Научная статья на тему 'Технология проблемно-диалогического обучения. Методы постановки учебной проблемы'

Технология проблемно-диалогического обучения. Методы постановки учебной проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5860
1661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология проблемно-диалогического обучения. Методы постановки учебной проблемы»

Мельникова Елена Леонидовна,

к.п.н. АПК и ППРО

Технология

проблемно-диалогического обучения. Методы постановки учебной проблемы

Учебная проблема существует в двух основных формах: как тема урока; как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: 1) побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2) подводящий к теме диалог; 3) сообщение темы с мотивирующим приемом. Рассмотрим эти методы подробнее.

Побуждающий

от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается следующими приемами. Прием первый - самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием второй состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие - между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием три. В сравнении с предыдущими он - самый сложный, т.к. выполняется в два

шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4,5,6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания. Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?» Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или частные мнения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (мнений)?» После приема 2, провоцирующего разброс мнений прямо в классе, уместно спросить: «Вопрос (задание) был один? А мнений сколько? Почему так получилось?». В случае приема 3 научный факт и житейские представления учеников «разводятся» в их сознании репликой: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?»

При использовании приема 4 осознание школьниками абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?» После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) ученики схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?» Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где ученики используют старое знание, можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?»

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуть-

ся следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»

Представим вышесказанное о побуждающем от проблемной ситуации диалоге в виде таблицы.

Приведем примеры создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода их них на уроках.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Таблица

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? о теориях и мнениях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (мнений)? Выбрать подходящее:

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?

Прием 1. Урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

Анализ Учитель Ученики

П - На доске записаны слова. видят слова: вестник, весть, известие, из-

О С Т вестный

предъявление - Прочитайте эти слова орфографически (как пи- читают

А первого факта шутся)

Н - Прочитайте эти слова орфоэпически (как про-

О предъявление износятся) читают

В К А второго факта - Что вас удивило? Что интересного заметили? испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

побуждение к - Какой же у нас возникает вопрос? - Везде «т» пишется, но не везде произно-

П осознанию сится (осознание противоречия)

Р - Почему в некоторых словах «т» не про-

О побуждение к износится (учебная проблема как во-

Б Л. проблеме прос)

Прием 2. Урок чтения во 2 классе по теме «Сказка об Илье Муромце» (по материалам урока В.А. Кузьминой, г. Москва)

Анализ Учитель Ученики

П - Над каким разделом мы работаем? - Сказочные богатыри.

О - Расскажите, что вы уже знаете о богатырях.

С - Это сильные люди, которые жили в старину и но-

Т - «Оденьте» богатыря на доске в доспехи. сили разные доспехи.

А Дайте пояснения. «одевают» богатыря, поясняя смысл слов «кольчу-

Н О га», «шлем», «щит» и т.п.

В - Ребята, а есть ли богатыри сегодня, в наше вре- - Да, есть здоровые люди.

К мя? - Нет, т.к. вооружение уже давно устарело (испы-

А вопрос на тывают удивление, возникновение проблемной си-

новый туации)

материал - Да, один

П - Вопрос я задала вам один? - Два разных мнения (осознание противоре-

Р - А мнений у вас сколько? чия)

О побуждение - Есть ли сегодня богатыри? (учебная проблема как

Б к осознанию Л - Так какой же у нас возникает вопрос? вопрос)

Е побуждение

М к проблеме

Ы

Прием 3. Урок математики в 6 классе по теме «Задачи на проценты»

Анализ Учитель Ученики

П вопрос О «на ошибку» С Т А Н О предъявление В научного факта К А П Р побуждение О к осознанию Б Л Е побуждение к М проблеме Ы - Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена товара? - Давайте посчитаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% цена стала 110 руб. А после понижения на 10% стала 99 руб. - Что вы сказали сначала? - А что оказывается на самом деле? - Какой же сегодня будет тема урока? - Цена товара не изменилась (житейское представление) испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) - Что цена не изменится. - Цена уменьшилась (осознание противоречия) - Задачи на проценты (учебная проблема как тема урока).

Прием 4. Урок русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глаголов» ( по материалам урока М.А. Яковлевой, г. Химки)

Анализ Учитель Ученики

П - Что такое склонение? - Изменение по падежам.

О - Какие части речи, известные вам, скло- - Существительные и прилагательные.

С няются?

Т - Попробуйте просклонять глагол «пры- испытывают затруднение (возникновение

А невыполнимое гать». проблемной ситуации)

Н задание

О - Вы смогли выполнить задание? В чем - Нет, не смогли. Глаголы не склоняются

В побуждение затруднение? (осознание противоречия)

К к осознанию - Какой возникает вопрос? - Как изменяются глаголы? (учебная

А побуждение к проблеме проблема как вопрос)

Прием 5. Урок в 5 классе по теме «Деление на десятичную дробь» (по материалам урока В.Н.Абраменковой, г. Москва)

Анализ Учитель Ученики

П задание на - Площадь прямоугольника равна 10,8 кв. см. Его - Чтобы найти ширину, надо площадь разде-

О известный длина — 4 см. Найдите ширину лить на длину, т.е. 10,8:4=2,7 (см)

С материал

Т - Площадь прямоугольника равна 4,08 кв. дм. Его - Надо площадь разделить на ширину.

А задание ширина — 1,2 дм. Найдите длину. Как найти длину

Н на новый прямоугольника?

О материал - Запишите выражение для решения задачи. - 4,08:1,2

В - Решите задачу.

К затруднение (возникновение проблемной си-

А - Смогли ли Вы решить данный пример? туации)

П - Почему? В чем затруднение? - Нет

Р побуждение - Мы не знаем правила деления на десятичную

О к осознанию - Так какая тема нашего урока сегодня? дробь (осознание противоречия)

Б Л -Деление на десятичную дробь.

Е (проблема как тема урока)

М побуждение

Ы к проблеме

Прием 6. Урок русского языка в 4 классе по теме «Предложения с прямой речью перед словами автора»

Анализ Учитель Ученики

П сходное - Составьте схему предложения. Диктует: Ученица у доски составляет схему: «П?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О задание «Каникулы уже закончились?» - спросил Олег. - А.

С - Теперь посмотрите на мою схему (открывает

Т доказательство схему на доске) Ученики видят схему:

А неверного «П?» — а.

Н выполнения затруднение (возникновение проблемной

О - Итак, какое вам было дано задание? ситуации)

В - Какое правило вы пытались применить?

К побуждение - Составить схему предложения с прямой

А к осознанию - А почему вам не удалось выполнить задание речью.

верно? - О знаках препинания в предложениях с

прямой речью после слов автора.

П - Потому что в нашем предложении прямая

Р -Какая будет сегодня тема урока? речь стоит перед словами автора (осознание

О противоречия)

Б - Предложения с прямой речью перед словами

Л автора (учебная проблема как тема)

Е побуждение

М Ы к проблеме

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить,

выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение) Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»)

Приведем пример подводящего к теме диалога.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Анализ Учитель Ученики

П подводящий - Посмотрите на два столбика слов на видят на доске

О к теме доске пешеходный северо-восточный

С диалог старославянский кисло-сладкий

Т и т.п.

А

Н - Что вы заметили общего? - В каждом столбике сложные прилагательные.

О - В чем различие? - В первом столбике сложные прилагательные пишутся

В слитно, во втором — дефисно.

К - Слитное и дефисное написание сложных прилагатель-

А - Значит, какая сегодня будет тема ных (тема)

тема урока?

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Приведем примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.

Прием “яркое пятно”. Урок русского языка в 4 классе по теме «Дательный падеж» (по материалам урока М.А.Яковлевой)

Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Гаубина, сказал:

Такой падеж как ...

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю.

Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж — тема нашего урока.

Прием «яркое пятно». Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Природные часы, календарь и компас» (по материалам урока М.И. Русановой, г. Москва)

Учитель: Прочитаем диалог Лены и Миши в учебнике, стр. 9 Ученики (читают по ролям):

Лена: Давным-давно, когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Но ведь им приходилось надолго уходить на охоту. Как же они определяли время и не терялись в лесу? Миша: Они умели пользоваться природными часами, календарем и компасом.

Учитель: Значит, какая тема урока сегодня?

Ученики: Природные часы, календарь и компас.

Прием «актуальность». Урок математики в 6 классе по теме «Процент»

Учитель: Сегодня мы начинаем новую тему, а какую — вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в универсам и видите объявление: «В дневные часы у нас скидка 10 ...» . Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2 ...» . Чего? Да, процента. По телевизору идет реклама, и вы слышите: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13 .» Чего? Вы правы, процентов. А в школе на уроках вам уже встречался термин «процент»? Приведите примеры. Как видите, термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока.

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез; 2) принятия выдвигаемых учениками гипотез; 3) побуждения к проверке гипотез; 4) принятия предлагаемых учениками проверок. Рассмотрим эти действия.

Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные - ошибочными.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с обще-

го побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?» Если общее побуждение не помогло, и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Подсказка - намек на искомое знание - каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез.

При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую («молодец», “верно”). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально-неокрашенно: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»). Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором добывается в практической (в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?» Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?» Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

Принятие предлагаемых учениками проверок.

При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой «Так. Кто думает иначе?»

Представим вышесказанное о побуждающем к гипотезам диалоге в виде таблицы.

Таблица. Побуждающий к гипотезам диалог

Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической

Общее побуждение к любым гипотезам: Какие есть гипотезы? к аргументу/контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка к решающей гипотезе к аргументу/контраргументу к плану проверки

Сообщение решающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки

Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая - и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.

При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так», учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения («Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение-проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза. Приведем пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез.

Продолжение урока по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

Анализ Учитель Ученики

Постановка проблемы использует побуждающий диалог формулируют вопрос «Почему в некоторых словах «т» не произносится?»

П побуждение - Попробуем ответить на этот вопрос. Посмотрите на - «т» не произносится в словах с приставкой, напри-

О к гипотезе наши слова. Какие есть гипотезы? мер, слово «известный» (ошибочная гипотеза)

И молчат

С - Вы с этой гипотезой согласны?

К побуждение - Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «т»

к проверке - Есть у нас еще слова с приставкой? произносится (контраргумент)

подсказка к

Р контраргум. - Значит, дело не в приставке.

Е - «т» не произносится в прилагательных, например,

Ш завершение - Еще какие есть гипотезы? слово «известный» (ошибочная гипотеза)

Е проверки молчат

Н побуждение

И к гипотезе - Слово «вестник» существительное, но здесь «т»

Я - Вы с этой гипотезой согласны? тоже не произносится (контраргумент)

побуждение - Может, посмотрим на существительные? молчат

к проверке - Между согласными! (решающая гипотеза)

подсказка к - Значит, не в частях речи дело.

контраргум. молчат

- Еще какие есть гипотезы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

завершение - А где же стоит непроизносимый «т»? - Можно выписать слова в два столбика (где произно-

проверки сится и где не произносится) и подчеркнуть буквы,

- Как нам проверить эту гипотезу? между которыми стоит «т»

подсказка к - Как можно поработать с нашими словами? (план проверки)

решающей работают по плану

гипотезе - «т» не произносится, когда стоит между согласны-

побуждение ми, в других случаях «т» произносится (аргумент)

к проверке - «т» не произносится, когда стоит между согласны-

подсказка к - Делайте. ми (открытие нового знания)

плану - Что вы заметили?

завершение

проверки

вывод - К какому же выводу вы пришли?

При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»). Отреагировав на первую - обычно ошибочную — гипотезу нейтральным словом «так», учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще есть гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь - решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу. Приведем пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез.

Продолжение урока «Умножение двузначных чисел»

Анализ Учитель Ученики

Постановка проблемы Использует побуждающий диалог формулируют тему урока

П - Сейчас вы разобьетесь по группам и будете ре- разбиваются по группам, начинают работу

О шать пример 12х7=? Способ решения запишите

И на листе.

С К подходит к каждой группе: группы вывешивают на доску и озвучивают две

- С чего нужно начать? гипотезы:

Р побуждение - Из каких разрядных слагаемых состоит12? 12х7=84 (способ 10х7 + 2х7)

Е подсказка к (решающая гипотеза)

Ш решающей 12х7==140 (способ 10х7х2)

Е гипотезе (ошибочная гипотеза)

Н - Итак, группами предложены два разных спосо-

И ба умножения. Как можно проверить, какой из молчат

Я побуждение них верный?

к проверке - Вспомните, что такое умножение?

подсказка - Попробуйте. - Сложение одинаковых слагаемых. В нашем при-

к плану - Что у вас получилось? мере надо умножение заменить сложением! (план

проверки проверки)

- Значит, как надо умножать двузначные числа? работают по плану

вывод -При сложении получилось 84 (аргумент)

формулируют правило (открытие нового знания)

Количество решающих гипотез на уроке. В реальной практике возможны уроки не только с одной, но и с несколькими решающими гипотезами. Порядок их выдвижения также может быть либо последовательным, либо одновременным. Уроки с несколькими решающими гипотезами дают потенциальную возможность использования групповой формы работы.

Приведем пример урока с несколькими решающими гипотезами.

Продолжение урока по теме «Правила переноса»

Анализ Учитель Ученики

Постановка Проблемы использует побуждающий диалог формулируют тему урока

П О И С К Р Е фронтальная Ш инструкция Е Н И Я - Прочитайте внимательно тему на доске. Почему написано правилА, а не правилО? - Действительно, в русском языке есть четыре правила переноса. И сейчас вы сами попробуете их открыть. - Вы будете работать в группах. У каждой группы большой лист, в котором спрятано одно правило (у каждой группы свое). Вы должны: 1. Прочитать слова на листе «про себя». 2. Обратить внимание на выделенные буквы. 3. Посмотреть, где стоит знак переноса. 4. Догадаться, какое здесь правило переноса. Итак, разделитесь на группы и начинайте работу. - Наверное, их несколько. работают по группам с каждой группой учитель разворачивает побуждающий диалог, при необходимости давая подсказку к решающей гипотезе.

Первое правило - Заслушаем первую группу. - Покажите лист с вашим заданием всему классу. представитель у доски

материал для показывает лист:

выдвижения - Прочитаем группу слов хором так, чтобы услышать БА-РА-БАН

гипотез перенос. ТО-ПОР

- Что вы увидели? (обращается к представителю первой ДЕ-ВОЧ-КА

включение всего класса группы) весь класс читает слова

в задание - Мы понаблюдали и увидели, что здесь выделены гласные буквы, и знак переноса

побуждение - К какому выводу вы пришли? Какое правило спряталось в стоит между слогами.

к гипотезе вашем задании? - Мы сделали вывод, что слово переносится по слогам

проверка гипотезы - Ребята, вы с выводом группы согласны? (открытие первого правила) - Да.

опора (вывешивает опору: по слогам)

Другие правила аналогично проводит работу с остальными тремя группами озвучивают еще три правила.

вывод - Итак, сколько правил переноса вы открыли? - Проговорите их еще раз. - Четыре правила. проговаривают по опоре

учебник - А теперь сравним, такие ли правила в нашем учебнике? - Да, мы все открыли верно.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, либо так или иначе проработав звено постановки проблемы, либо пропустив его вообще.

Приведем пример подводящего от проблемы диалога.

Продолжение урока «Деление на десятичную дробь»

Анализ Учитель Ученики

постановка использует побуждающий диалог формулируют тему

проблемы

П О подводящий - А на какие числа мы уже умеем делить? - Как же нам поступить, чтобы решить задачу? - На натуральные.

диалог - Переведите. - Переведем дециметры в сантиметры.

И 1,2 дм = 12 см

С - Выполните деление. 4 ,08 кв. дм = 408 кв. см

К - Можно ли произвести деление, не переводя 408 кв. см : 12см = 34(см) = 3,4 (дм)

дециметры в сантиметры? Что для этого нужно - Делитель должен быть натуральным числом.

Р сделать?

Е - Как поступить в нашем случае?

Ш - Что при этом надо сделать с делимым, чтобы -Увеличить делитель в 10 раз, т.е. перенести запятую в де-

Е частное не изменилось? лителе на одну цифру вправо.

Н - На основании какого свойства это можно сде- - Также увеличить делимое в 10 раз, т.е. перенести запя-

И лать? тую в делимом на одну цифру вправо.

Я Записывает на доске: 4, 0 8 : 1, 2 = 40,8 : 12 - На основании основного свойства частного.

- Выполните деление на натуральное число. - Так как же произвести деление на десятичную - Ответ 3,4.

вывод дробь? 1. Представить делитель натуральным числом путем переноса запятой вправо. 2. Перенести запятую в делимом на столько цифр вправо, на сколько выполнен перенос в делителе. 3. Выполнить деление на натуральное число. (открытие нового знания)

Приведем примеры подводящего без проблемы диалога.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные»

Анализ Учитель Ученики

П подводящий - Прочитайте имена существительные в двух стол- читают:

О без проблемы биках. человек дерево

И диалог родители трамвай

С учитель страна

К - На какой вопрос отвечают существительные перво- - Кто?

го столбика?

Р - На какой вопрос отвечают существительные второ-

Е го столбика? - Что?

Ш - Существительные первого столбика называют-

Е ся одушевленными, второго — неодушевленными.

Н термин Сформулируйте определение. формулируют определение (открытие нового

И Я знания)

определение

Урок математики в 6 классе по теме

«Взаимообратные числа» ( по материалам урока Е.М. Поташниковой, г. Химки)

Анализ Учитель Ученики

П подводящий -На доске предлагается ряд чисел. видят ряд чисел

О без проблемы 5/ ■ 3/ ■ 2 ■ 8/ ■ 12/ ■ 4/ ■ 3/ ■ 1/ '8 ’ 4 ’ ^ ’ 5 ’ 1 3 ’ '3 ’ 5’ 2 предлагают варианты: 1) все правильные и неправильные дроби 2) целые и дробные и т. д. 5/8 и 8/5 ■ 3/4 и 4/3 ■ 2 и 1/2 ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И диалог С К Р - Как бы вы сгруппировали эти числа?

Е - Какие ещё варианты возможны? Может, вы 12/3 и 3/5 .

Ш видите пары чисел, и что их объединяет? - Это числа-«наоборот», числа-перевёртыши.

Е Н И - Почему именно эти числа вы объединили в пары? - Что ещё объединяет эти числа? Какое у них -Их произведения равны 1.

Я общее свойство? Найдите их произведения. -Такие числа называются взаимообратными. - Единица обратна сама себе.

термин определение Найдите число, обратное 1. - У всякого ли числа есть обратное? - Дайте определение взаимообратных чисел и запишите его языком математики. - Нет, у 0 обратного числа нет, потому что мы не можем делить на 0. - Числа а и 1/ , где a 0, взаимообратные и а 1/ = 1.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых,

вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является: результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

здоровьесберегающей - позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, и потому объективно необходима каждому учителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.