УДК 378
Сорокина Ирина Радиславовна
кандидат педагогических наук, доцент. Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых [email protected]
Эффективные
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ В КЛУБАХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Irina R. Sorokina
candidate of pedagogical Sciences, associate professor. Vladimir State University of A.G. and N.G. Stoletovs [email protected]
Effective methods of
ORGANIZING OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK WITH PUPILS IN CLUBS ON A RESIDENCE
Аннотация. В статье речь идет о выборе профессии подростка и возможности оказания ему профессиональной помощи со стороны специалистов системы дополнительного образования, в частности клубов по месту жительства. Помимо всех традиционных способов организации профориентационной работы с воспитанниками, в клубах по месту жительства предлагают использовать технологию организации профпробы и интерактивную профориентационную игру. В статье представлены критерии готовности подростка к профессиональному самоопределению. Проанализировано преимущество проведения технологии профпроб и профориентационной интерактивной игры в клубах по месту жительства в сравнении с классическими вариантами.
Ключевые слова: выбор профессии, подросток, клуб по месту жительства, критерии готовности подростка к профессиональному самоопределению, профессионально важные качества, профпроба в системе дополнительного образования, интерактивный метод, профориентационная интерактивная игра.
Annotation. The author deals with the choice of profession by teenager and the possibilities of providing professional assistance from specialists of the additional education system, in particular clubs on a residence. In addition to all traditional methods of organizing professional orientation work with pupils in clubs at the place of residence the author suggests to use technology and interactive career guidance game. The article presents the criteria of readiness of the adolescent to professional self-determination. The advantages of the technology of professional tests and career guidance interactive games in clubs on a residence in comparison with the classic versions are analyzed.
Keywords: choice of profession, teen club in the community, criteria of readiness of teenagers to professional self-determination, professional qualities, professional test in additional education system, interactive method, career guidance interactive game.
Выбор профессии - один из важнейших выборов человека, определяющий жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но ее выбор должен быть обоснован, насколько человек отвечает требованиям профессии. Подросткам приходится решать задачи: кем быть, каким быть и как это осуществить. Поэтому они обращаются к социальному опыту других людей, ориентируются на оценку окружающих, при этом основным источником познания являются средства массовой информации и интернет.
Помощь молодежи в выборе профессии, подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общего и дополнительного образования. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой
педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Большинство детей, посещающих ДОДДЮЦ «^|уб» г. Владимир, - это подростки. Подростковый возраст относится к числу критических периодов возрастного развития. В этот период у подростков происходят кардинальные изменения в сфере сознания, деятельности и в системе взаимоотношений. Роль семьи в удовлетворении материальных, эмоциональных потребностей подростка в значительной мере сохраняется, а роль образовательных и досуговых учреждений, ближайшего окружения сверстников в удовлетворении социально-познавательных потребностей максимально увеличивается. Существенную помощь подросткам в формировании лично-
127
сти, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в выборе профессии может оказать профориентационная работа педагогов клуба по месту жительства, так как они ближе всех стоят к подросткам в период их внешкольной деятельности.
Деятельность клубов по месту жительства во Владимире строится по различным направлениям: досуговая работа с детьми и подростками; социально-педагогическая работа; индивидуально-профилактическая и коррекционная работа с детьми и подростками группы риска и детей из неблагополучных семей, профориентация. Существуют разные способы организации профориентационной работы с подростками:
- знакомство воспитанника с профессиограм-мой (документ, в котором описаны особенности той или иной профессии) и психограммой (документ, включающий описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека, работающего в данном направлении) интересующих профессий;
- диагностика отдельных профессионально важных качеств;
- развивающая групповая консультация, предусматривающая применение активных методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические и интерактивные игры и упражнения;
- организация профпроб и использование интерактивных профориентационных игр.
Диагностическое направление реализуется в двух планах: самопознание, исследование подростком своих качеств в контексте определенной профессии; оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
На этапе диагностики в ходе исследования, проводимого на базе ДОДДЮЦ «№|уб» (выборку составили 52 воспитанника в возрасте 16-17 лет) было выявлено, что у каждого подростка прослеживается направленность к определенной сфере деятельности.
С помощью методики, направленной на изучение профессиональных склонностей и интереса к предмету труда «Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)», установлено: у 37 % опрошенных воспитанников выявлена склонность к работе с людьми; у 23 % - к исследовательской (интеллектуальной) работе; склонность к практической деятельности показали 21 %; у 19 % выявлена склонность к эстетическим видам деятельности. Склонности к экстремальным и планово-экономическим видам деятельности не выявлено.
Дифференциально-диагностический опросник
Е.А. Климова и анкета «Ориентация» ИЛ. Соломина позволили выяснить следующее: в про-
фессиональной сфере «Человек-Человек» профессиональная направленность и интерес выражены у 43 % подростков; в профессиональной сфере «Человек - Художественный образ» - у 20 %; «Человек-техника» - у 16 %; «Человек-Природа» - у 11 %; «Человек-Знак» - у 10 %. Как мы видим, у подростков ярко выражены профессиональные склонности и предпочтения.
На этом основании можно сформулировать критерии готовности подростка к профессиональному самоопределению:
• достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии подросток не сможет сделать обоснованного её выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места её получения, потребностей общества в данных специалистах;
• потребность в обоснованном выборе профессии. Это самостоятельно проявляемая подростком активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
• уверенность подростка в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
• степень самопознания подростка. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;
• наличие у подростка обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы.
Подростково-молодежные клубы ориентированы на создание условий для самообеспечения, саморазвития молодых людей, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей. Поэтому для выполнения этой цели необходимо создание новых механизмов, социальных технологий, новых, адекватных современным условиям модулей социокультурной работы с молодежью.
Одной из таких технологий является технология организации профпроб с воспитанниками в клубах по месту жительства, которая способна более эффективно организовывать выбор профессии.
Обозначенные ранее критерии обуславливают первостепенные задачи педагогов клуба по сопровождению профориентации подростков, решение которых предполагает не только применение общеизвестных форм и методов работы, но и внедрение новых.
Наиболее важной составляющей профориентации и социализации личности являются профес-
128
сиональные пробы, которые могут проходить воспитанники в клубных формированиях или разнообразных формах детских объединений по интересам дополнительного образования детей. Возглавляют эти процессы педагоги дополнительного образования, являющиеся одновременно руководителями коллективов, кружков, секций, любительских объединений и т.д., социальные педагоги и педагоги-организаторы, работающие в этой системе.
Профессиональная проба - это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе профессиональных проб воспитанникам сообщаются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности. Профессиональной пробой в условиях дополнительного образования может быть:
1) результат деятельности (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности, занятия в кружках, клубах, на школьных курсах профессиональной направленности);
2) некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;
3) деловая игра или тематическая олимпиада в клубах, на школьных и внешкольных курсах профессиональной направленности и др.
Технология организации профпроб с воспитанниками в клубах по месту жительства направлена на внутреннее длительное изменение ребенка или подростка. Технология обеспечивает дополнительную теоретическую и практическую подготовку воспитанников к прохождению профпроб в клубе по месту жительства по ряду специальностей: швеи, тележурналиста, парикмахера, актера и т.д. Это проводится на базе тех клубов, в которых реализуются программы, касающиеся сути профессиональной деятельности указанных специальностей и профессий [1]. Целью технологии организации профпроб с воспитанниками в клубах по месту жительства является способствование развитию профессионального самоопределения, осознанному выбору воспитанниками профессии.
Задачи, решаемые в процессе организации технологии:
1) накопление специальных знаний, умений и навыков в процессе прохождения профпроб в рамках выбранной профессиональной деятельности;
2) овладение общепрофессиональными компетенциями: осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; овладение задатками речевой профессиональной культуры;
3) развитие общепрофессиональных компетенций: способности определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания;
4) приобретение основ трудовых (допрофессиональных, выборочно и частично профессиональных) умений и навыков;
5) формирование потребности в собственной реализации личности в социуме посредством выбираемой профессии [3, с. 81].
В ходе профессиональных проб воспитанник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, эти качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание пространства формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе присутствует некоторый элемент профессиональной адаптации.
В целом, характерной особенностью процесса профессиональной пробы является преобладание познавательно-оценочного аспекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет не доминирующую, а вспомогательную роль и служит средством диагностики своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.
Также, на наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов в работе клубов по месту жительства является интерактивный метод, который основан на взаимодействии участника клуба с другими участниками, педагогами, родителями. Интерактивный метод («inter» - это взаимный, «act» -действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Преимущество интерактивных игр заключается в возможности их приложения ко всем возникающим в группе ситуациям и к разным тематическим и проблемным областям. Основное отличие традиционных методов обучения от интерактивных игр заключается в том, что первые обращаются только к интеллекту участника, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком -его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре. Важная особенность интерактивной игры - это ее способность мотивировать участников и вызвать их любопытство. Цель данного метода состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации подростков, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. При проведении профориентационных игр должны соблюдаться такие условия, как: высокая динамика проведения, акцентуализация внимания участников на наиболее интересных и правильных высказываниях, участие в упражнениях всегда носит добровольный характер, игра дает возможность проявить себя всем игрокам [2].
Интерактивные игры («Спящий город», «Три судьбы», «Эпитафия», «Профконсультация» и др.) побуждают участников тренировать определенные психологические навыки, а именно: дифференцированное восприятие, открытую коммуникацию, формулирование требований, принятие решений, помощь другим, сотрудничество, поиск возможно-
129
стей самопомощи, силу сопротивления, личную ответственность. Все это, в совокупности, является немаловажным аспектом в организации профориентационной работы в клубах по месту жительства.
Таким образом, на наш взгляд, интерактивная игра и профпроба, используемые в профориентации на базах клубов по месту жительства, способствуют развитию у воспитанников коммуникативных навыков, нового понимания себя и своих
Литература:
1. Сорокина И.Р. Эффективное использование инновационных методов профориентации детей в дополнительном образовании. Инновационные процессы модернизации дополнительного образования детей // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей» (г. Москва, ФГАУ ФИ-РО, 23 октября 2014г.); под ред. М.Н. Поволяе-вой, И.Н. Поповой, XT. Загладиной. Москва, ФГАУ ФИРО. ВКИ «Собор», 2014. С. 247-253.
2. Сорокина И.Р. Использование интерактивных методов по профориентации в работе с подростками в клубах по месту жительства / И.Р. Сорокина, Т.А. Канарейкина // Молодой ученый № 10 (90). Казань : «Издательство Молодой ученый», 2015г. С. 1291-1294.
3. Сорокина И.Р. Профессиональная проба как один из способов организации профориентации в системе дополнительного образования // Педагогическое образование в России. № 5. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2013г. С. 79-84.
интересов. Рассматриваемые методы ориентируют воспитанников на формирование моделей поведения в различных проблемных ситуациях, заставляют серьезно задуматься о профессиональных качествах, необходимых для выбираемой профессии, знакомят с содержанием профессий, ориентируют воспитанников в мире профессий, вовлекают их во взаимодействие друг с другом, требующего дискуссий, рассуждений, выражения собственных мыслей.
Literature:
1. Sorokina I.R. Effective use of innovative methods of career guidance of children in additional education. Innovative processes of modernization of additional education of children // proceedings of the International Scientifically-practical Conference «Innovative processes in modernization of additional education of children» (Moscow, FIED, October 23, 2014); ed. by M.N. Povolyaeva, I.N. Popova, Kh.T. Zaglavna. Moscow: FIED. «Cathedral», 2014. P. 247-253.
2. Sorokin I.R. The use of interactive methods of
career guidance in working with adolescents in clubs at the place of residence / I.R. Sorokin, T.A. Kanareikina // Young scientist. № 10 (90). Kazan : Young scientist Publishing, 2015.
P. 1291-1294.
3. Sorokina I.R. Professional test as one of the ways of the organization of career guidance in the system of additional education // Pedagogical education in Russia. № 5. Ekaterinburg : Ural State Pedagogical University, 2013. P. 79-84.
130