ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Макушина Н.А.
Макушина Наталия Александровна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 32, г. Краснотурьинск
Аннотация: в статье рассматриваются различные приёмы и методы технологии проблемно-диалогического обучения, приводятся фрагменты уроков. Ключевые слова: проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, подводящий диалог.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем цель - высокий результат образовательного процесса. В связи с этим возникает проблема: как добиться высоких показателей, какие ресурсы использовать. Сегодня даже начинающий учитель понимает, что основной ресурс - грамотное использование современных образовательных технологий. Современные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и научат его использовать полученные знания на практике. Стремительное время вынуждает школу готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться [1]. Мы должны не давать знания, а подталкивать ребёнка к поиску решения проблем возникающих у них на пути. «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей» - писал К.Д. Ушинский.
Применяя на уроках различные формы, методы и приёмы организации учебной деятельности, я стала замечать повышение интереса некоторых детей к учебе. Ребята приобретали навыки самостоятельной работы, пытались излагать свои мысли. Но, к сожалению, на уроках работали одни и те же учащиеся. Те, кому материал был непонятен, предпочитали отмалчиваться, теряли уверенность в себе, интерес к учёбе, боялись, когда спрашивал учитель, чувствовали себя не вполне комфортно.
Следовательно, передо мной встала проблема, как воспитывать и развивать активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять в нестандартных ситуациях.
Работу по данной проблеме я начала со знакомства современных педагогических технологий. Меня заинтересовали проблемно - диалогическое обучение. Мой выбор был неслучайным, т.к. я работаю по Общеобразовательной системе «Школа 2100», в которой реализуется технология проблемно-диалогического обучения. Эта технология в основном применима на уроках изучения нового материала. Она позволила заменить урок объяснение нового материала, уроком, «открытия знаний» [2].
В сложном прилагательном проблемно - диалогическое первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны 2 этапа учебной деятельности: постановка учебной проблемы и поиск решения. Слово «диалогическое» означает, что на этих двух этапах осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога:
побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся [2].
Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом [2].
Приведу фрагмент урока с использованием подводящего к теме диалог.
Таблица 1. Русский язык. 1-й класс. Тема «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы»
Этапы Учитель Ученик
1. Словарная на доске: КСОКБАККА
работа. Игра - Какое слово зашифровано?- -Собака
«Шифровальщики» Как можно назвать собаку?
- Какие клички животных вы
2. Постановка знаете?
проблемы. - Запишите под диктовку Ребята пишут в
предложение: У крыльца тетрадях, один ученик
лежит шарик. - на доске.
- Поднимите руку, кто
написал так же, как на доске?
- А кто написал по-другому? -Шарик.
Какое слово?
Оба варианта записываются
на доске.
- Смотрите, одно и то же Если трудно, то
слово записано по-разному. прихожу на помощь.
Какой вопрос у вас - Почему слова,
возникает? которые звучат
- Прочитайте тему урока. одинаково, написаны
по-разному: с
маленькой и большой
буквы?
- Чему мы будем учиться? - Распознавать, когда
слово пишется с
3. Поиск решения. большой буквы, когда
- с маленькой.
- Давайте выясним значение -воздушный шарик;
слова шарик. Это может быть: - кличка собаки;
-круглый предмет.
- Вернёмся к нашему
предложению. От чего
зависит, какую букву мы
выберем? - Большая
- Посмотрите на картинку с
собакой. - Маленькая.
- А теперь на картинку с
воздушным шариком. - От значения слова.
- От чего же зависит выбор
буквы?
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление
Таким образом, данные методы постановки учебной проблемы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: помочь ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знанию диалог [2].
Таблица 2. Фрагмент урока математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число», в котором использую побуждающий к гипотезам диалог (Использую фронтальную и групповую формы работы)
Учитель Ученик
- Найдите Б прям. Со сторонами 56 и 21 см. - Испытывают затруднения.
- Вы смогли выполнить задание?
- В чём затруднение? Чем это задание не - Здесь надо умножить на двузначное
похоже на предыдущее? (Побуждаю к число, а мы такие примеры не решали.
осознанию противоречия)
- Какова сегодня тема урока. (Побуждаю к
формулированию проблемы) - Умножение на двузначное число.
- Сейчас работаем группами. Решите
пример 56*21 =
Способ решения запишите на листке. Закончив работу, группы вывешивают на
- Подхожу к каждой группе. доску и озвучивают свои гипотезы.
- Какие есть гипотезы?
- С чего нужно начать?
- Воспользуйтесь распределительным
свойством умножения 56 * 20 + 6 * 1 = 1006
- Вы предложили 2 разных способа 56 * 20 + 56 * 1 = 1176
умножения. Как узнать какой из них
верный?
- Может быть, воспользуемся каким-то
прибором? Можно проверить на калькуляторе.
- Делайте.
- Что у вас получилось?
- Значит, как надо умножить на двузначное
число? - Формулируют правило.
-Сравните свой вывод с правилом в
учебнике.
Таким образом, побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности. Следовательно, по средствам диалога помогаю учащимся сформулировать тему урока, тем самым вызываю интерес, а затем в диалоге же организуется открытия школьниками знания, добиваясь действительного понимание материала, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам.
Технология проблемно-диалогического обучения обеспечивает формирование «зачатков» определённых ключевых компетенций учащихся начальных классов [3]:
Инструментальные: способность к анализу и синтезу, коммуникативные навыки, базовые знания, способность решать проблемы и принимать решения, способность к организации и планированию.
Межличностные: способность к критике и самокритике, способность работать в команде.
Системные: способность применять знания на практике, способность к адаптации в новых условиях, способность исследовать, способность к лидерству.
Подводя итог работы, по результатам применения технологии проблемно-диалогического обучения могу достоверно утверждать, что она эффективна:
1. в воспитании активной личности. На первых этапах обучения активно работали 27% учеников, теперь - 86%;
2. в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объём памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);
20
3. в прочности усвоения знаний, так как путём постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путём поиска решения достигается полное понимание материала.
Сухомлинский писал: «Берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Технология проблемно-диалогического обучения не только сохраняет этот огонёк, но и даёт ему возможность разогреться.
Список литературы
1. Костюченкова Е.И. Проблемно-диалогическая технология на уроках истории, 2013. № 1.
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками // Пос. для учителя. М., 2012.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. С. 168.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Зверева М.А.
Зверева Мария Александровна - магистрант, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва
Аннотация: понятие «психологическая безопасность школьника» в психологии является мало изученным и разработанным. До сих пор специалисты и ученые не пришли к единому пониманию феноменологической сущности данного явления. Психологическая безопасность способна регулировать психические процессы. Ключевые слова: качество обучения, психологическая безопасность, взаимодействие.
Повышение качества обучения в начальном образовании в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем психологии и педагогики. В то же время многие специалисты и ученые, занимающиеся данной проблемой, указывают на серьезные трудности в ее решении. Ежегодно не уменьшается количество младших школьников, которые испытывают трудности в усвоении школьной программы. Среди основных причин школьной неуспеваемости одно из первых мест занимает недостаточно адекватное отношение к школе, к обязанностям и роли ученика, низкий уровень мотивации обучения и «психологической безопасности» школьника [2].
Понятие «психологическая безопасность школьника» в психологии является мало изученным и разработанным. До сих пор специалисты и ученые не пришли к единому пониманию феноменологической сущности данного явления.
В изучении феномена психических состояний усиленное внимание уделяется рассмотрению их роли в психической жизни человека. Рассмотрев взгляды различных авторов, можно выделить следующие функции психических состояний:
• уравновешивают человека с внешней средой;
• являются тембром (фоном) психической деятельности;
• сохраняют взаимодействие и динамику подсистем психики и сомы;