УДК: 37.013.42
Салаватова О. А.
студентка 5 курса
направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО
«КФУ им. Вернадского» г. Евпатория
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В наше время профессиональная ориентация является очень важным шагом в жизни каждого подростка и его семьи. И чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор, требуется правильная подготовка. Но, к сожалению, в современных образовательных учреждениях, проблеме профессиональной ориентации уделяется очень мало времени, либо не уделяется вообще. Все это приводит к ошибкам в выборе профессии, которые влекут за собой большой вред, как самому подростку, так и обществу в целом.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению.
Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личного отношения к профессиональной трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
Проанализировав практику многих общеобразовательных учреждений, можно выявить такую тенденцию, что подростки часто затрудняются при выборе будущей профессии, так как не имеют представления о технологии профессионального самоопределения, не умеют правильно сформировать или спроектировать свой профессиональный и жизненный путь в современных условиях.
Для того чтобы обеспечить самостоятельный и осознанный выбор профессии, необходимо учитывать все возможные факторы, которые будут влиять на решение подростка, а также создать условия для правильного выбора. Большая, а самое главное важная роль в этом принадлежит социальному педагогу [5, с. 114].
Работа социального педагога по профессиональному самоопределению должна придерживаться следующих правил:
- необходимо ориентироваться в современных профессиях, которые востребованы в регионе и в стране в целом;
- работу по профессиональной ориентации необходимо проводить на протяжении всего периода обучения в школе;
- очень важно сочетание групповых, коллективных и индивидуальных форм деятельности по профориентационной работе с учениками и их родителями;
- еще одно важное правило заключается в том, чтобы использовать индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам в зависимости от возраста и интересов от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов;
- и последнее правило, которое заключается в поддержке взаимодействия школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных и молодежных организаций [3, с. 69].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, профессиональную ориентацию можно рассматривать, как целенаправленную деятельность социального педагога и школы в целом, а также учеников и их родителей по оказанию помощи в осознанном и обоснованном выборе профессии. А еще можно интерпретировать как процесс оказания помощи старшеклассникам в выборе профессии в соответствии с особенностями, склонностями и рынком туда [2, с.74].
Что же входит в обязанности социального педагога в работе по профессиональному самоопределению. В первую очередь он должен заниматься организацией наиболее значимой деятельности для развития интересов, способностей и склонностей детей. Во-вторых, проводить справочно-информационные консультации по профориентации, а также информировать о ситуациях на рынке труда. И, в-третьих, организовывать и участвовать в общешкольных мероприятиях по профориентации.
Хотелось бы отметить основные компоненты любой программы по профессиональной ориентации:
- образовательный. Этот компонент реализуется в обучении и воспитании учащихся. Он предполагает сформированность социальных знаний об особенностях выбранной профессии и психологических особенностях личности. Главное в данном процессе, чтобы у подростков сформировалось ценностное отношение к выбранной профессии, осознанность ценности данного труда и профессиональная ответственность за результаты деятельности;
- психологический. Этот компонент направлен на психодиагностику индивидуальных особенностей личности для того, чтобы выявить развитие профессионально значимых качеств личности. Реализация этого компонента подразумевает еще и психологическое консультирование школьников и их родителей;
- посреднический. Он включает в себя организацию совместной деятельности учеников и их родителей и учителей. Цель данной деятельности состоит в том, чтобы соотнести профессиональные планы учеников с ожиданиями их родителей. Эта деятельность также предполагает информирование учащихся и их родителей по вопросам будущей профессии. Этот компонент реализуется в процессе организации педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов и родительских собраний.
Необходимо отметить, что, к сожалению, не все ученики в нашей стране получают необходимые знания о профессии и о себе. А все это из-за того, что квалифицированные специалисты отсутствуют, а администрация учебных заведений мало заинтересована или вообще незаинтересованная в таких специалистах.
Рассмотрим основные функции социального педагога в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников:
1. Диагностическая функция, благодаря которой, социальный педагог изучает и оценивает особенности личности ребенка в его профессиональной ориентации. При реализации данной функции, необходимо изучить намерения ребенка в выбранной профессии, а также его склонности, способности и познавательные интересы.
2. Организаторская функция заключается в организации различных видов деятельности с учетом различных факторов социализации.
3. Информационно-просветительская функция заключается в проведении справочно-информационном профессиональном консультировании.
4. Мотивационная функция. Социальный педагог в ходе своей работы формирует мотивацию к трудовой деятельности.
5. Профилактическая функция. Задача социального педагога заключается в предупреждении ошибок в выборе будущей профессии подростком.
6. Воспитательная функция выполняется совместно с педагогическим коллективом и направлена на процесс педагогического воспитания и содействие его протекания в семье.
7. Коммуникативная функция, которая заключается в совместной работе с другими специалистами. При совместной работе социального педагога и педагога психолога нет четкого распределения работы. Все это из-за того, что содержание должностных квалификационных характеристик дублируются, и поэтому происходит перекладывание обязанностей друг на друга. Педагог психолог должен выполнять свою работу в психологическом направлении, диагностике, коррекции и т.д. Но, как бы парадоксально не звучало, только совместная работа социального педагога и педагога-психолога, объединение
и координация усилий всех педагогов, в профориентации подростков, приведет к продуктивным действиям и правильному выбору профессии.
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя включает в себя:
- помощь в подготовке уголков профориентации и в трудоустройстве учеников;
- содействие в организации вторичной занятости подростков и оказание помощи в организации профориентационных уроков и классных часов.
Взаимодействие социального педагога с семьей подростка включает следующее:
- обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения подростков на родительских собраниях. Но на таких совместных мероприятиях можно обсуждать лишь общие вопросы, связанные с выбором учебных заведений, дополнительных занятий для подготовки к поступлению, представлять родителям общую информацию о профориентационной работе, которая проводится в школе и классе.
- организация и проведение лекториев по вопросам профессиональной ориентации, на которые будут приглашаться специалисты учебных заведений или центров профессиональной ориентации молодежи.
- организация дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения, на которые будут приглашены подростки с родителями, а также преподаватели различных учебных заведений.
- и, конечно же, индивидуальные беседы, справочно-информационные консультации, профконсультации. Но в данном случае, социальный педагог должен быть уверен в отношениях между родителями и детьми, а именно в присутствии взаимоуважении и взаимопонимании [4, с. 214].
Социальный педагог должен являться центром в системе воспитания. Его задача помочь подрастающему человеку найти свое призвание, свое место в жизни, стать самостоятельной и всесторонне развитой личностью. Он является проводником к самосовершенствованию и самореализации.
Сотрудничество социального педагога с представителями государственных, общественных организаций и учебных заведений. А именно учреждения здравоохранения, спортивные секции и клубы, социально-психологические центры, внешкольные организации по вопросам досуговой деятельности школьников, правоохранительными органами (ИДН и КДН), представителями учебных заведений, предприятий, организаций и т.д.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения подростков заключается во многих причинах. Одна из таких трудностей, недостаточно информации о разнообразии реальных, а не «модных» профессий. Еще одна из причин — это недооценка или переоценка своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей. Важно отметить такую причину, что подросток очень часто должен выбирать ту профессию, обучение которой в состоянии оплатить его семья.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что благодаря правильной деятельности социального педагога и при взаимодействии с другими специалистами, достигается главная цель в профессиональном самоопределении подростков, а именно, предоставляется достаточная информация о профессиях, повышается степень самопознания и саморазвития личностных качеств, сформированность профессионально важных качеств, наличие обоснованного профессионального плана и обоснованного выбора профессии.
Литература
1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи — К.: Наукова думка. 2008. — 144 с.
2. Дикая Л.Г. Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — 352 с.
3. Касаткина Н.Э. Организация профессиональной работы в условиях образовательной практики: учебно-методическое пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова, Т.Б. Игонина и др. — Кемеровский государственный университет — Кемерово, 2012. — 146 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
5 Пряжников Н.С. Профориентация и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. — М.: Изд-во: Институт практической психологии Воронеж НПО, «МОДЭК»,1996. — 356 с.
6. Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения / Н.С. Пряжников. — М.: МГППИ,1999. — 386 с.