Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к организаторской деятельности'

Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к организаторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мед Ю. Д.

Обучение в вузах тыла не предусматривает должного внимания формирования организаторской деятельности у курсантов. Избран вариант организаторской деятельности, выявлены основные компоненты содержания этой деятельности. Предложены педагогические условия формирования у обучаемых знаний, умений и навыков по организаторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education in high schools of the rear does not provide adequate training of cadets as future managers. A variant of organizational activity has been elected, the main components of the content of this activity have been determined. The pedagogical conditions of developing knowledge and skills of organizational activity have been offered.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к организаторской деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕД Ю.Д.

Обучение в вузах тыла не предусматривает должного внимания формирования организаторской деятельности у курсантов. Избран вариант организаторской деятельности, выявлены основные компоненты содержания этой деятельности. Предложены педагогические условия формирования у обучаемых знаний, умений и навыков по организаторской деятельности.

Education in high schools of the rear does not provide adequate training of cadets as future managers. A variant of organizational activity has been elected, the main components of the content of this activity have been determined. The pedagogical conditions of developing knowledge and skills of organizational activity have been offered.

Современные задачи, решаемые тыловыми частями и подразделениями Вооружённых Сил РФ, требуют от выпускников высших военных учебных заведений тылового профиля высокого уровня овладения знаниями и умениями организаторской деятельности. Реализуя свои должностные обязанности, офицер тыла должен уметь быстро и всесторонне оценить полученную от вышестоящего командования задачу, имеющиеся для её решения силы и средства, принять адекватное решение, организовать работу подчинённых по её выполнению. При этом он должен уметь организовывать активное взаимодействие в интересах тылового обеспечения воинских частей с вышестоящим руководством, представителями органов муниципального и государственного управления, руководителями хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Вместе с тем, в Государственном стандарте высшего профессионального образования не уделяется должного внимания вопросам подготовки выпускников к организаторской деятельности. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников вузов, хотя и содержат указания на необходимость соответствующих знаний и умений, специально организованной работы в этом направлении не предусматривают. В результате, приобретённые курсантами в аспекте организаторской деятельности знания, зачастую, остаются «теоретическими», невостребованными в формировании у них организаторских умений. Следствием этого являются факты, выявленные в ходе анализа войскового опыта выпускников и свидетельствующие о том, что выпускники, не достигшие высокого уровня сформированности готовности к организаторской деятельности в процессе обучения в военном вузе, тяжело и медленно, с неоправданными потерями для себя, адаптируются в должности и воинском коллективе. У них резко снижается общая функциональная готовность, пропадает интерес к военной службе. Среди наиболее существенных недостатков подготовки выпускников военных вузов тылового профиля выступают: неумение адекватно оценить сложившуюся обстановку, нерешительность, неспособность принять грамотное и своевременное решение и организовать его выполнение, несформированность умений организовать взаимодействие с подчинёнными, их обучение и воспитание.

В то же время, высокий уровень подготовки к организаторской деятельности может сыграть немаловажное, а, порой, и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и служебного потенциала молодого офицера тыла, поскольку умение организовать свою работу и работу подчинённых является решающим фактором в достижении высоких результатов возглавляемого им подразделения. В силу этого, формирование готовности к организаторской деятельности у будущих офицеров тыла становится актуальным направлением научно-практических исследований.

Анализ различных подходов (В.Г. Афанасьев, А.О. Омаров, В.И. Терещенко, Г.Н. Сериков, Л.И. Уманский и др.) к определению феномена «организаторская деятельность» позволил сформулировать ряд положений, являющихся основополагающими в рассмотрении данного явления. Во-первых, большинство исследователей рассматривают организаторскую деятельность как необходимую в профессиональной деятельности любого специалиста. При этом, организаторская деятельность рассматривается в двух аспектах: с одной стороны, как самостоятельная профессиональная деятельность (тогда и другие функции специалиста выполняются как составляющие этой деятельности); с другой стороны, как составляющая профессиональной деятельности (в этом случае организаторская деятельность является связующей между решениями различных профессиональных задач). Во - вторых, в соотношении процессов «управления» и «организации», последняя выступает как одна из функций процесса управления. Процесс управления невозможен без организаторской деятельности. Организаторская деятельность в системе управления, с одной стороны, служит основой любой деятельности по управлению, а с другой - выступает в качестве самостоятельного вида управленческой деятельности.

Исходя из данных положений, мы рассмотрели содержание и особенности организаторской деятельности офицеров тыла в войсках. Содержание организаторской деятельности офицера тыла определяется целым рядом нормативных документов: Общевоинские уставы ВС РФ, имеющие правовой статус Федерального закона и определяющие права и обязанности различных должностных лиц, в том числе и офицеров тыла (начальника службы тыла, заместителя командира по тылу и т.д.), должностные инструкции, определяющие права и обязанности по каждой должности, занимаемой офицером тыла (начальник столовой, начальник склада, начальник хлебозавода, начальник продовольственной, вещевой, медицинской и др. служб тылового обеспечения и т.д.). В контексте данной статьи нет смысла раскрывать подробное содержание организаторской деятельности по конкретным должностям, поэтому, проанализировав их, мы обозначили основные компоненты содержания этой деятельности:

- организация работы тыловых частей и подразделений, направленной на выполнение решений командира по тыловому обеспечению. Сюда относится: оценка, принятого командиром решения и поставленных им задач, оценка сил и средств, необходимых для выполнения поставленных задач, принятие решения на выполнение, распределение поручений между подчинёнными, постановка задач подчинённым, организация работы подчинённых по выполнению задач, контроль проводимой работы, оценка выполненных работ, доклад командиру о выполнении принятого им решения;

- организация подготовки решений командира по вопросам тылового обеспечения. Решения командира в столь чувствительной и специфической сфере деятельности, как тыл, не могут и не должны носить случайный, спорадический характер. Они должны тщательно готовиться и продумываться. Поэтому одна из важнейших обязанностей заместителя командира по тылу -подготовка таких решений, где он выступает и организатором работы начальников служб тыла по подготовке решения, и непосредственным исполнителем этой работы;

- организация деятельности личного состава службы (подразделений) тыла в различных условиях, как мирного, так и военного времени, в угрожаемый период, в вооружённых конфликтах, при проведении контртеррористических операций и т.д. по всем видам обеспечения: продовольственного, вещевого, медицинского, горюче-смазочными материалами и т.п.;

- организация работы важнейших для жизнедеятельности воинских частей объектов тыла: столовой, хлебопекарни, складов, медицинского пункта, подсобного хозяйства и т.д.;

- организация взаимодействия органов военного управления с муниципальными и государственными органами, хозяйствующими субъектами гражданского сектора экономики по вопросам заключения договоров, закупок, доставки продовольствия, горюче-смазочных материалов, вещевого довольствия, медицинских препаратов и т.п.;

- организация совместной работы личного состава тыловых подразделений и частей и привлекаемых для решения определённых задач гражданских специалистов;

- организация учебно-боевой и воспитательной работы в тыловых подразделениях и частях. То есть, организаторская деятельность офицера тыла в воинских частях очень разносторонняя в сравнении, допустим, с офицером боевых подразделений, и обладающая целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке будущих офицеров к организаторской деятельности. Особенности этой деятельности выражаются не только в её содержании, но и в ее осуществлении.

Во-первых, управление деятельностью тыловых частей и подразделений в воинских частях возложено на соответствующих командиров (начальников), а офицеры тыла выполняют обязанности их заместителей, начальников служб, объектов тыла. Поэтому право принятия решения за командиром, а организация выполнения решения, в рамках принятого командиром решения - за офицером тыла, его заместителем, начальником службы и т.п.

Во-вторых, организаторская деятельность офицеров тыла жёстко регламентирована должностными инструкциями, осуществляя её, он не может нарушать их, поэтому всякие инновации (всякое творчество) возможны лишь как средство совершенствования предписанной деятельности, а не как её радикальное изменение. Данная особенность очень важна для работы по формированию у будущих офицеров тыла готовности к организаторской деятельности.

В-третьих, организаторская деятельность офицеров тыла осуществляется в коллективах, специфичных по структуре правового статуса его членов. Коллективы тыловых подразделений, как правило, одновременно состоят из военнослужащих срочной службы, военнослужащих, проходящих службу по контракту, гражданского персонала. Что не может не сказаться на организации работы коллектива, обуславливает особенности деятельности офицера тыла по организации боевой учёбы, воспитания подчинённых.

В-четвёртых, организаторская деятельность офицеров тыла, осуществляемая в мирных условиях, должна предусматривать возможность быстрого перехода к деятельности в особые периоды: войны, вооружённых конфликтов, участия в локальных боевых операциях и т.п., что обязательно должно учитываться при формировании у будущих офицеров готовности к организаторской деятельности.

В-пятых, организаторская деятельность большинства офицеров Вооружённых Сил ограничивается военным социумом, подобная же деятельность офицеров тыла выходит за эти рамки. В силу решаемых задач, его организаторская деятельность тесно связана с деятельностью государственных, муниципальных органов управления, с руководителями различных предприятий, организаций, фирм, учреждений гражданского сектора экономики.

В-шестых, исходя из содержания деятельности офицера тыла, его организаторская деятельность очень многопланова - от организации содержания животных в подсобном хозяйстве воинской части, до организации медицинского обслуживания подразделений, обеспечения здоровья военнослужащих, от продовольственного снабжения до обеспечения горюче-

смазочными материалами и т.п. Поэтому для её проведения офицер должен обладать знаниями и умениями в самых разных областях: менеджмента, права, медицины, технологии производства и переработки продуктов питания, инженерии, психологии и педагогики и др., что не может не учитываться при подготовке будущих офицеров тыла в военных вузах.

Таким образом, организаторская деятельность офицера тыла предполагает совместную организацию труда многих людей в различных областях жизнедеятельности частей и подразделений, приложение специальных усилий по обеспечению порядка, согласованности и координации деятельности людей, подчинение её результатов достижению главной цели - тыловому обеспечению учебно-боевой деятельности войск. Данное обстоятельство делает её основным видом служебной деятельности офицера тыла, а формирование готовности к ней будущих офицеров важнейшей задачей военно-профессиональной подготовки в военных вузах.

Формирование готовности курсантов к организаторской деятельности в ходе военнопрофессиональной подготовки обуславливается многими факторами, среди которых важное место занимают специально создаваемые с этой целью педагогические условия.

К их числу мы относим:

- формирование установки у курсантов на осуществление организаторской деятельности. Установка является первичным элементом ценностного отношения и характеризуется исходной реакцией субъекта к определенной деятельности. Её формирование осуществляется посредством развития у курсантов инициативности, организаторской интуиции, уверенности в себе, ответственности, самостоятельности, склонности к разумному рискованному поведению, опоры на положительные эмоции и т.п.;

- овладение необходимыми теоретическими знаниями организаторской деятельности и их актуализация в процессе всего периода обучения в вузе. Теоретические знания по организаторской деятельности должны носить не только общетеоретический характер, но и быть тесно взаимосвязаны с будущим должностным предназначением, с выполнением конкретных служебных обязанностей. Для достижения этого, преподавание по дисциплинам военно-профессиональной подготовки предполагает: акцентирование внимания курсантов в содержании военно-профессиональных дисциплин на элементах организаторского социального опыта; обеспечение взаимосвязи всех компонентов содержания военнопрофессионального образования; соотнесение соответствующего содержания военнопрофессионального образования курсантов с формами их образовательной деятельности; обеспечение методическими и дидактическими материалами по теории и практике организаторской деятельности офицеров тыла;

- выработка у курсантов первичных умений к осуществлению организаторской деятельности по военной специальности, должностному предназначению. К ним мы относим: коммуникативные - умения офицера тыла строить деловые, эффективные, основанные на взаимоуважении и взаимоответственности отношения с подчинёнными, с вышестоящим командованием, с представителями органов муниципального и государственного управления и другими лицами, от которых зависит тыловое обеспечение воинских частей; гностические

- умения адекватно оценивать возможности себя, своих подчинённых, подчинённой службы в решении поставленных командованием задач, использовать знания, полученные в вузе, для повышения эффективности деятельности подчинённого подразделения; конструк-

тивно-проектировочные - умения оценки полученной задачи, принятия решения, планирования выполнения задачи, прогнозирования конечного результата, последствий принятого решения и т.п.; операциональные - умения распределить обязанности, поставить задачу подчинённым, обеспечить выполнение поставленной задачи необходимыми средствами, организовать работу по выполнению задачи, осуществлять контроль и корректировку хода выполнения, стимулирование работы подчинённых и т.п.

Эффективность данных условий проверялась в ходе опытно-экспериментальной работы,

которая показала наличие прогрессивной динамики в формировании готовности будущих

офицеров к организаторской деятельности.

Библиографический список

1. Афанасьев, В.Г. Управление как целесообразная деятельность человека // Общественные науки / В.Г. Афанасьев. - 1978. - № 2. - С. 8-14.

2. Биочинский, И.В. Социально-психологический портрет выпускника / И.А. Биочинский. -Казань: КВТККУ, 1991. - 118 с.

3. Воинский труд: наука, искусство, призвание. - М.: Совершенство, 1999. - 480 с.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. - 155 с.

5. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: БГУ, 1976. - 175 с.

6. Квалификационные требования к подготовке специалистов высшего военнопрофессионального образования. - М.: МО РФ, 2004. - 47 с.

7. Омаров, А.М. Руководитель: Размышления о стиле управления / А.М. Омаров. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1987. - 365 с.

8. Сериков, Г.Н. Теоретические основы системного управления / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ЧИПКРО, 1993. - 171 с.

9. Терещенко, В.И. Организация и управление / В.И. Терещенко. - М.: Экономика, 1995. -48 с.

10. Уманский, Л.И. Психология и педагогика работы руководителя / Л.И. Уманский, А.Н. Лутош-кин. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.