Научная статья на тему 'Методология современной профориентации за рубежом'

Методология современной профориентации за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФКОНСУЛЬТАНТ / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ СЛУЖБА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / РЫНОК ТРУДА / OCCUPATIONAL GUIDANCE / METHODS OF OCCUPATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL CONSULTANT / ADVISORY SERVICE / PRACTICAL PLACEMENT / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Л.В.

Проанализирована профориентационная деятельность, осуществляемая в системах образования ведущих зарубежных стран. Освещены основные методы профориентации, их положительное влияние на рынок труда и экономическое развитие общества. Показана необходимость применения лучших результатов в этой области в отечественной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign methodology of modern occupational guidance

The article analyzes the occupational guidance activities, which are carried out in the education systems of leading foreign countries. The main methods of occupational guidance, their positive impact on the labour market and the economic development of society have been covered. The necessity of applying the best results in this area in domestic practice has been shown.

Текст научной работы на тему «Методология современной профориентации за рубежом»

УДК 37.047

Л.В. ЧЕРНИКОВА, канд. техн. наук, старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследований, e-mail: LVCLVC76@yandex.ua

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

Проанализирована профориентаци-онная деятельность, осуществляемая в системах образования ведущих зарубежных стран. Освещены основные методы профориентации, их положительное влияние на рынок труда и экономическое развитие общества. Показана необходимость применения лучших результатов в этой области в отечественной практике.

Ключевые слова: профориентация, методы профориентации, профконсуль-тант, консультативная служба, производственная практика, рынок труда.

Chernikova L.V. Foreign methodology of modern occupational guidance.

The article analyzes the occupational guidance activities, which are carried out in the education systems of leading foreign countries. The main methods of occupational guidance, their positive impact on the labour market and the economic development of society have been covered. The necessity of applying the best results in this area in domestic practice has been shown.

Keywords: occupational guidance, methods of occupational guidance, professional consultant, advisory service, practical placement, labour market.

В настоящее время в Донецкой Народной Республике (ДНР) на фоне реформирования экономики и социально-культурной сферы рынок труда выдвигает

высокие требования к профессиональной подготовке кадров. Это требует создания качественно новых методик профессиональной подготовки молодежи, которые будут способствовать активизации профессионального самоопределения школьников. В ДНР профориентационная работа осуществляется большей частью формально и не выполняет своего реального назначения в системе профессионального образования. По этой причине многие жизненно важные для экономики Республики профессии остаются невостребованными. Для построения эффективной системы профориентации в сфере среднего и высшего образования ДНР особую значимость приобретает опыт организации профориентационной работы в таких высокоразвитых странах мира, как США, Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия, Германия, Канада, Япония.

Вопросы совершенствования систем профессиональной ориентации в современном мире, а также традиции и проблемы организации профильного обучения в школах развитых стран зарубежья освещались такими авторами, как С.С. Гриншпун [1, 2, 3, 4], И Г. Шамсут-динова [5], Ю.В. Укке [6], Е.В. Гуд-кова [7], Л.А. Турчина [8], Г.Ф. Шафра-нов-Куцев [9], В. Кузнецов [10], В.А. Гуртов, В.Н. Колесников [11].

© Л.В. Черникова, 2019

Цель статьи - на примере ведущих зарубежных стран мира раскрыть особенности профориентационной работы, анализ которых позволит создать систему профориентации, учитывающую политические и социально-экономические условия ДНР.

На систему профориентации в любом современном обществе влияют как внешние, так и внутренние факторы. Это в первую очередь экономический уровень развития общества, политическое устройство, особенности системы образования, менталитет нации, продолжительность периода развития профориентации.

Термин «профориентация» за рубежом звучит как «career development» -«развитие карьеры», а также используется термин «guidance and consalting» -«руководство и консультирование». Согласно определению «Организации экономического сотрудничества и развития» - это широко развитая система консультирования по поводу планирования карьерной и образовательной траекторий, будущей профессиональной деятельности, повышения квалификации и профессиональной переподготовки на протяжении всей жизни человека [12].

Страной-родоначальником профориентации считают США. Американский социолог Фрэнк Парсонс в 1908 г. создал первое профконсультационное бюро и выдвинул первую концепцию профориентации. Основная идея его теории «правильный работник на правильное место», то есть подбор работника к требованиям профессии. Эта теория просуществовала на Западе в качестве основной до 60-х годов. В 1952 г. американец Дональд Сью-пер предложил теорию, которая получила название «Концепция возрастного развития». Выбор профессии Сьюпером рассматривается как часть развития личности в целом, которое не заканчивается с окончанием обучения, а продолжается на всех этапах профессиональной деятельности.

Основной задачей профконсультанта Сьюпер считал помощь личности в достижении профессиональной зрелости [7]. На основе теории Д. Сьюпера в США было разработано «Положение о школьной службе профессионального руководства или профессиональной консультации». Такая консультация в США осуществляется на протяжении всех лет обучения ребенка.

Главной организацией, осуществляющей профориентационную работу в школах США, является консультативная служба «Гайденс» (guidance). Руководство «Гайденс» в масштабах страны осуществляет специальный отдел Министерства образования США, в штатах и округах - подразделения министерства. В каждом школьном округе разрабатываются собственные программы «Гайденс». Их задача - содействие наиболее полному развитию потенциальных возможностей каждого школьника. Для этого в школах создаются специальные комитеты, куда входят директор с заместителем, главный специалист службы - каунслер (counsler) (советник - консультант) и несколько опытных, авторитетных для детей педагогов. Задача такого комитета - изучать проблемы школьников, их интересы и т.д., а затем разрабатывать программу деятельности службы с учетом полученных данных. Каунслер - это человек с высшим педагогическим образованием, который дополнительно прошел подготовку на одно-или двухгодичных курсах по специальности «Гайденс». В состав «Гайденс» входят несколько служб: 1) инвентарная служба, занимающаяся сбором информации о каждом учащемся, 2) служба информации для учащихся в трех областях: учебной, профессиональной и личностно-социаль-ной, 3) служба консультирования, отвечающая за процесс индивидуальных и групповых консультаций с учащимися, 4) служба устройства, оказывающая содействие выпускникам при трудо-

устройстве, 5) служба контроля, ведущая сбор сведений о судьбах выпускников школ.

На каждого учащегося профкон-сультант заводит отдельное досье, которое, с его согласия, передается в службу занятости по окончанию школы. Также профконсультант знакомит учащихся с миром профессий и путями их получения, оказывает помощь в поиске информации о содержании профессий и требованиях к ним, координирует работу школьных учителей по профориентации, оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей. Определиться с профессией американским школьникам помогает также сетевая база данных о профессиях (Occupational Information Network). В ней представлены сведения о различных профессиях, такие, как содержание деятельности, условия работы, квалификационные требования, средства деятельности, требования к профессиональным качествам, профессиональное образование, медицинские противопоказания, родственные профессии, а также перечень учебных заведений [1 ]. Будущие абитуриенты с помощью такой базы могут самостоятельно изучить мир профессий и сопоставить свои способности и склонности требованиям профессий.

В Великобритании образование традиционно является профильным. Главная отличительная особенность британской системы профориентации - совмещение профориентации с помощью по трудоустройству. В 1964 г. был принят «Закон о производственном обучении», который и стал базой для организации британского профессионального образования и школьной профориентации. В системе управления профессиональной ориентацией в Великобритании можно выделить такие уровни:

1) высший уровень - Департамент образования и науки и Министерство занятости;

2) второй уровень - Комиссия по профессиональной подготовке, Комиссия по трудовым ресурсам, Служба профессиональной карьеры и ее подразделение = Служба профессиональной карьеры молодежи;

3) третий уровень - колледжи, профессиональные школы, центры профессиональной подготовки и т.д.

Основные подразделения в составе Министерства занятости, отвечающие за профориентацию - Служба профессиональной карьеры, а также Комиссия по трудовым ресурсам, в функции которых входят подготовка и проведение профори-ентационных мероприятий по выбору профессии, получению соответствующей специальности, трудоустройству и сохранению работы в соответствии со способностями и возрастом. Ключевую роль в такой системе профориентации играют профконсультанты. Диплом профкон-сультанта могут получить лица, окончившие университет и имеющие определенный практический опыт в области профориентации [2]. В выпускных классах школы составляются персональные досье по профориентации и профконсультации, в которых определяется перечень профессий, наиболее подходящих каждому выпускнику в соответствии с его личностными особенностями. Обучение в средней школе длится 12 лет, и на каждом возрастном этапе должны работать профсовет-ники. Средняя школа имеет несколько профилей обучения: грамматический, современный, технический, объединенный. Выбор типа школы (профиля обучения) происходит после окончания начальной ступени обучения. Педагоги предоставляют информацию о склонности учащихся к той или иной области знаний. В итоге такой работы ученик принимает решение о выборе типа средней школы.

Отдельного внимания заслуживает практика создания в английских школах мини-предприятий, на которых учащиеся

занимаются различными видами производственной деятельности. Работа на таком предприятии помогает определить и развить свои интересы и склонности, приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе, проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях [2]. Одна из форм профориентации - прохождение двухнедельной производственной практики, которая для учеников старших классов обязательна при поступлении в высшее учебное заведение [13]. Британскую систему профориентации также отличает совмещение профориентационных услуг и помощи по трудоустройству.

Францию считают лидером профориентации в Европе, так как система профориентации в этой стране создана на государственном уровне и координируется деятельностью трех министерств: труда, здравоохранения и образования [5]. Особенностью профориентационной работы во Франции является параллельная деятельность трех национальных агентств, занимающихся этой проблемой:

1) Национальное бюро информации по образованию и профессиям (0№БЕР), которое осуществляет общую методическую работу и координацию в данной области по всей стране;

2) Центры информации и ориентации (СЮ) проводят работу по профкон-сультированию, профдиагностике для определения психологических характеристик учащихся;

3) Национальное агентство занятости [8].

Координирует работу вышеназванных агентств Комитет из представителей министерств образования и труда. Штат Центров информации и ориентации составляют дипломированные специалисты - советники по профориентации, которые получают высшее профессиональное образование в одном из пяти престижных вузов страны. Именно

профсоветники осуществляют взаимосвязь внешкольной и внутришкольной профориентации во Франции посредством тесного сотрудничества с классными руководителями и школьными психологами. Вместе они составляют профо-риентационный совет класса, функции которого включают: предоставление школьникам качественной информации о профессиях и ситуации на рынке труда, осуществление и организацию учебно-воспитательной профориентационной работы, разработку материалов к профориентаци-онным занятиям, организацию экскурсий и просмотр фильмов профориентацион-ной направленности, проведение индивидуальных консультаций, установление и поддержание связей с семьей и др. [5, 3].

Методы профориентационной работы в школах Франции можно разделить на три основные группы:

1. Методы информирования: знакомство с профессиями на профориента-ционных уроках, экскурсии на предприятия, анализ информации о профессиях.

2. Диагностические методы: профессиональные пробы продолжительностью от трех до 16 недель на предприятии, в профессиональном лицее или центре профессионального обучения, тестирование, выявление достижений учащегося и его профессиональных интересов, анкетирование, игровой метод.

3. Методы профконсультации: информирование, диагностирование, групповое обсуждение.

Профориентация школьников во Франции производится на каждом из пяти педагогических циклов обучения в средней школе:

1. Цикл наблюдения и адаптации -6-й класс колледжа - изучение личности учащегося, определении его способностей, склонностей, уровня знаний, психофизических данных, индивидуальных черт характера. Основной метод профориентации - тестирование, результаты

которого фиксируются в личном досье учащегося.

2. Центральный цикл - 5-4-й классы колледжа - знакомство учащихся с миром профессий.

3. Цикл профессиональной ориентации - 3-й класс колледжа - учащийся должен определить свой дальнейший учебный путь путем информирования о различных учебных направлениях, профилях и профессиях.

4. Цикл определения - 2-й класс общеобразовательного или технологического лицея является предпрофильной подготовкой - учащиеся должны выбрать учебный профиль выпускного класса. Профработа сосредоточена на уточнении профессиональных предпочтений учащихся через стажировки на предприятиях, встречи с бывшими учениками лицея - студентами вузов, а также со специалистами различных профессиональных областей.

5. Выпускной цикл - 1-й класс лицея - учащийся по желанию может изменить как учебный профиль, так и учебное направление в соответствии с изменившимися интересами, потребностями и возможностями. Профработа направлена на информирование о различных учебных заведениях, правилах поступления в них, условиях обучения, перспективах трудоустройства [8].

Шведская система профориентации основана на принципе государственного регулирования взаимодействия системы образования и рынка труда [10]. Основные направления работы такой системы:

изучение личности учащихся, их интересов, склонностей и способностей;

ознакомление школьников с различными видами труда и профессиями, изучение содержания той или иной профессии, требований к ней, перспектив ее развития и путей получения необходимой подготовки;

индивидуальная консультационная работа со школьниками, направленная на уточнение и корректировку персонального выбора;

организация практической деятельности учащихся по профессии или ряду профессий в процессе дополнительного образования и летней практики [4].

Отличительной чертой системы профориентации в Швеции является ее централизация - в Швеции отсутствуют специализированные учреждения, занимающиеся вопросами профориентации. Этими вопросами заведуют Региональные комитеты по трудоустройству молодежи, в состав которых входят представители населения, профсоюзов, предприятий и органов власти, а также директора школ, представляющие интересы выпускников школ. В шведских школах профориента-ционная работа не возлагается на плечи отдельных специалистов-профсоветни-ков, а проводится всем педагогическим коллективом во главе с директором школы. Также обращает на себя внимание высокий уровень информационной поддержки профориентации - в Швеции существуют общедоступные банки данных, предоставляющих полную информацию по профессиям и ситуации на рынке труда. Шведская модель системы профориентации позволила сократить количество безработных в стране более чем в два раза за последние 15 лет [10].

В Финляндии система среднего профессионального образования популярнее высшего. Курсы профессиональной ориентации начинаются в Финляндии с седьмого класса, они включают период введения в трудовую жизнь (1-3 недели), в течение которого подростки работают в реальных производственных условиях. Семиклассники два дня в год «работают» в организациях, как правило, на тех же рабочих местах, где и их родители. Восьмиклассники и девятиклассники уже по неделе в течение года «работают» и

знакомятся детально с двумя профессиями, которые они выбрали ранее вместе с профконсультантом. В восьмом классе изучаются вопросы построения карьеры, а в девятом к выбору профессии подключаются сотрудники кадровых служб предприятий и служб по найму. После окончания девятого класса ученик должен выбрать свой профессиональный путь, но в случае неясности ему дается год на профессиональное самоопределение. Специалисты-консультанты помогают ученику сделать верный выбор. В течение этого периода с ним активно работают профессиональные консультанты и добиваются осознанного школьником выбора (с точки зрения желаний, возможностей, потребностей в кадрах государства). По завершении выбора пути выпускникам финских школ предоставляется право подать документы в семь профессиональных учебных заведений [11].

В Германии профориентационная работа строится путем параллельного обучения в образовательном учреждении и на производстве. Одна из важных форм профработы в немецких школах - ведение «Рабочей тетради», которая служит основой для профконсультаций. Значительную роль в организации профессионального обучения старшеклассников в Германии играют профсоюзы и работодатели, осуществляющие инвестиции в будущее собственного предприятия (по окончании обучения выпускник становится потенциальным работником компании).

Профориентационной работой со школьниками занимается Федеральный институт занятости, который находится в подчинении Министерства труда и социальных вопросов - высшего органа управления профориентацией и трудоустройством населения. Особенностью работы является то, что в Германии, согласно действующему законодательству, запрещены частные агентства занятости, а

школы не имеют права самостоятельно трудоустраивать выпускников [8]. Все вопросы трудоустройства решаются только на уровне государства и под его непосредственным контролем. Профессиональное обучение строится в соответствии с реальной потребностью в квалифицированных рабочих кадрах, которая планируется на годы вперед.

Для того, чтобы каждый выпускник средней школы получил профессию, а в дальнейшем - и рабочее место, ежегодно в системе профессионального обучения предусматривается определенное количество учебных мест с гарантированным трудоустройством. С этой целью в Германии был создан проект «Система Берлинских Школьных Фирм» (NEBS), в котором участвуют 47 специальных педагогических центров в Берлине (250 фирм, 2000 школьников). Основная задача школьников в таком проекте - работая в самостоятельных школьных фирмах, приобретать подготовку для трудовой жизни. При этом развиваются важнейшие квалификации -способность к групповой работе, личная ответственность, самостоятельность [14].

В Канаде функционирует многоступенчатая система профессиональной ориентации. Работа с учащимися начинается в раннем подростковом возрасте. Важной для выбора будущей профессии и подготовки к самостоятельной трудовой жизни считается работа подростков по найму в течение летних каникул. Сведения о возможностях устройства на работу можно получить в информационных отделах центров содействия найму (их более 400). Отличительной особенностью профориентации в Канаде являются автоматизированные «центры выбора», в которых молодые люди могут получить информацию в виде текста на экране дисплея и краткого фильма приблизительно о 4000 профессий. По каждой из них даются следующие сведения:

содержание трудовых функций работника данной профессии,

необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования, пути профессионального роста и освоения смежных специальностей,

спрос на работников данной профессии на рынке труда.

Пройдя с помощью компьютера тесты на профессиональную пригодность, посетитель «центра выбора» может оценить степень соответствия своих личных качеств, способностей и склонностей тому, чего требует работа по той или иной специальности. Если после этой информации возникает необходимость в советах консультанта, то обращаются уже в специальные отделы службы содействия найму [9]. Кроме этого, в стране при каждом университете есть свой центр профориентации, который помогает выпускнику в самоопределении через тестирование и семинары.

Профориентационная работа в Японии практически на сто процентов сосредоточена в средней школе, а не возложена на плечи специализированных центров профориентации, как в других странах. В основу такой работы заложено два основных принципа: способность к самоанализу и способность к анализу профессий. Ректор одного из университетов, профессор Ш. Фукуяма разработал уникальную научную методику, которая уже не первое десятилетие подряд применяется в японских школах. Названный в его честь «^-тест» (Fukuyama-тест или «анкета Фу-куямы») предусматривает глубокий самоанализ и сбор информации о профессиях, из которых ученик планирует выбрать свою. Ключевой момент - это введение практических профессиональных проб, в ходе которых каждый ученик должен проверить свое соответствие выбранной профессии (путем вычисления индекса профессиональной пробы). Причем условия работы не должны отличаться от

реальных. Каждый год в 7-9-х классах японские школьники по выбору участвуют в разных видах работ из 16 фиксированных областей труда - от животноводства до проектных работ. Учащиеся на занятиях в неполной средней школе трижды участвуют в различных видах деятельности профессионального характера на выбор, в идеале получая возможность получить за три года 48 профессиональных проб [6].

Выводы

Исходя из мирового опыта профориентации, можно отметить, что в развитых странах зарубежья основные этапы развития профориентации пройдены ещё во второй половине прошлого столетия. Сейчас их «руководство и консультирование» контролируется на государственном уровне и является неотъемлемой частью современного образования как школьного, так и высшего. В то время, как в странах постсоветского пространства, в том числе и в ДНР, профориентация не имеет единой сложившейся структуры на государственном уровне и осуществляется исключительно на уровне среднего специального (профессионального) и высшего образования отдельными учебными заведениями. Главной проблемой является отсутствие специально подготовленных консультантов, которые могли бы осуществлять и координировать про-фориентационную работу в среде школьного образования, начиная с младших классов. Еще одним препятствием на пути получения высококачественных специалистов является то, что единственным критерием оценки абитуриента при поступлении является результат Единого государственного экзамена. Молодой человек поступает туда, куда хватило баллов по выбранным предметам, что далеко не всегда соответствует его профессиональным склонностям, и при этом совершенно не предусмотрена возможность смены направления профессиональной

подготовки в случае обнаружения несоответствия качеств индивида первоначально избранному профилю занятости. Все перечисленные факторы обуславливают необходимость создания качественно новой системы профориентации в ДНР, которая будет в наиболее полной мере вписываться в сложившиеся политические, социальные и экономические условия государства.

Список использованной литературы

1 . Гриншпун, С.С. Профессиональная ориентация школьников в США / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2005. -№ 9. - С. 65-72.

2. Гриншпун, С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании / С.С. Гриншпун // Педагогика. -2005. - № 7. - С. 100-105.

3 . Гриншпун, С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 85-91.

4. Гриншпун, С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2007. -№ 3. - С. 71-78.

5. Шамсутдинова, И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г. Шамсутдинова, О.И. Павлова// Педагогика. - 2007. - № 4.- С. 101-111.

6. Укке, Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников / Ю.В. Укке // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 150-157.

7. Гудкова, Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования / Е.В. Гудкова; учеб. пособие; под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. - 2004. - 125 с.

8. Турчина, Л.А. Особенности профориентации учащейся молодежи в зарубежных странах / Л.А. Турчина // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». - 2013. - Т. 26 (65). -№ 1. - С. 216-227.

9. Шафранов-Куцев, Г.Ф. Профори-ентационные практики вуза: монография / Г.Ф. Шафранов-Куцев, С.Н. Толстогу-зов. - М.: Логос, 2014. - 196 с.

10. Кузнецов, В. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования / В. Кузнецов // Народное образование. - 2007. - № 1. - С. 194-199.

11. Гуртов, В.А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии / В.А. Гуртов, В.Н. Колесников, М.А. Пи-тухина // Непрерывное образование: XXI век. - Выпуск 2 (26). - 2019. - URL: https://nl21.petrsu.m/joumal/artide.php?id= 4725

12. Career guidance and public policy: bridging the gap [France]. - 2004. - 171 p. -URL:http://www.oecd.org/edu/innovation-education/34050171.pdf

13. Hymas Ch. The National Curriculum. A guide for Parents / Hymas Ch. - L.: CHAPMANS. - 1993. - 89 p.

14. Бердн, Меер. Система профессиональной ориентации в Германии/ Меер Бердн // Науковi записки Тер-нопшьського нащонального педагогичного ушверситету. Серiя: педагопка. -2011. - № 3. - С. 377-384.

Статья поступила в редакцию 24.07.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.