. Зинченко, З. С. Карпенко, С. Д. Макси-менко, Л. И. Мороз, Т. С. Яценко и другие. Исследователи определили основные направления совершенствования личностного потенциала посредством выявления важных социально-психологических особенностей развития и уточнения роли внешних и внутренних факторов в становлении личности.

Целью сопровождения в сфере профессионального самоопределения личности выступает оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Успешная реализация поставленной цели в значительной степени зависит от качества работы по трем направлениям: диагностическом, консультативном, просветительском. Рассмотрим более подробно каждое из представленных направлений.

1. Диагностическое направление предполагает оценку особенностей личности с целью осуществления профотбора, оптимизации профориентационной работы в образовательной организации в целом, содействие профессиональному самоопределению и профессиональной адаптации. Среди методов диагностики можно выделить наблюдение, анализ документов и результатов деятельности, анализ практических действий, анкетирование, беседы-интервью, тестирование, метод профессиональных проб.

На ранних этапах становления личности наиболее информативным является наблюдение. Этот метод эффективен при условии

четкого определения объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и т. д. В зависимости от решаемых задач наблюдение может быть непосредственным (между исследователем и объектом имеются прямые отношения) и опосредованным (дополнительное исследование проводится полномочными для этого лицами), открытым и скрытым, включенным (исследователь включается в коллектив как полноправный его член) и невключенным, кратковременным (учебное занятие, перемена, рабочий день) и длительным (учебная четверть, год и т. д.), непрерывным и дискретным (прерывистым), монографическим и узким [2; 7].

Анализ документов и результатов деятельности (личных дел, медицинских заключений, классных журналов, творческих сочинений, изделий, резюме и т. д.). Этот метод позволяет получить объективную информацию об особенностях и достижениях личности.

Анализ практических действий (в школе, в семье), подведение итогов реализации жизненных планов. Если человек совершает определенные поступки или определенным образом реагирует на производственные ситуации, в том числе и стрессовые, то велика вероятность повторения их в будущем. По поведенческим проявлениям можно узнать о тех качествах личности, которые легко маскируются или недоступны для изучения другими методами [3].

Анкетирование в большей степени применимо для выявления личных жизненных планов, если они уже сформированы. Этот метод позволяет быстро собирать биографические данные или субъективную информацию.

Беседы-интервью могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, родителями. Для них характерна тематическая направленность. Различают структурированные беседы-интервью, проводящиеся по строго обозначенным вопросам, и неструктурированные, с возможностью некоторого отвлечения от заранее приготовленных

вопросов, изменения их последовательности и т. д. [1; 2].

Тестирование проводится на всех этапах профориентационной работы для получения стандартизированных данных о личности оптанта. Кроме того, тестирование проводится для активизации профессионального и личностного самоопределения. Различают тесты достижения, дающие представление об уровне подготовленности и квалификации оптанта или специалиста (к этой группе относятся и тесты интеллекта); тесты специальных способностей, использующиеся применительно к профессиям с особыми условиями труда; личностные тесты, позволяющие судить о некоторых качествах личности (в целях профориентации используются как однофакторные, так и многофакторные тестовые методики). В редких случаях используются проективные личностные методики.

Метод профессиональных проб может применяться как в игровой форме (в ходе тренинговых занятий), так и в форме производственной практики и занятий общественно полезным трудом. Позволяет уточнить и подтвердить данные, полученные в ходе предыдущей работы [2].

Для того чтобы наиболее глубоко и всесторонне изучить личность, следует использовать несколько различных методов. При этом должны соблюдаться все этические нормы, принятые в психодиагностике.

2. Консультативное направление предполагает оказание специализированной помощи обучаемым в профессиональном самоопределении на основе профдиагностики. Проф-консультирование является одним из важнейших компонентов системы профориентации, включающей целенаправленное психолого-педагогическое взаимодействие консультанта и клиента (подростка) при подготовке последнего к сознательному выбору профессии. В рамках профконсультации решается как минимум три задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор. Виды профконсультаций: групповая и индивидуальная [5].

20/6/2

Таблица 1

Типы профконсультаций

Тип профконсультации Задачи профконсультации

Справочно-информационная - предоставление профессиографической информации; - знакомство с интересующими профессиями, характеристика профессионально важных качеств, необходимых для работы, медицинские требования, противопоказания; - описание требований образовательных организаций профессионального образования, характеристика возможностей обучения; - демонстрация условий и тенденций развития рынка труда.

Диагностическая - определение психофизиологических, индивидуально-психологических особенностей обучающегося; - нахождение социальной и профессиональной направленности самоопределяющегося подростка; - установление его мотивов в выборе образовательного и профессионального пути.

Развивающая - моделирование профессиональной деятельности; - проигрывание социальных и профессиональных отношений; - стимулирование интереса к проблеме профессионального выбора.

Корректирующая - коррекция необоснованного или недостаточно продуманного профессионального плана учащихся; - предоставление дополнительной информации о содержании профессиональной деятельности, условиях труда, требованиях профессии к человеку, в том числе с медицинской точки зрения.

Групповая консультация может проводиться в различных формах: тестирование, тренинг, лекция. Индивидуальная консультация обычно проводится в форме беседы консультанта и учащегося, включающей процесс диагностики (тестирование, проективные и карточные методики), обсуждение результатов индивидуальной диагностики, выдвижение и проверку профессиональных гипотез, отработку профессиональноважных качеств и др.

Вместе с тем выделяют несколько типов профконсультационной работы, представленных в таблице 1.

3. Просветительское направление предполагает расширение круга психологических профессионально значимых знаний и умений с целью их применения в профессиональной деятельности (социально-психологические,

социальные компетенции). Просветительская работа может проводиться в активной и пассивной формах.

К пассивным формам просветительской работы относят:

- беседы, лекции, просмотр видеофильмов;

- профдиагностика, профконсультации для учащихся;

- консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами);

- посещение «ярмарок профессий»;

- знакомство с «образовательной картой» города, района;

- оформление стендов «Твое профессиональное будущее»;

- выставки творческих работ [4].

Для повышения эффективности работы по профессиональному самоопределению

Таблица 2

Методы профориентационной работы

Название метода Характеристика

Мозговой штурм «Источники информации» Позволяет вычленить источники получения информации, необходимой для профессионального самоопределения и развития, обнаружить неиспользованные учащимися ранее способы и оценить их эффективность.

Спецкурсы по выбору профиля обучения Предполагают ознакомление с моделью профессионального выбора: треугольник Е. А. Климова (хочу - могу -надо), обучение подростков ориентироваться в требованиях рынка труда, учитывая специфику региона (понятие востребованности и перенасыщения рынка специальностей).

Рефлексивный активизирующий опрос (беседа, интервью) Предполагает размышление над определенными вопросами (например: Какое место будет занимать профессиональная деятельность в твоей жизни? Что нужно учитывать при выборе профессии? Что означает успех в профессиональной карьере? Какой должна быть твоя профессиональная деятельность? Что ты считаешь своими сильными качествами? Каких качеств от специалиста требует профессия, которая тебе нравится?)

Игры с профориентационным содержанием («Что? Где? Когда?», «Угадай профессию», «Профитайм», «Ассоциация», «Открытие фирмы» и т. д.) Направлены на «запуск» процессов профессионального самоопределения за счет пробуждения интереса, соревновательного эффекта, эмоционального заражения. Профориентационные игры позволяют моделировать различные ситуации: требующие поиска и анализа профориентационной информации, формирования и совершенствования способов профессионального самоопределения, развития профессионально значимых качеств.

Психотехнические игры и упражнения («Мои достоинства», «Мои сильные и слабые стороны», «Волшебный магазин» и т. д.) Позволяют подросткам проанализировать собственные качества, оценить, скорректировать их, выделить собственную позитивную основу и определить программу самосовершенствования, оценить слабость и силу отдельных качеств и их взаимосвязь с собственным поведением, успехами, неудачами и т. д.

Занятия по формированию навыков самопрезентации («Как я устраиваюсь на работу», «Собеседование», «Жизненный путь» и др.) Предусматривают выработку у подростков навыков составления резюме, презентации себя как специалиста, что также помогает снизить тревогу в отношении будущей профессии.

Тематические рисунки на темы: «Я через 10 лет», «Я и моя профессия», «Мое профессиональное будущее», «Я-профессионал» и т. д. Могут быть использованы в ходе индивидуальных консультаций и групповых занятий для прорисовки элементов желаемого будущего.

20/6/2

учащихся предполагается использование активных форм работы в триаде «учитель -ученик - родитель». К ним относятся:

- экскурсии учащихся в образовательные организации, где можно увидеть реальные условия будущего обучения, познакомиться с историей учебного заведения, пообщаться со студентами;

- «Активная проба сил» учащимися на мастер-классах с руководителями творческих объединений (демонстрация разных техник работы с материалами, участие в играх и т. д.);

- использование сюжетно-ролевых игр по профориентации (посредством игры учащимся предоставляется возможность «смоделировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое);

- работа с родителями (важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной ориентации) [6].

4. Коррекционно-развивающее направление предполагает развитие у учащихся качеств, формирование умений и навыков, необходимых для будущей профессии, активизацию личностных ресурсов и пр.

Анализ существующих в литературе методов работы с детьми и подростками в процессе профориентационной работы позволяет представить их в таблице 2.

Одной из форм психолого-педагогического сопровождения обучающихся являются профориентационные тренинги и мастер-классы, предусматривающие повышение учебной и трудовой мотивации молодых людей, формирование у них конкретных умений и навыков в области профессионального самоопределения и профессиональной ориентации, закрепление профессиональных и личностных компетенций, необходимых для овладения той или иной про-

фессией и дальнейшего успешного трудоустройства.

Можно выделить два основных направления тренинговой работы с обучающимися: тренинги, направленные на личностный рост и раскрытие личностного потенциала; тренинги по развитию навыков и умений, необходимых в будущей трудовой деятельности.

При реализации первого вида тренингов учащиеся могут приобрести знания, способствующие личностному росту и раскрытию жизненного потенциала, а также умения, которые позволят им уверенно строить свою профессиональную жизнь, быть активными и полезными членами общества.

Тренинги второго типа направлены на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и установок, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности [8].

В таблице 3 представлены примерные темы тренингов первого и второго вида, которые могут использоваться в профессиональном самоопределении обучающихся.

Таким образом, профессиональное самоопределение является сложным процессом, в ходе которого происходит формирование личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способу ее самореализации. На этапе школьного обучения, когда остро становится вопрос о выборе будущей профессиональной деятельности, подростки нуждаются в квалифицированной помощи специалистов-профориентологов, направленной на оказание им личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к профессиональной деятельности. Успешность профориента-ционной работы зависит от умения специалиста исследовать индивидуальные особенности старшеклассников, комплексно использовать разнообразные формы и методы работы по формированию профессиональной направленности обучающихся.

Темы профориентационных тренингов

Таблица 3

Название тренинга Задачи тренинга

«Тренинг уверенности» - гармонизировать самооценку; - восстановить веру в себя; - преодолеть зависимость от чужого мнения, оценок и критики; - освоить полезные коммуникативные алгоритмы на каждый день; - развить внутреннюю свободу и смелость в общении и действиях.

«Раскрой свой природный потенциал» - помощь в максимальном задействовании индивидуальных природных возможностей - содействие в понимании сильных и слабых сторон; - объяснить, что можно изменить в себе, а что нельзя, потому что это природные качества; - обучение приемам, помогающим сделать свои сильные стороны помощниками в жизни и работе; объяснение того, что делать со своими слабыми сторонами; - понять себя и найти новые внутренние ресурсы.

«Тренинг коммуникативных навыков» - помощь в развитии коммуникативных навыков и умений в общении; - обучение способности легко усваивать контакты и вызывать симпатию; - повысить личную эффективность; - усовершенствовать навыки аргументации и убеждения; - сформировать умение противостоять давлению и манипуляциям.

Тренинг «Необитаемый остров» - актуализация процесса профессионального самоопределения; - расширение границ восприятия самого себя и других людей; - пробуждение потребности в самосовершенствовании

Тренинг «Способности и профессиональная пригодность» - ознакомление подростков с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность»; - обобщение полученных знаний о способностях и соотнесение этих знаний со своими возможностями.

Тренинг «Моя профессия» - активизация размышлений участника тренинга о выборе профессии; - получение участником некоторых знаний о профессиях; - ознакомление участника с характеристиками некоторых профессий; - получение участником нового опыта (позитивного и негативного) в выбранной профессии, освоение моделей профессионального поведения; - создание условий для анализа и выводов, для самостоятельного принятия решений; - получение обратной связи о себе как профессионале в игровой деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта сущность психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков. Рассмотрены основные направления профориен-тационной работы: диагностическое, кон-

сультативное, просветительское, коррекцион-но-развивающее. Особое внимание уделено профессиональной диагностике и методам развития профессионально важных качеств, умений и навыков подростков, активизации их личностных ресурсов.

20/6/2

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная диагностика, профессиональное консультирование, профессиональное информирование, методы профориентации.

SUMMARY

The essence of psycho-pedagogical support of professional self-determination of teenagers reveals in the article. The main directions of career guidance: diagnostic, consultative, educational, corrective developing. Particular attention is paid to professional diagnosis and methods of professionally important qualities and skills of adolescents, enhancing their personal resources.

Key words: professional self-determination, professional diagnosis, professional counseling, vocational information, career-counseling methods.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данченко С. А., Шилова Е. В., Савченко О. В. Профессиональное самоопределение подростков. - Владивосток: МГУ, 2012. -65 с.

2. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособ. / сост. Я. С. Сунцова. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовни-кова Н. О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособ. для высш. шк. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 512 с.

5. Мякушкин Д. Е. Методы профориентации и профконсультирования / Д. Е. Мя-кушкин, Е. О. Шалашова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. - 33 с.

6. Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения: учеб. пособ. - М.: МГППИ, 2001. - 88 с.

7. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособ. для вузов. -М.: Академия, 2005. - 496 с.

8. Шевченко М. Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». - СПб.: Речь, 2007. - 56 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шматова Е. П. Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения // Молодой ученый. -2014. - № 1. - С. 639-641

Н. В. Назаренко

УДК 378

МЕТОДОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОГО

КОМПОНЕНТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ВУЗА

Система высшего образования в России развивается в контексте изменяющейся среды, ее социальных, экономических, культурных перемен, начавшихся с 1990-х гг. ХХ в. Модернизация образовательного процесса в вузах с целью повышения его качества, востребованности выпускников на современном рынке труда вызывает потребность исследования университетской образовательной среды, факторов и условий ее развития, обновления компонентного состава. В настоящее время центральной проблемой становится производство инновационности и формирования соответствующих педагогических условий в образовательных учреждениях. В этой связи научный интерес представляет корпоративная культура как инновационный компонент образовательной среды вуза, ее ценностные основания и структурные элементы. Являясь мощным стратегическим инструмен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.