Территория науки. 2015. № 6
физической культуре // Векторы развития современной науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30 -31 января 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С. 29-31.
3. Зубанов В. П., Фролов М.П., Стройкина Л.В. Особенности моделирования категории «социализация» в структуре общепедагогического знания // Тенденции формирования науки нового времени : сб. стат. Междун. науч. -практ. конфер. (Уфа, 18 февр. 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ Омега сайнс, 2015. С. 129-130.
4. Зубанов В. П., Фролов М. П., Седова К. С. Особенности моделирования категории «самореализация» в структуре общепедагогического знания // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 февр. 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ Омега сайнс, 2015. С. 115-117.
5. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
Чижов С.А.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО -ДИАЛОГОВОГО
ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: Проблемно-диалоговое обучение,
образовательный процесс, качество обучения, диалог.
Keywords: Problem-training dialog, the educational process, the quality of learning, dialogue.
Аннотация: В статье рассмотрены основные принципы
необходимости применения инновационных методов обучения. В частности, автор предлагает активное внедрение в лекционные и семинарские заниятия диалоговых методов работы.
Abstract: The article describes the basic principles of the need to use innovative teaching methods. In particular, the author proposes an active introduction of lectures and seminars zaniyatiya interactive working methods.
Для более успешного освоения обучающимися содержательных аспектов нового стандарта, образование должно перейти в особый
71
Территория науки. 2015. № 6
инновационный режим развития. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, то есть это принципиально новые способы, методы взаимодействия учителя и обучающихся. К инновационным технологиям обучения относятся: интерактивные технологии обучения и компьютерные технологии. К интерактивным технологиям обучения следует отнести и технологию проблемнодиалогического обучения.
Образовательная система «Школа 2100» рекомендует учителям активнее реализовывать технологию проблемно -диалогического обучения, которая позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Однако анализ литературы и практики позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обширные теоретические разработки в области диалога, в практической реализации диалогического взаимодействия наблюдается значительный пробел в коммуникативно -диалогических умениях учителя.
В самом определении «проблемно-диалогическое обучение» первая часть означает, что на занятии должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного преподавателем диалога.
Основная особенность этой технологии заключается в том, что знания не даются в готовом виде. Технология проблемно -диалогического обучения готовит обучающегося к поиску самостоятельного решения, педагог лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.
В реальной педагогической практике встречаются разные формы организации образовательного процесса для эффективной реализации технологии проблемно -диалогического обучения.
Лекции. Главная цель лекций интерактивных технологий обучения - приобретение знаний обучающимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учеников к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых
Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления пу тей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность,
72
Территория науки. 2015. № 6
прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различны.
Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью включения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе обучающихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: обучающиеся объединяют свои
интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
При построении проблемно -диалогового занятия надо учитывать, что диалог - это форма общения. Диалоговое занятие не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;
- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;
- неумение учителя вести диалог;
- неумение учителя быть хорошим слушателем.
Считаем, что проблемно-диалоговое обучение можно и нужно активнее применять на занятиях физической культурой, так как:
1. проблемный диалог реализуется на любом сроке обучения;
2. проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения;
3. проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности обучающихся;
4. обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и практические навыки, активность;
5. в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством обучающихся.
Список литературы
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. -Спб: Издательство «Питер», 2011. -304 с.
2. Лебедева Е.В. Управление процессом повышения
профессионального мастерства педагогов// Успехи современной науки
73
Территория науки. 2015. № 6
и образования. 2015. № 2. С. 120-123.
3. Романцов М.Г., Сологуб Т.В. Педагогические технологии. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2007.-112 с.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М., Магистр 1997. -224с.
5. Ядрышников К.С. К вопросу о педагогических условиях преподавания правовых дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования// Успехи современной науки. 2015. №
2. 48-59
Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профессиональная мобильность, выпускник
высшей школы, непрерывное образование, компетентность.
Keywords: professional mobility, graduate high school, continuing education, competence.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования. Авторами предлагаются современные технологии подготовки профессионально мобильного специалиста в условиях непрерывного образования с учетом направленности его развивающейся личности и в зависимости от уровня подготовки.
Abstract: This article discusses the professional mobility of graduates of Russian universities in continuous education. The authors propose the modern technology of preparation of professional mobility specialist in continuous education, taking into account the direction of his developing personality and depending on the level of training.
В современном российском обществе имеются серьезные проблемы, связанные с включением молодых людей с высшим образованием в процессы социальной мобильности в условиях региона. Высшее образование на современном этапе развития российского общества представляет собой квинтэссенцию предыдущего опыта функционирования его как социального института и особенностей развития в условиях трансформации российского общества. Происходящие в стране рыночные преобразования
74