ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОПЧЕНКО АННА АНАТОЛЬЕВНА
Учитель истории государственного учреждения образования «Боровлянская средняя
школа»
Аннотация: Статья представляет собой краткое описание содержания и основных выводов исследования, посвященного внедрению методов проблемного обучения в процесс изучения истории в школьной программе. В работе подробно описываются методы и приемы проблемного обучения, которые применяются для активизации учебного процесса и развития аналитических навыков учащихся. Технология проблемного обучения не только улучшает усвоение исторического материала, но и воспитывает у учащихся умение самостоятельно решать проблемы, что является важным навыком в современном образовательном и социальном контексте.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, история, методы технологии проблемного обучения.
В современном образовательном процессе все большее значение приобретают активные методы обучения, которые стимулируют учащихся к самостоятельному поиску знаний и развитию критического мышления[2].
Проблемное обучение — это методика, при которой обучение строится вокруг проблемных ситуаций, требующих от учащихся анализа, синтеза и оценки информации для нахождения решения. Этот подход предполагает активное участие студентов в учебном процессе, где учитель выступает скорее в роли наставника, чем традиционного лектора [2].
На уроках истории Беларуси проблемное обучение применяется через анализ ключевых событий и фигур в истории страны. Например, обсуждение причин и последствий различных исторических событий, таких как подписания Брестского мира или роль Беларуси в Великой Отечественной войне, является основой для проблемного изучения.
Методы и приемы:
Кейс-методы. Учащиеся работают над конкретными историческими кейсами, анализируя источники и стремясь понять мотивы действий исторических личностей [1].
Дебаты. Организация дебатов по спорным историческим вопросам способствует развитию умения аргументированно защищать свою точку зрения [1].
Ролевые игры. Имитация исторических событий, где каждый ученик выступает в роли определенной исторической фигуры, помогает лучше понять причины и следствия исторических событий [1].
Преимущества проблемного обучения:
Развитие критического мышления. Учащиеся учатся не просто запоминать факты, но и анализировать их, выделяя главное и строя логические цепочки.
Повышение мотивации. Решение реальных исторических проблем делает процесс обучения более захватывающим и значимым.
Улучшение коммуникативных навыков. Работа в группах и участие в дебатах способствуют развитию умений убедительно излагать свои мысли.
Технология проблемного обучения на уроках истории помогает подготовить молодежь к самостоятельному решению проблем, что является ключевым навыком в современном мире.
Рассмотрим пример применения технологий проблемного обучения на уроке истории.
План-конспект урока по теме «Брестский мирный договор»
Цели урока:
Изучить предпосылки, ход переговоров и основные положения Брестского мирного договора.
Разобрать влияние договора на политическое и социально-экономическое положение Беларуси и других стран.
Развивать навыки критического анализа исторических событий.
Формировать умения работать с историческими источниками и документами.
Формирование у учащихся уважения к историческому прошлому своей страны, понимания сложности и многогранности исторических решений, а также развитие чувства патриотизма и ответственности за сохранение мирных отношений в современном мире.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: проблемное обучение, дискуссия, анализ текстов.
Оборудование и материалы:
Карта Европы времен Первой мировой войны.
Копии документов Брестского мирного договора.
Видеоматериалы о Первой мировой войне и Брестском мире.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Постановка целей и задач урока.
2. Актуализация знаний и умений учащихся
Краткий обзор событий Первой мировой войны, ведущих к Брестскому миру.
Введение в тему через видеоматериал.
3. Изучение нового материала
Проблемный вопрос: Почему Россия выбрала мирный договор, отказываясь от продолжения войны?
Анализ текста договора с выделением ключевых положений.
Работа в группах: каждая группа анализирует последствия договора для различных стран (Германия, Россия, Беларусь).
Обсуждение: какие были внутренние и внешние противоречия в условиях договора?
Физкульминутка:
Цель физкультминутки: активизация физической активности учащихся, снятие умственного напряжения и улучшение концентрации на последующих этапах урока.
Учащиеся встают у своих парт. Учитель объясняет, что каждое движение символизирует шаги к миру и дипломатии.
Марш на месте: Учащиеся поднимают колени высоко, имитируя марш. Учитель объясняет, что таким образом мы "идем к миру", каждый шаг символизирует стремление к согласию и пониманию.
Разминка рук: Учащиеся делают круговые движения руками вперед и назад, символизируя обмен мнениями и дипломатические усилия.
Повороты туловища: Учащиеся выполняют повороты туловища влево и вправо, что символизирует принятие различных точек зрения и гибкость в переговорах.
"Подписание договора": Учащиеся протягивают руки вперед и делают движения, как будто подписывают документ, подчеркивая важность каждого шага к достижению соглашения.
Завершение:
Учащиеся глубоко дышат, поднимая руки вверх и медленно опуская их вниз, символизируя умиротворение и завершение усилий по достижению мира.
Учитель напоминает о значении мира и сотрудничества, подчеркивая, как важно стремиться к согласию и пониманию в любых конфликтах.
4. Заключительная часть
Подведение итогов групповой работы.
Обсуждение: как Брестский мир повлиял на историю Беларуси в XX веке?
5. Подведение итогов урока
Комментированное выставление отметок
Оценочные критерии:
Активность участия в дискуссиях.
Глубина анализа в домашнем задании.
Способность критически оценивать исторические события.
6. Домашнее задание
Подготовить эссе на тему "Альтернативные сценарии развития событий без Брестского мирного договора".
7. Рефлексия
Что нового узнали на уроке? Какие моменты вызвали затруднения?
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова, Н.В. Технология проблемного обучения, основанная на опорных конспектах, успешно применяется на уроках истории / Н.В. Кузнецова // Современные тенденции в сфере образования и науки. - 2013. - № 23. - С. 91-92.
2. Иванова, Т.А. Технология проблемного обучения на уроке истории: пример урока "Россия в революционном вихре". / Т.А. Иванова, Е.А. Шишкина // ПОВОЛЖСКИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. - 2017. - . - Т. 5, № 3. - С. 59-65