Научная статья на тему 'Методика организации тренировочных заданий, связанных с проявлением координационных способностей, направленных на повышение эффективности выполнения надёжности защитных тактико-технических действий в прикладных видах единоборств'

Методика организации тренировочных заданий, связанных с проявлением координационных способностей, направленных на повышение эффективности выполнения надёжности защитных тактико-технических действий в прикладных видах единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ / ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРИКЛАДНОЕ ЕДИНОБОРСТВО / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / TRAINING TASK / PROTECTIVE ACTIONS / APPLIED MARTIAL ART / COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еганов Виктор Александрович, Миронов Андрей Олегович, Олин Сергей Викторович

Показано обоснование необходимости тренировки надёжности защитных тактико-технических действий. Представлена методика развития координационных способностей с применением тренировочных заданий, направленных на повышение надёжности выполнения защитных действий от ударов соперника руками и ногами на примере прикладных видах единоборств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еганов Виктор Александрович, Миронов Андрей Олегович, Олин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of training tasks arrangement, associated with the manifestation of coordination abilities, aimed at improvement of performance reliability of technical defensive actions in applied types of martial arts

Substantiation for safety training of tactical and technical actions reliability has been presented. Methodology for the development of coordination abilities with training tasks application has been proposed, aiming at improvement of the reliability of protective actions against opponent punches and kicks in martial arts. Kiokusinkay has been taken as an example.

Текст научной работы на тему «Методика организации тренировочных заданий, связанных с проявлением координационных способностей, направленных на повышение эффективности выполнения надёжности защитных тактико-технических действий в прикладных видах единоборств»

УДК 796.853

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЯВЛЕНИЕМ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ НАДЁЖНОСТИ ЗАЩИТНЫХ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРИКЛАДНЫХ ВИДАХ

ЕДИНОБОРСТВ

Виктор Александрович Еганов, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, Заслуженный работник науки и образования,

Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),

Челябинск,

Андрей Олегович Миронов, Заслуженный тренер России, президент федерации самбо Ямало-ненецкого автономного округа, Спортивно-оздоровительный комплекс «Ямал», г. Муравленко,

Сергей Викторович Олин, соискатель, старший тренер,

Челябинская Областная федерация киокусинкай

Аннотация

Показано обоснование необходимости тренировки надёжности защитных тактикотехнических действий. Представлена методика развития координационных способностей с применением тренировочных заданий, направленных на повышение надёжности выполнения защитных действий от ударов соперника руками и ногами на примере прикладных видах единоборств.

Ключевые слова: тренировочное задание, защитные действия, прикладное единоборство, координационные способности.

METHODOLOGY OF TRAINING TASKS ARRANGEMENT, ASSOCIATED WITH THE MANIFESTATION OF COORDINATION ABILITIES, AIMED AT IMPROVEMENT OF PERFORMANCE RELIABILITY OF TECHNICAL DEFENSIVE ACTIONS IN APPLIED TYPES OF MARTIAL ARTS

Viktor Aleksandrovich Eganov, the candidate of pedagogical sciences, professor of RAE, Honored worker of science and education,

Ural State Academy of Physical Culture,

Chelyabinsk,

Andrei Olegovich Mironov, Honored coach of Russian Federation, president of federation of

sambo-wrestling of Yamal-Nenets autonomous region, Sports Complex "Yamal", Muravlenko, Sergey Viktorovich Olin, the competitor, senior coach,

Kiokusinkay Federation of Chelyabinsk region

Annotation

Substantiation for safety training of tactical and technical actions reliability has been presented. Methodology for the development of coordination abilities with training tasks application has been proposed, aiming at improvement of the reliability of protective actions against opponent punches and kicks in martial arts. Kiokusinkay has been taken as an example.

Keywords: training task, protective actions, applied martial art, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

До настоящего времени в большинстве прикладных видах единоборств практически отсутствуют публикации, касающиеся обоснования формирования надёжности выполнения защитных тактико-технических действий в зависимости от уровня развития координационных способностей. Методика повышения эффективности тренировочных заданий, направленных на выполнение надёжности защитных тактико-технических действий связана с решением трёх взаимосвязанных задач тренировки:

1) необходимостью тренировки защитных тактико-технических действий и повышением эффективности самой методики;

2) с определением понятий и содержанием тренировочного задания;

3) со структурой координационных способностей и методикой их тренировки.

Решение данных задач в прикладных видах единоборств представляет определенный научный интерес, требует научно-методического решения, проведения изысканий теоретического и экспериментального характера.

МЕТОДИКА

Для получения материалов исследования были применены методы теоретического анализа, обобщения собственного многолетнего опыта работы со спортсменами, тестирование по специальному комплексному тесту подготовленности, занимающихся каратэ киокушинкай С. В. Олина, В. А. Еганова [6]. Было проведено тестирование 62 спортсменов высокой квалификации занимающихся каратэ киокушинкай со стажем занятий от пяти лет. Полученные данные подвергались математико-статистической обработке с применением метода двух-выборочного Места Стьюдента для независимой выборки.

В результате были получены численные значения показателей характеризующих уровень подготовленности надёжности защиты от ударов руками и ногами соперника. Для выявления показателей определяющих уровень защитных тактико-технических действий было проведено статистическое сравнение двух групп спортсменов киокусинкай по показателям соревновательной деятельности с высоким и низким уровнем надёжности защиты от ударов рук соперника.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Было выявлено, что спортсмены, занимающиеся каратэ киокусинкай имеющие высокий уровень координационных способностей имеют достоверные более высокие значения показателей соревновательной деятельности характеризующих надёжность защиты от ударов руками соперника, (Б<0,01) и надежность защиты от ударов ногами ^<0,05).

Педагогический смысл статистических различий заключается в том, что в учебнотренировочном процессе подготовки спортсменов, занимающихся киокушинкай тренирующие воздействия направленные на формирование надёжности защиты от ударов руками от ударов ногами соперника будут способствовать развитию координационных способностей.

Следовательно, при формировании надёжности защиты от ударов руками и от ударов ногами соперника вектор тренирующих воздействий занимающихся киокусинкай может быть направлен, в том числе, и на развитие координационных способностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Необходимость тренировки защитных тактико-технических действий в прикладных видах единоборств, заключается в том, надёжная защита является одним из ведущих составляющих соревновательной деятельности обусловливающих спортивный результат. При этом защитные действия являются основным сбивающим фактором, препятствующим проведению атакующего действия. Обеспечение надёжной защиты значительно снижает травматизм, отсев занимающихся, повышает долголетие выступлений на соревнованиях. В спортивных видах ударных единоборств исследования в большей мере проведены по разделу атакующих действий и практически отсутствуют публикации в борьбе самбо, каратэ киокусинкай и др. видах спорта, касающиеся методики тренировки тактико-технических защитных действий. В тоже время, практически не разработана методика организации тренировочных заданий, связанных с проявлением координационных способностей, направленных на повышение эффективности выполнения надёжности защитных тактико-технических.

Учебно-тренировочное занятие от начала и до конца состоит из специальных тренировочных заданий, направленных на изучение, совершенствование техники, повышения физической и других сторон подготовленности. Рациональное построение тренировки и её эффективность во многом зависит от применения этих тренировочных заданий. Каждое из применяемых тренировочных заданий одновременно решать несколько задач, влияющих на повышение подготовленности спортсмена. Из всего разнообразия тренировочных заданий необходимо отобрать такие, которые могут решать конкретную и наиболее эффективно поставленную задачу. Исходя из проблемы и полученных результатов следует обращать внимание на методику, включающую разработку тренировочных заданий повышения надёжности защиты и на развитие координационных способностей.

Содержание тренировочных заданий связано, во-первых с классификацией техники единоборства. Например, в борьбе самбо основанием разработки средств повышения технического мастерства является основанием классификации по четырём положениям атакующего и атакуемого спортсмена: атаки и защиты в положении борьбы стоя, атаки и защиты лёжа. Следовательно, тренировочные задания следует разрабатывать для каждой из групп классификации. Например, комплекс тренировочных заданий, направленный на повышение надёжности защитных действий ведения единоборства в положении стоя.

Во-вторых, тренировочное задание следует рассматривать в структуре тренировки как первичный элемент структурно-функциональной единицы, который связан с требованиями соревновательной деятельности, правилами соревнований вида спорта и задачами учебно-тренировочного занятия.

В-третьих, с определением понятия тренировочное задание, которых в теории спортивной практике существует множество. В нашем понимании наиболее приемлемым является определение понятия данное Г.Н. Германовым [1]. Тренировочное (двигательное) задание следует определить как исполнительную форму двигательного действия (способ организации упражнения) при решении целевой двигательной (спортивной, педагогической) задачи достижения необходимых (должных) проявлений острого тренировочного эффекта в условиях разрешения проблемной ситуации определяющего (количественного) выбора воздействующих факторов - операционно-технологических компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха). Тренировочное задание является минимально целостной единицей учебного процесса и имеет структурно-функциональное сходство с единицами более высоких уровней, а именно, с занятием, и их последовательностью, микроциклом.

Далее Г. Н. Германов, [1] предложил соотношение структурных элементов тренировочного задания в спорте, включающего цель, связанную с достижением программируемых тренировочных эффектов; задачи тренировочного задания направленные на обучение, совершенствование технико-тактического мастерства и сопряженном повышении физической подготовленности при учете характера воздействия соревновательного упражнения и т.д. Тренировочное задание должно включать технологическую форму организации с учетом параметров тренировочной нагрузки. Конечным результатом воздействия посредством тренировочного задания является тренировочный эффект.

На наш взгляд, наиболее сложным является содержание задания и сама технологическая форма нелинейного способа организации и систематизации тренировочного задания с увязкой с целью и задачами где бы прослеживалась координация и тесное взаимодействие различных видов заданий. Последовательность в расположении самих тренировочных заданий - это наиболее важный элемент их организации. Технологическую часть организации тренировочного задания необходимо рассматривать во взаимосвязи с целостностью учебного процесса, распределением учебных заданий по рангам, блокам, предусматривать возможность укрупнения заданий до уровня модуля. С дальнейшей упорядоченностью блоков заданий в линейном, нелинейном способе организации их совокупности и т. п.

Способ структурирования тренировочного задания может быть частным или общим. Частным может быть тренировочное задание направленное на обучение выполнения защиты, например, с применением передвижением в левую сторону, когда соперник выполняет бросок через левое плечо. Общим - выполнить защиту любым способом от броска через левое плечо или от любого броска по направлению вперёд.

Совершенствование техники и тактики защиты предполагает развитие различных физических качеств, психологической подготовки тренировочных заданий, что параллельно развиваются различные составляющие координационных способностей. Особое значение принимают различные методические приемы, способствующие повышению координированности движений. В зависимости от условий так же, как и от методов при выполнении одного упражнения, можно получить различные сдвиги характеристик подготовленности, на которые они направлены. Например, изменение сопротивления партнёра в ситуации выполнения в разных стадиях защиты от ударов (предварительной, на развитие, завершающей) или применение новой техники защиты в сочетании с ранее изученными из различных исходных положений, дистанций, стоек с изменением скорости, темпа движений и др. [2].

В нашем случае, связанных с проявлением координационных способностей, направленных на повышение эффективности выполнения надёжности защитных тактикотехнических действий.

Если говорить о структуре координационных способностей то она достаточно сложна, специфична, а в специальной литературе за последние годы освещена достаточно полно в работах В.И. Ляха, [3], Л. Д. Назаренко, [4], В.В. Нелюбина [5]; В.Н. Платонова [7] В. А. Таймазова, С.Е. Бакулева [8] и др. Особенно это проявляется в прикладных видах единоборств, в которых результат в значительной мере зависит от координационных способностей и проявляются в сложном взаимодействии соперников.

По данным теоретического анализа выделяют относительно самостоятельные виды координационных способностей: сохранение устойчивости; способность к экстраполяции, оценка и регуляция динамических и пространственно-временных параметров движений; чувство ритма; ориентирование в пространстве и др. [4, 7, с. 407-409 и др.].

В прикладных видах единоборств все виды координационных способностей проявляются в полной мере с вариантами компенсаций, зависящие от различных факторов и связаны с выполнением тактико-технических действий как необходимым условием достижения спортивного результата. В соответствии с целью и задачами необходима и методика тренировки координационных способностей, как наиболее сложного образования в прикладных видах единоборств. Методика их развития лежит в выборе средств тренировки и подборе тренировочных заданий.

Способность сохранять устойчивое положение тела в неожиданно возникающих ситуациях единоборства, особенно при выполнении защиты, помогает более успешно решать двигательную задачу. Например, устойчивое равновесие как способности к сохранению устойчивости позы спортсмена в единоборствах проявляться в динамических условиях поединка. В этих видах единоборств равновесие в большей мере связано с организаций защитных действий. Выведение общего центра масс за пределы площади опоры связано с нарушением устойчивости, равновесия и приводит к падению спортсмена, что предполагает проигрыш судейских оценок. Если говорить о факторах защиты обусловливающих способность применительно к сохранению равновесия, то следует иметь мобилизацию возможностей связанных со зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной системы. Например, выключение зрения на мгновенье в ударных видах связано с возможностями спортсмена пропустить удар. Хотя в борьбе это не всегда проявляется в полной мере, поскольку здесь более важным является тактильный анализатор, поскольку информация о намерениях соперника передаётся преимущественно через захват.

При выполнении защитного действия в борьбе необходимо отметить два механиз-

ма:

- первый - сохранение равновесия, направленный на поддержание устойчивой позы, связанной с регуляторным механизмом, при постоянной рефлекторным напряжением мышц, коррекции собственных движений, быстрым рефлекторным перемещением в сторону стабильной площади опоры. При каждом отклонении тела от оптимального положения общего центра масс по отношению к углу устойчивости должно отвечать восстанавливающее усилие спортсмена;

- второй при проведении броска, когда механизм реализуется, позными упреждающими реакциями движения со сложной координацией.

Реализации этих механизмов осуществляется переработкой афферентной импуль-сации, исходящей от анализаторных относительно автономых подсистем спортсмена: суставно-мышечного проприоцептивного, зрительного и вестибулярного и др.

Количество различных динамических взаиморасположений, в которых находятся спортсмены, практически безгранично. Спортсмены решают задачи удержания равновесия в устойчивом положении в большей мере связанного с организацией выполнения защитных действий и выработки новых их сочетаний индивидуальными способами. Способность к сохранению устойчивости в прикладных видах единоборств зависит от специфических факторов:

- величина силы механического воздействия посредством захвата в условиях противоборства со стороны соперника,

- выход из зоны действия сил соперника,

- снижение общего центра масс приседанием или принятием положения более широкой стойки,

- границы площади опоры и умения изменять позу относительно границ площади опоры,

- уменьшение или увеличение длины пары сил воздействия соперника,

- умение создавать большой угол устойчивости в нужном направлении,

- индивидуальные особенности биомеханических характеристик проведения технико-тактических действий соперников и др.

Знание всех выше факторов применительно к специфике прикладных видах единоборств способствует составлению оптимальной программы спортсмена к сохранению равновесия, обеспечивающей надёжную реализацию защитных действий в вариативных условиях соревновательной деятельности.

Методика тренировки повышения координационных способностей в прикладных видах единоборств предполагает учитывать компоненты физической нагрузки включающие: сложность движений, интенсивность работы, продолжительность отдельного тренировочного задания, количество повторений тренировочных заданий, продолжительность и характер отдыха между тренировочными заданиями [7, с. 419-421].

Сложность двигательных действий в тренировочном задании в процесс развития координационных способностей протекает наиболее эффективно, когда их сложность колеблется в диапазоне 75-90% максимального уровня. В процессе тренировки юных спортсменов тренировочные задания рекомендуется выполнять с невысокой и умеренной 60-75% сложностью координационных двигательных действий.

Интенсивности тренировочного задания, способствующего приросту координационных способностей должны быть интенсивности, достигающие околопредельной и соревновательной. Юные спортсмены, развивают координационные способности, используя разнообразные тренировочные задания с относительно невысокой интенсивностью.

Продолжительность непрерывного выполнения отдельного тренировочного задания может колебаться в широком диапазоне и колеблется в пределах от 10-30 секунд при досрочном выигрыше поединка до времени продолжительности поединка.

Количество повторений в одном тренировочном задании и количество заданий

связано с использованием исключительного многообразия двигательных действий самого единоборства. Одни из них могут повторяться многократно, другие - являются результатом мгновенного одиночного действия на неожиданную ситуацию.

Продолжительность и характер пауз отдыха между тренировочными заданиями должны быть достаточно велики. Следующее задание должно выполняться при условии восстановления работоспособности практически до исходного уровня. Когда спортсмен в наилучшей мере способен контролировать и регулировать свою двигательную деятельность, так чтобы следующее очередное задание было также эффективным.

Характер отдыха между тренировочными заданиями может быть активным или пассивным. Активный отдых предполагает заполнение пауз отдыха малоинтенсивной работой, возможно применение массажа и самомассажа, идеомоторных упражнений и др. воздействий. Пассивный отдых должен быть кратковременным до одной-двух минут и применяется, как правило, сразу после проведения напряженного поединка.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты теоретического анализа, собственные результаты исследования и многолетний опыт работы со студентами, спортсменами позволили разработать принципиальное направление и содержание методики организации тренировочных заданий, связанных с проявлением координационных способностей, направленных на повышение эффективности выполнения надёжности защитных тактико-технических действий в прикладных видах единоборств.

В теории и практике прикладных видов единоборств представляется перспективным разработка содержательной практической стороны тренировочных заданий повышения надёжности выполнения защитных тактико-технических действий от ударов и бросков в положении стоя и приёмов в борьбе лёжа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германов, Г. Н. Тренировочное (двигательное) задание - структурнофункциональная единица спортивно-педагогического процесса (психологопедагогический аспект проблемы) / Г. Н. Германов // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 6. - С. 94-99.

2. Еганов, В. А. Методика обучения защитным технико-тактическим действиям в кикбоксинге : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Еганов В.А. ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск, 2005. - 22 с.

3. Лях, В. И. О классификации координационных способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 7. - С. 28-30.

4. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.

5. Нелюбин, В. В. Развитие теории и практики классификаций тактикотехнических действий в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Нелюбин ; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 44 с.

6. Олин, С. В. Комплексная оценка подготовленности спортсменов, занимающихся каратэ киокушинкай : метод. рекомендации для спортсменов, занимающихся каратэ киокушинкай / С. В. Олин, В. А. Еганов ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.]. - 2008. - 19 с.

7. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

8. Таймазов, В. А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгаф-та. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-75.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.42

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ РОССИИ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА 2011 ГОДА

Ольга Арсентьевна Ерохина, старший преподаватель,

Волжский гуманитарный институт (филиал)

Волгоградского государственного университета (ВГИ филиал ВолГУ),

Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета

(ВИСТЕХфилиал ВГАСУ)

Аннотация

В статье на основе комплекса методов прогнозирования (экстраполяция, математическое моделирование, экспертная оценка) обосновывается прогноз достижений российских легкоатлетов на предстоящем Чемпионате Мира 2011 года. Точно указывается как суммарное количество предполагаемых наград, так и медалей различного достоинства.

Ключевые слова: прогнозирование, легкая атлетика.

FORECASTING OF THE ACHIEVEMENTS OF RUSSIAN ATHLETICS TEAM AT THE WORLD CHAMPIONSHIP 2011

Olga Arsentevna Yerokhina, the senior teacher,

Volzhsky Humanitarian Institute (filial branch) Volgograd State University,

Victor Stepanovich Yakimovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volzhsky Institute of Constructing and Technology (filial branch)

Volgograd State Architectural University

Annotation

The forecast of the achievements of Russian athletes at the following World Championship 2011 are justified in the article using various methods of prediction (extrapolation, mathematical modeling, and expert’s review). Moreover, not only the exact number of expected awards is shown in this work, but also the number of medals with various values has been calculated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: forecasting, track and field athletics.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большинство специалистов считают, что системообразующим фактором спортивной тренировки является планируемый соревновательный результат, который может выражаться как в определенных измеряемых показателях (сантиметрах, секундах, килограммах), так и характеризоваться успешность выступления спортсменов по итогам занятого места [1,3]. Исходя из планируемого соревновательного результата, определяется не только состав средств и методов для его достижения, но также величина необходимой тренировочной нагрузки и её распределение в различных циклах подготовки. Именно поэтому прогнозированию в спорте придается большое значение, и одновременно возлагается большая ответственность за достоверность таких прогнозов [2].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве исследовательского материала использовали официальные протоколы Игр Олимпиад, начиная с 1980 года, и Чемпионатов Мира по легкой атлетике с 1983 года. Результаты были подвергнуты ретроспективному анализу и экстраполяции, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.