ПЕДАГОГИКА
М.А. Мазаева
Учитель истории и обществознания МБОУ СШ №17 г. Архангельска, магистрант кафедры Отечественной истории ВШ СГН и МК САФУ
Технология проблемного обучения на уроке истории в школе (на примере темы «Гражданская война в России»)
Статья посвящена применению технологии проблемного обучения на уроке истории. Данная технология является наиболее эффективной в работе с учащимися старших классов. Практическая часть статьи представлена на примере урока в 11 классе «Гражданская война в России», в ходе которого учащиеся отвечают на ряд проблемных вопросов. В процессе урока учащиеся самостоятельно ставят учебные цели, отрабатывают навык анализа и сопоставления исторических источников, проектируют исторические ситуации. Таким образом, на уроке создаются условия для творчества детей и формирования их гражданской позиции.
Ключевые слова: проблемное обучение, компетентностный подход, учебная проблема.
В настоящее время основной целью школьного образования признана подготовка активных и ответственных граждан, готовых к ответам на вызовы современного информационного общества [1, с.4]. Для эффективной реализации указанной цели необходимо создание определённых педагогических условий: ориентация педагога на процесс формирования у учащихся общеучебных умений, широкое
применение различных проблемных
познавательных задач.
На уроках истории в современной школе применяются различные образовательные технологии, такие как проектные, исследовательские, игровые. Наиболее эффективной технологией в условиях внедрения новых федеральных стандартов является технология проблемного обучения.
В ходе подготовки учащихся к решению проблемных задач не менее важно учитывать и особенности мышления современного молодого поколения, высокую
технологичность и готовность учащихся к активному самостоятельному поиску и творчеству, с одной стороны, а с другой -
наличие доступных клише и поверхностных псевдонаучных теорий и размышлений в открытом доступе. Уроки истории являются уникальной возможностью для создания условий реализации творческих способностей учащихся и вдумчивого, глубокого изучения проблемных ситуаций и событий, касающихся переломных моментов истории Российского государства.
В школьном курсе истории существует множество разделов, требующих
всестороннего анализа и оценки описываемых событий с учетом различных точек зрения. В ходе урока, построенного на основе технологии проблемного обучения, учащиеся отвечают на ряд проблемных вопросов. В процессе урока учащиеся самостоятельно ставят учебные цели, отрабатывают навык анализа и сопоставления исторических источников, проектируют исторические ситуации. У школьников появляется возможность организовать самостоятельный поиск необходимой информации,
необходимость доказывать и аргументировать собственную точку зрения. Таким образом, на уроке создаются условия для творчества детей,
а у учителя, в свою очередь, благоприятные условия для формирования гармоничной личности ученика, воспитания его как ответственного гражданина своей страны с активной жизненной позицией.
Изучая в этих условиях предлагаемые на уроках объекты, ученик получает творческие навыки: овладевает приемами решения учебно-познавательных задач, добывает знания непосредственно из окружающей действительности, учится принимать решения в нестандартных ситуациях. При этом важен компетентностный подход, «в основе которого лежат универсальные учебные действия, которые необходимы каждому человеку» [2, с.6]. Под учебно-познавательными компетенциями понимается «совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности» [6, с.58].
По мнению педагога Е.В. Коротаевой, можно выделить три уровня
сформированности учебно-познавательной компетенции: низкий уровень (умение ставить цели, планировать свою деятельность при выполнении заданий по истории); средний уровень (умение осуществлять рефлексию и оценивать свою деятельность по итогам работы); высокий уровень (самообучение, вызванное внутренней мотивацией (истинный интерес к истории) [4, с.176]. В настоящее время практика показывает снижение уровня самостоятельности учеников. Во-первых, обучающиеся не в полной мере могут использовать полученные знания вне школы. Во-вторых, неготовность педагогов уйти от традиционной системы преподавания. Следовательно, возникает противоречие между стилем преподавания, который мешает развитию способности учиться, и целями обучения. Одним из эффективных средств преодоления подобного противоречия является применение такой педагогической технологии, как проблемное обучение.
Целью проблемного обучения является усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов. По мнению методиста А.А. Омаровой, учебная проблема имеет две основные функции:
1) обозначает направление действий школьника с целью нахождения способа решения поставленной задачи;
2) формирует интерес и мотивацию учащихся для усвоения новых знаний.
Для учителя учебная проблема является механизмом координации познавательной деятельности ученика и формирования его мыслительных способностей. Учебная
проблема стимулирует мыслительный процесс, а ее решение способствует трансформации полученных знаний в убеждения.
Проблемное обучение строится вокруг учебной проблемы, которая может быть как созданной искусственно в образовательных целях, так и взятой из исторической практики. В учебной и научной литературе исследователями предлагается несколько различных классификаций учебных проблем, основанных на различной методологической основе. Так, например, А.А. Омарова выделяет следующие подходы к классификации учебных проблем:
1) по уровню содержания неизвестного проблемные ситуации делятся: скрыта цель; скрыт объект деятельности; неизвестны методы деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности;
2) по виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности;
3) по методическим особенностям: исследовательская работа; проблемные демонстрации; проблемное изложение; проблемные игровые ситуации; проблемный эксперимент; создание проблемных зада и заданий [5, с.75].
В современной педагогической
науке различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая относится к деятельности учеников, вторая направлена на организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация должна вызывать потребность в новых знаниях и возможна при условии противоречий, побуждающих
ученика к творческому поиску. Как правило, проблемная ситуация создается на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Координация деятельности
учащихся в условиях проблемного обучения -это процесс сложный, так как от учителя
требуется знание индивидуальных
особенностей учащихся.
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. При создании проблемной ситуации учитель использует особые методические приемы: создает противоречие и предлагает школьникам найти способ его разрешения; задает конкретные вопросы (на логику, обобщение, обоснования,
рассуждения); предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; предлагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; создает проблемные теоретические и практические задания; разрабатывает
проблемные задачи (учащимся предлагается текст с ошибками; с недостатком или избытком исходной информации;
с неконкретно поставленным вопросом; с противоречивыми данными).
Работа по решению проблемного задания предполагает составление заданий различных уровней сложности, в зависимости от уровня развития учащихся.
Проблемное обучение является технологией сотворчества учителя и ученика, основано на эффективном целеполагающем взаимодействии участников образовательного процесса, предполагает определенную готовность учащихся к рассуждению, анализу, самостоятельному научному поиску, систематизации и умении делать аргументированные выводы. Таким образом, данная технология является наиболее эффективной в работе с учащимися старших классов.
Проблемное обучение позволяет затронуть сложные и неоднозначные факты в истории своей страны, всесторонне их изучить. Благодаря активному развитию открытой дискуссии при решении проблемных задач, направляемой учителем, всестороннему и глубокому анализу исторических источников, учащиеся формируют не только профессиональные, но и социальные общекультурные компетенции успешной коммуникации, умения отстаивать свою точку зрения, учитывать социокультурный и исторический контекст происходивших событий.
Одной из тем, предложенных для изучения школьниками в рамках принятых современных образовательных программ и стандартов, является тема «Гражданская война в России». Проблемное обучение, как одна из наиболее эффективных педагогических технологий, может быть применено для успешного освоения материала по данной теме.
Приведем ряд примеров заданий, которые могут быть раскрыты с помощью проблемного обучения по теме «Гражданская война в России».
Первый уровень: задания на «3» балла.
Типы задач: определение главной информации в тексте учебника, документа; оформление информации в виде таблицы. Например: Определите основные положения программы «белых» и «красных». Ответ оформите в виде таблицы.
Основные положения программы Красные Белые
Аграрный вопрос
Рабочий вопрос
Национальный вопрос
Второй уровень: задания на «4» балла. Типы задач: сравнить исторические источники и авторские позиции, выявить противоречия, авторские оценки, уметь аргументировать собственную позицию. Например: опираясь на текст учебника и исторических документов, выделите причины введения политики «военного
коммунизма», его
основные меры и последствия. Информацию необходимо изобразить
графически. В процессе работы с текстами учащиеся могут акцентировать внимание на том, что причины введения политики «военного коммунизма» обусловлены
действием двух факторов: военного и идеологического. В результате учащиеся могут прийти к выводу о том, что политика «военного коммунизма»
позволила красным победить в годы войны, но в итоге поставила под угрозу власть большевиков и саму советскую государственность. В результате данных
рассуждений учащиеся могут прийти к выводу о необходимости перехода к НЭП.
Третий уровень: задания на «5» баллов. Типы задач: определение причинно -следственных связей; сравнение и сопоставление исторических источников. Например: на основе документа определить взаимосвязь революции, Гражданской войны и интервенции (учащиеся работают над статьей «Русский трофей. Как интервенция Антанты привела Россию к гражданской войне». Журнал «Огонек», № 51 от 25.12.2017 г.). На основе
анализа текста учащиеся могут прийти к выводу о том, что:
1) боязнь распространения революционного движения вызвала у стран Антанты понимание необходимости поддержки контрреволюции в России;
2) начало интервенции стали одним из факторов консолидации антибольшевистского движения;
3) интервенция сыграла противоречивую роль в годы Гражданской войны: с одной стороны, страны Антанты оказали помощь контрреволюционным силам, с другой -вмешательство иностранных государств привело к росту поддержки большевиков в борьбе за сохранение независимости России. В итоге учащиеся могут прийти к выводу о том, что вызванный интервенцией патриотический подъем создал условия для более широкого распространения большевистских идей.
Итак, сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. В условиях ее реализации учебный процесс организован таким образом, что учитель может обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной деятельности учащихся с усвоением новых знаний. Создавая на уроках истории проблемные ситуации,
используя различные способы проблемного обучения, учитель может выйти за рамки минимального образовательного стандарта и дать возможность учащимся творить и исследовать, реализуя тем самым важнейшую государственную задачу воспитания гармонично развитой личности с активной гражданской позицией. Важным преимуществом технологии проблемного обучения является возможность ее
применения при изучении сложных, дискуссионных вопросов истории.
Гражданская война в России - время нешуточных страстей, настоящей битвы идей XX столетия, в которой трудно разобраться, не владея фактами и не понимая контекст. Особенно актуальной эта тема становится в современном прочтении, когда волны гражданского протеста вновь охватили ряд стран Европы и Африки, целые континенты. Зреет и нарастает общественная активность и в России. В перипетиях исторических реалий нужно разбираться, чтобы делать компетентные и взвешенные выводы, необходимо растить поколение тех, кто знает уроки истории и не допустит эскалации конфликта. Современные технологии организации образовательного процесса, предполагающие самостоятельный поиск, активное размышление и погружение в проблемные ситуации, становятся наиболее интересными и эффективными.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску. Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории, дает возможность самостоятельно оценить уроки прошлого, осознать собственную ответственность за свое Отечество.
Библиографический список:
1. Выступление Президента РФ В.В. Путина на встрече с делегатами Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук 21 июня 2007 г. // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 6. - С. 4-7.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Словарь понятий и терминов исторического образования. // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-9.
3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. -2003. - № 2. - С. 9-16.
4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. -Москва, 2003. - С.176.
5. Омарова А.А. Современная технология проблемного обучения // Современные
наукоемкие технологии. - 2011. - № 1. -С. 73-75.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Москва: Народное образование. - 1998.- С. 255.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
8. Ярославцева М.Ю. Системный подход к организации работы с текстовой информацией на уроках истории // Преподавание истории в школе. - № 6. - 2010.- С.47-53.
©Мазаева М.А., 2019