УДК 373.5 Научная статья
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Жорабекова М.К., Дуйсенова Г.
Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави
(г.Туркестан, Республика Казахстан)
Аннотация. Статья посвящена анализу современник методов обучения на уроках русского языка, которые направлены на повышение качества образования и развитие ключевых компетенций учащихся. Рассматриваются как традиционные, так и инновационные подходы, включая использование интерактивных технологий, проектной деятельности, цифровых ресурсов и проблемно-ориентированных методов. Особое внимание уделено внедрению информационно-коммуникационных технологий и групповых форм работы, которые способствуют развитию критического мышления, креативности и навыков самостоятельной работы. Статья акцентирует необходимость гибкого сочетания методик для достижения высоких результатов в обучении русскому языку.
Ключевые слова: современные методы обучения, русский язык, интерактивные технологии, ИКТ, проектная деятельность, проблемное обучение.
Для цитирования: Жорабекова М.К., Дуйсенова Г. Современные методы обучения на уроках русского языка // Наука и реальность. 2024. № 3 (19). С. 70-76.
MODERN METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
Zhorabekova M.K., Duysenova G.
International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University
(Turkestan, Kazakhstan)
Abstract. The article is devoted to the analysis of modern teaching methods in Russian lessons, which are aimed at improving the quality of education and developing key competencies of students. Both traditional and innovative approaches are considered, including the use of interactive technologies, project activities, digital resources and problem-oriented methods. Special attention is paid to the introduction of information and communication technologies and group forms of work, which contribute to the development of critical thinking, creativity and independent work skills. The article emphasizes the need for a flexible combination of techniques to achieve high results in teaching the Russian language.
Keywords: modern teaching methods, Russian language, interactive technologies, ICT, project activities, problem-based learning.
For citation: Zhorabekova M.K., Duysenova G. Modern methods of teaching Russian language lessons // Science & Reality. 2024. no. 3 (19). pp. 70-76. (in Russian)
В условиях стремительных изменений в образовательной среде современные методы обучения играют ключевую роль в формировании компетенций учащихся. Преподавание русского языка в школе претерпевает значительные трансформации, что связано как с внедрением информационных технологий, так и с обновлением педагогических подходов. Данная статья направлена на анализ современных методов обучения, которые способствуют повышению эффективности усвоения материала на уроках русского языка.
На уроках русского языка традиционно используются такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемный. Однако современные требования, связанные с внедрением федеральных образовательных стандартов, требуют пересмотра этих подходов в пользу более гибких, интерактивных методов обучения [1, с. 368].
Традиционные методы включают:
1.Объяснительно-иллюстративный метод — это один из традиционных методов обучения, который активно используется на уроках русского языка. Он заключается в том, что учитель передает знания учащимся через объяснение нового материала с одновременным использованием иллюстраций (схем, таблиц, текстов, примеров и т.д.). Важно, что информация подается в готовом виде, а роль ученика сводится к восприятию, запоминанию и воспроизведению этих знаний. На рисунке 1 приведены примеры использования объяснительно-иллюстративного метода на уроках русского языка.
Рис.1. Примеры использования объяснительно-иллюстративного метода на уроках
русского языка
Репродуктивный метод — это метод обучения, при котором ученики воспроизводят полученные знания или выполняют действия по образцу, предложенному учителем. Основной целью репродуктивного метода является закрепление знаний и развитие навыков через многократное повторение и выполнение типовых упражнений. Применение на уроках русского языка данный метод играет важную роль в формировании устойчивых навыков грамотности, правописания и понимания грамматических норм (рис.2).
Орфографические Упражнения по
упражнения пунктуации
• При изучении • После объяснения
орфографии ученики учителем правил
часто выполняют постановки знаков
задания, где по препинания, ученики
образцу необходимо выполняют
правильно написать упражнения, где они
слова или должны правильно
предложения, расставить знаки
ориентируясь на препинания в
изученные правила предложениях. правописания.
Рис.2. Примеры использования репродуктивного метода на уроках русского языка
Проблемное обучение на уроках русского языка — это метод обучения, при котором учащиеся решают проблемные задачи, стимулируя их активное участие и самостоятельное мышление. Основная цель этого подхода — не просто передача знаний, а формирование умений анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы и находить способы решения конкретных лингвистических или литературных проблем [2, с. 384].
Примеры проблемного обучения на уроках русского языка:
1.Лингвистический эксперимент: Например, ученикам можно предложить выяснить, как изменилось значение слова в различных контекстах. Это требует работы с текстом и анализа лексических значений.
2. Интерпретация художественного текста: Ученики могут обсуждать различные трактовки произведений литературы, выдвигая собственные гипотезы о мотивах персонажей или авторском замысле.
3. Создание и анализ собственных текстов: Предложите учащимся написать эссе или рассказ, в котором они применят изученные лексические или грамматические правила. Затем можно обсудить, какие лингвистические приемы они использовали для передачи определенных идей или эмоций.
Эти методы продолжают использоваться, однако они дополняются инновационными подходами.
Закрепление грамматических правил
• Ученики сначала изучают грамматическое правила, затем
выполняют упражнения, в которых они должны
применить это правило в различных предложениях.
Одним из ведущих направлений современных методов обучения является использование интерактивных технологий, которые позволяют ученикам активно участвовать в образовательном процессе, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации.
Технология "флип-класс" (перевернутый класс) представляет собой инновационный подход к обучению, который активно внедряется на уроках русского языка. Этот метод позволяет значительно изменить традиционную структуру урока, сделав процесс обучения более интерактивным и эффективным. Преимущества:
1. Индивидуальный темп обучения: Учащиеся могут изучать материал в удобном для них темпе, что особенно важно для разных уровней подготовки.
2. Активное участие: На занятиях учащиеся больше вовлечены в процесс, так как они уже знакомы с основами темы и могут сосредоточиться на практических аспектах.
3. Развитие критического мышления: Обсуждение и анализ материалов в классе способствуют развитию аналитических навыков у учащихся.
Проектная деятельность. Этот метод направлен на реализацию ученических проектов по изучаемым темам. Проектная работа позволяет не только углубить знания, но и развить навыки самостоятельной работы, критического мышления и исследования [3, с. 240].
Групповые и парные формы работы. Групповые и парные формы работы на уроках русского языка являются важными методами, способствующими активному обучению и взаимодействию учащихся. Эти подходы помогают развивать навыки сотрудничества, критического мышления и коммуникативные способности [4, с. 352].
Парная работа подразумевает взаимодействие двух учеников, что создает условия для взаимной проверки знаний и закрепления изученного материала. Это форма обучения особенно эффективна для практики диалогов и дискуссий. Преимущества:
• Индивидуальное внимание: Ученики могут более внимательно относиться друг к другу, что способствует лучшему усвоению материала.
• Развитие критического мышления: Обсуждая вопросы с партнером, учащиеся учатся аргументировать свои мысли и учитывать мнения других.
Групповая работа включает организацию учащихся в небольшие группы для выполнения совместных заданий. Это позволяет создать более широкие контакты между школьниками и способствует обмену мнениями, что значительно увеличивает уровень вовлеченности в учебный процесс. На рисунке 3 представлены преимущества использования групповой работы на уроках русского языка.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в современном преподавании русского языка. Благодаря интернет-ресурсам, мультимедийным презентациям, интерактивным доскам и образовательным платформам, процесс обучения становится более увлекательным и продуктивным.
навыков: Учащиеся учатся работать в команде, что формирует навыки сотрудничества.
•Углубление понимания материала: Обсуждение тем в группе помогает лучше усваивать
Повышение мотивации: Совместная работа делает уроки более интересными и динамичными
Г
информацию.
Рис.3. Преимущества использования групповой работы
Мультимедийные средства. Включение в уроки анимаций, видеороликов и презентаций помогает лучше визуализировать материал и удерживать внимание учащихся. Например, демонстрация видеофрагментов из экранизаций литературных произведений позволяет углубить понимание текста.
Образовательные онлайн-платформы активно внедряются в учебный процесс и оказывают значительное влияние на преподавание русского языка. Они предоставляют широкие возможности для интерактивного обучения, что делает уроки более увлекательными и эффективными [5, с. 192].
Преимущества использования онлайн-платформ на уроках русского языка:
Доступ к разнообразным материалам. Учителя и ученики могут использовать видео, аудио, интерактивные тесты и задания, что способствует лучшему усвоению материала.
Персонализация обучения. Ученики могут работать в своем темпе, выбирать задания в зависимости от уровня знаний и интересов.
Интерактивность. Встроенные игровые элементы, викторины и тесты делают процесс обучения более увлекательным и мотивируют учеников.
Мониторинг прогресса. Учителя могут легко отслеживать успехи каждого ученика, видеть результаты тестов и анализировать их динамику.
Дистанционное обучение. Платформы позволяют проводить уроки онлайн, что особенно актуально в условиях дистанционного или смешанного обучения.
Использование социальных сетей и блогов. Учителя могут создавать классы в мессенджерах или социальных сетях, где организуются дискуссии по изучаемым темам, проводятся опросы, публикуются дополнительные материалы [6, с. 224].
Важным направлением в преподавании русского языка становятся проблемно-ориентированные методы, которые помогают развивать навыки анализа, синтеза и
критического мышления у учащихся. Такие методы ориентированы на поиск решений реальных проблем, возникающих в ходе изучения языка и литературы.
Кейс-метод - это метод обучения, при котором ученики работают с реальными или смоделированными ситуациями (кейсами), требующими решения. Этот подход способствует развитию навыков критического мышления, аналитики и решения проблем, а также помогает ученикам глубже понимать материал через практическое применение знаний.
Примеры использования кейс-метода на уроках русского языка:
Лексический анализ текста. Учитель может предложить кейс, в котором содержится текст с неоднозначным использованием слов или фразеологизмов. Задача учеников — проанализировать, как контекст влияет на значение слов, и предложить свой вариант интерпретации текста.
Языковые нормы в медиапространстве. Ученикам предлагается кейс с фрагментом статьи или публикации в социальных сетях, где нарушены нормы русского языка (орфографические, пунктуационные или стилистические). Задача — определить ошибки, объяснить, почему они возникли, и предложить корректный вариант.
Создание рекламы. Ученикам предлагается разработать текст для рекламной кампании, учитывая правила стилистики, выразительность и целевую аудиторию. После этого они обсуждают, насколько эффективно их решение с точки зрения лингвистики и маркетинга.
Литературный анализ. Учитель предоставляет кейс, где обсуждается спорный момент из произведения (например, поступок героя или авторская позиция). Учащиеся должны проанализировать текст, предложить различные интерпретации и обосновать свою точку зрения.
Социальные кейсы. Ученикам можно предложить анализировать реальные проблемы общества через призму языка и литературы. Например, кейс на тему «Как изменяются языковые нормы под влиянием социальных сетей?» или «Роль языка в формировании общественного мнения» [7, с. 280].
Метод дебатов. Данный метод используется для обсуждения спорных вопросов по языковым или литературным темам. В ходе дебатов учащиеся учатся формулировать аргументы, отстаивать свою точку зрения и слушать мнения других.
Современные методы обучения акцентируют внимание на необходимости развития творческих способностей учащихся. Такие виды работы, как написание эссе, создание собственных литературных произведений или участие в театрализованных постановках по произведениям классиков, помогают ученикам лучше понять художественную и культурную ценность русского языка [8, с. 312].
Современные методы обучения на уроках русского языка предполагают активное использование интерактивных технологий, групповой работы, ИКТ и проектной деятельности. Важно, чтобы процесс обучения был ориентирован на развитие не только
языковых навыков, но и критического, аналитического мышления, а также творческого потенциала учащихся. Преподавателю необходимо гибко сочетать традиционные и инновационные подходы, чтобы обеспечить высокий уровень успеваемости и заинтересованности учеников в изучении русского языка.
Список источников
1. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Академия, 2009. -368 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2005. -384 с.
3.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежной и отечественной педагогике. -М.: Народное образование, 2010. -240 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М.: Лабиринт, 1996. -352 с.
5. Ривкин Д.И. Интерактивные методы обучения: теоретические и практические аспекты. -СПб.: Питер, 2012. -192 с.
6. Конаржевский Ю.А. Теория и методика обучения: современные подходы и методы. -М.: Просвещение, 2015. - 224 с.
7. Лебедева М.Б., Попова Е. Н. Проектная деятельность в образовательном процессе: теория и практика. - М.: ВЛАДОС, 2016. -280 с.
8. Рубцов В.В. Проблемное обучение: теоретические основы и педагогические стратегии. -М.: ИНФРА-М, 2017. - 312 с.
Жорабекова Манат Курманбековна, магистр-преподаватель кафедры русского языка и литературы, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави (Казахстан, г.Туркестан).
Zhorabekova Manat Kurmanbekovna, Master's degree-lecturer of the Department of Russian Language and Literature, International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University (Kazakhstan, Turkestan).
Ш
J: manat.7070@mail.ru
Дуйсенова Газиза, студент 4курса кафедры русского языка и литературы, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясави (Казахстан, г.Туркестан).
Duisenova Gaziza, 4th year student of the Department of Russian Language and Literature, International Hoca Ahmet Yesevi Turkish-Kazakh University (Kazakhstan, Turkestan)
: duisenova_gazizaa@mail.ru
Дата поступления: 02.10.2024
© Жорабекова М.К., Дуйсенова Г., 2024