Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация на старшей ступени общеобразовательной школы США как залог успешного профессионального самоопределения'

Профессиональная ориентация на старшей ступени общеобразовательной школы США как залог успешного профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1662
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / CAREER-GUIDANCE / DIFFERENTIATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова М. В.

С появлением первого бюро по выбору профессий в Бостоне в 1908 году система профессиональной ориентации на старшей ступени общеобразовательной школы США успешно функционирует, охватывая всё большее количество обучающихся и вовлекая всё большее количество специалистов в области педагогики и психологии, профконсультантов, стейкхолдеров. В данной статье представлен обзор этапов развития системы профориентации в США, результатом которого стало появление школьной службы профессионального руководства Guidance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER AND TECHNICAL EDUCATION AT THE HIGH SCHOOL LEVEL IN THE USA AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL IDENTITY

Since its inception in 1908 in Boston, the first employment bureau for young people has successfully induced large numbers of high school student as well as educators, psychologists, school guidance counselors and stakeholders. This paper briefly reviews the events in career and technical education, and the Guidance service background.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация на старшей ступени общеобразовательной школы США как залог успешного профессионального самоопределения»

УДК / UDC 37.047(73) М. В. Морозова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарного образования и иностранных языков, Юргинский технологический институт Томского политехнического университета, Юрга, Кемеровская область, Россия, morozovamarina-1@mail.ru

Marina Morozova,

Ph.D. in Pedagogical Sciences, docent of the Humanities and Foreign Languages Chair, Yurga Institute of Technology of Tomsk Polytechnic University, Yurga City, Kemerovskaya region, Russia, morozovamarina-1@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ США КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

CAREER AND TECHNICAL EDUCATION AT THE HIGH SCHOOL LEVEL IN THE USA AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PROFESSIONAL IDENTITY

С появлением первого бюро по выбору профессий в Бостоне в 1908 году система профессиональной ориентации на старшей ступени общеобразовательной школы США успешно функционирует, охватывая всё большее количество обучающихся и вовлекая всё большее количество специалистов в области педагогики и психологии, профконсультантов, стейкхолдеров. В данной статье представлен обзор этапов развития системы профориентации в США, результатом которого стало появление школьной службы профессионального руководства Guidance.

Since its inception in 1908 in Boston, the first employment bureau for young people has successfully induced large numbers of high school student as well as educators, psychologists, school guidance counselors and stakeholders. This paper briefly reviews the events in career and technical education, and the Guidance service background.

Ключевые слова: профориентация, дифференциация, профессиональное развитие, трудоустройство.

Keywords: career-guidance, differentiation, professional development, employment.

Органической частью дифференциации американского образования является ориентация: распределение обучающихся по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональ-

ная ориентация).

Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 году. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на трехфакторной модели Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и уже на основании этого выдавали рекомендацию о пригодности или непригодности человека к данной профессии. Ф. Парсонс проводил обследование учащихся с помощью анкетирования и тестирования, детально изучал полученные данные о подростках и сопоставлял их с требованиями той или иной профессии. На основе полученных выводов он проводил индивидуальные консультации. Ученым была разработана концепция «черта - фактор», суть которой заключалась в том, что у каждого человека есть определенные индивидуальные черты, отличающие его от других людей. В то же время любая работа может выполняться лишь с учетом определенных производственных факторов, характерных для той или иной профессии. Необходимо, чтобы черты личности соответствовали тем факторам, которых требует та или иная профессия.

Идеи Ф. Парсонса были привлекательны для развивающейся экономики США, так как они способствовали разрешению социальных конфликтов, связанных с безработицей, а так-

же привлекали внимание педагогов и промышленников к тому, что необходимо в совокупности учитывать черты личности и производственные факторы. На основе данной концепции было сформулировано определение профориентации: «Профессиональная ориентация - это процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела» [1].

В ходе профконсультации осуществлялся также профотбор, т. е. распределение молодых людей по различным областям трудовой деятельности, целью которого было принятие на работу тех кандидатов, которые в наибольшей степени подходят по своим физическим и психологическим качествам к занятию тех или иных конкретных должностей. Профотбор -это «процесс выбора из группы кандидатов на определенную должность тех лиц, от которых можно ожидать с наибольшей вероятностью успешного выполнения данной работы» [1].

В 50-х гг. прошлого века в США была разработана новая концепция профориентации - теория профессионального развития (А. Маслоу). В этой теории выдвигается идея так называемой самоактуализации человека. Под последней понимается желание личности совершенствоваться, стремление проявить себя на деле, найти практическое применение своим возможностям. Эта весьма продуктивная концепция получила дальнейшее развитие в работах Э. Гинсберга, С. Гинсбурга, С. Аксельрода, Дж. Херма (социолог, психолог, врач и экономист). Они выделили три последовательных возрастных этапа в подготовке к выбору профессии: до 11 лет - время фантазий, от 11 до 17 лет - годы так называемых пробных выборов, 17-18 лет - период реалистических решений. Первые представления о будущей профессии, по мнению ученых, часто возникают у ребенка задолго до зрелости. Затем они поддерживаются его интересами, склонностями, способностями. Далее все большее значение приобретают социальные ориентации на профессию. Ко времени вхождения в мир труда молодой человек должен реалистично оценивать все эти моменты и соотносить их со своими возможностями. Авторы данной периодизации подчеркивают важную роль воспитательного воздействия педагогов и собственной активности учащихся.

Большой вклад в дальнейшее развитие концепции профессионального становления внес Д. Сьюпер. Он исходил из того, что выбор профессии - результат процесса взросления

ребенка, по мере которого усиливается его связь с реальной действительностью. Ученый выделяет несколько качественно отличных этапов профессионального развития. По его мнению, на каждом из них необходим свой подход к содержанию подготовки. Теория Д. Сьюпера свидетельствует о том, что профессиональное развитие - длительный и динамичный процесс, имеющий определенную структуру. Оно складывается из серии выборов, достигающих стабилизации лишь в среднем возрасте. Своеобразие выборов обусловливается не только наследственными факторами, но и влиянием среды, воспитания, накопленным опытом, т. е. совокупностью всех воздействий и испытаний, переживаемых субъектом в каждый момент развития. Для того чтобы добиться успешного профессионального созревания личности, необходима, по мнению ученого, строгая преемственность всех воспитательных воздействий, специфичных для каждого возрастного этапа.

На основе концепции Д. Сьюпера в США было разработано положение о школьной службе профессионального руководства (Guidance) или профессиональной консультации. Профессиональное консультирование в школах США осуществляется на протяжении всех лет обучения ребенка. В 1981 году был принят закон о профессиональной консультации в начальной школе. Работа консультанта в начальной школе затрагивает не только вопросы профессиональной ориентации. У детей возникают трудности, которые они не в силах преодолеть самостоятельно и которые оказывают существенное влияние на качество обучения. Все эти и многие другие проблемы учащихся консультант должен заметить как можно раньше и в пределах своих возможностей не допустить их обострения и отрицательного влияния на учебу. В своей деятельности он использует различные психолого-педагогические методы: проводит анкетирование и тестирование по выявлению интересов и склонностей учащихся; в ходе бесед уточняет и конкретизирует их, а также намечает индивидуальные планы подготовки к следующей ступени профессионального развития. Консультант знакомит учащихся с огромным миром профессий и путями их получения. На каждого учащегося профконсультант заводит отдельное досье. При сборе данных он обращается к педагогам и родителям школьников. В досье выделяются следующие разделы: успеваемость; результаты школьных тестов; социальное положение учащегося; сведения о его семье; перечисление любимых и нелюбимых школьных предметов; способности, инте-

ресы, склонности; физические данные, состояние здоровья, индивидуальные особенности учащегося; внешкольные занятия и увлечения; имеющийся опыт работы по профессии. Это досье может быть с согласия учащегося передано в службу занятости, если он будет искать работу с ее помощью после окончания школы.

Система профориентации и трудоустройства молодежи в США характеризуется множественностью организационных схем и высокой степенью децентрализации. По Конституции США вопросы образования не входят в компетенцию федерального правительства. Руководство работой школ и все школьное законодательство находятся в ведении соответствующих органов штатов. В каждом штате действуют свои учебные планы и программы. В ведомстве просвещения штата один из сотрудников занимается вопросами профориентации, именно он и координирует эту работу во всех школьных округах.

В организационную структуру профориентационной работы с молодежью входят также государственные и частные службы занятости. Первые - биржи труда - находятся в подчинении министерства труда. Службы занятости осуществляют посреднические функции при трудоустройстве молодежи и взрослых. Они предоставляют услуги по профконсультирова-нию и тестированию лицам, ищущим работу; по запросам предпринимателей представляют кандидатов на имеющиеся вакансии.

Кроме государственных служб занятости, в США получили распространение частные агентства. Следует отметить, что в стране не существует федерального законодательства, регламентирующего их деятельность. За это отвечают власти штата. В отличие от государственных служб занятости, они получают плату с клиентов. Сотрудники частных служб занятости должны иметь диплом в области социоло-гии,управления или психологии.

Для молодежи, обучающейся в колледжах и университетах, созданы центры профориентации на базе учебных заведений, которые осуществляют трудоустройство выпускников. С этой целью профконсультанты центров разрабатывают планы трудоустройства и проводят индивидуальную и групповую работу по профориентации со студентами на всех этапах обучения.

В целом система профориентации в США охватывает значительное количество населения: школьников, студентов и трудоспособных взрослых. Она способствует экономическому росту страны; помогает молодежи найти свое место в развивающейся экономике, обеспе-

чивая реализацию свободы индивидуального выбора профессии; предоставляет молодым людям доступ к обучению в средних и высших учебных заведениях, а также к дальнейшей работе по специальности.

В настоящее время в США перед молодыми людьми ставятся новые задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности. Новые требования к профессиональному развитию привели к переосмыслению деятельности служб профориентации и консультирования. Они должны не просто помочь молодым людям выбрать профессию, а научить самостоятельно выстраивать профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

Новые концептуальные подходы к проведению профессионального ориентирования и консультирования нашли свое отражение в различных образовательных программах, организационных формах, компьютерных информационных системах. Например, целью программы «От школы к работе» является улучшение подготовки американской молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Обучаясь по такой программе, учащиеся получают более полное представление о различных сферах труда на практике, что позволяет им более осознанно сделать выбор своей профессиональной карьеры, основываясь на собственном практическом опыте.

Другой вариант подготовки школьников к выбору пути продолжения образования или трудоустройства - это углубленные академические занятия по программе колледжа в течение двух последних лет обучения в школе. Такая подготовка позволяет выпускникам продолжать образование без вступительных экзаменов. В колледже учащиеся выполняют различные практические задания в лабораториях и на производстве, приобретают умения как для исследовательской, так и для исполнительской, рутинной работы. Каждая программа построена так, что в нее входит не только посещение лекций, но и практические занятия, деловые игры, экскурсии в учреждения, встречи с людьми, имеющими хороший карьерный рост по какой-либо специальности [4].

Совершенствование системы профориентации неизбежно предполагает расширение информационной базы данных, наличие исчерпывающей информации о состоянии и перспективах развития рынка труда, возможностях и путях получения базовой подготовки и образования, требованиях профессии к человеку. В связи с этим группой сотрудников

государственных и частных организаций под руководством отдела занятости и управления профессиональной подготовки Министерства труда США в 1998 г. была создана информационная сетевая база данных о профессиях (O*NET). Создание O*NET послужило началом к разработке других программных продуктов, использующих информацию, представленную в компьютерной сети. Так, программа «Career Zone», подготовленная Министерством труда штата Нью-Йорк, предлагает понятное для детей описание профессий из сетевой базы данных O*NET. Использование сетевой базы данных позволяет значительно повысить эффективность профориентационной работы [5].

Американские педагоги и психологи достигли в области профориентации существенных результатов. Разнообразие теоретических концепций и учебных программ по практической подготовке школьников к выбору профессии свидетельствует об интенсивности и результативности поиска новых решений в профессиональном развитии подрастающего поколения.

Трудоустройство в США уже давно считается педагогической проблемой и включает в себя проектирование форм перехода от школы к миру труда и их содержательное наполнение.

Статистический анализ данных о трудоустройстве выпускников свидетельствует о значительной эффективности систем профориентации. В США 20 % выпускников школ идут непосредственно на рабочее место, при этом их шансы повышаются на 6 % в случае, если они получили профессиональную подготовку за время обучения в школе; в течение двух лет после окончания школы 73 % выпускников обучаются в какой-либо форме послесреднего образования. Около 50 % выпускников профессионально-технических учебных заведений работают по полученной специальности [6].

1. Образование и наука закамья Татарстана. Электронный журнал. - № 24. - URL. http://nauctat.ru (дата обращения 15.08.2012 г.).

2. Button H. Warren and Provenzo, Eugene F., Jr. History of education and culture in America. Prentice-Hall, 1983. - 379 p.

3. Winch C. Education, work and social capital: towards a new conception of vocational education. - London - New York, N.-Y. 2000. - 220 p.

4. Career orientation and planning profile; Courses and activities that enhance occupational selection. Columbus, OH: Career, Education and Training Associates, Inc. - 1997.

5. Kosar Kevin R. Failung Grades: The federal politics of education standarts. Rienner, 2005. - 259 p.

6. Статистика Организации экономического сотрудничества и развития. URL. http://stats.oecd.org (дата обращения 20.05.2012г.).

УДК / UDC 377:378 М. А. Гуляева,

методист лаборатории андрагогики, ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», Кемерово, Россия, gma5@mail.ru

Marina Gulayeva,

methodologist at the Department of Andragogy, Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Russia, Kemerovo, gma5@mail.ru

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

RENEWAL OF METHODOLOGICAL ACTIVITY CONTENT AMONG TEACHERS IN MODERN CONDITIONS

В статье рассматривается изменение в методической деятельности преподавателей образовательного учреждения профессионального образования в условиях реализации стандартов нового поколения.

The paper concerns the change in methodological activity of teachers at vocational academic organizations in conditions of realizing the stand-

ards of new generation.

Ключевые слова: ФГОС, профессиональное образование, модульно-компетентностный подход, методическая деятельность, программная документация

Keywords: Federal State Educational

Standards, vocational education, module and competence approach, methodological activity,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.