личности студента, которая будет побуждать и мотивировать его действия для занятий физической культурой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М. : ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
2. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2004. - 480 с.
УДК 13.00.01
М.Ю. Балюра, г. Уфа
Управление учебным процессом c использованием технологии
проблемного диалога
Статья посвящена одной из важных проблем образования - научить учащихся учиться. Сегодня главной задачей современной школы является сформировать у школьников потребность самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, способности и готовности к самообразованию и самосовершенствованию, творческой работе.
Автор статьи размышляет над вопросом: Какие технологии, эффективные приёмы управления учебным процессом помогут современному учителю справиться со сложнейшими задачами, стоящими перед российской школой? Особое внимание в статье уделено одной из наиболее продуктивных развивающих технологий в обучении - технологии проблемного диалога.
Технология проблемного диалога, постановка проблемы.
M.Yu. Balyura, Ufa
Management of the educational process technology problem dialogue
Article Balyura MU devoted to one of the most important problems of education - to teach students to learn. Today the main task of the modern school is to form students' need for self-development of new knowledge, new forms of activity, ability and willingness to self-education and self-improvement, creative work.
The author reflects on the question: What technologies, effective learning management techniques can help modern teachers to cope with the challenges facing the Russian school? Particular attention is paid to one of the most productive of developing technologies in education - technology problem dialogue.
Keywords: technology problem of dialogue, problem statement.
Современное российское образование нацелено на формирование у обучающихся потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, способности и готовности к самообразованию и самосовершенствованию, творческой работе [4]. Это, в свою очередь, диктует необходимость изменения содержания
и технологий образования и внутришкольного управления, ориентации их не только на обеспечение высокого качества программных знаний, умений и навыков, но и формирование способов их приобретения, применения, пополнения и обновления, то есть метапредметных умений и навыков обучающихся.
Сегодня вновь актуальна задача, давно известная в педагогической науке и практике - научить учащихся учиться. По мнению ряда ученых (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина и др.), умение учиться является универсальной характеристикой личности, так как говорит об уровне обученности, развития произвольно-познавательных процессов, воспитанности [2]. Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования.
В педагогической науке и практике накоплен значительный опыт развития продуктивных умений и навыков учебной работы. Это и развивающие технологии (проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание), и различные эффективные методы и приёмы обучения (словарь-помощник, диагностики и др.) Особое внимание хочется обратить на технологию проблемного диалога.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) -разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний [3]. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.
Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются; знания - понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения -применяемые на практике знания; навыки - автоматизированные действия. Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия
При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися.
Постановка проблемы идет через проблемную ситуацию и заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее.
Чтобы научить детей решать проблемы самостоятельно, их надо решать постоянно. Суть проблемно-диалогической технологии заключается в том, что ученики сами открывают знания [1].
Схема проблемно-диалогического урока, включает в себя 4 основных этапа:
1. Постановка проблемы
2. Совместного открытия нового знания
3. Самостоятельного применения знания
4. Подведения итогов урока
На каждом этапе совершаются определённые действия, позволяющие решить поставленные на уроке задачи.
Первый этап - этап постановки проблемы. Он считается самым сложным, потому что именно это этап обеспечивает мотивацию деятельности, привлекает внимание учеников и создаёт интригу урока, его зачин.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
1. как тема урока;
2. как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.
На основе многолетних отечественных исследований в трёх самостоятельных областях - психология мышления и творчества, проблемное обучение и учебный диалог -разработана классификация методов проблемно-диалогического обучения.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2. Подводящий к проблемной ситуации диалог;
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления следующих педагогических действий:
1. Создания проблемной ситуации;
2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
3. Побуждения к формулированию учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.
Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется Прием 3. В сравнении с предыдущими он сложнее, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал.
Прием 4 заключается в том, что дается задание, не выполнимое вообще или задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.
После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Используя приема 2, провоцирующего разные мнения, уместно спросить: «Сколько в нашем классе мнений?».
При использовании приема 3 научный факт и житейские представления учеников соотносятся репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
При использовании приема 4 осознание школьниками абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бунеев, Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект [Текст] : монография / Р.Н. Бунеев. - М. : Баласс, 2008.
2. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] : избр. пед. тр./ Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - С. 325-360.
3. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла [Текст] : сб. материалов PDF / А.А. Леонтьев. - М. : Баласс, Изд. дом РАО, 2003.
4. Российская Федерация. Президент (2012- ; Путин, В.В.) Послание президента государственному собранию [Электронный ресурс] : 12.12.2013 г. // Президент России : офиц. сайт. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825.
УДК 378.11
О.Ю. Дембицкая, г. Москва
Особенности управления психолого-педагогическими системами в
образовании
В статье описываются особенности управления психолого-педагогическими системами в условиях современного образования. Описывается понятие управления и его трактовки.
Управление, психолого-педагогическая система, модернизация
О.и. ВвтЬШкуа,