Научная статья на тему 'Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки военнослужащих воздушно-десантных войск к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов'

Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки военнослужащих воздушно-десантных войск к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MILITARY MEN OF AIRBORNE TROOPS / PHYSICAL PREPARATION / COMBAT MISSION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягодкин Геннадий Анатольевич

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии профессиональной и физической подготовки военнослужащих воздушно-десантных войск к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягодкин Геннадий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of professional and physical preparation of airborne troops military men for carrying out the combat mission in the conditions of local conflicts

The work presents the results of the conducted research on working out the pedagogical technology for professional and physical preparation of airborne troops military men for carrying out the combat mission in the conditions of local conflicts. High efficiency of the developed pedagogical technology has been experimentally confirmed.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки военнослужащих воздушно-десантных войск к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Самбо : справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Советский спорт, 2006. -

208 с.

2. Шахов, А. А. История культивирования самбо и дзюдо в Липецке в период с конца 60-х по середину 70-х годов XX века I А. А. Шахов, А.Ю. Кравцов II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 210-213.

3. Шахов, А.А. Елецкая школа борьбы самбо и дзюдо: зарождение, становление, перспективы развития : монография I А.А. Шахов. - Елец : Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2009. - 213 с.

Контактная информация: shakhov-art@yandex.ru

УДК 796.075; 796:338.2; 796:658

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК К ВЫПОЛНЕНИЮ БОЕВЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Геннадий Анатольевич Ягодкин, соискатель,

Военный институт физической культуры филиал Военно-медицинской академии,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии профессиональной и физической подготовки военнослужащих воздушнодесантных войск к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной педагогической технологии.

Ключевые слова: военнослужащие воздушно-десантных войск; физическая подготовка; боевые задачи; педагогическая технология.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL AND PHYSICAL PREPARATION OF AIRBORNE TROOPS MILITARY MEN FOR CARRYING OUT

THE COMBAT MISSION IN THE CONDITIONS OF LOCAL CONFLICTS

Gennady Anatolevich Jagodkin, the competitor,

Military institute of physical training, the branch of Army Medical Academy, St.-Petersburg

Annotation

The work presents the results of the conducted research on working out the pedagogical technology for professional and physical preparation of airborne troops military men for carrying out the combat mission in the conditions of local conflicts. High efficiency of the developed pedagogical technology has been experimentally confirmed.

Keywords: military men of airborne troops, physical preparation, combat mission, pedagogical technology.

Успех контртеррористической операции на Северном Кавказе во многом определялся уровнем подготовленности военнослужащих Воздушно-десантных войск. Части и подразделения ВДВ, органы управления, принявшие участие в операции, получили богатый и поучительный опыт выполнения задач в боевой обстановке.

Как свидетельствует анализ литературы, успешное выполнение боевых задач в условиях локальных конфликтов во многом определяется уровнем профессиональной и физической подготовленности военнослужащих ВДВ [1,2].

Военнослужащий ВДВ должен соответствовать требованиям, определяемым современными особенностями ведения боевых действий в условиях локальных конфликтов. Его должны отличать, прежде всего, физическая выносливость, сила, скорость, точ-

ность, надежность действий в условиях дефицита времени и недостатка вспомогательной информации. Вместе с тем, изучение войсковой практики при выполнении боевых задач в условиях локальных конфликтов выявило недостаточный уровень профессиональной подготовленности военнослужащих ВДВ.

Усиление внимания к проблемам совершенствования профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ для выполнения боевых задач в условиях локальных конфликтов, связано с необходимостью разрешения противоречия между потребностями боевой практики в хорошо подготовленных военнослужащих ВДВ, способных решать боевые задачи и отсутствием педагогических технологий, формирующих такой уровень подготовленности.

В настоящий момент не нашли своего отражения в специальных исследованиях вопросы, связанные с обоснованием и разработкой педагогической технологии формирования военно-профессиональной готовности военнослужащих ВДВ к эффективному выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов; обоснованием педагогических условий, необходимых для повышения уровня их профессиональной и физической подготовленности.

Все вышесказанное и определило основное направление нашей работы.

В процессе проведенного исследования был выделен ряд концептуальных позиций, рассматриваемых как совокупность педагогических основ, обеспечивающих повышение эффективности профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов. К важнейшим из них можно отнести следующие:

- развитие мотивации и двигательных способностей, поискового характера профессиональной деятельности, способности к оперативной реакции на экстремальную обстановку. Все эти свойства военнослужащего ВДВ реализуются при условии постоянного моделирования профессиональной деятельности в условиях локальных конфликтов.

Как свидетельствует анализ проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике, основные особенности ведения боевых действий подразделениями ВДВ были тесно связаны с условиями региона (климатогеографическими и социальными), необходимостью решения боевых задач в составе малых групп, ведением боевых действий, в основном, в ночное время; выполнением боевых задач на фоне высокой физической нагрузки.

Потребности современной системы профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ требуют совершенствования методов обучения для комплексного развития у них профессиональных и двигательных способностей. Вместе с тем, в теории данной проблемы остается много нерешенных вопросов. В процессе исследовании установлено, что при условии рассмотрения сознания военнослужащих ВДВ как сплава знаний, воли и эмоций, ведущих к решению конкретных военно-профессиональных вопросов, эффективно осуществляется формирование базы для развития профессиональных способностей, так необходимых для эффективного выполнения боевых задач.

Для этого необходимо создание соответствующих педагогических условий. В результате проведенного исследования были установлены педагогические условия необходимые для повышения уровня профессиональной и физической подготовленности военнослужащих ВДВ к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов (табл.1).

Военно-профессиональная подготовленность подразумевает под собой характеристику степени овладения военнослужащим ВДВ своей профессиональной деятельностью, предполагает наличие у него способностей решать боевые задачи, умения быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям боевой обстановки, уверенности и ответственности при принятии решений.

Таблица 1

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения уровня профессиональной и физической подготовленности военнослужащих ВДВ к выпол-

нению боевых задач в условиях локальных конфликтов (п=88)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель (в %)

1 Полное соответствие содержания физической тренировки основным этапам боевой учебы личного состава 19,4

2 Исключение нарушения распорядка дня, изменения времени проведения, структуры и содержания занятий по боевой подготовке 17,8

3 Достижение максимального прикладного значения используемых средств и методов физической тренировки в интересах боевой подготовки 15,3

4 Учёт закономерностей профессионального и физического совершенствования военнослужащих ВДВ к эффективному выполнению боевых задач 13,2

5 Обеспечение взаимосвязи всех форм физической подготовки, учет физических нагрузок, получаемых личным составом в ходе других занятий по боевой подготовке 11,8

6 Соответствие организационно-методических указаний требованиям руководящих документов, обеспечение постоянной бдительности и мер безопасности при выполнении боевых приемов и физических упражнений 9,7

7 Учет индивидуальной профессиональной и физической подготовленности к выполнению боевых задач 7,2

8 Наличие объективных критериев оценки уровня профессиональной и физической подготовленности военнослужащих ВДВ к выполнению боевых задач 5,6

Основы военно-профессиональной подготовленности военного специалиста закладываются в процессе обучения. Они обеспечиваются целенаправленной взаимосвязью физической, психологической, профессиональной и общетехнической сторон подготовки военнослужашего ВДВ, усилением военно-профессиональной направленности, совершенствованием методики процесса обучения, связанной с подготовкой к эффективному выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов.

В результате проведения профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ предполагается развитие у них знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения боевых задач. На решение этих задач и была направлена разработанная нами педагогическая технология профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ, которая представлена на рисунке.

Эффективность разработанной педагогической технологии профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ к выполнению боевых задач, проверялась в ходе педагогического эксперимента.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ к эффективным действиям в условиях локальных конфликтов (табл. 2).

Динамика повышения уровня профессиональной и физической подготовленности военнослужащих экспериментальной группы была более позитивной по сравнению с контрольной. К концу педагогического эксперимента количество военнослужащих ВДВ, достигших высокого уровня развития профессиональных и физических качеств в ЭГ было выше, чем в КГ на 28-30% и наоборот, количество военнослужащих имеющих низкий уровень развития этих качеств, в ЭГ был меньше по сравнению с КГ на 40-45%.

Объективным показателем высокой эффективности, разработанной технологии профессиональной и физической подготовки служили результаты выполнения комплексных профессиональных задач, моделирующих деятельность в различных условиях боевой обстановки при проведении специальных операций. В ЭГ эти результаты в среднем

были выше на 10-15% по сравнению с военнослужащими КГ.

Рис. Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки военнослужащих ВДВ к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов

ВЫВОД: Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости достижения максимального прикладного значения используемых средств и методов физической тренировки для эффективного выполнения боевых задач.

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня развития качеств и навыков, характеризующих уровень профессиональной и физической подготовленности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента (в баллах)

№ п/п Показатели В начале педагогического экснери-мента P В конце педагогического экснери-мента P

КГ ЭГ КГ ЭГ

1. Марш-бросок на 10 км 3,14±0,11 3,12±0,12 - 3,81±0,14 4,57±0,12 0,05

2. Прыжок с парашютом (на точность приземления) 3,89±0,21 3,81±0,19 - 4,12±0,17 4,43±0,18 -

3. Ориентирование на местности (8 км) 3,18±0,17 3,17±0,19 - 3,32±0,16 4,41±0,17 0,05

4. Стрельба из АКМ после марш-броска (10 выстрелов) 3,23±0,14 3,21±0,15 - 3,27±0,15 4,08±0,14 0,05

5. Преодоление препятствий (ОКУ) 3,87±0,11 3,83±0,14 - 4,03±0,12 4,78±0,10 0,05

б. Подтягивание на перекладине 3,77±0,14 3,75±0,17 - 4,01±0,16 4,38±0,15 0,05

7. Волевые качества 3,14±0,09 3,12±0,11 - 3,57±0,11 4,3S±0,12 0,05

S. Интеллект 3,71±0,15 3,70±0,17 - 4,07±0,23 4,15±0,22 -

9. Профессиональная направленность 3,87±0,11 3,85±0,10 - 4,01±0,12 4,7S±0,11 0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Бибяев, В.Н. Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 15-19.

2. Кононов, В.А. Поэтапное формирование физической готовности военнослужащих внутренних войск к участию во внутренних вооруженных конфликтах : монография / В. А. Кононов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2003. - 124 с.

Контактная информация: yagodkin_ga@mail.ru

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА, КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Елена Петровна Якимович, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск

Аннотация

В настоящее время нет единой позиции не только в определении понятия «образовательная среда», но и в понимании ее структуры. В статье рассматривается структура образовательной среды вуза с учетом специфики подготовки учителей физической культуры, выделяются внутренняя и внешняя ее части.

Ключевые слова: образовательная среда, внутренние и внешние ресурсы образовательной

среды.

HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE FACTOR OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE

TEACHERS

Elena Petrovna Jakimovich, the senior teacher,

The Far Eastern Federal University, Ussuriisk

Annotation

At present, there is no uniform position not only regarding the definition of the concept «educational environment», but also on understanding its structure. The structure of the higher school educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.