Научная статья на тему 'Технология проблемно-диалогического обучения в начальных классах'

Технология проблемно-диалогического обучения в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЕ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ / ПОБУЖДАЮЩИЙ И ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионова Т.К.

Статья посвящена проблемно-диалогическому обучению и раскрывает само понятие проблемного диалога, в статье представлены реализующая его технология, вопросы предметной спецификации данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология проблемно-диалогического обучения в начальных классах»

48

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

менты нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии [5].

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности учащихся, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.

Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1989. - 231 с.

2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. - М: Педагогика, 1989. - 132 с.

3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - М, 1994. - 170 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Педагогика, 1980. - 146 с.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М., 1999. - 175с.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. - М., 2000. - 129 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

© Ионова Т.К.*

Технологический лицей,

Самарская область, Ставропольский район, с. Хрящевка

Статья посвящена проблемно-диалогическому обучению и раскрывает само понятие проблемного диалога, в статье представлены реали-

Учитель начальных классов.

Современные педагогические технологии

49

зующая его технология, вопросы предметной спецификации данной технологии.

Ключевые слова: проблемная ситуация, противоречие в проблемной ситуации, побуждающий и подводящий диалог.

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Основное, базовое, исходное понятие в теории проблемного обучения обозначается термином «проблемная ситуация».

Главным элементом проблемной ситуации А.М. Матюшкин, вслед за С.Л. Рубинштейном, считает неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Для создания проблемной ситуации в обучении «нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного».

Важнейшей характеристикой неизвестного в проблемной ситуации является степень обобщения. Поэтому степень трудности проблемной ситуации характеризуется степенью обобщенности того неизвестного, которое должно быть в ней открыто. Именно этой особенностью неизвестного в проблемной ситуации объясняется тот факт, что поиск неизвестного дает учащимся качественно иные знания, более обогащенные, чем при обычном обучении.

Итак, выделение неизвестного в качестве компонента проблемной ситуации отражает предметно-содержательную сторону мышления.

Следующим элементом проблемной ситуации являются возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний. Главная характеристика возможностей заключается в том, что они должны быть достаточными для самостоятельного понимания постановленного задания и условий выполнения.

50

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Новые явления не могут быть поняты с помощью имеющихся у учащихся знаний и логических приемов мышления, поэтому школьники испытывают трудность, в которой выражается противоречие между познавательной задачей и их готовностью к ее решению. Если трудность посильна, она вызывает мобилизацию сил учащихся. Этот момент особенно благоприятен для их умственного развития. Противоречие помогает субъекту определить неизвестное, побуждает к поиску его и, таким образом, активизирует мыслительную деятельность человека.

Следовательно, ведущая роль в активизации познавательной деятельности школьника и его умственном развитии принадлежит противоречиям.

Таким образом, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности учащихся.

Мельникова Е.Л. считает, что технология проблемного диалога - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий диалог. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников. На этом этапе постановки проблемы побуждающий диалог выглядит следующим образом: сначала учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем, специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему. На этом этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог, развивает логическое мышление школьников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить проблему, то есть задать вопрос или сформулировать тему, тем самым обеспечивая интерес к новому материалу. Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он обеспечивает «открытие» знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.

Современные педагогические технологии

51

Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. В тоже время данная технология имеет определённую предметную специфику, наиболее ярко выраженную у побуждающего диалога.

На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Например, учащихся просят написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

После выполнения практического задания полученные результаты необходимо озвучить фронтально, чтобы разброс мнений стал очевидным для всех учащихся. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог, после чего сформулированная школьниками учебная проблема фиксируется учителем на доске.

Поиск решения начинается с предъявления классу языкового материала, на котором будут выдвигаться и проверяться гипотезы, а затем разворачиваться побуждающий диалог.

Для русского языка наиболее характерен последовательный вариант выдвижения гипотез, при котором каждая ученическая гипотеза проверяется сразу же. Проверка первой ошибочной гипотезы, которую допустимо проверить устно, завершается констатацией: «Эта гипотеза не верна, потому что...».

Диалогический цикл «выдвижение / проверка ошибочной гипотезы» повторяется вплоть до появления решающей гипотезы.

Решающую гипотезу, в отличие от ошибочной, лучше проверять не устно, а практически, начиная доказательство словами: «Эго так, потому что .».

Завершается этап поиска решения озвучиванием нового знания и сравнением этой ученической формулировки с текстом определения или правила в учебнике.

На уроках математики наиболее часто используется ситуация с затруднением, когда после выполнения заданий на пройденный материал, предлагается задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, не выполняется вообще и возникает проблемная ситуация с затруднением.

Поиск решения на уроках математики обычно разворачивается на материале того же задания, с которым ученики не справились при создании проблемной ситуации. Следует отметить, что для математики более характерен одновременный вариант выдвижения гипотез, при котором класс выдвигает все гипотезы сразу и только потом переходит к шагу проверки.

Проверка одновременно выдвинутых гипотез обычно проводится фронтально. В одних случаях каждая гипотеза требует собственной проверки, и

52

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

тогда сначала проверяются все ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь - решающая.

В других случаях на все одновременно выдвинутые гипотезы приходится одна общая проверка.

Сопоставляя этап поиска решения на уроках русского языка и математики можно заметить сходство методик. Различие состоит в предпочтительном варианте выдвижения гипотез: на уроках русского языка чаще используется последовательный вариант, а на уроках математики - одновременный.

Для уроков окружающего мира наиболее характерны проблемные ситуации с удивлением, возникающие на следующих противоречиях: между несколькими положениями, а также между житейским представлением учащихся и научным фактом. Для практической проверки гипотез следует приготовить либо научные тексты, либо материалы и оборудование для экспериментов.

Поиск решения на уроках окружающего мира требует использования учителем наглядности.

Автор курса «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, предлагает в 1 и 2 классах начинать урок с актуализации знаний и только потом вводить проблемную ситуацию.

Итак, с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

- Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.

- Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.

- Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (перечень УУД имеется) [Электронный ресурс] / Сайт МОиН РФ. - Режим доступа: hptt://mon.qov.ru/dok/fgos/7195/.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009. (Серия: Стандарты второго поколения).

3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М.: АПКиПРО, 2002. - 168 с.

4. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник Программ. - М.: Баласс, 2008. - С. 260-274.

5. Бунееева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. - Изд. 4-е, дополненное. - М., 2007. - 208 с. (Серия «Свободный ум»).

Современные педагогические технологии

53

6. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 1-й класс: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс; Изд. дом РАО, 2005. -28 с.

7. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 2-й класс: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс; Изд. дом РАО, 2005. -25 с.

8. Вахрушев А.А. Окружающий мир «Я и мир вокруг»1-й класс. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Я и мир вокруг». - М.: Баласс, 2008. - 24 с.

9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.

10. http://abv.21309s02.edusite.ru.

11. http://www.pedagogik-systems.ru.

12. http://shcool-2.ru.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

© Мяделец М.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Энгельс

В статье говорится об организации исследовательской деятельности школьников. Даётся краткая характеристика понятийного аппарата исследовательской работы.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, актуальность, тема, цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования.

Организация учебного исследования - одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы.

Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для талантливых и способных ребят к самостоятельной деятельности, привить им интерес к работе с различными источниками информации. Именно исследовательский подход в обучении делает школьников участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Главные задачи организации исследовательской работы учащихся: активизировать познавательные интересы обучающихся; создать предпосылки

Учитель биологии, Заслуженный учитель РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.