Научная статья на тему 'Особенности работы социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников'

Особенности работы социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2281
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватова О. А.

В наше время профессиональная ориентация является очень важным шагом в жизни каждого подростка и его семьи. И чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор, требуется правильная подготовка. Но, к сожалению, в современных образовательных учреждениях, проблеме профессиональной ориентации уделяется очень мало времени, либо не уделяется вообще. Все это приводит к ошибкам в выборе профессии, которые влекут за собой большой вред, как самому подростку, так и обществу в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников»

УДК: 37.013.42

Салаватова О. А.

студентка 5 курса

направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО

«КФУ им. Вернадского» г. Евпатория

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В наше время профессиональная ориентация является очень важным шагом в жизни каждого подростка и его семьи. И чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор, требуется правильная подготовка. Но, к сожалению, в современных образовательных учреждениях, проблеме профессиональной ориентации уделяется очень мало времени, либо не уделяется вообще. Все это приводит к ошибкам в выборе профессии, которые влекут за собой большой вред, как самому подростку, так и обществу в целом.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личного отношения к профессиональной трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Проанализировав практику многих общеобразовательных учреждений, можно выявить такую тенденцию, что подростки часто затрудняются при выборе будущей профессии, так как не имеют представления о технологии профессионального самоопределения, не умеют правильно сформировать или спроектировать свой профессиональный и жизненный путь в современных условиях.

Для того чтобы обеспечить самостоятельный и осознанный выбор профессии, необходимо учитывать все возможные факторы, которые будут влиять на решение подростка, а также создать условия для правильного выбора. Большая, а самое главное важная роль в этом принадлежит социальному педагогу [5, с. 114].

Работа социального педагога по профессиональному самоопределению должна придерживаться следующих правил:

- необходимо ориентироваться в современных профессиях, которые востребованы в регионе и в стране в целом;

- работу по профессиональной ориентации необходимо проводить на протяжении всего периода обучения в школе;

- очень важно сочетание групповых, коллективных и индивидуальных форм деятельности по профориентационной работе с учениками и их родителями;

- еще одно важное правило заключается в том, чтобы использовать индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам в зависимости от возраста и интересов от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов;

- и последнее правило, которое заключается в поддержке взаимодействия школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных и молодежных организаций [3, с. 69].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, профессиональную ориентацию можно рассматривать, как целенаправленную деятельность социального педагога и школы в целом, а также учеников и их родителей по оказанию помощи в осознанном и обоснованном выборе профессии. А еще можно интерпретировать как процесс оказания помощи старшеклассникам в выборе профессии в соответствии с особенностями, склонностями и рынком туда [2, с.74].

Что же входит в обязанности социального педагога в работе по профессиональному самоопределению. В первую очередь он должен заниматься организацией наиболее значимой деятельности для развития интересов, способностей и склонностей детей. Во-вторых, проводить справочно-информационные консультации по профориентации, а также информировать о ситуациях на рынке труда. И, в-третьих, организовывать и участвовать в общешкольных мероприятиях по профориентации.

Хотелось бы отметить основные компоненты любой программы по профессиональной ориентации:

- образовательный. Этот компонент реализуется в обучении и воспитании учащихся. Он предполагает сформированность социальных знаний об особенностях выбранной профессии и психологических особенностях личности. Главное в данном процессе, чтобы у подростков сформировалось ценностное отношение к выбранной профессии, осознанность ценности данного труда и профессиональная ответственность за результаты деятельности;

- психологический. Этот компонент направлен на психодиагностику индивидуальных особенностей личности для того, чтобы выявить развитие профессионально значимых качеств личности. Реализация этого компонента подразумевает еще и психологическое консультирование школьников и их родителей;

- посреднический. Он включает в себя организацию совместной деятельности учеников и их родителей и учителей. Цель данной деятельности состоит в том, чтобы соотнести профессиональные планы учеников с ожиданиями их родителей. Эта деятельность также предполагает информирование учащихся и их родителей по вопросам будущей профессии. Этот компонент реализуется в процессе организации педагогических советов, психолого-педагогических консилиумов и родительских собраний.

Необходимо отметить, что, к сожалению, не все ученики в нашей стране получают необходимые знания о профессии и о себе. А все это из-за того, что квалифицированные специалисты отсутствуют, а администрация учебных заведений мало заинтересована или вообще незаинтересованная в таких специалистах.

Рассмотрим основные функции социального педагога в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников:

1. Диагностическая функция, благодаря которой, социальный педагог изучает и оценивает особенности личности ребенка в его профессиональной ориентации. При реализации данной функции, необходимо изучить намерения ребенка в выбранной профессии, а также его склонности, способности и познавательные интересы.

2. Организаторская функция заключается в организации различных видов деятельности с учетом различных факторов социализации.

3. Информационно-просветительская функция заключается в проведении справочно-информационном профессиональном консультировании.

4. Мотивационная функция. Социальный педагог в ходе своей работы формирует мотивацию к трудовой деятельности.

5. Профилактическая функция. Задача социального педагога заключается в предупреждении ошибок в выборе будущей профессии подростком.

6. Воспитательная функция выполняется совместно с педагогическим коллективом и направлена на процесс педагогического воспитания и содействие его протекания в семье.

7. Коммуникативная функция, которая заключается в совместной работе с другими специалистами. При совместной работе социального педагога и педагога психолога нет четкого распределения работы. Все это из-за того, что содержание должностных квалификационных характеристик дублируются, и поэтому происходит перекладывание обязанностей друг на друга. Педагог психолог должен выполнять свою работу в психологическом направлении, диагностике, коррекции и т.д. Но, как бы парадоксально не звучало, только совместная работа социального педагога и педагога-психолога, объединение

и координация усилий всех педагогов, в профориентации подростков, приведет к продуктивным действиям и правильному выбору профессии.

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя включает в себя:

- помощь в подготовке уголков профориентации и в трудоустройстве учеников;

- содействие в организации вторичной занятости подростков и оказание помощи в организации профориентационных уроков и классных часов.

Взаимодействие социального педагога с семьей подростка включает следующее:

- обсуждение возможных перспектив профессионального самоопределения подростков на родительских собраниях. Но на таких совместных мероприятиях можно обсуждать лишь общие вопросы, связанные с выбором учебных заведений, дополнительных занятий для подготовки к поступлению, представлять родителям общую информацию о профориентационной работе, которая проводится в школе и классе.

- организация и проведение лекториев по вопросам профессиональной ориентации, на которые будут приглашаться специалисты учебных заведений или центров профессиональной ориентации молодежи.

- организация дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения, на которые будут приглашены подростки с родителями, а также преподаватели различных учебных заведений.

- и, конечно же, индивидуальные беседы, справочно-информационные консультации, профконсультации. Но в данном случае, социальный педагог должен быть уверен в отношениях между родителями и детьми, а именно в присутствии взаимоуважении и взаимопонимании [4, с. 214].

Социальный педагог должен являться центром в системе воспитания. Его задача помочь подрастающему человеку найти свое призвание, свое место в жизни, стать самостоятельной и всесторонне развитой личностью. Он является проводником к самосовершенствованию и самореализации.

Сотрудничество социального педагога с представителями государственных, общественных организаций и учебных заведений. А именно учреждения здравоохранения, спортивные секции и клубы, социально-психологические центры, внешкольные организации по вопросам досуговой деятельности школьников, правоохранительными органами (ИДН и КДН), представителями учебных заведений, предприятий, организаций и т.д.

Таким образом, проблема профессионального самоопределения подростков заключается во многих причинах. Одна из таких трудностей, недостаточно информации о разнообразии реальных, а не «модных» профессий. Еще одна из причин — это недооценка или переоценка своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей. Важно отметить такую причину, что подросток очень часто должен выбирать ту профессию, обучение которой в состоянии оплатить его семья.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что благодаря правильной деятельности социального педагога и при взаимодействии с другими специалистами, достигается главная цель в профессиональном самоопределении подростков, а именно, предоставляется достаточная информация о профессиях, повышается степень самопознания и саморазвития личностных качеств, сформированность профессионально важных качеств, наличие обоснованного профессионального плана и обоснованного выбора профессии.

Литература

1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи — К.: Наукова думка. 2008. — 144 с.

2. Дикая Л.Г. Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — 352 с.

3. Касаткина Н.Э. Организация профессиональной работы в условиях образовательной практики: учебно-методическое пособие / Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова, Т.Б. Игонина и др. — Кемеровский государственный университет — Кемерово, 2012. — 146 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.

5 Пряжников Н.С. Профориентация и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. — М.: Изд-во: Институт практической психологии Воронеж НПО, «МОДЭК»,1996. — 356 с.

6. Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения / Н.С. Пряжников. — М.: МГППИ,1999. — 386 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.