Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕДИНОБОРСТВ ЮНОШАМ 13-15 ЛЕТ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОПРЯЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕДИНОБОРСТВ ЮНОШАМ 13-15 ЛЕТ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОПРЯЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРЯЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ЮНОШИ 13-15 ЛЕТ / ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ / САМБО / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНЦЕНТРАЦИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубасов Юрий Андреевич

В статье представлено экспериментальное обоснование разработанной технологии преподавания единоборств юношам 13-15 лет, направленной на сопряженное формирование их познавательных способностей и двигательных действий. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые была осуществлена технологизация педагогического процесса в единоборствах (самбо), направленного на акцентированное формирование познавательных процессов юных спортсменов, посредством разработки педагогической технологии преподавания вида спорта в условиях школьной секции, содержащей технологические схемы обучения отдельных приемов и комбинаций борьбы, тактической, соревновательной, теоретической и психологической подготовки, самостоятельной работы, определены педагогические условия эффективной реализации разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубасов Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TEACHING MARTIAL ARTS TO YOUNG MEN AGED 13-15 YEARS, AIMED AT THE CONJUGATE FORMATION OF THEIR COGNITIVE ABILITIES AND MOTOR ACTIONS

The article presents the experimental substantiation of the developed technology of teaching young men aged 13-15 years, aimed at the conjugate formation of their cognitive abilities and motor actions. The scientific novelty of the study consists in the fact that for the first time the technologization of the pedagogical process in martial arts (sambo) was carried out, aimed at the accentuated development of cognitive processes of young athletes, in the context of the development of pedagogical technology for teaching a sport in a school section containing technological schemes for teaching individual techniques and combinations of wrestling, tactical, competitive, theoretical and psychological training and independent work, the pedagogical conditions for the effective implementation of the developed technology are determined.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕДИНОБОРСТВ ЮНОШАМ 13-15 ЛЕТ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОПРЯЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Роль комбинационной техники в армейском рукопашном бое / Д.А. Ариткулов, А.А. Селиванов, А.А. Егоров, С.Н. Мехед // Военный институт физической культуры - центр подготовки специалистов силовых структур: проблемы, опыт, перспективы : материалы Всерос. научно-практ. конференции, посвящ. 110-й годовщине образования Воен. ин-та физ. культуры : в 2 ч. - Санкт-Петербург, 2019. - Ч. 1. - С. 30-33.

2. Чемпионат России по рукопашному бою среди мужчин и женщин // YouTube : [видеохостинг]. - 17 декабря 2021. - URL: https://youtu.be/J2nOva8wu3k (дата обращения: 10.09.2022).

3. Повышение уровня технических умений выполнения приемов спортивной борьбы у курсантов вузов Министерства внутренних дел России / В.М. Гуралев, В.М. Дворкин, О.В. Дмух,

B.Н. Уланов, И.В. Вовденко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). -

C. 118-121.

4. Цекунов С.О., Модельные характеристики уровня специальной физической подготовки спортсменов, занимающихся рукопашным боем высокого уровня / С.О. Цекунов. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 364-366.

REFERENCES

1. Arititkulov, D.A., Selivanov, A.A., Egorov, A.A. and Mehed, S.N. (2019), "The role of combination technology in army hand-to-hand combat", Problems, experience, prospects: Sat. materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 110th anniversary of the formation of the Military Institute of Physical Culture. In 2 parts, St. Petersburg, pp. 30-33.

2. Video of the championship of Russia in hand-to-hand combat, available at: https://youtu.be/J2nOva8wu3k.

3. Guralev, V.M., Dvorkin, V.M., Dmukh, O.V., Ulanov, V.N. and Vovdenko, I.V. (2019), "Improving the level of technical skills in performing wrestling techniques among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 118-121.

4. Tsekunov, S.O. (2019), "Model characteristics of special physical training of athletes engaged in hand-to hand fighting, high-level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 364-366.

Контактная информация: krav-andr@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2022

УДК 796.89:378.147

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕДИНОБОРСТВ ЮНОШАМ 13-15 ЛЕТ,

НАПРАВЛЕННАЯ НА СОПРЯЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Юрий Андреевич Кубасов, аспирант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В статье представлено экспериментальное обоснование разработанной технологии преподавания единоборств юношам 13-15 лет, направленной на сопряженное формирование их познавательных способностей и двигательных действий. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые была осуществлена технологизация педагогического процесса в единоборствах (самбо), направленного на акцентированное формирование познавательных процессов юных спортсменов, посредством разработки педагогической технологии преподавания вида спорта в условиях школьной секции, содержащей технологические схемы обучения отдельных приемов и комбинаций борьбы, тактической, соревновательной, теоретической и психологической подготовки, самостоятельной работы, определены педагогические условия эффективной реализации разработанной технологии.

Ключевые слова: сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий, юноши 13-15 лет, занимающихся единоборствами, самбо, технология педагогиче-

ского процесса, результативность соревновательной деятельности, устойчивость, концентрация и распределение внимания, зрительная память, восприятие времени.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p214-222

TECHNOLOGY OF TEACHING MARTIAL ARTS TO YOUNG MEN AGED 13-15 YEARS, AIMED AT THE CONJUGATE FORMATION OF THEIR COGNITIVE ABILITIES AND MOTOR ACTIONS

Yuri Andreevich Kubasov, the post-graduate student, Bryansk State University. Academician

I.G. Petrovsky, Bryansk

Abstract

The article presents the experimental substantiation of the developed technology of teaching young men aged 13-15 years, aimed at the conjugate formation of their cognitive abilities and motor actions. The scientific novelty of the study consists in the fact that for the first time the technologization of the pedagogical process in martial arts (sambo) was carried out, aimed at the accentuated development of cognitive processes of young athletes, in the context of the development of pedagogical technology for teaching a sport in a school section containing technological schemes for teaching individual techniques and combinations of wrestling, tactical, competitive, theoretical and psychological training and independent work, the pedagogical conditions for the effective implementation of the developed technology are determined.

Keywords: conjugate formation of cognitive abilities and motor actions, young men 13-15 years old engaged in martial arts, sambo, technology of the pedagogical process, effectiveness of competitive activity, stability, concentration and distribution of attention, visual memory, perception of time.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование двигательных умений и навыков у учащихся детско-юношеских спортивных школ и занимающихся в спортивных секциях и клубах является наиболее важным направлением педагогической работы в современном образовательном пространстве. Общедидактический подход к методике преподавания и обучения требует четкости в постановке задач, разработки соответствующих средств и методов, педагогических технологий, определения закономерностей процесса формирования двигательного действия и своеобразия реализации принципов обучения. Цель обучения в физической культуре и спорте может быть достигнута путем решения частных задач, каждая из которых направлена на овладение конкретным двигательным действием. Эти задачи можно распределить на несколько групп: задачи последовательности подачи материала, задачи последовательности усвоения материала, задачи реализации дидактических принципов и задачи развития познавательной активности занимающихся с целью формирования у них осознанного освоения двигательных действий, которые они должны применять в условиях тактического разнообразия ситуаций соревновательного поединка, что требует высоко уровня развития познавательных способностей и психофизиологических функций [2, 4]. Преподавание спортивных единоборств - это педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся ДЮСШ и спортивных секций знаний, умений и навыков при непрерывном осуществлении задач всестороннего физического и умственного развития.

За последнее десятилетие появилось немало научных работ по вопросам техноло-гизации образования и воспитания с использованием отдельных методов преподавания. Мировой и отечественный опыт свидетельствуют, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья, познавательных способностей, воспитания и образования детей и молодежи [1, 5].

В процессе развития личности следует помнить, что она развивается только тогда, когда проявляет интеллектуальную привычку и операционно-трудовую активность. Результатом такой активности становятся новые свойства самой личности, в которой происходят физические изменения организма, создаются новые условия для дальнейшего раз-

вития характера, познавательной активности, познавательных способностей, то есть личность формируется независимо и свободно. Если вышеупомянутое воспринимается учеником (спортсменом), тогда он самостоятельно вырабатывает свое мировосприятие как к людям, так и к окружающему миру, тренировочному процессу и соревновательной деятельности. Отсюда и возникает необходимость технологического подхода с четко поставленной целью, с учетом индивидуальных особенностей, стремления к развитию, поддержки учителем (тренером) потребностей ребенка. Развитие ученика (спортсмена) происходит тогда, когда он сам проявляет активность и взаимодействует с окружающим миром. Характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности и уровнем развития познавательных способностей и познавательной активности [1, 2].

В связи с вышесказанным, очевидной актуальностью процесса технологизации обучения, который основан на концепции индивидуализации процесса обучения, раскрытии потенциальных возможностей ребенка, необходимости комплексного развития двигательных и познавательных способностей занимающихся, нами разработана педагогическая технология преподавания единоборств юношам 13-15 лет.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В педагогическом эксперименте приняли участие юноши 13-15 лет, занимающиеся единоборствами в школьной секции не менее 3-х лет, имеющие 1-ый и 2-ой юношеские разряды. Цель педагогического эксперимента - разработка и экспериментальное обоснование технологии преподавания единоборств (самбо) юношам 13-15 лет, направленной на сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий. Для достижения поставленной цели нами была внедрена в учебно-тренировочный процесс в секции по самбо разработанная авторская технология, проверка эффективности которой осуществлялась в двух группах - контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ), в каждую из которых вошли 14 юных спортсменов. Эффективность экспериментальной технологии преподавания единоборств (самбо) юношам 13-15 лет, которая применялась только в экспериментальной группе, проверялась на основании сравнения изменений показателей, полученных в ходе тестирования познавательных способностей спортсменов, а также уровня их соревновательной подготовленности. Продолжительность педагогического эксперимента составила 9 месяцев.

Для изучения влияния применения экспериментальной технологии на познавательные процессы юношей мы характеризовали концентрацию внимания и зрительную память спортсменов, восприятие ими времени, определяли распределение внимания [3]. Для определения концентрации внимания использовали тест Пьерона-Рузера. Восприятие времени определяли следующим образом: экзаменатор ударом карандаша по столу отмечал начало и конец интервала, спортсмен должен был определить продолжительность интервала в секундах и сообщить экзаменатору, после чего вычислялась разница между заданной и названной продолжительностью времени. Всего было предложено 10 интервалов в диапазоне от 6 с до 12 с. Согласно данным, полученным в результате оценки 10 интервалов, определяли относительную погрешность оценки временного интервала по формуле. Распределение внимания определяли по методике отыскивания чисел (тест Шульте). Метод анализа видеоматериалов соревновательной деятельности использовался в нашем исследовании для регистрации и анализа технико-тактических действий в соревновательных поединках участников эксперимента с целью изучения характеристик соревновательной деятельности. В ходе исследования показателей соревновательной деятельности нами регистрировались следующие параметры: количество оцененных бросков, количество попыток выполнения бросков, количество акцентированных атак в стойке и партере с использованием любых, разрешенных в боевом самбо, технических действий на 1-й, со 2-й по 4-ю, и 5-й (включая дополнительное время) минутах поединка, затем

осуществлялось определение показателей соревновательной деятельности по показателям надежности бросковой техники (%) и активности в схватке (количество атакующих действий/продолжительность регистрации атакующих действий, раз/мин).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Задача технологического воздействия заключается в активизации учащихся, их оснащении средствами осуществления деятельности, стимулировании в них индивидуального выбора, где большую роль в решении указанных задач играют функции педагогического воздействия, в частности: инициирование двигательной и познавательной активности; обеспечение средствами деятельности; стимулирование индивидуального выбора. Процесс разработки педагогических технологий содержит целую систему составляющих, а именно: профессиональные умения педагога, овладение и использование необходимых знаний, умение подходить к процессу преподавания творчески в любой педагогической ситуации, умение эффективно использовать средства и методы обучения, как традиционные, так и современные, четко поставить цель и сформулировать результат обучения, диагностические критерии достижения запланированного результата и пошагово разработать этапы реализации технологии с учетом необходимости оптимизации и экономизации учебного времени.

Для повышения эффективности преподавания единоборств занимающимся в школьной секции необходима соответствующая система, которая бы обеспечила определение содержания, средств, методов, форм и условий реализации задач обучения, нормирования нагрузки, определила порядок процедур контроля и оценки деятельности учащихся, возможности вносить коррективы в последовательность выполнения действий и операций, исходя из конкретных условий и возможностей школы. Такая система должна базироваться на знаниях закономерностей и принципов организации физического воспитания, что в итоге создает гарантированный, надежный и эффективный путь достижения цели и прогнозируемого результата обучения. Решать эти проблемы возможно с помощью соответствующей технологии обучения, которая бы позволила устранить указанные выше недостатки в обучении.

Несмотря на большое количество исследований по разработке педагогических технологий в физической культуре и спорте, сегодня не определен единый подход к их конструированию, а также не разрабатывалась технология преподавания единоборств юношам 13-15 лет, занимающихся в школьной секции, как фактор развития их познавательных способностей.

По утверждению специалистов [1, 5], педагогические технологии могут разрабатываться: 1) на основе определенной педагогической теории или концепции; 2) на базе опыта педагога с будущим теоретическим обоснованием уже реализованной технологии или 3) на основе индивидуального инновационного опыта педагога. Предложенная нами технология разрабатывалась на базе первого направления, в ее основу положена концепция личностно-ориентированного преподавания единоборств с учетом необходимости развития познавательных способностей и познавательной активности юных спортсменов. Технология призвана обеспечивать формирование познавательной активности, что должно способствовать эффективному изучению и прочному усвоению учебного материала по единоборствам по сравнению с традиционной методикой обучения в школьных секциях, развитию творческого мышления юных спортсменов, которое помимо прочего определят успешность соревновательной деятельности в ситуативных видах спорта.

Поскольку обучение в единоборствах предполагает овладение теоретическими знаниями, определенной совокупностью приемов борьбы, тактикой борьбы, то можно было предположить, что технология преподавания единоборств, по аналогии систем и подсистем, соответственно, должна состоять из «меньших» технологий, а именно обучение приемам борьбы, тактической подготовки и самостоятельной работы. Поэтому для

лучшего толкования и понимания уровней технологий нами введено понятие «микро», «мезо-» и «макротехнология». Совокупность и определенная последовательность микротехнологий формируют мезотехнологии, а совокупность мезотехнологий - макротехнологию.

В нашем исследовании технология преподавания единоборств соответствует уровню макротехнологии, а технология тактической подготовки и развития познавательных способностей юношей - мезотехнологии. Обучение приемам борьбы, формирование двигательных умений и навыков, самостоятельная работа по их освоению - микротехнологии.

Во время формирования макротехнологии преподавания единоборств юношам 1315 лет были выполнении следующие процедуры: определен объем учебного материала; разработана технологическая схема изучения приемов и их комбинаций по матрицам, реализуемая по принципу тетрады «познавательные способности - знание - умение -навык»; разработана технологическая схема самостоятельной работы; разработана технологическая схема тактической подготовки; разработана технологическая схема соревновательной подготовки; на основе технологической схемы разработаны микротехнологии изучения каждого приема и комбинации; на основе технологической схемы самостоятельной работы разработаны микротехнологии самостоятельной работы для усвоения каждого приема и комбинации; разработана мезотехнология тактической подготовки; разработана мезотехнология соревновательной подготовки на основе ее технологической схемы; разработана технология теоретической и психологической подготовки, включающая развитие познавательных способностей и формирование познавательной активности спортсменов; определены пути формирования оптимального эмоционального состояния учащихся и повышения их познавательной активности; сформирована система контроля и самоконтроля за ходом усвоения учебного материала; обеспечена система контроля за самостоятельной работой спортсменов.

Критериями эффективности результатов реализации макротехнологии преподавания единоборств юношам 13-15 лет в школьной секции выступали: оценка занимающихся и их интерес к учебно-тренировочному процессу, который изучали путем наблюдений, бесед на занятиях и во внетренировочное время в течение года, а также путем анкетного опроса юных спортсменов; усвоение учебного материала определяли при помощи наблюдения за деятельностью спортсменов на занятиях, контрольных тестов и испытаний; уровень физической подготовленности юношей определяли путем тестирования; уровень технико-тактической и соревновательной подготовленности устанавливали на основе педагогического наблюдения, регистрации и обработки показателей соревновательной деятельности, экспертной оценки; уровень развития познавательных процессов оценивали по показателям психологических тестов (зрительная память, распределение внимания, концентрация внимания, восприятие времени, поле зрения, тактическое (оперативное) мышление); уровень сформированности психофизиологических функций определяли на основе тестирования параметров сенсомоторных реакций (время простой и сложной двигательной реакции, реакции выбора); уровень сформированности двигательной компетенции юношей, занимающихся единоборствами, включающей личностно-мотивационный, когнитивный, физический, технический, тактико-стратегический компоненты (критерии).

На рисунке представлена структура и содержание «макротехнологии» преподавания единоборств юношам 13-15 лет, направленная на сопряженное формирование их познавательных способностей и двигательных действий.

В таблице 1 представлены результаты определения показателей результативности соревновательной деятельности юношей 13-15 лет, занимающихся единоборствами, контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента. Согласно данным таблицы 1, по окончанию эксперимента выявлены статистически достоверные

различия (р<0,01) между группами по показателям оценки соревновательной деятельности юношей 13-15 лет, занимающихся единоборствами, которые не были обнаружены в начале педагогического эксперимента (р>0,05).

При этом лучшие результаты в конце эксперимента показали юноши экспериментальной группы. Так, разница между группами по индексу надежности бросковой техники составила 15,1% (1=3,78, р<0,01); индексу активности на 1-й минуте поединка - 3 раза/мин (1=3,89, р<0,01); индексу активности на 2-й - 4-й минутах поединка - 2,7 раз/мин (1=3,77, р<0,01); индексу активности на 5 минуте - 3,2 раз/мин.

Микротехнологии обучения и совершенствования техники борьбы и самостоятельной работы

J О к i Обучение по принципу тет к i рады «познавательные способности к i - знание - умение - навык» к

Самостраховка Стойки и передвижения Удары Переворот Броски Захваты

- опережающее развитие физическое качеств;

- сопряженное развитие физических качеств и формирование техники

Овладение совокупностью базовых приемов борьбы и их комбинациями, с последующим совершенствованием

Формы: учебно-тренировочные занятия в секции;

самостоятельная работа; тренинг по развитию познавательной активности

а- аж е ак и я и н е я л о

р д е о р

е д ин дот ечу и т н

о С е еМ б о О о к

упражнения в парах;

- решение ситуационных двигательных задач;

- контрольные поединки;

- участие в соревнованиях;

- самоанализ соревнований.

Технология соревновательной подготовки

Рисунок - Технология преподавания единоборств юношам юношей 13-15 лет, направленная на сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий

Таблица 1 - Оценка результативности соревновательной деятельности юношей 13-15 лет ЭГ (п=14) и КГ (п=14), занимающихся единоборствами (до и после педагогического эксперимента), Х±о_

Показатели соревновательной деятельности До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ ^ Р КГ ЭГ ^ Р

Индекс надежности бросковой техники, % 37,7±6,5 33,7±7,2 >0,05 1,07 41,6±7,2 56,7±7,8 <0,01 3,78

Индекс активности на 1-й минуте поединка, раз/мин 4,3±0,7 4,6±0,6 >0,05 0,21 4,9±0,7 7,9±0,5 <0,01 3,89

Индекс активности на 2-й - 4-й минутах поединка, раз/мин 3,7±0,4 3,5±0,6 >0,05 0,28 4,1±0,5 6,8±0,6 <0,01 3,77

Индекс активности на 5-ой минуте поединка, раз/мин 2,6±0,3 2,1±0,3 >0,05 0,56 3,1±0,5 6,3±0,4 <0,01 4,11

В таблице 2 представлены результаты тестирования познавательных способностей юношей 13-15 лет, занимающихся единоборствами, контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента. Сравнивая средние показатели тестирований познавательных процессов юношей КГ и ЭГ в начале эксперимента, выявили отсутствие статистически достоверных различий между ними (р>0,05).

В конце эксперимента юноши ЭГ улучшили свои показатели в тесте на устойчивость и концентрацию внимания на 22,2 у. е. и превзошли юношей КГ на 9,9 у. е. (р<0,05). В процессе эксперимента положительные сдвиги были получены и по показателям зрительной памяти.

Так, юноши ЭГ в конце эксперимента опережали сверстников из КГ на 1,56 у. е. (р<0,05). Средний балл оценки зрительной памяти в конце эксперимента увеличился на 1,08 балла.

Таблица 2 - Результаты тестирования познавательных процессов юношей 13-15 лет ЭГ (п=14) и КГ (п=14), занимающихся единоборствами (до и после педагогического эксперимента)_

Показатели До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ t P КГ ЭГ t P

Х ±т Х ±т Х ±т Х ±т

Восприятие времени 59 4,2 61 5,9 >0,05 0,34 65,3 2,3 74,3 3,64 <0,05 2,97

Оценка восприятия времени в баллах 2 0,30 1,42 0,49 >0,05 0,27 1,3 0,3 2,8 0,76 <0,05 2,87

Устойчивость и концентрация внимания (тест Пьерона-Рузера), у. е. 53,7 2,12 51,5 3,49 >0,05 0,55 63,8 2,56 73,7 5,08 <0,05 2,73

Ранг устойчивости и концентрации внимания 4,85 0,07 4,83 0,08 >0,05 0,12 4,38 0,21 3,58 0,4 <0,05 2,78

Зрительная память, у. е. 8,08 0,70 8,0 0,90 >0,05 0,07 7,77 0,49 9,33 0,75 <0,05 2,74

Оценка зрительной памяти в баллах 5,39 0,37 5,17 0,54 >0,05 0,33 5,2 0,2 6,25 0,45 <0,05 2,99

Распределение внимания, у. е. 8,23 0,53 8,83 0,54 >0,05 0,59 8,2 0,5 10,1 0,63 <0,05 3,41

Оценка распределения внимания в баллах 4,85 0,27 5,1 0,87 >0,05 0,26 4,77 0,24 5,83 0,63 <0,05 3,46

По количеству полученных баллов оценки зрительной памяти в конце эксперимента юноши ЭГ превзошли участников КГ (р<0,05). Анализ показателей распределения внимания выявил, что в конце эксперимента у юношей КГ они не изменились, в то время как у юношей ЭГ показатели распределения внимания увеличились на 1,27 у. е., разница по показателям распределения внимания между юношами КГ и ЭГ в конце эксперимента составила 1,9 у. е. (р<0,05). Средняя оценка распределения внимания юношей КГ в конце эксперимента составляла 4,77±0,24 балла, у спортсменов ЭГ она была выше и составляла 5,83±0,63 балла (р<0,05).

Таким образом, анализ результатов оценки соревновательной деятельности и тестирования познавательных процессов юношей 13-15 лет, занимающихся единоборствами, показал, что спортсмены, которые занимались по экспериментальной технологии, опередили участников КГ по результатам испытаний по определению устойчивости и концентрации внимания, зрительной памяти, распределения внимания и восприятия времени, а также по всем показателям соревновательной деятельности.

РЕЗЮМЕ

Экспериментальная технология преподавания единоборств юношам 13-15 лет, направленная на сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий, обучение приемам и их комбинациям, совершенствование технико-тактических действий с использованием которой реализуется на основе принципа тетра-

ды «познавательные способности - знание - умение - навык», предполагает усвоение комплекса движений и двигательных действий, составляющих целостную двигательную деятельность - борьбу, поэтому она представляет собой «макротехнологию» и содержит мезотехнологии технической, тактической, соревновательной подготовки, а также микротехнологии обучения приемам и их комбинациям, самостоятельной работы по их освоению. Педагогическими условиями реализации экспериментальной технологии являются: положительное мотивационное настройки занимающихся единоборствами на усвоение учебного материала; их осознание потребности в самосовершенствовании путем широкого использования игрового и соревновательного методов; гуманизация учебно-воспитательного процесса; единство всех сторон (теоретической, физической, технической, тактической, психологической и соревновательной) подготовки во время изучения учебного материала по самбо; сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий; повышение познавательной активности, организация системного контроля и самоконтроля учебно-тренировочного и соревновательного процесса, результатов деятельности. Внедрение экспериментальной технологии преподавания единоборств юношам 13-15 лет обеспечило повышение устойчивости и концентрации внимания, зрительной памяти, распределения внимания и восприятия времени, а также результативности соревновательной деятельности юных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоклокова О.А. Инновационные технологии в процессе преподавания физической культуры, как средство повышения уровня мотивации к занятиям физическими упражнениями / О.А. Белоклокова, А.Ю. Королева // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». - 2021. - № 1. - С. 75-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Воронин А.Д. Познавательная активность спортсмена - борца в учебно-тренировочном процессе / А.Д. Воронин, А.М. Данилова // Olimpus. Гуманитарная версия. - 2018. - № 2 (7). - С. 912.

3. Ивашко С.Г. Взаимосвязь уровня развития памяти и внимания единоборцев с успешностью их соревновательной деятельности / С.Г. Ивашко, А.Р. Бойко, А.В. Дашкевич // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. - 2016. - № 19. - С. 95-100.

4. Костюнина Л.И. Организационно-педагогические условия развития познавательных способностей спортсменов в процессе спортивной подготовки / Л.И. Костюнина // Актуальные проблемы физиологии, физической культуры и спорта: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2015. - С. 185-190.

5. Мальцев Г.С. Модель построения годичного цикла подготовки самбистов-юниоров на основе блоковой периодизации спортивной тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мальцев Григорий Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2020. - 25 с.

REFERENCES

1. Beloklokova, O.A. and Koroleva, A.Y. (2021), "Innovative technologies in the process of teaching physical culture as a means of increasing the level of motivation to exercise", Osovsky pedagogical readings "Education in the modern world: new time - new solutions ", No. 1, pp. 75-79.

2. Voronin, A.D. and Danilova A.M. (2018), "Cognitive activity of a wrestler athlete in the educational and training process", Olimpus. Humanitarian version, No. 2 (7), Pp. 9-12.

3. Ivashko, S.G., Boyko, A.R. and Dashkevich, A.V. (2016), "Interrelation of the level of development of memory and attention of martial artists with the success of their competitive activity", Scientific notes of the Belarusian State University of Physical Culture, No. 19, pp. 95-100.

4. Kostyunina, L.I. (2015), "Organizational and pedagogical conditions for the development of cognitive abilities of athletes in the process of sports training", Actual problems of physiology, physical culture and sports: a collection of materials of the international scientific and practical conference, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, pp. 185-190.

5. Maltsev, G.S. (2020), Model for constructing a one-year cycle of training junior sambo wrestlers based on block periodization of sports training, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.10.2022

УДК 799.3

ПРИМЕНЕНИЕ ДЭНАС-ТЕРАПИИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТРЕЛКОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МЕЗОЦИКЛЕ

Наталья Михайловна Курч, кандидат биологических наук, доцент, Ирина Геннадьевна Таламова, кандидат биологических наук, доцент, Юлия Александровна Мельникова,

кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

Цель - оценка эффективности применения ДЭНАС-терапии в качестве восстановительного средства у стрелков с поражением опорно-двигательного аппарата. Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали 8 стрелков с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), имеющих спортивную квалификацию от КМС до МСМК. В качестве средства восстановления в предсоревновательном мезоцикле соревновательного периода использовали ДЕНАС-терапию. Для определения степени воздействия ДЭНАС-терапии на мышечный аппарат ведущей руки спортсменов проводили электромиографию, динамометрию, определение времени наступления мышечного утомления. Результаты. На начальном этапе эксперимента установлено, что у спортсменов после тренировочного занятия уменьшался показатель средней амплитуды двуглавой и плечелучевой мышц доминирующей руки на фоне роста утомляемости мышц, а также снижалась сила мышц кисти. С учетом полученных данных была разработана методика применения ДЭНАС-терапии в качестве внетренировочного средства восстановления стрелков с ПОДА. Использование данной методики способствовало уменьшению разницы между максимальной и минимальной амплитудой, снижению средней амплитуды мышц доминирующей руки, росту силы мышц кисти и увеличению времени наступления утомления до и после тренировки. Заключение. Результаты проведенного экспериментального исследования показывают, что применение ДЭНАС-терапии в качестве средства восстановления работоспособности стрелков с ПОДА вызвало существенное улучшение показателей мышц доминирующей верхней конечности.

Ключевые слова: стрелки с поражением опорно-двигательного аппарата, тренировочный процесс, восстановление, ДЭНАС-терапия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p222-227

DENAS-THERAPY APPLICATION FOR RECOVERY OF SHOOTERS WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS IN PRE-COMPETITIVE PERIOD

Natalia Mikhailovna Kurch, the candidate of biological sciences, docent, Irina Gennadyevna Talamova, the candidate of biological sciences, docent, Julia Aleksandrovna Melnikova, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Siberian State University of Physical Education and

Sports, Omsk

Abstract

Aim. The goal is to substantiate the effectiveness of the use of vibration massage and DENAS-therapy for the musculoskeletal disabled shooters' recovery. Methodology and organization of the study. The study involved musculoskeletal disabled shooters specializing in bullet shooting, having sports qualifications from СMS (candidate for master of sports) to WCMS (world class master of sports). In one experimental group, vibration massage was used as a means of recovery, and in another, DENAS therapy was used in the pre-competitive mesocycle. Electromyography, dynamometry, determination of the time of onset of muscle fatigue to assess the recovery effect on the athletes' dominant upper limb muscular apparatus were carried out. Results. At the first stage of the study, it was established that the shooters after

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.