Научная статья на тему 'Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ'

Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
335
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / КУРСАНТЫ ВУЗА ВДВ / INDIVIDUAL APPROACH / PHYSICAL ENDURANCE / AIR LANDING TROOPS UNIVERSITY TRAINEES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бибяев Валерий Николаевич

В работе представлены результаты проведенного исследования по применению технологии индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза воздушно-десантных войск. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бибяев Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TECNOLOGY OF APPLICATION THE INDIVIDUAL APPROACH TO TRAINING THE AIR LANDING TROOPS UNIVURSITY TRAINEES` PHISICAL INDURANCE

The study represents the results of carried out research upon application the technology of individual approach to developing the Air Landing Troops university trainees` physical endurance. A high efficiency of the developed technology was showed by experiments.

Текст научной работы на тему «Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ»

Тер-Ованесян. - М. : Терра- Спорт, 2000. - 128 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗА ВДВ

Валерий Николаевич Бибяев, соискатель,

Военный институт физической культуры (ВИФК),

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по применению технологии индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза воздуш-но-десантных войск. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: индивидуальный подход; физическая выносливость; курсанты вуза

ВДВ.

A TECNOLOGY OF APPLICATION THE INDIVIDUAL APPROACH TO TRAINING THE AIR LANDING TROOPS UNIVURSITY TRAINEES' PHISICAL

INDURANCE

Valery Nikolaevich Bibjaev, competitor,

Military Institute of Physical Educations and Sports,

Saint-Petersburg

Annotation

The study represents the results of carried out research upon application the technology of individual approach to developing the Air Landing Troops university trainees' physical endurance. A high efficiency of the developed technology was showed by experiments.

Key words: individual approach; physical endurance; Air Landing Troops university trainees.

Деятельность выпускников вуза воздушно-десантных войск характеризуется активным боевым противодействием чрезвычайно жестокому противнику. Личный состав этих подразделений выполняет боевые задачи в условиях экстремальных психологических, эмоциональных и физических нагрузок. Большая нагрузка ложится и на командиров воздушно-десантных подразделений. Поэтому, находясь в стенах вуза ВДВ, курсанты должны готовиться к будущей экстремальной военнопрофессиональной деятельности.

Как показал анализ процесса физической подготовки, существующие методические рекомендации по тренировке курсантов вуза ВДВ на выносливость зачастую не учитывают специфических врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей военнослужащих, а также специфики обучения в высшем военно-учебном заведении ВДВ. Эго существенно тормозит разработку рациональных форм и методов физической подготовки курсантов вуза воздушно-десантных войск.

Эффективное управление тренировочным процессом требует глубоких знаний об индивидуальном характере адаптации организма курсантов к тренировочным и будущим военно-профессиональным нагрузкам (Б.В. Ендальцев, 2008; В.П. Сущенко, 2006 и др.). В связи с этим в теории и практике подготовки курсантов назрела объективная потребность в разрешении вопросов, касающихся индивидуализации тренировочного процесса по развитию физической выносливости.

Проведённое исследование по изучению учебно-тренировочного процесса при развитии физической выносливости у курсантов вуза ВДВ позволило определить причины, требующие использования индивидуального подхода. К их числу относятся: отсутствие чётких показателей адекватности применения тренировочных нагрузок, соответствующих предстоящей военно-профессиональной деятельности; недооценка преподавательским составом индивидуального характера восстановления организма

после напряжённой мышечной работы у каждого курсанта; разный характер адаптации курсантов к условиям учёбы и службы в высшем военно-учебном заведении; различный уровень физического состояния курсантов; отсутствие оптимальных критериев соотношения тренировочных нагрузок и индивидуального характера энергообеспечения двигательной деятельности курсантов; различия темперамента, мотивации, психологических особенностей личности курсантов; различия в степени переносимости беговых нагрузок.

Концептуальная схема реализации индивидуального подхода к развитию физи-ческой выносливости у курсантов вуза ВДВ представлена на рисунке 1.__________

Рис. 1. Концептуальная схема реализации индивидуального подхода к развитию общей

выносливости у курсантов вуза ВДВ

Методика применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ включает в себя:

на первом «проектировочном» этапе - проектирование роста результатов развития выносливости у курсантов и улучшение их физического состояния: разработку цели, задач тренировки, исходя из особенностей службы и учёбы в высшем военно-

учебном заведении и индивидуального уровня подготовленности курсантов;

на втором «познавательном» этапе - изучение индивидуальных особенностей переносимости нагрузки, образа жизни курсантов и на основе этого побуждение их к саморазвитию для достижения высоких результатов в развитии общей выносливости;

на третьем «деятельностном» этапе - использование всего многообразия средств, форм и методов воздействия на курсантов с целью стимулирования их к достижению высоких результатов развития выносливости; определение оптимального соотношения тренировочных нагрузок по зонам интенсивности с учётом индивидуального характера энергообеспечения двигательной деятельности; разработку индивидуальных тренировочных программ, направленных на развитие ведущих сторон подготовленности и корригирование «отстающих» физических способностей курсантов; определение эффективных педагогических тестов, позволяющих прогнозировать результат в развитии общей выносливости;

на четвёртом «корректировочном» этапе - изучение результатов каждого курсанта, достигнутых в тренировочном процессе; корректировку и оказание помощи курсантам в планировании самосовершенствования.

Кроме вышеизложенной методики, нами была разработана технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ, включающая в себя комплекс педагогических средств, методов и форм, ко-торыми должен пользоваться преподаватель кафедры физической подготовки (рис. 2).

Рис. 2. Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ

В процессе дальнейшего исследования экспериментально проверялась разрабо-

танная технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики реализации индивидуально подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ.

Результаты, показанные курсантами экспериментальной группы (ЭГ), оказались достоверно выше результатов испытуемых контрольной группы (КГ) (табл. 1,2).

Таблица 1

Уровень показателей функционального состояния курсантов контрольной (п=23)

и экспериментальной (п=23) групп до и после эксперимента (х±т)

№ п/п Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Р

1. ЧСС в покое (уд./мин) ЭГ КГ 70,9±2Д 68,9±1,2 64,5±1,2 68,2±0,5 <0,05

2. Систолическое АД (мм рт. ст.) ЭГ КГ 123,9±2,0 122,5±1,3 120,4±1,6 118,0±1,6 -

3. Диастолическое АД (мм рт. ст.) ЭГ КГ 70,6±1,4 70,8±1,4 69,9±1Д 70Д±0,9 -

4. ИГСТ (баллы) ЭГ КГ 81,3±2,0 82,0±2,5 94,3±2,2 87,2±1,3 <0,05

5. КВ (уел. ед.) ЭГ КГ 12,8±0,4 13,2±0,6 12,2±0,7 13Д±0,5 <0,05

6. КЭК (уел. ед.) ЭГ КГ 39,6±2Д 35,7±1,5 34,7±1Д 32,9±1,0 <0,05

7. Проба Штанге (с) ЭГ КГ 63Д±4,2 63,8±4,4 78,7±4,5 67,2±5,2 <0,05

8. Проба Генча(с) ЭГ кг 36,9±2,8 31Д±2,9 39,4±2,9 35,4±2,7 -

9. САН (баллы) ЭГ кг 143,7±12,9 141,2±13,7 159,4±13Д 127,6±4,9 <0,05

Таблица 2

Показатели физической подготовленности испытуемых контрольной (п=23) и

экспериментальной (п=23) групп в ходе педагогического эксперимента (х±т)

№ п/п Контрольные упражнения Группа До эксперимента После эксперимента Р

1. Бег на 5 км по пересеченной местности КГ 22,57±0,58 22,38±0,57 >0,05

(мин) ЭГ 22,61±0,63 21,05±0,53 <0,05

2. Подтягивание на перекладине (кол-во КГ 12,21±0,72 15,35±0,53 <0,05

раз) ЭГ 12,09±0,74 15,89±0,41 <0,05

3. Комплексное силовое упражнение №7 КГ 51Д7±0,65 58,21±0,54 <0,05

(кол-во раз/ мин) ЭГ 50,89±0,78 58,75±0,47 <0,05

4. Бег на 100 м (с) КГ 14,08±0Д4 14,01±0Д2 >0,05

ЭГ 14,11±0Д5 13,85±0Д1 <0,05

5. Комплексное упражнение на ловкость ЭГ 9,51±0,54 9,27±0Д2 >0,05

№12 (с) КГ 9,57±0,55 9,03±0,08 <0,05

У курсантов ЭГ прирост результатов в беге на 5000 м составил 93,2±17,2 с (р<0,05).

У курсантов контрольной группы достоверного прироста в результатах развития выносливости не выявлено: 22,1±9,7 с (р>0,05).

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной технологии применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях : монография / Б.В. Ендальцев. - СПб. : [б. и.], 2008. - 198 с.

2. Сущенко, В.П. Физическая подготовка специальных подразделений : монография / В.П. Сущенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б. и.], 2005. - 215 с.

АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕВУШЕК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Наталья Николаевна Венгерова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается проблема состояния и улучшения уровня физической работоспособности, определяемого по изменению показателей максимального потребления кислорода (МПК) у девушек 17-20 лет, обучающихся в высшей школе. Включение в основную часть занятия по физическому воспитанию комплексов гимнастических упражнений различной интенсивности позволяет в течение одного семестра добиться положительной динамики показателей аэробных возможностей организма занимающихся.

Ключевые слова: девушки 17-20 лет, интенсивность физической нагрузки, физическая работоспособность, максимальное потребление кислорода (МПК).

AEROBIC ABILITIES OF YOUNG WOMEN ORGANISM AS AN INDICATOR OF THEIR EXERSISE PERFORMANCE

Natalia Nikolaevna Vengerova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-

Petersburg

Annotation

The article goes into the problem of condition and improving the exercise performance level determined by changing the maximum oxygen consumption indicators among young women at the age of 17-20 years being taught in high school. Including into the main part of workout a mix of gymnastic exercises of different intensity allows to achieve a positive dynamics in trainees aerobic abilities within one semester.

Key words: young women at the age of 17-20 years old, muscle load intensity, exercise performance, maximum oxygen consumption (MOC).

ВВЕДЕНИЕ

Работа проведена при финансовой поддержке гранта заявка (№ 2074) по Аналитической ведомственной целевой программе Развитие научного потенциала высшей школы.

Современная наука располагает множеством фактов, свидетельствующих о чрезвычайно высокой вариативности индивидуальной устойчивости человека к различным факторам окружающей среды, адаптации к физическим нагрузкам [3] при активизации релаксационного механизма срочной адаптации. Известны показатели реакций основных физиологических систем в ответ на различную по величине и интенсивности физическую нагрузку [7], что может служить опосредованным критерием состояния соматического здоровья и, в свою очередь, взаимосвязано с уровнем физического развития и подготовленности.

В последние годы изучению возрастно-половых особенностей физического развития и физической подготовленности студенческой молодёжи уделяется особое внимание. В ходе проведения мониторинга среди студентов вузов [4; 5] определено, что в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.