«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
УДК 07.37.1
О.В. Ярлыкова, Т.С. Ипанова, А.С. Крахмалева
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.
ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
Аннотация: Цель данной публикации - изучение профориентационной деятельности, осуществляемой в системах школьного образования различных стран; исследование положительных результатов зарубежной практики в данной сфере, непростых наукоемких технологий, обладающих явным потенциалом профессионального роста и личностного развития.
Ключевые слова: профориентация, дифференцирование, экскурс, ГАЙДЕНС.
В связи с условиями, которые возникли в рыночной экономике, создаются высочайшие запросы к современному работнику. С целью эффективной самореализации в труде нужно обладать целым комплектом важных качеств, ключевыми из которых являются компетентность, стремительная адаптация к меняющимся обстоятельствам деятельность.
Соответственно, величайшую роль начинает приобретать деятельность по целенаправленной профессиональной ориентации населения, которая содействовала бы формированию работающего, отвечающего современным требованиям рынка труда и работодателя.
Под термином профориентация обычно понимают целенаправленную деятельность, направленную на подготовку личности к аргументированному и осознанному выбору профессии, исходя из личных устремлений, желаний, интересов, способностей с учетом потребностей общества в квалифицированных кадрах и высоком уровне их подготовки.
В критериях рыночной экономики увеличиваются запросы к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и обучающихся общеобразовательной школы.
Изучая данные лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50% старшеклассников не сопоставляют выбор профессии со своими настоящими способностями, а 46% нацелены при выборе профессии на мировоззрение родителей; 67% не имеют представления о сущности выбранной ими профессии. В существенной мере данный вопрос решается довольно высококачественно аргументированной концепцией высококлассной ориентации
научный журнал
обучающейся молодого поколения. Профессиональная ориентация, направленность, итогом каковой считается социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, несущие ответственность за решение данной проблемы) в конкретных стадиях развития человека, приемлемо отвечающая его индивидуальным отличительным чертам и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Изучение и тщательный анализ происхождения, и развития профориентации в различных странах позволяет отметить значимые тенденции и закономерности:
1.Возникновение профориентации было связано с увеличением в обществе реальной свободы выбора, допускающей не только комплект привлекательных и доступных профессий, но и подготовленность самих людей этой свободой воспользоваться в полной мере.
2. Результативность профориентации значительно увеличивается, когда создается концепция психолого-педагогической поддержки самоопределяющейся личности, выражающаяся в реальном содействии экспертов, ученых, профконсультантов-практиков, семьи, медицинских учреждений, производства, СМИ, общественных организации и др.
3. Результативность профориентации увеличивается, когда она проводится с абсолютно всеми категориями населения: со здоровыми детьми, с подростками и взрослыми, инвалидами, осужденными и освобождаемыми людьми, людьми пенсионного возраста, категориями группы риска (подростками и взрослыми), мигрантами и эмигрантами, уже работающими специалистами (в плане их перспективного карьерного роста, смены профессии или усвоения новейшего вида деятельности).
Исторически концепция профориентации на каждом своем этапе развития выполняла конкретную роль и зависела от разных факторов. В частности, в начале XX века невероятный рост промышленности, интенсификация внутренней миграции из села в город, повышение числа свободных работников, растущая потребность профессионального отбора кадров способствовали возникновению первых профориентационных лабораторий во Франции (г. Страсбург, 1903 г.) и Соединенных Штатов Америки (г. Бостон, 1908 г.) [2,5].
На протяжении всей истории французская система профориентации видоизменила собственный перечень возможностей: от акцента в трудоустройстве с переходом в определение профессиональной пригодности населения с помощью тестов, методик и воспитание у юного поколения умения совершать выбор желаемой профессии. В настоящий период профориентационная деятельность базируется на деятельности трех министерств: образования, труда и здравоохранения [2, с. 15].
научный журнал
Основной задачей их является уведомление населения о различных видах профессий. В частности, этим занимается Национальное бюро информации по образованию и специальности, осуществляющее также анализ рынка труда и занятости, распространение информации об учебных заведениях. Помимо бюро действуют центры по информации и ориентации вместе с различными заинтересованными организациями (к примеру, биржей труда, центрами профессиональной подготовки). Они реализовывают сбор и обработку информации о состоянии рынка труда, сотрудничая с классными руководителями, школьными психологами [4, с.100].
Для системы профориентации в США присуще организации, которые принимают участие в ее работе. В организации входят школы, частные и государственные службы занятости. В американских школах существует консультативная служба «ГАИДЕНС» (англ. guidance, от guide - руководить, вести, направлять), оказывает помощь личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учёбы, развития своих способностей и выбора профессии. Служба «Гайденс» занимается сбором учебной, личностно-социальной и профессиональной информации об обучающихся, а так же проводит консультации, осуществляет содействие при устройстве на работу [1, с.55].
Важную роль в американской системе осуществляет информационная сетевая база данных (Occupational Information Network), которая включает сведения о профессиях осуществляющие подготовку кадров по тем или иным специальностям. Обучающиеся могут самостоятельно пользоваться данной базой, изучать свои возможности и увлечения предложенными профессиями.
В отечественной истории вопросы профориентации и труда стали значимыми темами для изучения в 1920-е гг. XX столетия. В Центральном институте труда по указанию В.И.Ленина, основанном в 1921 году, была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатывать в Московском институте профзаболеваний им. Обухова, Всеукраинском институте труда, в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро научной организации труда и в др. Вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская.
В1927г. при Ленинградской бирже труда появилось первое бюро профессиональной консультации. В 30-е гг. возникла Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов начала разрабатывать систему школьной профориентации. Практической профориентационной работой в школах занимались педологи. В работе педологи использовали
научный журнал
психологические тесты, дающие основания дифференцировать школьников в зависимости от уровня развития способностей. С 1936 года происходит сворачивание данного направления государственной работы, которое начнет восстанавливаться лишь в 50-е гг. XX столетия.
В 80-е гг. прошлого века в СССР произошел настоящий расцвет профориентационной работы. Стали создаваться региональные Центры профориентации молодежи, районные пункты профконсультаций, на базе Госкомтруда активно велась подготовка профконсультантов. Основной акцент был сделан на работе со школьниками. В школах стали открываться кабинеты профориентации, был введен обязательный для всех обучающихся предмет «Основы производства. Выбор профессии». Одним из создателей этого профориентационного курса была Чистякова Светлана Николаевна. Однако распад Советского Союза в 90-е гг. привел к появлению массовой безработицы.
Несмотря на негативные тенденции 90-х гг., российская школа сегодня является важнейшим источником для получения обучающимися знаний о профессиях. А также необходимо сотрудничество общеобразовательных учреждений с другими организациями и общественными объединениями. Для обучающихся создаются встречи со специалистами Центров занятости населения, а выпускникам представляются разные профессии, имеющиеся учебные заведения и профиль получаемого в них образования.
Также были распространены электронные ресурсы, посвященные современным проблемам профориентации, занятости и образования. На этих ресурсах размещается информация и любой желающий может пройти психологическое профориентационное тестирование, просмотреть данные о профессиональных образовательных учреждениях России и изучить описание сотен профессий.
В 1996 году Министерство труда и социального развития выпустило «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Авторы постановления исходили из того, что эффективное проведение кадровой политики и управление трудовыми ресурсами государства определяется во много качеством и масштабами профориентационной работы с молодежью. На базе службы занятости были разработаны новые эффективные методики профессиональной психодиагностики, индивидуального и группового консультирования; подготовлены методические пособия и популярные издания для школьников и других категорий населения, озабоченных проблемой профессионального самоопределения, сняты видеофильмы для профориентации молодежи.
В заключение следует отметить, что в современном мире система профориентации должна совершенствоваться постоянно.
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
Коммерциализация данной сферы способствует её развитию, но выстраивает барьеры на пути к профессиональному самоопределению населения. Необходимо активное использование возможностей сети Интернет и информационных ресурсов в процесс профориентационной работы со всеми группами населением.
Библиографический список
1.Гриншпун С.С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жизни и труду // Педагогика. 2006. № 4. С. 103-108.
2.Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции // Педагогика. 2004. № 7. С. 85-91.
3.Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65-72.
4. Шамсутдинова И.Г., Павлова О.И. Профессиональная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. 2007. № 4. С. 101-111.
O.V. Yarlykova, T.S. Ipanova, A.S. Krahmaleva
Experience professional orientation of the population abroad and in Russia
Abstract. The purpose of this publication - the study of career guidance activities in the school systems of various countries, study the positive results of foreign practice in this field, challenging science-intensive technologies that have clear potential for professional growth and personal development. Keywords: professional orientation, differentiation, digression, GAYDENS.