мен по традиционной схеме. По нашим наблюдениям около 66 % студентов выбрали рейтинговую систему оценки, поскольку даже при ее сложности студенты отмечали, что «учиться стало интереснее», «нравится выполнять необычные задания», «помогло при работе в школе», «хочется активной работы».
Для оценки качества знаний студентов по обновленному курсу методики естествознания использовалось мысленное разложение экспериментатором содержания изученного материала на относительно самостоятельные элементы (единицы знания) и выяснение степени их отражения в ответах испытуемых. Чтобы свести к минимуму влияние субъективного фактора при оценке качества знаний, анализ ответов студентов проводился с использованием коэффициента полноты знаний (Кпз) по формуле, разработанной А.А. Кыверялгом [5] и адаптированным нами к методике естествознания:
У Эн
Кпз = _ X 100 %,
Эо хп
где Эо - количество ожидаемых элементов знаний в модели
идеального ответа на вопрос; У Эн - сумма наличных элементов знаний, содержащихся во всех ответах на тот же вопрос;
п - количество всех присутствовавших студентов, а не только отвечавших.
Эксперимент проводился в специально созданных контрольных и экспериментальных группах. Контрольные группы обучались по традиционной методике преподавания естествознания в сложившихся условиях обучения в педвузе. Экспериментальные группы обучались по обновленному курсу методики преподавания естествознания с использованием оптимизирующих учебный процесс технологий обучения.
Результаты анализа ответов студентов экспериментальных и контрольных групп, отражающих коэффициент полноты знаний по методике представлены в таблице 2. Коэффициент полноты знаний оценивался нами в трехуровневой системе: к высокому уровню мы отнесли показатели Кпз от 75 до
100 %, к среднему уровню от 74 до 50 %, к низкому уровню отнесли показатели Кпз менее 50 %.
Результаты эксперимента показали, что полнота теоретических знаний по методике студентов экспериментальных групп выше, чем в контрольных группах: на высоком уровне полноты теоретических знаний по методике естествознания в эксперименте и контроле находятся соответственно 51,1 % (46 чел.) и 17,6 % (16 чел.), т.е. разница в 33,5 % в пользу студентов экспериментальных групп (30 чел.). Если сравнить низкий уровень, то в контрольных группах отмечено 45 % (41 чел.), а в экспериментальных - 5,6 % (5 чел.), т.е. разница 39,4 % в пользу студентов экспериментальных групп.
Таблица 2
Сравнительная характеристика полноты теоретических знаний студентов по методике естествознания (в % к общему числу студентов)
Кпз Экспериментальны е группы ( П = 90) Контрольные группы (П = 91)
Уровни Уровни
Высо кий Сре дний Низ кий кВ ы с О Сре дний Низ кий
Полнота теоретичес кихзнаний 51,1 43,3 5,6 17,6 37,4 45
Можно сделать вывод, что созданная нами дидактическая модель подготовки учителя к естественнонаучному образованию младших школьников сместила в положительную сторону качественные характеристики процесса учения в педвузе. Позитивные изменения произошли не только в показателях методических знаний и умений студентов, но, что гораздо важнее, в мотивации учения.
Библиографический список
1. Кропочева, Т.Б. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках естествознания: Монография. - Новокузнецк, 2001.
2. Кропочева, Т.Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования: монография. - Новокузнецк, 2007.
3. Кропочева, Т.Б. Подготовка учителя к урокам естествознания. - Новокузнецк, 2004.
4. Кропочева, Т.Б. Опыт использования методического журнала в подготовке учителя // Начальная школа. - 2007. - № 1.
5. Кыверялг, А.А. Вопросы методики педагогических исследований. - Таллин, 1971.
Статья поступила в редакцию 05.11.2008
УДК 159.922.76:796
Ж.О. Нечитайло, соискатель БГПУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-таИ: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
В работе представлено направление в решении актуальной проблемы подростков девиантного поведения средствами физической культуры и спорта. В этой связи проблема заключается в разработке и реализации технологии профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта.
Ключевые слова: проблемы девиантного поведения, социально-психологический климат, досуговая деятельность подростков.
В настоящее время перед современной школой особенно актуальны вопросы детской и подростковой дезадаптации. При существующей и усиливающейся тенденции к уменьшению социальной защищенности каждого отдельного индивида становится значимой подготовка к жизни тех обучающихся, которые в силу психофизиологических или интеллектуальных особенностей не полностью реализовывают себя в школьном обучении. Эта проблема до сих пор остается важной, требует критического рассмотрения существующих в современной науке и практике точек зрения и поиска нового подхода к ее решению. Одной из важных составляющих в системе профилактики девиантного поведения является физическая культура и спорт. В совместном приказе Министерства образования РФ,
Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Российской академии образования отмечено, что «.. .формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации.» является приоритетным направлением совершенствования социальной адаптации подростков. В настоящее время на государственном уровне ведется профилактическая работа по проблеме преодоления девиантного поведения детей и подростков, что находит свое отражение в реализации ряда программ, в рамках информационной поддержки Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» в том числе, всероссийская акция - массовый фестиваль «Займись спортом
- сделай первый шаг!» (2008г). ежегодные мероприятия «Кросс наций» (2008г), «Лыжня России » (2007г) «Патрио-
тическое воспитание граждан РФ» (2005г.).
Идеи программных документов находят свою реализацию в создании систем комплексной профилактики, коррекции и реабилитации детей и подростков девиантного поведения и осуществляются усилиями многих специалистов: В.Г. Бочарова, В.К. Бальсе-вич, С.А. Беличева, Ю.И. Зотов, Б.З. Вульфов, Е.Л. Ефимов, М.Н. Жуков, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, В.В. Кузин, В.А. Куренцов, А.И. Михеев, В.К. Петров, В.А. Кабачков, А.В. Мудрик, Е.А. Обухова, Н.Л. Пономарев, Г.А. Селиванов, В.А. Троек.
В процессе разработки технологии профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта важным является развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности, предупреждающих возникновение стрессовых ситуаций, стимулирующих формирование нравственного поведения, адекватного жизненным ситуациям. Приоритетная роль отводится педаго-гам-тренерам по созданию социально-психологического климата, способствующего развитию положительных качеств личности в процессе спортивно-оздоровительной деятельности и активному подавлению отрицательных качеств, проявляемых девиантными подростками.
Спроектированная и реализованная нами в ходе опытноэкспериментальной работы технология профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта включила несколько важных этапов педагогической деятельности по организации спортивно-оздоровительной направленности в воспитательно-образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы «Дельфин», г. Бийска.
Первый этап, названный нами диагностическим, имеет своей целью изучение знаний, мотивов и включенности их в спортивно-оздоровительную деятельность. Ведущей педагогической задачей при организации профилактики девиантного поведения подростков является выявление знаний и значения физической культуры и спорта в жизни человека; изучение причин сложившегося негативного отношения к урокам физической культуры и отсутствие желания заниматься в досуговой деятельности спортом.
Необходимыми условиями решения поставленных задач при организации профилактики девиантного поведения подростков являются диагностика психолого-типологических особенностей и изучение физических качеств, спортивных умений и навыков подростков; межличностных отношений в коллективе, оценка уровня сформированности интереса к урокам физической культурой.
С целью диагностики подростков мы реализовывали следующие методы: анкетирование; наблюдение; беседа с родителями и обучающимися; анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, планов работы; и методики: карта наблюдений педагогов за проявлением у подростков признаков девиантного поведения (Н.В. Майсак) [1, с. 22]; изучение личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Ю.Б. Кляйберг); шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса, Р. Даймонда, адаптированная Т.В. Снегиревой [2, с. 45], карта социально-педагогического наблюдения по выявлению уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой, социальная анкета и диагностика склонности к девиантному поведению; тест «Кто я?» И.С. Клециной, адаптированный тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, методика «Твои желания», опросники аффилиации (потребность в установлении добрых отношений) и «Потребность достижения успеха» Р.С. Немова, анкета «Осознание обучающимися физических качеств»; методика «Мир моей семьи» Л.М. Фридмана.
Диагностика причин нежелания подростками заниматься спортивно - оздоровительной деятельностью, позволило выявить, что у большинства (7-й класс - 62%, 8-й класс -59%, 9х класс -54%) отсутствует установка на позитивное проведение досуга, более трети респондентов нуждаются в изменении своего образа жизни и лишь в среднем около 15% опрошен-
ных ответили, что состояние их здоровья хорошее, так как они регулярно занимаются в секциях, клубах, а также делают зарядку. Не проявляют интерес к здоровью более половины подростков (7-й класс - 69%, 8-й класс -61%, 9-х класс -51%), нарушают режим дня и питания обучающиеся 7-х классов -38%, 8-х классов - 42%, 9-х классов -44%; лишь около 10% довольны своим распорядком дня.
Наличие выявленных факторов обуславливает плохое самочувствие у значительного количества школьников и жалобы на состояние здоровья. Это, как следствие, негативно влияет на состояние опорно-двигательной, центральной нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. В целом показатель «абсолютно здоров» не отметил ни один из опрошенных подростков.
Цель второго, мотивационного этапа технологии, - интенсивное обучение подростков девиантного поведения разным методам и приемам физической деятельности, мотивация их к развитию физических качеств, спортивных умений и навыков.
На втором этапе решались задачи, связанные с профилактикой девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. Среди них:
— применение разных средств и методов, способствующих включению всех подростков («слабых», «средних», «сильных») в активную спортивно-оздоровительную деятельность на уроках физической культуры;
— разработка дидактических материалов по профилактике девиантного поведения, способствующих активной включенности подростков в занятия физической культурой и спортом;
— реализация сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации спортивно-оздоровительной деятельности девиантных подростков;
— развитие тренерами в подгруппах коллективной деятельности, взаимного контроля, взаимного обучения, взаимопомощи, самоуправления.
В нашем исследовании еженедельные уроки физической культуры в школьном расписании были заменены на двухразовые тренировки в детско-юношеской спортивной школе «Дельфин». Спортивно-оздоровительная деятельность подростков по профилактике девиантного поведения включала комплекс занятий в спортивных залах, бассейне, организацию спортивно-туристических сборов, обучающих семинаров и тренингов и др.
Включенное и невключенное наблюдение за школьниками позволило выявить, что они меняют свои мотивы и потребности также в зависимости от социальной обстановки. В формировании позитивных мотивов и потребностей, по данным нашей диагностики, большую роль играет стремление соответствовать социальным нормам и стандартам, расширение знаний о пользе и необходимости физических упражнений, повышение интереса к модным видам спорта и воздействие средств массовой информации.
На третьем этапе технологии - целенаправленная организация профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта - решалась задача перехода сформированного индивидуального опыта спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в их систематическую индивидуальную спортивную деятельность.
С учетом возрастных особенностей девиантных подростков, для которых ведущей деятельность является общение со сверстниками, основной формой организации на уроках-тренировках являлась работа в малых группах, в парах, в командах. Это принципиально значимая форма активизации спортивно-оздоровительной деятельности подростков имела целью формирование спортивно-коммуникативных возможностей обучающихся. Все это обеспечивало объективные условия для реализации потенциальных физических возможностей каждого подростка, работающего в составе малой группы, целенаправленно ориентируя его на совместную активную спортивно-оздоровительную деятельность. Работая в малой группе и взаимодействуя в ней, подростки интеллектуально
обогащались, приобретали и заимствовали такие личностные качества, которые не возможно приобрести вне группы. В процессе профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта совершенствовались знания, умения и навыки обучающихся, приобретались навыки позитивного межличностного общения, перерастающие в сотрудничество и умение работать в коллективе, формируя такие качества как взаимопомощь, чувство ответственности, силу воли, выдержку, целеустремленность [3, с. 67 -74].
Для повышения групповой сплоченности девиантных подростков в спортивном коллективе мы использовали игры-разминки «Остров», «Слон, жираф и крокодил», «Непрерывный рассказ», «Антивремя», которые способствовали развитию умений позитивного взаимодействия в группе, взаимопомощи, умению слушать и слышать как сверстников, так и тренера и т.д. [4, с. 12-14].
При этом на каждом занятии фиксировались промежуточные результаты исследования индивидуальных особенностей, поведенческих характеристик, стилей взаимоотношения, спортивных достижений девиантных подростков. Особое внимание обращалось на контроль за внешним проявлением состояний, возникающих при выполнении тренировочных заданий, а именно контроль за непроизвольным мышечным напряжением, мимикой, словесным сопровождением, изменением психо-эмоционального состояния, реакцией в случае победы или поражения.
Доминирующим стимулом в нашем исследовании стало стремление подростка к успеху, известности, независимости, а, следовательно, инструментом реализации своих потребностей стала соревновательная деятельность. Соревнования проходили на высоком эмоциональном уровне и способство-
Библиографический список
вали формированию активного интереса к спортивно-оздоровительной деятельности и систематическим занятиям физическими упражнениями.
Заключительный этап технологии профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта - формирование потребности в спортивно-оздоровительной деятельности отношение к здоровому образу жизни как к ценности.
Ведущей задачей является развитие навыков самостоятельной физической деятельности и желания достигать значительных успехов в физической культуре и спорте. На данном этапе нами проводились специально организованные формы занятий физическими упражнениями и воспитательные мероприятия, направленные на формирование интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой, наблюдалось повышение продуктивности воспитательно-образовательного процесса и перевод девиантных подростков в активных субъектов по выбору здоровой жизненной и профессиональной траектории.
Таким образом, технология профилактики девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта включает целенаправленную деятельность коллектива детско-юношеской спортивной школы «Дельфин», состоящую из ряда этапов педагогической деятельности по организации и реализации спортивно-оздоровительной направленности в воспитательно-образовательном процессе. Профилактика девиантного поведения подростков - творческий процесс, обязывающий педагогов-тренеров проводить поиск и реализовывать эффективные подходы, методы и приемы формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом, успешной адаптации к социальной среде, условиям и требованиям современного общества.
1. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум, 2001.
2. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 2001.
3. Олиференко, Л. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства // Народное образование. - 2000. - № 8.
4. Озолина, Е.В. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук / Е.В. Озолина, B.C. Дмитриев, Н.О. Рубцова // Теория и практика физического воспитания. - Москва. - 1999. - №5.
Статья поступила в редакцию 07.11.09
УДК 371
С.Н. Шибаева, аспирант АПКиППРО, г. Москва, E-mail: [email protected]
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯИВДИВВДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Современной задачей образовательных учреждений является создание условий для формирования и развития социально креативной, деятельной личности, способной генерировать новые знания, идеи, способы их применения, двигать прогресс вперед, т.е. личности с ярко выраженной индивидуальностью. Становление подобной личности невозможно с помощью репродуктивных методов обучения. Учебная самостоятельность учащегося существенно зависит от опыта учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию, раскрытию и формированию его индивидуальности.
Ключевые слова: учебное сотрудничество, развитие индивидуальности, активность учащегося, субъект деятельности, личностно-ориентированный подход, групповая работа.
В настоящее время в России вся система образования находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л С. Выготский, В.В. Давыдов, АН. Леонтьев, ДБ. Элькониц и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения. В концепции среднего образования РФ отмечается: «Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности дегей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом интересов учащихся» [1].
В современной педагогике большое внимание уделяется вопросу взаимодействия. Одним из ключевых понятий становится «сотрудничество». «Сотрудник - человек, который работает вместе с кем-нибудь, помощник. Сотрудничать - работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле» [2].
В психолого-педагогических исследованиях можно выделить несколько основных подходов к определению сущности сотрудничества:
1. Сотрудничество как вид взаимодействия (М.И. Дьяченко,
1991);
2. Сотрудничество как форма поведения в конфликтных ситуациях (Н.В. Гришина, К. Томас, 1998);
3. Сотрудничество как тип отношений (ВЯ. Ляудис, 1980).
В истории образования идея сотрудничестваимеетглубокие корни (И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Д. Дьюи, Я А. Коменский, Б. Ото, ИГ. Песта-лоцци, КД Ушинский и др.). Идеи взаимодействия участников педагогического процесса базируются на научном наследии Л.В. Занкова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Фундаментальные психолого-педагогические исследования раскрывают педагогическое сотрудничество как социально-педагогическое явление (ВА. Амонашвили, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Т.Н. Гончарова, А.Н. Леон-