Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ВЕБ-КВЕСТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ВЕБ-КВЕСТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОЕКТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ / ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / НАВЫКИ ПОИСКОВОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODEL / INTERCULTURAL COMMUNICATION / PROJECT / INTERNATIONAL COOPERATION / TECHNOLOGY OF CAREER GUIDANCE WEB QUESTS / INFORMATION TASKS / PROBLEM-ORIENTED TASKS / RESEARCH WORK SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна, Зацепина Елена Александровна, Рудинова Юлия Ивановна, Очача Маргарита Владимировна, Амбарцумян Екатерина Меружановна

Актуальность исследования в статье обусловлена развитием в современном мире процессов глобализации и интенсификацией международного сотрудничества в различных сферах профессиональной деятельности, что влечёт за собой насущную необходимость в подготовке студентов к межкультурной коммуникации. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. В исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, методической литературы, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по проблемам исследования, а также конкретизация, аналогия, моделирование и анализ педагогического опыта вузов) и эмпирические методы (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, тестирование, анализ результатов учебной деятельности студентов, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, качественный и количественный анализ данных эксперимента и их математическая обработка). По итогам исследования в статье представлены теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости использования технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения иностранному языку в аспекте подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Результаты исследования отображают принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку; расширяют представление о технологии профориентационных веб-квестов; обосновывают критерии и показатели готовности студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов. Практическая значимость исследования состоит в разработке оценочного инструментария, позволяющего определять эффективность подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов; во внедрении в учебно-образовательный процесс технологии профориентационных веб-квестов с целью подготовки студентов к межкультурной коммуникации.The relevance of the study in the article is due to the development of globalization processes in the modern world and the intensification of international cooperation in various fields of professional activity, which entails an urgent need to prepare students for intercultural communication. The aim of the study is theoretical and practical justification of career guidance web quests technology as a factor in improving the effectiveness of preparing students for intercultural communication. The study used theoretical methods (the study and analysis of pedagogical, methodological literature, materials and publications in the pedagogical and journalistic periodicals on research problems, as well as concretization, analogy, modeling and analysis of the pedagogical experience of universities) and empirical methods (questioning, conversation, interviewing, testing, analysis of students’ learning results, observation, ascertaining and forming experiments, qualitative and quantitative analysis of experimental data and their mathematical processing). According to the results of the study, the article presents the theoretical and practical justification for the need and importance of using the technology of career guidance web quests technology as a factor in improving the effectiveness of preparing students for intercultural communication. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results contribute to the theory and methodology of teaching a foreign language in terms of preparing students for intercultural communication. Results of the study reflect the principles of work organization based on the use of career guidance web quests technology in teaching a foreign language; expand the understanding of career guidance web quest technology; substantiate the criteria and indicators of students' readiness for intercultural communication with the use of career guidance web quest technology. The practical significance of the study is in the development of assessment tools which help determine the effectiveness of preparing students for intercultural communication using the career guidance web quest technology as well as in introducing the career guidance web quest technology into the educational process in order to prepare students for intercultural communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна, Зацепина Елена Александровна, Рудинова Юлия Ивановна, Очача Маргарита Владимировна, Амбарцумян Екатерина Меружановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ВЕБ-КВЕСТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201030 2020, № 05 (май) УДК 378.147

Технология профориентационных веб-квестов как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации

Апанасюк Лариса Ахунжановна1

Российский государственный социальный университет, Москва, Россия apanasyuk-L@yandex.ru

Зацепина Елена Александровна2

Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

myshila@mail.ru

Рудинова Юлия Ивановна3

Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия yu_rudinova@mail.ru

Очача Маргарита Владимировна4

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Москва, Россия margaritadaisy15@yandex.ru

Амбарцумян Екатерина Меружановна5

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

katrin01_89@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования в статье обусловлена развитием в современном мире процессов глобализации и интенсификацией международного сотрудничества в различных сферах профессиональной деятельности, что влечёт за собой насущную необходимость в подготовке студентов к межкультурной коммуникации. Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. В исследовании использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, методической литера-

Поступила в редакцию Received 28.02.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.03.20

Принята к публикации Accepted for publication 27.03.20 Опубликована Published 31.05.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Апанасюк Лариса Ахунжановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры языковой подготовки для нелингвистических специальностей ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Россия

2 Зацепина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия

3 Рудинова Юлия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия

4 Очача Маргарита Владимировна, старший преподаватель кафедры английского языка отделения языковой подготовки ФГБОУ ВО «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Россия

5 Амбарцумян Екатерина Меружановна, преподаватель департамента языковой подготовки ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия

туры, материалов и публикаций педагогической и публицистической печати по проблемам исследования, а также конкретизация, аналогия, моделирование и анализ педагогического опыта вузов) и эмпирические методы (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, тестирование, анализ результатов учебной деятельности студентов, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, качественный и количественный анализ данных эксперимента и их математическая обработка). По итогам исследования в статье представлены теоретическое и практическое обоснование необходимости и значимости использования технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения иностранному языку в аспекте подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Результаты исследования отображают принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку; расширяют представление о технологии профориентационных веб-квестов; обосновывают критерии и показатели готовности студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов. Практическая значимость исследования состоит в разработке оценочного инструментария, позволяющего определять эффективность подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов; во внедрении в учебно-образовательный процесс технологии профориентационных веб-квестов с целью подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: технология профориентационных веб-квестов, межкультурная коммуникация, модель, проект, международное сотрудничество, информационные задания, проблемно ориентированные задания, навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Введение

Оптимизация сотрудничества на международном рынке труда делает особенно важным исследование проблем межкультурной коммуникации специалистов различных профилей. В этом плане особую актуальность приобретает подготовка студентов неязыковых вузов по иностранному языку. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе не всегда осуществляется с учётом лингвокультурной специфики страны изучаемого языка, результатом чего становится невозможной полноценная межкультурная коммуникация в будущей профессиональной деятельности. Однако использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вузов способствует формированию знаний, умений и навыков в области поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности, овладению знаниями в области межкультурной коммуникации, повышению автономной активности студентов, развитию мотивации к изучению профессионально ориентированного иностранного языка.

На наш взгляд, одной из эффективных педагогических технологий является технология профориентационных веб-квестов, работа по которой ведёт к формированию готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности. Для будущей профессиональной деятельности наличие готовности студентов к межкультурной коммуникации представляется значимым в процессе их подготовки в высшем учебном заведении, где уделяется огромное внимание развитию базы информационно-коммуникационных ресурсов. Изучению проблем интеграции информационно-коммуникационных ресурсов в подготовку специалистов различных профилей посвящены работы отечественных и зарубежных ученых.

Так, А. Г. Абросимовым были разработаны теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза [1]. И. Н. Розина в своей работе описала значимость педагогической компьютерно опосредованной коммуникации [2]. Важным представляется исследование Г. Дэвиса и Дж. Хиггинса о роли информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам [3].

В ходе исследования были изучены научные работы, рассматривающие сущность, структуру и содержание межкультурной коммуникации как фактора модернизации языкового образования специалистов различных профилей, а также представляющие возможности использования дистанционных образовательных технологий в обучении

иностранным языкам. Например, Н. Д. Гальскова обосновывает необходимость подготовки студентов к межкультурной коммуникации для осознания важности и ценности взаимозависимости и взаимопонимания между народами, национальностями, развития международного сотрудничества, готовности к конструктивному диалогу и реализации совместных проектов [4]. Л. К. Гейхман в своей работе представляет интерактивное обучение иноязычному общению как модель межкультурной коммуникации [5]. Д. Хаймс выделяет особую роль коммуникативной компетенции в познании принципов и правил участия в межкультурной коммуникации [6].

Анализ научно-педагогической литературы и нормативных документов в системе высшего образования позволяет сделать вывод о том, что проблема подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации была затронута во многих научных трудах. Вместе с тем образовательная практика авторов исследования, проведённые анкетирование и опрос студентов и преподавателей указали на то, что преподавание иностранных языков не всегда направлено на подготовку студентов к межкультурной коммуникации в плане ее информатизации и цифровизации. В образовательном процессе вуза не всегда оптимально задействованы зарубежные информационно-коммуникационные ресурсы с целью развития и совершенствования универсальной компетенции в области иностранного языка. Всё это затрудняет образовательный процесс подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации в области будущей профессиональной деятельности на международном рынке труда.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых педагогических средств, способствующих не только овладению студентами знаниями, умениями и навыками в области межкультурной коммуникации, но и формированию готовности к межкультурной коммуникации в области будущей профессиональной деятельности, осуществляющейся посредством вовлечения в диалог культур путем использования отечественных и зарубежных информационно-коммуникационных ресурсов. В этих условиях проведение данного исследования становится актуальным.

Педагогический опыт авторов исследования позволил выявить ключевое противоречие: между возрастающими требованиями российских работодателей в специалистах, способных эффективно решать проблемы межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью педагогических средств подготовки к межкультурной коммуникации в направлении использования современных информационно-коммуникационных ресурсов, в частности технологии профориентационных веб-квестов. Разрешение данного противоречия определило значимость темы исследования в статье.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- концептуальные тенденции деятельностного, компетентностного и культурологического подходов в области межкультурного общения;

- теоретические основы формирования межкультурной коммуникации;

- идеи и методологии информатизации и цифровизации высшего образования.

Особый интерес для нас представляют фундаментальные труды отечественных

ученых, рассматривающих приоритет деятельностного, компетентностного и культурологического подходов в области межкультурного общения, в системе высшего образования. Например, П. Р. Атутов рассматривает технологию современного образо-

вания в контексте деятельностного подхода и подчеркивает, что «педагогическая технология является необходимой компонентой современного обучения и воспитания» [7]. В. С. Безрукова в своей работе обобщает и доказывает значимость взаимосвязи деятельностного и компетентностного подходов в системе высшего образования [8]. А. А. Вербицкий описывает сущность и структуру активного обучения в высшей школе на основе контекстного подхода [9]. Е. Л. Федотова рассматривает теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия с использованием дея-тельностного и компетентностного подходов [10]. В работе В. В. Нестерова и А. С. Белкина уточнено понятие педагогической компетентности и разработана соответствующая методика ее формирования [11]. В. А. Маслова отмечает важность лингвокуль-турологии как науки в формировании готовности студентов к межкультурной коммуникации на основе культурологического подхода [12].

Проведенный анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы в области методики обучения иностранным языкам показал, что существующая система обучения иностранным языкам студентов вуза не всегда способствует формированию личности студента как будущего специалиста в рамках мультикуль-турного образовательного пространства. Важной представляется, прежде всего, работа С. Г. Тер-Минасовой, которая посвящена одному из аспектов бурно развивающейся во всем мире науки лингвокультурологии, а именно лингвистическому. С. Г. Тер-Минасова отмечает, что «в центре внимания автора оказывается взаимодействие языков и культур, проблемы человеческого общения, межкультурной коммуникации, где главным средством был и остается язык» [13]. Т. Г. Грушевицкая рассматривает основы межкультурной коммуникации и отмечает, что «возникает необходимость подготовить студентов к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного общения. Для этого недостаточно лишь знаний о природе межкультурного непонимания, здесь необходимо формирование практических навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур» [14]. В исследовании О. А. Артемьевой представлена методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации [15]. Т. Г. Первиль обозначает межкультурную коммуникацию как фактор модернизации образовательной деятельности [16]. М. Уоллес анализирует наиболее значимые аспекты в методике обучения иностранным языкам в контексте диалога культур [17]. В. Риверс исследует интерактивные средства обучения иностранным языкам специалистов неязыкового профиля [18].

Идеи и методологии информатизации и цифровизации высшего образования неоднократно рассматривались отечественными и зарубежными учеными. Так, К. В. Роберт анализирует дидактические проблемы, и перспективы использования современных информационных технологий в высшем образовании [19]. Е. С. Полат обозначает важность использования новых педагогических и информационных технологий в системе высшего образования при подготовке специалистов различных профилей [20]. В исследовании А. Г. Кушниренко и А. Г. Леонова уточняются аспекты применения новых информационных технологий в системе высшего образования [21]. В работе М. Г. Евдокимовой рассматриваются проблемы теории и практики применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам [22]. Зарубежные ученые К. Ахмад, Г. Корбетт, М. Роджерс и Р. Сассекс отмечают значимость использования информационно-коммуникационных технологий в

изучении иностранных языков и культур [23]. С. Хейнс определяет проектную деятельность на основе применения информационно-коммуникационных технологий как фактор интенсификации при обучении иностранному языку [24].

Однако заметим, что наиболее значительная часть научно-педагогических исследований в области обучения иностранным языкам посвящена аспектам использования информационно-коммуникационных технологий и ресурсов преимущественно российских вузов, при этом слабо задействованы аутентичные ресурсы зарубежных учебных заведений системы высшего образования.

Разрешение данного противоречия в условиях высшего языкового образования требует исследования технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

Методологическая база исследования

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, лингвокультурологии, методики обучения иностранным языкам на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Например, И. Л. Плужник в своей работе анализирует сущность и специфику формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки [25]. О. Е. Фаевцовой разработаны дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при обучении иностранному языку [26]. Д. Л. Фрид-Бут рассматривает проектную деятельность студентов как оптимизирующую при подготовке студентов к межкультурной коммуникации [27]. Т. Хатчинсон отмечает особую роль интерактивных форм обучения иностранным языкам [28].

Наиболее важными для нашего исследования являются работы, посвященные проблемам использования технологии веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Так, О. В. Волкова в своей работе создала систему подготовки будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов [29]. Г. А. Воробьев в диссертации рассматривает веб-квест-технологии в формировании социокультурной компетенции студентов [30].

В нашем исследовании использованы следующие методы:

- теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы и нормативных документов в системе высшего образования, а также моделирование и анализ педагогического опыта авторов исследования;

- эмпирические методы: опрос, анкетирование, анализ результатов учебной работы студентов, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, математическая обработка данных эксперимента.

Особенность исследования заключается в том, что оно основано на принципах организации работы на базе применения технологии профориентационных веб-кве-стов в обучении иностранному языку и активных методах профориентационной работы. В исследовании разработаны и учтены этапы работы над профориентацион-ным веб-квестом в подготовке студентов к межкультурной коммуникации.

Принципы организации работы на основе применения технологии профориен-тационных веб-квестов при обучении иностранному языку:

- принцип коммуникативной направленности (интерактивные коммуникативные задания, которые могут научить студентов вести исследование аутентичных

источников информации и сотрудничать с зарубежными сверстниками. Также коммуникативные задания могут научить взаимодействовать с зарубежными специалистами в области будущей профессиональной деятельности, связываться с зарубежными экспертами по специальности или находить аутентичные интернет-ресурсы в области будущей профессиональной деятельности);

- принцип доминирующей роли коммуникативных упражнений по иностранному языку (отработка языкового и речевого аутентичного материала в упражнениях показывает, как оно должно использоваться в решении актуальной для студентов профессионально ориентированной задачи);

- принцип интенсивности (быстрое овладение навыками выполнения коммуникативных заданий в форме профессионально ориентированных тестов в процессе работы над аутентичным языковым материалом);

- принцип автономности (студент должен самостоятельно решить, какие аутентичные материалы могут быть использованы для выполнения задания веб-кве-ста при подготовке к межкультурной коммуникации, провести анализ выполненной работы, скорректировать ошибки).

Активные методы профориентационной работы:

- проведение недели кафедры иностранных языков с приглашением иностранных студентов и зарубежных ученых;

- организация научных исследований по актуальным вопросам профессионально ориентированной деятельности с зарубежными сверстниками;

- участие в международных научно-практических симпозиумах по вопросам будущей специальности;

- проведение международных конкурсов студенческих научных работ, научных докладов, участие в них.

Этапы работы над профориентационным веб-квестом в подготовке студентов к межкультурной коммуникации:

1. На первом этапе преподаватель проводит подготовительную работу, знакомит с профессионально ориентированной темой на иностранном языке, формулирует проблему. Студенты знакомятся с основными понятиями по выбранной профессионально ориентированной теме, аутентичными материалами аналогичных проектов иностранных студентов и зарубежных вузов. Возможна работа в группах при выполнении заданий.

2. На этапе выполнения задания формируются знания, умения и навыки в области поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных профессионально ориентированных проблем на иностранном языке.

3. На этапе подведения итогов и оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Данный этап предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде веб-сайта, Мш1-стра-нички или постера. На этом этапе очень важна роль преподавателя как консультанта.

4. Обсуждение результатов работы над профориентационными веб-квестами можно провести в виде международного симпозиума российских и иностранных студентов, чтобы студенты имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы.

5. Работа с профориентационными веб-квестами может быть предложена и как интерактивное автономное задание для студентов. Реальное размещение профори-ентационных веб-квестов в сети в виде веб-сайтов, созданных самими студентами,

позволяет значительно повысить мотивацию студентов на достижение высоких результатов при подготовке к реальной межкультурной коммуникации.

Для проведения исследования использовалась информационно-коммуникационная среда следующих вузов: ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва; ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва; «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва; ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2016-2017 годы): исследовалась степень научной разработанности проблемы в отечественной и зарубежной педагогической литературе, изучалось и анализировалось состояние проблемы в теории и практике российских и зарубежных вузов, осуществлялось накопление аутентичного материала из иноязычных источников, намечалась программа реализации исследования.

Второй этап (2017-2018 годы): ставилась цель исследования; отрабатывались варианты использования возможностей информационно-коммуникационных технологий с целью подготовки студентов к межкультурной коммуникации; разрабатывался комплекс дидактических условий подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов. Также на данном этапе разрабатывались критерии и уровни подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации; проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялись анализ и коррекция проведения эксперимента.

Третий этап (2018-2019 годы): проводился формирующий эксперимент, определялась эффективность дидактических условий; анализировались и описывались полученные данные; осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательную практику работы вышеуказанных вузов.

Четвёртый этап (2019-2020 годы): оформлялись результаты работы; систематизировались и оформлялись теоретические и практические положения исследования.

Итоги проведенной работы можно обозначить следующим образом:

- выявлены и установлены принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку, активные методы профориентационной работы в подготовке студентов к межкультурной коммуникации и этапы работы над профориентационным веб-квестом в подготовке студентов к межкультурной коммуникации;

- раскрыты и обозначены основные характеристики готовности студентов к межкультурной коммуникации;

- определены возможности использования технологий веб-квестов в процессе формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации в вузе, и представлена их классификация;

- разработана модель подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов;

- разработана и экспериментально апробирована технология профориентационных веб-квестов как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

Материалы исследования могут служить базой для интенсификации образовательного процесса по иностранному языку в неязыковом вузе, а также в системе дополнительного образования при подготовке специалистов различных профилей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются показателями математической обработки данных педагогического эксперимента. На констатирующем этапе и в формирующем эксперименте были задействованы 340 студентов и 60 преподавателей вышеуказанных вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия авторов в работе международных научно-практических симпозиумов профессорско-преподавательского состава и студентов университетов по проблемам информатизации и цифровизации процесса обучения иностранным языкам, а также опубликования статей и монографии.

Результаты исследования

В качестве результата исследования в статье представлено теоретическое и практическое обоснование технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

1. Эффективная подготовка студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов при изучении иностранного языка представляет собой учебный процесс, направленный на формирование и совершенствование характеристик студента как будущего специалиста, готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности, образованной единством универсальной и профессиональных компетенций. Под содержанием «готовности к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов» мы понимаем взаимосвязь характеристик межкультурной коммуникации: потребности к изучению лингвокультуры страны изучаемого языка и стремление взаимодействовать в межкультурном общении в области профессиональной деятельности с зарубежными коллегами. Её структурными составляющими являются коммуникативная, информационная и технологическая готовность.

Оценка уровня сформированности готовности студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации осуществляется на основе критериев и показателей, позволяющих оценивать иноязычную языковую и речевую деятельность студента в профессиональной сфере. Основными критериями готовности студентов к межкультурной коммуникации являются: направленность на эффективную межкультурную коммуникацию; адекватность и динамичность использования информационно-коммуникационных технологий в автономном образовании по иностранному языку; вариативность применения средств обучения. Каждый критерий содержит несколько определенных показателей.

2. Профориентационный веб-квест рассматривается нами как вид информационных и проблемно ориентированных коммуникативных заданий по профессионально ориентированному иностранному языку, направленных на формирование и развитие навыков поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения основ межкультурной коммуникации. Выявленная и установленная нами классификация веб-квестов включает следующие пять групп: репродуктивные, репродуктивно-когнитивные, когнитивные, когнитивно-креативные, креативные. Использование технологии профориентационных веб-квестов обеспечивает развитие автономности студентов, формирование их готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности.

3. Модель подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов, включающая целевой, орга-

низационный и результативный блоки, основывается на методологии деятельност-ного, компетентностного и культурологического подходов и отражает способы формирования готовности к межкультурной коммуникации на основе использования технологии профориентационных веб-квестов.

Целевой блок включает в себя цели формирования готовности к межкультурной коммуникации, а также потребности к изучению лингвокультуры и способность участвовать в межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности. Организационный блок предполагает выполнение дидактических условий, включает в себя этапы формирования готовности к межкультурной коммуникации, средства работы. Результативный блок опирается на критерии и показатели, уровни формирования готовности к межкультурной коммуникации, что определяет эффективность модели подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Обозначены принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку и активные методы профориентационной работы. При создании технологии учтены этапы работы над про-фориентационным веб-квестом в подготовке студентов к межкультурной коммуникации.

5. Технология профориентационных веб-квестов как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации включает подготовительный, моделирующий, проектно-аналитический и итоговый этапы, обеспечивающие результативность подготовки студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза. На подготовительном этапе осуществляется определение структуры и содержания сотрудничества преподавателя и студентов по выбору темы и решению организационных вопросов. На моделирующем этапе проводится сбор информации из аутентичных источников в области профессиональной деятельности, обработка полученных результатов, разработка образца и формы представления работы. Проектно-аналитический этап служит для подготовки к защите целостного проекта и его реализации в форме презентации. На итоговом этапе оцениваются результаты поисково-аналитической и научно-исследовательской работы, намечаются перспективы подготовки к межкультурной коммуникации в рамках сотрудничества с зарубежными сверстниками и специалистами в интерактивном режиме.

Заключение

Решение задач по подготовке студентов к межкультурной коммуникации на основе применения технологии профориентационных веб-квестов реорганизует практическую цель обучения иностранному языку и выводит процесс обучения на современный уровень мировых стандартов. Под понятием «межкультурная коммуникация» мы понимаем коммуникационный процесс взаимодействия двух и более представителей различных культур, а также результаты их совместной или индивидуальной деятельности, осуществляемой в различных её формах.

Подготовка студентов к межкультурной коммуникации способствует совершенствованию универсальной и профессиональных компетенций.

Под содержанием «готовности к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов» мы понимаем взаимосвязь характеристик межкультурной коммуникации: потребности к изучению лингвокуль-туры страны изучаемого языка и стремление взаимодействовать в межкультурном общении в области профессиональной деятельности с зарубежными коллегами.

Анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы по теме и собственный педагогический опыт авторов исследования позволяют говорить о перспективности идеи внедрения в образовательную практику неязыковых вузов технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности.

Профориентационный веб-квест мы понимаем как вид информационных и проблемно ориентированных коммуникативных заданий по профессионально ориентированному иностранному языку, направленных на формирование и развитие навыков поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения основ межкультурной коммуникации. Использование технологии профориентационных веб-квестов обеспечивает развитие автономности студентов и формирование готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности.

Интеграция профориентационных веб-квестов и других заданий на основе информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку подразумевает наличие у студентов соответствующего уровня владения иноязычной речевой деятельностью.

В исследовании предпринята попытка показать, каким образом технология профо-риентационных веб-квестов может способствовать повышению эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности. Целью совместной работы преподавателя и студентов явилось осознание того факта, что изучение аутентичной информации в области страноведческой, культурологической, профессиональной сфер отличается активным сотрудничеством в изучении и анализе аутентичной профессионально ориентированной информации.

Таким образом, возникает насущная необходимость в реализации модели подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов.

Эффективная подготовка студентов к межкультурной коммуникации с применением технологии профориентационных веб-квестов осуществляется посредством использования содержания дисциплины «Профессиональный иностранный язык», культурологических и страноведческих материалов профессионально ориентированной направленности из аутентичных источников; посредством практической реализации модели подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов. Разработанная в исследовании модель включает подготовительный, моделирующий, проектно-аналитический и итоговый этапы. Кроме того, оптимизация подготовки студентов к межкультурной коммуникации с применением технологии профориентационных веб-квестов осуществляется посредством включения зарубежных информационных ресурсов в образовательный процесс по иностранному языку наряду с использованием традиционных средств обучения; посредством заинтересованности студентов, их автономной активности в формировании знаний, умений и навыков поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности в ходе реализации поставленных задач по освоению, исследованию, обработке и презентации учебного материала, что ведёт к овладению прочными знаниями в области межкультурного общения. Потенциальные изменения, произошедшие в ходе проведения и по завершении эксперимента, свидетельствуют о том, что технология про-фориентационных веб-квестов является фактором повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

Практическая ценность полученных результатов заключается в возможности их использования в системе повышения квалификации специалистов различных профилей в целях их подготовки к сотрудничеству с зарубежными коллегами.

Ссылки на источники

1. Абросимов А. Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. - 204 с.

2. Розина И. H. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация. - М.: Логос, 2005. - 460 с.

3. Davies G., Higgins J. Computers in Language and Language Learning. - London: CILTR, 1982. - 285 p.

4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 336 с.

5. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2003. - № 3. - С. 138-147.

6. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Selected Readings / eds. J. B. Pride and J. Holmes. -New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. - P. 269-293.

7. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 11-14.

8. Безрукова B. C. Педагогика: учеб. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - 339 с.

9. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

10. Федотова Е. Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997. - 114 с.

11. Нестеров В. В., Белкин A. C. Педагогическая компетентность: учеб. пособие. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.

12. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Слово, 2001. - 236 с.

13. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово, 2000. - 262 с.

14. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.

15. Артемьева О. А., Макеева М. Н., Мильруд Р. П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации: монография. - Тамбов, 2005. - 160 с.

16. Первиль Т. Г. Межкультурная коммуникация как фактор модернизации образовательной деятельности: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д., 2005. - 153 с.

17. Wallace M. Training Foreign Language Teachers: A Reflective Approach. - Cambridge: Camdridge University Press, 1993. - 175 p.

18. Rivers W. Interactive Language Teaching. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - 228 p.

19. Роберт К. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухар-кина, М. Ю. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 272 с.

21. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. и др. Новые информационные технологии. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с.

22. Евдокимова М. Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: монография. - М.: МИЭТ, 2004. - 312 с.

23. Computers, Language Learning and Language Teaching / К. Ahmad, G. Corbett, М. Rogers, R. Sussex. - Cambridge: CUP, 1985. - 109 p.

24. Haines S. Projects for the EFL Classroom. - London: Nelson, 1989. - 154 p.

25. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2003. - 46 с.

26. Фаевцова О. Е. Дидактические аспекты использования Интернет-ресурсов при обучении иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006. - 22 с.

27. Fried-Booth D. L. Project Work. - Oxford: Oxford University Press, 1992. - 226 p.

28. Hutchinson T. Introduction to Project Work. - Oxford: Oxford University Press, 1991. - 156 p.

29. Волкова О. В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2010. - 217 с.

30. Воробьёв Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции (английский язык, лингвистический вуз): дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004. - 193 с.

Larisa A. Apanasyuk,

Doctor of Education, Associate Professor, Professor, Language Training for Non-Linguistic Specialties Chair, Russian State Social University, Moscow, Russia apanasyuk-L@yandex.ru Elena A. Zatsepina,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Russian and Foreign Languages Chair, State University of Land Use Planning, Moscow, Russia myshila@mail.ru Yuliya I. Rudinova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian and Foreign Languages Chair, State University of Land Use Planning, Moscow, Russia yu_rudinova@mail.ru Margarita V. Ochacha,

Senior Instructor, Language Training Department, English Chair, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia margaritadaisy15@yandex.ru Ekaterina M. Ambartsumyan,

Instructor, Language Training Department, Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia katrin01_89@mail.ru

Career guidance web quests technology as a factor in improving the effectiveness of preparing students for intercultural communication

Abstract. The relevance of the study in the article is due to the development of globalization processes in the modern world and the intensification of international cooperation in various fields of professional activity, which entails an urgent need to prepare students for intercultural communication. The aim of the study is theoretical and practical justification of career guidance web quests technology as a factor in improving the effectiveness of preparing students for intercultural communication. The study used theoretical methods (the study and analysis of pedagogical, methodological literature, materials and publications in the pedagogical and journalistic periodicals on research problems, as well as concretization, analogy, modeling and analysis of the pedagogical experience of universities) and empirical methods (questioning, conversation, interviewing, testing, analysis of students' learning results, observation, ascertaining and forming experiments, qualitative and quantitative analysis of experimental data and their mathematical processing). According to the results of the study, the article presents the theoretical and practical justification for the need and importance of using the technology of career guidance web quests technology as a factor in improving the effectiveness of preparing students for intercultural communication. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results contribute to the theory and methodology of teaching a foreign language in terms of preparing students for intercultural communication. Results of the study reflect the principles of work organization based on the use of career guidance web quests technology in teaching a foreign language; expand the understanding of career guidance web quest technology; substantiate the criteria and indicators of students' readiness for intercultural communication with the use of career guidance web quest technology. The practical significance of the study is in the development of assessment tools which help determine the effectiveness of preparing students for intercultural communication using the career guidance web quest technology as well as in introducing the career guidance web quest technology into the educational process in order to prepare students for intercultural communication.

Key words: technology of career guidance web quests, intercultural communication, model, project, international cooperation, information tasks, problem-oriented tasks, research work skills. References

1. Abrosimov, A. G. (2003). Teoreticheskie i prakticheskie osnovy sozdaniya informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza, Izd-vo Samar. gos. ekon. akad., Samara, 204 p. (in Russian).

2. Rozina, I. H. (2005). Pedagogicheskaya komp'yuterno-oposredovannaya kommunikaciya, Logos, Moscow, 460 p. (in Russian).

3. Davies, G. & Higgins, J. (1982). Computers in Language and Language Learning, CILTR, London, 285 p. (in English).

4. Gal'skova, N. D. & Gez, N. I. (2005). Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika imetodika, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 336 p. (in Russian).

5. Gejhman, L. K. (2003). "Interaktivnoe obuchenie obshcheniyu kak model' mezhkul'turnoj kommunikacii", Vestnik MGU. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya, № 3, pp. 138-147 (in Russian).

6. Hymes, D. (1972). "On Communicative Competence", in Pride, J. B. & Holmes, J. (eds.) Sociolinguistics. Selected Reading, Harmondsworth: Penguin, New York, pp. 269-293 (in English).

7. Atutov, P. R. (1996). "Tekhnologiya i sovremennoe obrazovanie", Pedagogika, № 2, pp. 11-14 (in Russian).

8. Bezrukova, B. C. (1996). Pedagogika: ucheb., Izd-vo "Delovaya kniga", Ekaterinburg, 339 p. (in Russian).

9. Verbickij, A. A. (1991). Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod, Vyssh. shk., Moscow, 207 p. (in Russian).

10. Fedotova, E. L. (1997). Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskogo vzaimodejstviya: monografiya, Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, Irkutsk, 114 p. (in Russian).

11. Nesterov, V. V. & Belkin, A. C. (2003). Pedagogicheskayakompetentnost': ucheb. posobie, Centr "Uchebnaya kniga", Ekaterinburg, 188 p. (in Russian).

12. Maslova, V. A. (2001). Lingvokul'turologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., Slovo, Moscow, 236 p.

13. Ter-Minasova, S. G. (2000). Yazyk i mezhkul'turnaya kommunikaciya: ucheb. posobie, Slovo, Moscow, 262 p. (in Russian).

14. Grushevickaya, T. G., Popkov, V. D. & Sadohin, A. P. (2002). Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii, YUNITI-DANA, Moscow, 352 p. (in Russian).

15. Artem'eva, O. A., Makeeva, M. N. & Mil'rud, R. P. (2005). Metodologiya organizacii professional'noj podgotovki specialista na osnove mezhkul'turnoj kommunikacii: monografiya, Tambov, 160 p. (in Russian).

16. Pervil', T. G. (2005). Mezhkul'turnaya kommunikaciya kak faktor modernizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti: so-cial'no-filosofskij analiz: dis.... kand. filos. nauk, Rostov n/D., 153 p. (in Russian).

17. Wallace, M. (1993). Training Foreign Language Teachers: A Reflective Approach, Camdridge University Press, Cambridge, 175 p. (in English).

18. Rivers, W. (1993). Interactive Language Teaching, Cambridge University Press, Cambridge, 228 p. (in English).

19. Robert, K. V. (1994). Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol'zovaniya, Shkola-Press, Moscow, 205 p. (in Russian).

20. Polat, E. S. et al. (2001). Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 272 p. (in Russian).

21. Kushnirenko, A. G., Leonov, A. G. et al. (2002). Novye informacionnye tekhnologii, Drofa, Moscow, 160 p. (in Russian).

22. Evdokimova, M. G. (2004). Problemy teorii i praktiki informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij obucheniya in-ostrannym yazykam: monografiya, MIET, Moscow, 312 p. (in Russian).

23. Ahmad, K. et al. (1985). Computers, Language Learning and Language Teaching, CUP, Cambridge, 109 p. (in English).

24. Haines, S. (1989). Projects for the EFL Classroom, Nelson, London, 154 p. (in English).

25. Pluzhnik, I. L. (2003). Formirovanie mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii studentov gumanitarnogo profi-lya v processe professional'noj podgotovki: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk, Tyumen', 46 p. (in Russian).

26. Faevcova, O. E. 2006 (). Didakticheskie aspekty ispol'zovaniya Internet-resursov pri obuchenii inostrannogo yazy-ka: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Kursk, 22 p. (in Russian).

27. Fried-Booth, D. L. (1992). Project Work, Oxford University Press, Oxford, 226 p. (in English).

28. Hutchinson, T. (1991). Introduction to Project Work, Oxford University Press, Oxford, 156 p. (in English).

29. Volkova, O. V. (2010). Podgotovka budushchego specialista k mezhkul'turnoj kommunikacii s ispol'zovaniem tekhno-logii veb-kvestov: dis.... kand. ped. nauk, Belgorod, 217 p. (in Russian).

30. Vorob'yov, G. A. (2004). Veb-kvest tekhnologii v obuchenii sociokul'turnoj kompetencii (anglijskij yazyk, lingvi-stich-eskij vuz): dis.... kand. ped. nauk, Pyatigorsk, 193 p. (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Апанасюк Л. А., Зацепина Е. А., Рудинова Ю. И., Очача М. В., Амбарцумян Е. М. Технология профориентационных веб-квестов как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - С. 1-13. - URL: http://e-koncept. ru/2020/201030. htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11030

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020

© Апанасюк Л. А., Зацепина Е. А., Рудинова Ю. И., Очача М. В., Амбарцумян Е. М., 2020

9772304120203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.