Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемное обучение / физика / проектная деятельность / средняя школа / урок / problem-based learning / physics / project activity / secondary school / lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинский Алексей Юрьевич

Статья рассматривает проблемное обучение как инновационный и эффективный метод обучения, акцентируя внимание на его историческом развитии, начиная с работ Джона Дьюи, и его применения в современных образовательных системах. Основное внимание уделяется роли проблемного обучения в активизации учебного процесса, развитии критического мышления и аналитических навыков учащихся. Автор анализирует особенности применения этого метода в России и за рубежом, а также рассматривают возможности его интеграции с современными образовательными технологиями. В статье представлены конкретные этапы реализации проблемного обучения через школьные проекты по физике, что делает материал особенно актуальным для педагогов и методистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers problem-based learning as an innovative and effective teaching method, focusing on its historical development, starting with the works of John Dewey, and its application in modern educational systems. The main attention is paid to the role of problem-based learning in the activation of the educational process, the development of critical thinking and analytical skills of students. The author analyzes the features of the application of this method in Russia and abroad, and also considers the possibilities of its integration with modern educational technologies. The article presents the specific stages of the implementation of problem-based learning through school projects in physics, which makes the material especially relevant for teachers and methodologists.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

8. Салихова, Н.Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе / Н.Р. Салихова, А.Р. Фахрутдинова // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2021. - № 1. - С. 97-113

9. Сергеева, C.B. Проблема адаптации студентов-первокурсников в контексте особенностей обучения в высшей школе / C.B. Сергеева, O.A. Воскрекасенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. -2013. -№ 2. - С. 155-159

10. Тимохина, Т.В. Ресурсы профессиональной адаптации студентов вуза - будущих педагогов / Т.В. Тимохина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2022. - № 3. - С. 82-88

11. Тонких, А.П. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов / А.П. Тонких, A.A. Прядехо // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 3. -С. 221-224

Педагогика

УДК 372.853

доктор физико-математических наук, профессор Милинский Алексей Юрьевич

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ

ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. Статья рассматривает проблемное обучение как инновационный и эффективный метод обучения, акцентируя внимание на его историческом развитии, начиная с работ Джона Дьюи, и его применения в современных образовательных системах. Основное внимание уделяется роли проблемного обучения в активизации учебного процесса, развитии критического мышления и аналитических навыков учащихся. Автор анализирует особенности применения этого метода в России и за рубежом, а также рассматривают возможности его интеграции с современными образовательными технологиями. В статье представлены конкретные этапы реализации проблемного обучения через школьные проекты по физике, что делает материал особенно актуальным для педагогов и методистов.

Ключевые слова: проблемное обучение, физика, проектная деятельность, средняя школа, урок.

Annotation. The article considers problem-based learning as an innovative and effective teaching method, focusing on its historical development, starting with the works of John Dewey, and its application in modern educational systems. The main attention is paid to the role of problem-based learning in the activation of the educational process, the development of critical thinking and analytical skills of students. The author analyzes the features of the application of this method in Russia and abroad, and also considers the possibilities of its integration with modern educational technologies. The article presents the specific stages of the implementation of problem-based learning through school projects in physics, which makes the material especially relevant for teachers and methodologists.

Key words: problem-based learning, physics, project activity, secondary school, lesson.

Введение. В условиях быстро меняющегося мира и неуклонного роста объема информации, которой необходимо овладевать, традиционные методы образования часто оказываются неэффективными. Поиск новых подходов к обучению, которые были бы актуальными для современного образовательного процесса и соответствовали бы потребностям современного общества, стоит в центре внимания многих ученых-педагогов.

Одним из таких подходов, который уже несколько десятилетий находится в фокусе внимания специалистов, является метод проблемного обучения. Он был разработан как реакция на стандартные методы обучения, при которых студенты пассивно воспринимают информацию. Проблемное обучение предлагает активную роль ученику средней школы, ставя перед ним конкретные задачи и проблемы для решения, что стимулирует критическое мышление и аналитические навыки [1].

В России идеи проблемного обучения нашли широкое применение в педагогической науке и практике, особенно в работах таких ученых, как П.Я. Гальперин и В.В. Давыдов. Их исследования подчеркивают важность формирования умственных действий и понятий в процессе учебной деятельности, а также рассматривают механизмы, которые лежат в основе этого процесса.

Зарубежные исследователи также акцентировали внимание на сочетании проблемного обучения с современными образовательными технологиями, которые могут усилить эффективность этого подхода [2]. На фоне глобализации и интернационализации образования метод проблемного обучения показывает свою универсальность, применимость и эффективность в разных культурных и образовательных контекстах.

В этой связи, изучение и анализ различных аспектов проблемного обучения в контексте обучения физике как в России, так и за рубежом представляется крайне актуальным и важным для дальнейшего развития образовательной педагогики.

Целью данной статьи является систематизация и анализ основных методик проблемного обучения физике в России и за рубежом, а также определение влияния инноваций на эффективность применения данных методик. В статье также приводятся конкретные примеры проблемного обучения физике через проектную деятельность.

Изложение основного материала статьи. Идеи проблемного обучения в корне отличаются от традиционного образовательного подхода, доминировавшего на протяжении многих веков. Традиционное образование часто подразумевало авторитарный стиль преподавания, где учитель передавал знания, а ученики пассивно их воспринимали. Проблемное обучение, в свою очередь, предлагает радикальное изменение этой парадигмы, делая акцент на активной роли студента в процессе обучения.

В историческом контексте идея проблемного обучения начала формироваться в начале 20 века в работах Джона Дьюи, который подчеркивал значение опыта и активного взаимодействия с окружающим миром в процессе обучения. Бго концепция «учиться, делая» стала основой для многих современных образовательных практик [3].

В России идеи проблемного обучения были развиты и адаптированы к специфике российской педагогической науки. Ученые, такие как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, и В.В. Давыдов, разработали теории, основанные на принципах социокультурной педагогики и активного участия учащихся в образовательном процессе.

За рубежом, особенно в Северной Америке и Западной Бвропе, метод проблемного обучения стал основой для разработки и внедрения различных образовательных программ, особенно в медицинском и инженерном образовании.

С развитием технологий и возрастанием доступности информации проблемное обучение стало еще более актуальным. Современные студенты живут в мире, где информация легкодоступна, но главной задачей становится не ее запоминание, а анализ, критическое мышление и применение знаний на практике.

Российская система образования в течение долгого времени развивалась под влиянием различных педагогических традиций, и проблемное обучение стало одним из важных направлений в педагогической науке и практике страны.

В первую очередь стоит отметить вклад В.В. Давыдова, который подчеркивал значимость развивающего обучения и утверждал, что учебный процесс должен быть направлен на формирование понятийного мышления у учащихся. Для Давыдова проблемное обучение было инструментом достижения этой цели. Он предлагал подходы, при которых ученики сталкиваются с задачами, требующими самостоятельного решения, а не простого воспроизведения знаний.

Также следует упомянуть П.Я. Гальперина, который разрабатывал методы формирования умственных действий у учащихся через систематическое и последовательное введение их в проблемные ситуации, стимулируя таким образом развитие критического и логического мышления.

В последние десятилетия в России наблюдается возрастающий интерес к применению проблемного обучения на всех уровнях образования, от начальной школы до высших учебных заведений. Многие педагоги и ученые признают, что этот метод способствует формированию активной позиции учащегося, его умения работать с информацией, анализировать и синтезировать знания.

Однако, несмотря на распространенность метода, существуют определенные проблемы и вызовы. В частности, преподаватели сталкиваются с необходимостью переосмысления своей роли в учебном процессе, переходя от роли «передатчика знаний» к роли «организатора учебного процесса». Также требуются специфические материалы и ресурсы для эффективного проблемного обучения, чего не всегда достаточно в российских образовательных учреждениях.

Тем не менее, прогресс в этой области очевиден. В российских университетах и школах появляются курсы и программы, центрирующиеся вокруг принципов проблемного обучения, что свидетельствует о признании его эффективности и важности для современного образования.

Проблемное обучение на Западе имеет длительную и насыщенную историю, которая начинается с работ Джона Дьюи, американского философа и педагога, признававшего центральную роль опыта и проблемно-ориентированного подхода в образовательном процессе. Дьюи утверждал, что образование должно быть активным и ориентированным на реальные проблемы, с которыми учащиеся могут столкнуться в жизни.

В 1960-70-х годах в США начало распространяться движение за проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning), особенно в медицинском образовании. Так, Медицинская школа в Макмастерском университете (Канада) стала одним из первых учебных заведений, которое полностью перешло на этот подход.

Основной принцип проблемно-ориентированного обучения заключается в том, что обучение начинается с рассмотрения конкретной проблемы, а затем активно ищут пути ее решения, используя свои знания и навыки. Этот метод обучения стимулирует критическое мышление, навыки самостоятельного поиска информации и командной работы.

В Европе проблемное обучение так же получило распространение. В частности, в Скандинавских странах, таких как Финляндия и Швеция, этот подход активно интегрируется в образовательные программы, благодаря чему эти страны демонстрируют высокие показатели в международных образовательных рейтингах.

Следует отметить, что в различных странах проблемное обучение может иметь свои особенности и нюансы в зависимости от культурных, социальных и образовательных традиций. Например, в странах Восточной Азии акцент может делаться на коллективное решение проблем, тогда как в западных странах акцентируется индивидуальный подход и критическое мышление.

Тем не менее, несмотря на различия, главная идея проблемного обучения остается неизменной: активное участие обучающихся в учебном процессе, развитие их критического мышления и способности решать реальные проблемы.

Современное проблемное обучение является плодородной почвой для интеграции образовательных инноваций. С развитием технологий и изменением требований рынка труда образовательные системы по всему миру сталкиваются с необходимостью пересмотра и модификации классических методов обучения.

Современные цифровые технологии позволяют обучающимся исследовать проблемные ситуации в виртуальной среде. Например, симуляции реальных сценариев или использование дополненной реальности для визуализации сложных концепций. Эти инструменты делают процесс обучения более наглядным и интерактивным.

Междисциплинарный подход: современные проблемы требуют комплексного решения, которое часто находится на стыке нескольких научных дисциплин. Проблемное обучение способствует интеграции знаний из разных областей, что позволяет студентам видеть большую картину и понимать многогранность и взаимосвязь явлений.

Гибкие образовательные пространства: традиционные классные комнаты все чаще сменяются гибкими пространствами, которые можно легко перестраивать в зависимости от потребностей учебного процесса. Такие пространства способствуют командной работе, дискуссиям и активному взаимодействию между студентами.

Оценка через проекты: вместо традиционных экзаменов и контрольных студенты все чаще демонстрируют свои знания и навыки через реализацию проектов, которые решают реальные проблемы. Это позволяет оценить не только теоретические знания, но и практические навыки, а также способность работать в команде и принимать решения. Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС открывает большие перспективы развития проблемного обучения. Выделим следующие этапы реализации проблемного обучения через школьные проекты по физике:

1. Выбор актуальной проблемы. Прежде всего, необходимо выбрать актуальную проблему или вопрос, который будет интересен учащимся и соответствует их уровню знаний. Это может быть, например, вопрос о возобновляемых источниках энергии, принципах работы определенных механизмов, явлениях природы, физике элементарных частиц, квантовой механике и т.д.

2. Формирование команд. Учащиеся делятся на маленькие команды, каждая из которых будет работать над решением выбранной проблемы. Работа в команде способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества.

3. Исследование проблемы. Обучающиеся начинают исследование, используя доступные ресурсы: учебники, интернет, лабораторное оборудование и т.д. Они формулируют гипотезы и планируют эксперименты для их проверки.

4. Проведение экспериментов. В зависимости от выбранной проблемы учащиеся могут проводить эксперименты, собирать данные и анализировать результаты. Это помогает им понять физические принципы на практике.

5. Анализ и обсуждение результатов. После проведения экспериментов команды анализируют полученные данные, делают выводы и обсуждают их с остальными учащимися и учителем.

6. Презентация проекта. На завершающем этапе каждая команда представляет свой проект: рассказывает о выбранной проблеме, методах исследования, полученных результатах и выводах. Это помогает учащимся развивать навыки публичных выступлений и критического мышления.

7. Рефлексия. После завершения проекта учащиеся и учитель обсуждают, что им понравилось в проекте, что было сложным, какие навыки они развили и что бы они хотели бы изменить в следующем проекте.

В качестве примера проекта, прошедшего все вышеуказанные пункты, можно привести проект по изучению энергии ветра, выполненный в современном образовательном пространстве - Межфакультетском технопарке универсальных педагогических компетенций с применением информационных технологий (см. [4] и ссылки в ней).

Выводы. В условиях быстро меняющегося мира и роста объема информации традиционные методы обучения не всегда отвечают современным требованиям. Проблемное обучение выступает как один из ответов на эти вызовы, предлагая активную роль ученику и стимулируя критическое мышление. Проблемное обучение имеет корни в работах Джона Дьюи и было развито и адаптировано в различных странах, включая Россию, где получило развитие благодаря таким ученым, как П.Я. Гальперин и В.В. Давыдов. Проблемное обучение успешно интегрируется с современными образовательными технологиями, что усиливает его эффективность. Этот метод обучения демонстрирует свою универсальность и применимость в различных культурных и образовательных контекстах. В России проблемное обучение стало важным направлением в педагогической науке, акцентируя внимание на активной роли учащегося и развитии его критического и логического мышления. Проблемное обучение может быть успешно реализовано через школьные проекты по физике, что позволяет учащимся применять свои знания на практике, работать в команде и развивать навыки публичных выступлений. Проблемное обучение представляет собой мощный инструмент в руках педагога, позволяющий формировать у учащихся навыки критического мышления, анализа и самостоятельного решения проблем. Бго успешное применение в образовательном процессе требует от преподавателей гибкости, готовности к инновациям и активного взаимодействия с учащимися.

Литература:

1. Barrows, H.S. Problem-based learning: An approach to medical education / H.S. Barrows, R.M. Tamblyn II Springer Publishing Company. - 1980.

2. Hmelo-Silver, С.Б. Problem-Based Teaming: What and How Do Students Геагп? / С.Б. Hmelo-Silver II Bducational Psychology Review. - 2004. - №16(3). - P. 235-266

3. Dewey, J. Bxperience and Bducation / J. Dewey. - 1938. - New York: Macmillan.

4. Милинский, А.Ю. Диагностика мотивации учения физики школьниками, выполняющими проекты на базе технопарка универсальных педагогических компетенций / А.Ю. Милинский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.-2023,-№6(220). - С. 228-231

Педагогика

УДК 378.14

старший преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии Миляева Алла Константиновна

Государственный университет просвещения (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и педагогической психологии Мысин Олег Иванович

Государственный университет просвещения (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. Современные работодатели заинтересованы в специалистах, обладающих системой знаний и компетенций в области реализации проектно-исследовательской деятельности, применения инновационных технологичных решений. Вместе с тем, современные работники должны уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях, принимать ответственность за собственные решения и обоснованно идти на риск. Исходя из сложившейся ситуации, стоит отметить необходимость внедрения элементов проектно-исследовательской деятельности в процесс обучения с целью подготовки конкурентоспособных специалистов. В рамках исследования были определены основные виды деятельности педагога, которые необходимо осуществлять в процессе реализации проектно-исследовательской деятельности. При совокупности управленческой, личностно-познавательной, творческо-проектной и интеллектуально-развивающей деятельности педагоги развивают свои проектно-исследовательские компетенции, которые в результате способствуют повышению уровня профессионального мастерства. Были выделены требования, предъявляемые к педагогу в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности субъектов обучения, принимать их сильные и слабые стороны. Только в этом случае можно выстроить комфортную образовательную среду для успешной проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, компетенции, творческое мышление, креативные способности, профессиональное мастерство.

Annotation. Modern employers are interested in specialists with a system of knowledge and competencies in the implementation of design and research activities, the use of innovative technological solutions. At the same time, modern employees should be able to navigate in non-standard situations, take responsibility for their own decisions and reasonably take risks. Based on the current situation, it is worth noting the need to introduce elements of design and research activities into the learning process in order to train competitive specialists. Within the framework of the study, the main types of teacher's activities that need to be carried out in the process of implementing design and research activities were identified. With a combination of managerial, personal-cognitive, creative-project and intellectual-developing activities, teachers develop their design and research competencies, which as a result contribute to improving the level of professional skill. The requirements imposed on the teacher in the framework of the implementation of design and research activities were highlighted. It is necessary to take into account the individual characteristics of the subjects of training, to accept their strengths and weaknesses. Only in this case it is possible to build a comfortable educational environment for successful design and research activities.

Key words:competitiveness, competence, creative thinking, creative abilities, professional skills.

Введение. В современном мире наблюдаются динамические процессы развития производственной сферы, способствующие совершенствованию профессионально-квалификационных требований к сотрудникам различных организаций. Такой термин как конкурентоспособность приобретает новое значение, а процесс сохранения уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.