Научная статья на тему 'Опыт профессиональной ориентации населения за рубежом и в России'

Опыт профессиональной ориентации населения за рубежом и в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
492
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ / DIFFERENTIATION / ЭКСКУРС / ГАЙДЕНС / DIGRESSION / GAYDENS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Ипанова Т.С., Крахмалева А.С.

Цель данной публикации изучение профориентационной деятельности, осуществляемой в системах школьного образования различных стран; исследование положительных результатов зарубежной практики в данной сфере, непростых наукоемких технологий, обладающих явным потенциалом профессионального роста и личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this publication the study of career guidance activities in the school systems of various countries, study the positive results of foreign practice in this field, challenging science-intensive technologies that have clear potential for professional growth and personal development.

Текст научной работы на тему «Опыт профессиональной ориентации населения за рубежом и в России»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

УДК 07.37.1

О.В. Ярлыкова, Т.С. Ипанова, А.С. Крахмалева

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Аннотация: Цель данной публикации - изучение профориентационной деятельности, осуществляемой в системах школьного образования различных стран; исследование положительных результатов зарубежной практики в данной сфере, непростых наукоемких технологий, обладающих явным потенциалом профессионального роста и личностного развития.

Ключевые слова: профориентация, дифференцирование, экскурс, ГАЙДЕНС.

В связи с условиями, которые возникли в рыночной экономике, создаются высочайшие запросы к современному работнику. С целью эффективной самореализации в труде нужно обладать целым комплектом важных качеств, ключевыми из которых являются компетентность, стремительная адаптация к меняющимся обстоятельствам деятельность.

Соответственно, величайшую роль начинает приобретать деятельность по целенаправленной профессиональной ориентации населения, которая содействовала бы формированию работающего, отвечающего современным требованиям рынка труда и работодателя.

Под термином профориентация обычно понимают целенаправленную деятельность, направленную на подготовку личности к аргументированному и осознанному выбору профессии, исходя из личных устремлений, желаний, интересов, способностей с учетом потребностей общества в квалифицированных кадрах и высоком уровне их подготовки.

В критериях рыночной экономики увеличиваются запросы к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и обучающихся общеобразовательной школы.

Изучая данные лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50% старшеклассников не сопоставляют выбор профессии со своими настоящими способностями, а 46% нацелены при выборе профессии на мировоззрение родителей; 67% не имеют представления о сущности выбранной ими профессии. В существенной мере данный вопрос решается довольно высококачественно аргументированной концепцией высококлассной ориентации

научный журнал

обучающейся молодого поколения. Профессиональная ориентация, направленность, итогом каковой считается социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, несущие ответственность за решение данной проблемы) в конкретных стадиях развития человека, приемлемо отвечающая его индивидуальным отличительным чертам и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Изучение и тщательный анализ происхождения, и развития профориентации в различных странах позволяет отметить значимые тенденции и закономерности:

1.Возникновение профориентации было связано с увеличением в обществе реальной свободы выбора, допускающей не только комплект привлекательных и доступных профессий, но и подготовленность самих людей этой свободой воспользоваться в полной мере.

2. Результативность профориентации значительно увеличивается, когда создается концепция психолого-педагогической поддержки самоопределяющейся личности, выражающаяся в реальном содействии экспертов, ученых, профконсультантов-практиков, семьи, медицинских учреждений, производства, СМИ, общественных организации и др.

3. Результативность профориентации увеличивается, когда она проводится с абсолютно всеми категориями населения: со здоровыми детьми, с подростками и взрослыми, инвалидами, осужденными и освобождаемыми людьми, людьми пенсионного возраста, категориями группы риска (подростками и взрослыми), мигрантами и эмигрантами, уже работающими специалистами (в плане их перспективного карьерного роста, смены профессии или усвоения новейшего вида деятельности).

Исторически концепция профориентации на каждом своем этапе развития выполняла конкретную роль и зависела от разных факторов. В частности, в начале XX века невероятный рост промышленности, интенсификация внутренней миграции из села в город, повышение числа свободных работников, растущая потребность профессионального отбора кадров способствовали возникновению первых профориентационных лабораторий во Франции (г. Страсбург, 1903 г.) и Соединенных Штатов Америки (г. Бостон, 1908 г.) [2,5].

На протяжении всей истории французская система профориентации видоизменила собственный перечень возможностей: от акцента в трудоустройстве с переходом в определение профессиональной пригодности населения с помощью тестов, методик и воспитание у юного поколения умения совершать выбор желаемой профессии. В настоящий период профориентационная деятельность базируется на деятельности трех министерств: образования, труда и здравоохранения [2, с. 15].

научный журнал

Основной задачей их является уведомление населения о различных видах профессий. В частности, этим занимается Национальное бюро информации по образованию и специальности, осуществляющее также анализ рынка труда и занятости, распространение информации об учебных заведениях. Помимо бюро действуют центры по информации и ориентации вместе с различными заинтересованными организациями (к примеру, биржей труда, центрами профессиональной подготовки). Они реализовывают сбор и обработку информации о состоянии рынка труда, сотрудничая с классными руководителями, школьными психологами [4, с.100].

Для системы профориентации в США присуще организации, которые принимают участие в ее работе. В организации входят школы, частные и государственные службы занятости. В американских школах существует консультативная служба «ГАИДЕНС» (англ. guidance, от guide - руководить, вести, направлять), оказывает помощь личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учёбы, развития своих способностей и выбора профессии. Служба «Гайденс» занимается сбором учебной, личностно-социальной и профессиональной информации об обучающихся, а так же проводит консультации, осуществляет содействие при устройстве на работу [1, с.55].

Важную роль в американской системе осуществляет информационная сетевая база данных (Occupational Information Network), которая включает сведения о профессиях осуществляющие подготовку кадров по тем или иным специальностям. Обучающиеся могут самостоятельно пользоваться данной базой, изучать свои возможности и увлечения предложенными профессиями.

В отечественной истории вопросы профориентации и труда стали значимыми темами для изучения в 1920-е гг. XX столетия. В Центральном институте труда по указанию В.И.Ленина, основанном в 1921 году, была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатывать в Московском институте профзаболеваний им. Обухова, Всеукраинском институте труда, в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро научной организации труда и в др. Вопросами профориентации молодежи занималась Н. К. Крупская.

В1927г. при Ленинградской бирже труда появилось первое бюро профессиональной консультации. В 30-е гг. возникла Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов начала разрабатывать систему школьной профориентации. Практической профориентационной работой в школах занимались педологи. В работе педологи использовали

научный журнал

психологические тесты, дающие основания дифференцировать школьников в зависимости от уровня развития способностей. С 1936 года происходит сворачивание данного направления государственной работы, которое начнет восстанавливаться лишь в 50-е гг. XX столетия.

В 80-е гг. прошлого века в СССР произошел настоящий расцвет профориентационной работы. Стали создаваться региональные Центры профориентации молодежи, районные пункты профконсультаций, на базе Госкомтруда активно велась подготовка профконсультантов. Основной акцент был сделан на работе со школьниками. В школах стали открываться кабинеты профориентации, был введен обязательный для всех обучающихся предмет «Основы производства. Выбор профессии». Одним из создателей этого профориентационного курса была Чистякова Светлана Николаевна. Однако распад Советского Союза в 90-е гг. привел к появлению массовой безработицы.

Несмотря на негативные тенденции 90-х гг., российская школа сегодня является важнейшим источником для получения обучающимися знаний о профессиях. А также необходимо сотрудничество общеобразовательных учреждений с другими организациями и общественными объединениями. Для обучающихся создаются встречи со специалистами Центров занятости населения, а выпускникам представляются разные профессии, имеющиеся учебные заведения и профиль получаемого в них образования.

Также были распространены электронные ресурсы, посвященные современным проблемам профориентации, занятости и образования. На этих ресурсах размещается информация и любой желающий может пройти психологическое профориентационное тестирование, просмотреть данные о профессиональных образовательных учреждениях России и изучить описание сотен профессий.

В 1996 году Министерство труда и социального развития выпустило «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Авторы постановления исходили из того, что эффективное проведение кадровой политики и управление трудовыми ресурсами государства определяется во много качеством и масштабами профориентационной работы с молодежью. На базе службы занятости были разработаны новые эффективные методики профессиональной психодиагностики, индивидуального и группового консультирования; подготовлены методические пособия и популярные издания для школьников и других категорий населения, озабоченных проблемой профессионального самоопределения, сняты видеофильмы для профориентации молодежи.

В заключение следует отметить, что в современном мире система профориентации должна совершенствоваться постоянно.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

Коммерциализация данной сферы способствует её развитию, но выстраивает барьеры на пути к профессиональному самоопределению населения. Необходимо активное использование возможностей сети Интернет и информационных ресурсов в процесс профориентационной работы со всеми группами населением.

Библиографический список

1.Гриншпун С.С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жизни и труду // Педагогика. 2006. № 4. С. 103-108.

2.Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции // Педагогика. 2004. № 7. С. 85-91.

3.Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. 2005. № 9. С. 65-72.

4. Шамсутдинова И.Г., Павлова О.И. Профессиональная ориентация учащихся во Франции // Педагогика. 2007. № 4. С. 101-111.

O.V. Yarlykova, T.S. Ipanova, A.S. Krahmaleva

Experience professional orientation of the population abroad and in Russia

Abstract. The purpose of this publication - the study of career guidance activities in the school systems of various countries, study the positive results of foreign practice in this field, challenging science-intensive technologies that have clear potential for professional growth and personal development. Keywords: professional orientation, differentiation, digression, GAYDENS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.