сти.
Таблица
Качественное изменение сформированности компонентов профессиональной готовности (компетентности) студентов СГАФКСТ в экспериментальной группе (ЭГ-1) и
в контрольной группе (КГ-1), %
Компоненты готовности (компетентно- сти) Группа Уровни
Высокий (креативный) Достаточный (рефлексив- ный) Средний (продуктив- ный) Низкий (репродуктив- ный)
до после до после до после до после
Мотивационно- целевой Эксп. (п=110) 5,4 21,0 25,6 48,0 36,2 21,0 32,8 10,0
Контр.(п=100) 5,8 8,0 27,9 35,4 34,4 32,6 31,9 24,0
Ф - критерий 0,13 2,73 0,37 1,85 0,27 1,90 0,14 2,74
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,01
Когнитивный Эксп. (п=110) 6,0 20,3 26,2 42,4 40,2 30,8 27,6 6,5
Контр.(п=100) 4,8 8,8 26,8 27,2 40,2 50,4 28,2 13,6
Ф - критерий 0,38 2,39 0,10 2,31 0,00 2,90 0,10 1,73
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 <0,01 >0,05 <0,01 >0,05 <0,05
Операциональ- ный Эксп.(п=110) 6,1 24,2 37,4 45,2 37,3 24,4 19,2 6,2
Контр.(п=100) 5,8 11,2 37,8 41,2 38,2 37,8 18,2 9,8
Ф - критерий 0,09 2,49 0,06 0,58 0,13 2,10 0,18 0,96
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05
Критериально- оценочный Эксп.(п=110) 11,6 28,2 41,6 43,4 27,8 20,0 19,0 8,4
Контр.(п=100) 5,8 9,4 37,8 39,8 37,4 39,4 19,0 11,4
Ф - критерий 1,50 3,57 0,56 0,53 1,48 3,10 0,00 0,73
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 >0,05
Общий показатель Эксп. 6,47 23,48 33,73 44,23 34,75 24,61 25,05 7,68
Контр. 5,55 9,35 32,57 35,90 37,54 40,05 24,33 14,70
Ф - критерий 0,21 2,81 0,16 1,24 0,43 2,40 0,12 1,67
достоверность >0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 <0,05
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефременков, К.Н. Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России / К.Н. Ефременков, А.С. Силкин, М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 29-37.
2. Ефременков, К.Н Модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры / К.Н. Ефременков, И.А. Ефременкова, М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 98-101.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗА ВДВ К ВЫПОЛНЕНИЮ БОЕВЫХ ЗАДАЧ
Роман Евгеньевич Иголкин, соискатель,
Геннадий Анатольевич Ягодкин, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогиче-
ской технологии профессиональной подготовки курсантов вуза ВДВ к выполнению боевых задач. Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной педагогической технологии.
Ключевые слова: педагогическая технология; курсанты вуза воздушно-десантных войск; профессиональная подготовка; боевые задачи.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF VOCATIONAL TRAINING OF CADETS OF AIRBORNE TROOP’S HIGHER SCHOOL TO PERFORMANCE OF FIGHTING
TASKS
Roman Evgenevich Igolkin, the competitor,
Gennady Anatolevich Jagodkin, the competitor,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of the conducted research on elaborating the pedagogical technology for the vocational training of cadets of airborne troop’s higher school to performance of fighting tasks. High efficiency of the developed pedagogical technology has been experimentally confirmed.
Keywords: pedagogical technology, cadets of airborne troops higher school, vocational training, fighting tasks.
Обострение военно-политической обстановки на северном Кавказе, возникновение новых угроз безопасности России потребовали от военной организации государства решения задач локализации и ликвидации внутреннего вооруженного конфликта с опорой на военную силу.
Успех специальных операций во многом определялся уровнем подготовленности военнослужащих Воздушно-десантных войск [1-3].
Выпускник вуза ВДВ должен соответствовать требованиям, определяемым современными особенностями ведения боевых действий. Вместе с тем, изучение войсковой практики при выполнении боевых задач выявило недостаточный уровень профессиональной подготовленности выпускников вуза ВДВ.
В приказах командующего Воздушно-десантными войсками отмечается, что уровень военно-профессиональной подготовленности курсантов вуза ВДВ к эффективному выполнению боевых задач остаётся недостаточным и требуется принятие комплекса мер по повышению качества их профессиональной подготовки именно в этой сфере служебной деятельности.
В ходе исследования выявлялись причины недостаточной эффективности ведения боевых действий и особенности выполнения боевых задач военнослужащими ВДВ при проведении специальных операций на Северном Кавказе. В процессе проведенного исследования был выделен ряд концептуальных позиций, рассматриваемых как совокупность педагогических основ, обеспечивающих повышение эффективности профессиональной подготовки курсантов вуза ВДВ к предстоящей военно-профессиональной деятельности. Для этого выявлялись причины недостаточной эффективности ведения боевых действий.
Анализ опыта ликвидации внутренних вооруженных конфликтов в Чеченской Республике и Дагестане позволил выявить причины, мешающие военнослужащим ВДВ эффективно выполнять боевые задачи. К ним относятся:
- несоответствие нормативно-правовой базы обеспечения совместного применения подразделений ВДВ, других войск и силовых структур Российской Федерации;
- отсутствие единых, объединенных систем связи для всестороннего управления боевыми действиями;
- несогласованность ведомственных программно-уставных документов по подготовке подразделений ВДВ, других войск и силовых структур к совместным действиям;
- отсутствие согласованного централизованного планирования применения подразделений ВДВ, других войск и силовых структур РФ для решения совместных и самостоятельных боевых задач;
- недостаточный уровень готовности к самостоятельной деятельности в условиях проведения специальных операций [4].
Для разрешения существующей проблемной ситуации, нами была разработана педагогическая технология профессиональной подготовки курсантов вуза ВДВ, которая представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Педагогическая технология профессиональной подготовки курсантов вуза ВДВ к
выполнению боевых задач
Главным ориентиром в деятельности командиров-руководителей занятий является формирование у курсантов способностей к правильному принятию решений, как основы для выработки основных слагаемых профессиональной подготовленности для эффективных боевых действий.
Эффективность разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки курсантов вуза ВДВ, к выполнению боевых задач, проверялась в ходе педагогического эксперимента. Контрольная группа 86 чел, экспериментальная группа - 63 чел. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии профессиональной подготовки курсантов вузов ВДВ к эффективным действиям (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ уровня развития качеств и навыков, характеризующих уровень профессиональной и физической подготовленности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента _____________________________________(в баллах)____________________________________
№ п/п Показатели В начале Р В конце Р
КГ ЭГ КГ ЭГ
1. Марш-бросок на 10 км 3,14±0,11 3,12±0,12 - 3,81±0,14 4,57±0,12 0,05
2. Прыжок с парашютом (на точность приземления) 3,89±0,21 3,81±0,19 - 4,12±0,17 4,43±0,18 -
3. Ориентирование на местности (8 км) 3,18±0,17 3,17±0,19 - 3,32±0,16 4,41±0,17 0,05
4. Стрельба из АКМ после марш-броска (10 выстрелов) 3,23±0,14 3,21±0,15 - 3,27±0,15 4,08±0,14 0,05
5. Преодоление препятствий (ОКУ) 3,87±0,11 3,83±0,14 - 4,03±0,12 4,78±0,10 0,05
6. Подтягивание на перекладине 3,77±0,14 3,75±0,17 - 4,01±0,16 4,38±0,15 0,05
7. Волевые качества 3,14±0,09 3,12±0,11 - 3,57±0,11 4,38±0,12 0,05
8. Интеллект 3,71±0,15 3,70±0,17 - 4,07±0,23 4,15±0,22 -
9. Профессиональная направленность 3,87±0,11 3,85±0,10 - 4,01±0,12 4,78±0,11 0,05
Динамика повышения уровня профессиональной и физической подготовленности военнослужащих экспериментальной группы была более позитивной по сравнению с контрольной. К концу педагогического эксперимента количество курсантов, достигших высокого уровня развития профессиональных и физических качеств в экспериментальной группе было выше, чем в контрольной группе на 28-30%.
Объективным показателем высокой эффективности, разработанной технологии профессиональной подготовки служили результаты выполнения комплексных профессиональных задач, моделирующих деятельность в различных условиях боевой обстановки при проведении специальных операций. В ЭГ эти результаты в среднем были выше на 10-15% по сравнению с военнослужащими КГ.
ВЫВОД: Таким образом, моделирование боевой деятельности в рамках разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки курсантов вуза ВДВ, позволяет более качественно готовить их к выполнению боевых задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бибяев, В.Н. Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 15-19.
2. Кононов, В.А. Поэтапное формирование физической готовности военнослужащих внутренних войск к участию во внутренних вооруженных конфликтах : монография / В.А. Кононов ; Вокн. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2003. - 124 с.
3. Ягодкин, Г. А. Педагогические условия, необходимые для повышения уровня профессиональной подготовленности военнослужащих ВДВ к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2011. - № 3 (12). - С. 302-305.
4. Ягодкин, Г. А. Педагогическая технология профессиональной и физической подготовки военнослужащих воздушно-десантных войск к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -
2011. - № 5 (75). - С. 13б-140.
Контактная информация: [email protected]
УДК 316.35
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРЕАТИВНОСТИ
СТУДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор,
Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор,
Сибирский федеральный университет (СФУ), г. Красноярск
Аннотация
Одним из направлений в процессах управления становления личности является формирование и использование управленческого потенциала в технологии подготовки конкурентоспособных специалистов спортивного профиля. Достижение этого качества осуществляют у формируемых вузовских специалистов. Выделение физкультурно-спортивной сферы, взаимодействующей и детерминирующей состояние других сфер жизнедеятельности общества, определяет ее ведущую роль в решении этой проблемы.
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист; управленческий потенциал; конкурентоспособность.
PEDAGOGICAL APPROACH TO CREATIVITY APPLICATION BY THE
STUDENTS OF THE FACULTY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Alexander Dmitrievich Kakukhin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Ivan Vasilyevich Koval, the doctor of sociological sciences, professor,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Annotation
One of the trends in management processes of personality growth is the formation and usage of managerial capacity in the technology of preparation of competitive specialists with sports profile. Achievement of this quality is carried out for the university formed specialists. Allocation of physical culture and sports spheres, interacting and determining the status of other spheres of society, determines its leading role in solving this problem.
Keywords: competitive specialist, managerial capacity, competitiveness.
Проблема модернизации сфер жизнедеятельности общества неотделима от совершенствования деятельности социальных институтов образования и науки. Более того их деятельность является одной из главных детерминант реализации ее идей. Кроме этого нельзя не учитывать, что существует социальный заказ подготовки конкурентоспособных специалистов. В этой связи можно утверждать, что модернизация и реализация заказа не только находятся во взаимосвязи, но и с позиций стратегии успешного вхождения России в мировое разделение труда модернизация выступает условием реализации заказа, а не наоборот.
АНАЛИЗ ОПЫТА РЕШЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ
Проблематика исследований состояния подготовки конкурентоспособных специалистов существенно отличается от исследовательской практики поиска резервов. Представленная характеристика направленности исследований отражает их связь с социальнопроизводственной сферой. В предлагаемой статье ставится вопрос на другом уровне, исследователи исходят из того, что в настоящее время существует социальный заказ «Создание конкурентоспособных специалистов и формирование основ конкурентоспособно-
7S