Научная статья на тему 'Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки офицеров материально-технического обеспечения к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов'

Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки офицеров материально-технического обеспечения к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ОФИЦЕРЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROFESSIONAL AND PHYSICAL PREPARATION / MILITARY CONFLICT / OFFICERS OF MATERIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колоколов Владимир Николаевич

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии профессиональной и физической подготовки офицеров материально-технического обеспечения к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колоколов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of professional and physical preparation of officers of material support to performance of special tasks in the conditions of military conflicts

The work presents the results of the conducted research on development of pedagogical technology of professional and physical preparation of material support officers to performance of special tasks in the conditions of military conflicts. The high efficiency of the developed technology has been experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки офицеров материально-технического обеспечения к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов»

рые каждый борец должен решить 53 задачи. Основная часть обычной тренировки содержит значительно меньше заданий и задач, решаемых спортсменом, и проводится со значительно меньшей интенсивностью нагрузки.

В ударной тренировке все задания в стойке и в положении лежа следует выполнять одно за другим без длительных пауз между ними. Пауза для передышки определяется временем, в течение которого тренер ставит задачи борцам и дает методические указания. Это время составляет 10-15 сек. Все остальное время, фиксируемое тренером по секундомеру, борцы выполняют задания. Чистое время на выполнение 33 заданий в одной ударной тренировке составляет примерно 50 мин, а общая продолжительность всей тренировки с разминкой - 1 ч 25 мин.

При составлении вариантов ударных тренировок необходимо учитывать контингент занимающихся и, прежде всего, уровень их технической и физической подготовленности.

Заключение. В подготовительном периоде годичного макроцикла у юных борцов-самбистов 15-16 лет рекомендуется использование ударных тренировок, в задачи которых входит расширение арсенала технических действий, отработка «своих» приемов в различных темпах и повышение уровня показателей физических и волевых качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галочкин, Г.П. Борьба самбо : учебное пособие / Г.П. Галочкин, А.К. Ефремов. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. архитектурно-строит. ун-та, 2005. - 237 с.

2. Галочкин, Г.П. Техническая подготовка самбиста : учебное пособие / Г.П. Галочкин. - Воронеж : Изд-во Воронежской гос. архитектурно-строит. академии, 1993. -144 с.

3. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста : методические рекомендации / подготовлены С.Ф. Ионовым и Е.М. Чумаковым ; Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. - М. : [б.и.], 1986. - 59 с.

4. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства / А. А. Новиков ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2003. - 208 с.

5. Чумаков, Е.М. Сто уроков самбо / Е.М. Чумаков. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. -

400 с.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.075; 796:338.2; 796:658

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ

ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Владимир Николаевич Колоколов, соискатель,

Военный институт физической культуры филиал Военно-медицинской академии,

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии профессиональной и физической подготовки офицеров материально-технического обеспечения к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональная и физическая подготовка, военный конфликт, офицеры материально-технического обеспечения.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL AND PHYSICAL PREPARATION OF OFFICERS OF MATERIAL SUPPORT TO PERFORMANCE OF SPECIAL TASKS IN THE CONDITIONS OF MILITARY CONFLICTS

Vladimir Nikolaevich Kolokolov, the competitor,

Military institute of physical training, the branch of Army Medical Academy, St.-Petersburg

Annotation

The work presents the results of the conducted research on development of pedagogical technology of professional and physical preparation of material support officers to performance of special tasks in the conditions of military conflicts. The high efficiency of the developed technology has been experimentally proved.

Keywords: pedagogical technology, professional and physical preparation, military conflict, officers of material support.

Успех контртеррористической операции во многом определяется уровнем ее тылового обеспечения. Как свидетельствует анализ литературы, успешное тыловое обеспечение войск в условиях локальных конфликтов во многом определяется уровнем профессиональной подготовленности офицеров материально-технического обеспечения (МТО) [1-3].

Офицер МТО, как основная фигура в тыловом обеспечении боевых действий, должен соответствовать требованиям, определяемым современными особенностями ведения боевых действий в условиях военных конфликтов. Его должны отличать, прежде всего - скорость, точность, надежность действий по тыловому обеспечению войск в условиях дефицита времени и недостатка вспомогательной информации. Поэтому в настоящее время характерным типом деятельности офицера МТО становится не усвоение готовых знаний, а творческая деятельность по конструированию новых знаний и способов профессиональной деятельности, по проектированию, прогнозированию, моделированию тылового обеспечения боевых действий [1].

Изучение войсковой практики выявило недостаточный уровень подготовленности офицеров МТО к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов.

Усиление внимания к проблемам повышения уровня профессиональной подготовленности офицеров МТО для выполнения специальных задач в условиях военных конфликтов, связано с необходимостью разрешения ряда противоречий: между требуемым уровнем профессиональной подготовленности офицеров МТО и достигнутым недостаточным уровнем их готовности к решению специальных задач; между потребностями боевой подготовки в новых технологиях обучения офицеров МТО для эффективного решения специальных задач в условиях военных конфликтов и отсутствием педагогических технологий, формирующих эти навыки у офицеров материально-технического обеспечения в системе их профессиональной и физической подготовки. Все это в значительной степени отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовленности офицеров материально-технического обеспечения к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов. Поэтому необходим поиск новых, более качественных подходов к повышению уровня профессиональной подготовленности офицеров тыла для эффективного обеспечения боевых действий.

Практика показывает, что задачи профессиональной и физической подготовки офицеров МТО решаются не в единой системе обучения, отсутствуют основные критерии оценки уровня профессиональной готовности офицеров МТО к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов. Особенно низкий уровень профессиональной подготовленности у офицеров тыла отмечается при выполнении боевых нормативов, который в значительной степени определяется их физической подготовленностью.

Поиск педагогических условий и основных направлений совершенствования системы профессиональной и физической подготовки офицеров МТО проводился нами в

8i

русле разработки основных теоретических и практических идей, методов и форм оптимизации данного процесса.

Анализ проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике позволил установить основные причины недостаточной профессиональной и физической подготовленности офицеров МТО к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов. К ним относятся: отсутствие должной мотивации у офицеров тыла к освоению профессиональных; несовпадение необходимых и имеющихся ценностных ориентаций у преобладающего числа офицеров МТО к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов; формирование специальных знаний, навыков и умений без достаточного потенциала к саморазвитию у офицеров; декларирование формирования необходимых профессиональных качеств офицеров МТО к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов и отсутствие педагогических технологий их развития в войсках; отсутствие эффективных методов моделирования профессиональной деятельности офицеров МТО для действий в экстремальных условиях выполнения боевых задач.

В процессе дальнейшего исследования обосновывались педагогические условия, необходимые для повышения уровня профессиональной подготовленности офицеров МТО.

Для этого проводился опрос офицеров материально-технического обеспечения, принимавших участие в ликвидации локальных конфликтов в Чеченской Республике и Дагестане. Всего в опросе приняли участие 88 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения уровня профессиональной подготовленности офицеров МТО к выполнению боевых задач в

условиях локальных конфликтов (п=88)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель (в %)

1 Мотивационно-творческая активность в процессе профессиональной и физической подготовки 19,4

2 Развитие интеллектуально-логического мышления для решения боевых задач 12,8

3 Взаимосвязь процесса профессиональной и физической подготовки 17,6

4 Учёт индивидуальной физической и профессиональной подготовленности офицеров МТО к выполнению боевых задач 11,4

5 Включение в содержание профессиональной подготовки специального курса «Военно-профессиональные действия офицеров МТО в условиях локальных конфликтов» 12,3

6 Соблюдение последовательности этапов подготовки для повышения уровня профессиональной и физической подготовленности офицеров МТО 10,8

7 Формирование установки на профессиональное и физическое самосовершенствование у офицеров МТО 9,2

На заключительном этапе исследования разрабатывалась педагогическая технология профессиональной и физической подготовки офицеров МТО к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов и экспериментально проверялась ее эффективность.

Профессиональная подготовленность подразумевает под собой характеристику степени овладения офицерами МТО своей профессиональной деятельностью, предполагает наличие у них способностей решать боевые задачи, умения быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям боевой обстановки, уверенности и ответственности при принятии решений, способностей к самоанализу и самосовершенствованию.

Основы профессиональной подготовленности офицеров к решению боевых задач

закладываются в процессе обучения. Они обеспечиваются целенаправленной взаимосвязью физической, психологической, профессиональной и общетехнической сторон подготовки офицера МТО, усилением профессиональной направленности методики процесса обучения, связанной с подготовкой к эффективному выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов.

В результате профессиональной подготовки офицеров МТО предполагается развитие у них знаний, умений и навыков для выполнения боевых задач. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости широкого внедрения в процесс профессиональной подготовки целенаправленной физической подготовки, обеспечивающей готовность к выполнению боевых задач. Для этого, прежде всего, необходимо использовать системный подход, позволяющий эффективно использовать физиологические ресурсы, необходимые для эффективного выполнения боевых задач в условиях локальных конфликтов. Основываясь на данных теоретических положениях, нами была разработана педагогическая технология профессиональной подготовки офицеров МТО к решению специальных задач в условиях военных конфликтов, представленная на рисунке 1.

ЭТАПЫ ЦЕЛЬ этапа ЗАДАЧИ этапа Изучаемые приоритетные вопросы Методические приемы

і 1 і 1 1 1

Приобретение Изучение проблем и Оперативное Участие

ПЕРВЫЙ ЭТАП «Предварительный » специальных зна- потребностей нормирование тылового военнослужащих

ний на основе тылового обеспе- обеспечения в тыла в разработке

оценки опыта ты - чения при выпол- спецоперациях. программных до -

лового обеспе- нении боевых задач Планирование и кументов для

чения при подго- в условиях локаль- программирование тылового обеспе-

товке и проведе - ных конфликтов. тылового обеспечения в чения в спец-

нии операций в Развитие общей условиях локальных операциях

условиях локаль- выносливости, силы. конфликтов.

ных конфликтов.

О А

В ^ §

2 I а

Н 5 м т * §

5 Я 2 •дно

о я * о&! Б £§

^ о

в

£ в

л я

« я В §

и <§

«

Овладение приемами тылового обеспечения при выполнении боевых задач в условиях локальных конфликтов.

Р азв итие м отив ации, интеллектуальных способностей для решения боевых задач. Формирование навыков и умений для эффективных действий в условиях локальных конфликтов в процессе физической подготовки

Разработка типовых планов работы должностных лиц при проведе-нии спецопераций. Овладение методиками тылового обеспечения для различных условий боевых действий. Размещение, защита, охрана и оборона подразделений службы тыла, организация подвоза в условиях локальных конф-

Использование комплексных заданий для контроля знаний, уме -ний и навыков принимать своевременные и обоснованные решения в нестандартных ситуациях боевой обстановки

1 ликтов.

Т

к

н

ІЗ

Е

О

Л

с

Формирование прогностической самооценки своих профессиональных возможностей к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов.

Совершенствование профессиональных, физических и морально-волевых качеств для эффективного выполнения боевых задач в условиях локальных конфликтов.

Овладение методикой оценки уровня специи-альной и физической подготовленности личного состава по вопросам тылового обеспечения в условиях локальных конфликтов. Организация системы управления учреждениями тыловой службы в спецоперациях.

Применение военноспециальных игр для управления подразделениями тыловой службы при моделировании действий в условиях локальных операций

Рис. 1. Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки офицеров МТО к выполнению специальных задач в условиях военных конфликтов

Проведенные исследования показали, что уровень профессиональной подготовленности офицеров МТО прямо пропорционален уровню их самоопределения на различ-

ных этапах профессиональной подготовки. Процесс самоопределения офицеров МТО зависит от множества факторов и, прежде всего, от субъективных свойств личности, связанных с мотивацией их учебы, отношения к профессиональной деятельности, характера и уровня подготовки, творческого потенциала преподавательских кадров, руководителей занятий и воинских коллективов.

В процессе исследования была разработана программа обучения офицеров тыла для эффективных действий в условиях локальных конфликтов. Основные разделы этой программы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Разделы и содержание программы обучения офицеров тыла__________________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Наименование раздела программы Основное содержание деятельности руководителя занятий Видыучебных занятий

1. Приобретение знаний о национальном составе местного населения, их обычаях, особенностей религии, воспитания детей, взаимоотношений между кланами, мужчинами и женщинами и др. Информирование слушателей о: - этническом составе населения; - состоянии межнациональных отношений; - об особенностях культуры на территории локального конфликта и др. Лекция, рассказ, беседа

2. Формирование мотивации к освоению профессиональных действий для тылового обеспечения в условиях локальных конфликтов Разъяснение необходимости повышения уровня профессиональной подготовленности для действий в условиях локальных конфликтов, использование различных видов поощрения и др. На всех видах учебных занятий

3. Формирование умений планировать тыловое обеспечение в условиях локальных конфликтов Обучение правильному составлению расчетов потребности в материальных средствах и воде, а также разработке планов и графиков их подвоза Рассказ, практическое занятие

4. Развитие прогностических умений Рассмотрение вероятностных действий противника и на этой основе прогнозирование своих действий Тактические и практические занятия, учения

5. Формирование уточняющих умений Выработать умения выделять первостепенные задачи при выполнении деятельности по тыловому обеспечению в условиях локальных конфликтов Тактические и практические занятия, учения

6. Развитие информационнопоисковых умений Сформировать умения правильно группировать в определенной последовательности свои действия в процессе тылового обеспечения Практические занятия, учения

7. Формирование умений организовывать защиту, охрану, оборону подразделений служб тыла Обучить защите, охране и обороне подразделений тыла в условиях локальных конфликтов, организации подвоза боеприпасов и материальных средств Практическое занятие, моделирование боевых действий, учения

8. Формирование умений и навыков организовывать системы управления и взаимодействия между подразделениями тыла Обучить способам организации управления и взаимодействия подразделениями тыла Военноспециальная игра, тактические занятия, учения

Эффективность разработанной технологии профессиональной и физической подготовки офицеров МТО была проверена в ходе педагогического эксперимента.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии профессиональной и физической подготовки офицеров

МТО для решения специальных задач в условиях военных конфликтов.

Динамика развития уровня профессиональной подготовленности офицеров экспериментальной группы, была более позитивной по сравнению с контрольной группой. К концу педагогического эксперимента количество офицеров МТО, достигших высокого уровня развития профессиональных качеств в ЭГ было выше, чем в КГ на 28-30% и наоборот, количество офицеров имеющих недопустимый уровень развития этих качеств, в ЭГ был меньше по сравнению с КГ на 40-45%.

Объективным показателем высокой эффективности, разработанной технологии профессиональной и физической подготовки офицеров ЭГ служили результаты выполнения комплексных профессиональных задач, моделирующих тыловое обеспечение в различных условиях боевой обстановки при подготовке к проведению специальных операций (табл. 3). В ЭГ эти результаты в среднем были выше на 10-15% по сравнению с офицерами КГ.

Таблица 3

Результаты выполнения комплексных профессиональных задач офицерами

контрольной и экспериментальной групп

Задачи Оценка

«5» «4» «3» «2»

Задача 1 КГ 19 42 32 7

ЭГ 25 49 24 2

Задача 2 КГ 21 40 33 7

ЭГ 26 52 19 1

Задача 3 КГ 19 39 36 6

ЭГ 25 47 25 3

ВЫВОД: В ходе проведенного исследования была установлена высокая эффективность разработанной педагогической технологии профессиональной и физической подготовки офицеров МТО к решению специальных задач в условиях военных конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин, З.В. Педагогическая технология профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов / З.В. Бородин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). -С. 18-23.

2. Бородин, З. В. Содержание комплексной методики профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов / З. В. Бородин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5. - С. 26-31.

3. Кононов, В. А. Поэтапное формирование физической готовности военнослужащих внутренних войск к участию во внутренних вооруженных конфликтах : монография / В.А. Кононов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2003. - 124 с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.