судейской коллегии; приказа о присвоении спортивных судейских категорий и спортивных разрядов).
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что оценивая современное состояние организации спортивной деятельности в системе МВД России можно заключить, что для развития служебно-прикладных видов спорта в ОВД РФ в настоящее время имеется большой нереализованный потенциал. Работу по совершенствованию спортивной деятельности необходимо проводить на всех уровнях регламентируя деятельность субъектов управления. Учет в деятельности по развитию служебно-прикладных видов спорта в системе МВД России указанных направлений позволит не только повысить уровень спортивного мастерства сотрудников, но и обеспечит массовость спортивной работы, позволит систематизировать деятельность по присвоению спортивных разрядов и званий; по подготовке и аттестации спортивных судей. Проводимая работа, в конечном счете, будет способствовать повышению профессионализма сотрудников ОВД РФ, в т.ч. их подготовленности к действиям по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
ЛИТЕРАТУРА
1. О развитии в системе МВД России стрелковых служебно-прикладных видов спорта / Т.С. Купавцев, А.В. Малиновский, А. А. Моисеенко, Д.В. Юркин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 181-186.
2. Купавцев, Т.С. Организация соревнований по стрельбе как средство формирования имиджа и популяризации службы в полиции / Т.С. Купавцев, А.А. Моисеенко, П.В. Никифоров // Материалы конференции «Государство и право в эпоху глобальных перемен». - Барнаул, 2017. - С. 321-323.
3. Передня, Д.Г. Технология формирования имиджа органов внутренних дел / Д.Г. Передня // Труды Академии управления МВД России. - 2016. - № 1 (37). - С. 36-41.
REFERENCES
1. Kupavtsev T.S., Malinovsky, A.V., Moiseenko A.A. and Yurkyn, D.V. (2018), "About development of shooting business and applied sports in system of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 181-186.
2. Kupavtsev, T.S., Moiseenko, A.A. and Nikiforov, P.V. (2017), "Organization of shooting competitions as a means of image formation and promotion of police service", Materials of the State and the Right during an Era of Global Changes""conference, Barnaul, pp. 321-323.
3. Perednya, D.G. (2016), "Technology of Image Making of Internal Affairs Agencies", Trudy Akademii upravleniyaMVD Rossii, No. 1 (37), pp. 36-41.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.05.2019
УДК 796.8
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ СМЕШАННОГО БОЕВОГО ЕДИНОБОРСТВА С УЧЕТОМ ЛАТЕРАЛЬНЫХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Максим Петрович Анисимов, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Владимир Петрович Липовка, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-
Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы повышения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов смешанного боевого единоборства. В ходе исследования установлено, что одним из путей расширения вариативности технико-тактических действий в этом
виде единоборств является учет индивидуальных особенностей проявления моторной асимметрии. С этой целью была разработана и апробирована методика обучения техническим действиям, включающая в себя выполнение упражнений в доминантную и субдоминантную стороны.
Ключевые слова: смешанные единоборства, технико-тактическая подготовка, моторная асимметрия, латеральные предпочтения, методика обучения.
TECHNIQUE OF TRAINING TO TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN THE MIXED FIGHTING SINGLE COMBAT TAKING INTO ACCOUNT LATERAL
PREFERENCES
Yury Fedorovich Kuramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maxim Petrovich Anisimov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vladimir Petrovich Lipovka, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
In the article, the questions of increase in level of the technical and tactical readiness of athletes of the mixed fighting single combat are considered. During the research it is established that one of ways of expansion of variability of technical and tactical actions in this type of single combats is accounting of specific features of manifestation of motor asymmetry. The technique of training to the technical actions, including performance of exercises in the prepotent and subdominant parties was for this purpose developed and approved.
Keywords: mixed martial arts, technical and tactical preparation, motor asymmetry, lateral preferences, training technique.
ВВЕДЕНИЕ
Смешанное боевое единоборство является одним из популярных видов единоборств в мире. Согласно правилам в этом виде единоборства в соревновательном поединке спортсмены могут использовать как ударную технику руками и ногами, так и технику борьбы (в стойке и партере с полным арсеналом болевых и удушающих технических приемов [1, 2, 3]. В смешанном боевом единоборстве техническая подготовленность связана с умением спортсмена выбирать и реализовывать наиболее эффективные двигательные действия в вариативных ситуациях при недостаточной информации и остром дефиците времени [3]. В целом ряде работ показано, что определение индивидуальных профилей латеральности является важным условием для гармоничного физического развития спортсменов и роста их результатов в процессе многолетней подготовки [4, 5]. По мнению одних авторов, односторонняя методика обучения техническим действиям усиливает проявление асимметрии в развитии опорно-двигательного аппарата [6]. Другие подчеркивают, что равноценное симметричное развитие и использование обеих верхних и нижних конечностей имеет большое значение в спорте, тем самым подчеркивая необходимость обучения спортсменов двигательным действиям в обе стороны [6, 7]. Кроме того, как считают некоторые специалисты, умение выполнять технические приемы в обе стороны способствует повышению уровня специальной технической подготовленности за счет расширения объема и вариативности технико-тактических действий в условиях соревновательных поединков [7]. Однако, что до настоящего времени проблема учета латеральных предпочтений при обучении технико-тактическим действиям в СБЕ не изучалась.
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность методики обучения технико-тактическим действиям в смешанном боевом единоборстве выполняемых в доминантную и субдоминантную стороны с учетом латеральных предпочтений.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании применялся теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогические наблюдения, тестирование технической
подготовленности, видеоанализ соревновательных поединков в СБЕ, педагогический эксперимент и математико-статистический анализ эмпирических данных.
В эксперименте приняли участие 20 юношей в возрасте 17 лет, занимающихся смешанными единоборствами. Испытуемые экспериментальной группы занимались по разработанной нами методике, которая включала в себя три этапа обучения технико-тактическим действиям. На первом этапе начального обучения основное внимание уделялось формированию техники передвижений, ударных и борцовских действий в субдоминантную сторону за счет выполнения упражнений из непривычной стойки. Удельный вес таких упражнений составлял 30% от общего объема. На втором этапе - углубленного разучивания техники двигательных действий - объем упражнений в субдоминантную сторону увеличивался до 40% и изменялись условия их выполнения. На третьем этапе - закрепления и совершенствования - количество технико-тактических действий в субдоминантную сторону составляло уже 50%. Все технические действия были приближены к реальным условиям соревновательной схватки.
Эффективность разработанной методики определялась на основе вычисления показателей критериев эффективности технических действий в атаке, в защите и общей эффективности соревновательной деятельности, коэффициента латеральных предпочтений (КЛП) (Годик М.А., 1985), а также по результатам тестирования специальной технической подготовленности. При статистической обработке определялись средняя арифметическая, ошибка среднего арифметического. Оценка достоверности различий между показателями контрольной и экспериментальной групп проводилась по критерию Вилкоксона. Обработка результатов осуществлялась с использованием программы SPSS.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 приведены данные об эффективности соревновательной деятельности в ходе педагогического эксперимента.
Таблица 1 - Показатели эффективности технических действий и латеральных предпочтена_
Показатели (Х±т), % До эксперимента После эксперимента Достоверность различий
Эффективность атаки 18,3±0,3 25,7±0,5 P<0,001
Эффективность защиты 65,5±1,0 82,5±0,6 P<0,001
Эффективность общая 41,9±0,6 54,1±0,4 P<0,001
КЛП 0,859±0,012 0,755±0,007 P<0,001
Из таблицы 1 следует, что за период эксперимента эффективность атаки составила 27,7%, защиты - 82,5%, общая эффективность соревновательной деятельности - 54,1%. Коэффициент латеральных предпочтений снизился до 0,755, что позволило увеличить количество выполняемых технических действий в субдоминантную сторону и за счет этого повысить их разносторонность.
Тестирование специальной технической подготовленности показало (таблица 2), что в ходе исследования у испытуемых увеличился объем выполнения бросков в правую и левую стороны, ударов левой и правой руками, серии ударов разными руками и ногами.
Таблица 2. Показатели специальной технической подготовленности в экспериментальной группе до и после эксперимента____
Показатели (X ±т), к-во раз До эксперимента После эксперимента Достоверность различий
Самостраховка при падении вправо и влево 8,70±0,28 14,00±0,28 P<0,001
Броски через бедро вправо и влево попеременно 7,05±0,25 12,65±0,26 P<0,001
Бросок - передняя подножка вправо и влево, попеременно 8,70±0,24 13,50±0,24 P<0,001
Серия прямых ударов правой и левой рукой по лапам 12,3±0,3 17,35±0,26 P<0,001
Серии боковых ударов правой и левой рукой по лапам 16,3±0,3 21,9±0,3 P<0,001
Серия из двух прямых ударов правой и левой рукой, двух ударов правой и левой ногой по лапам 6,80±0,30 12,4±0,4 P<0,001
ВЫВОД
Применение методики обучения технико-тактическим действиям смешанного боевого единоборства с учетом латеральных предпочтений позволило повысить эффективность выполнения технических приемов в поединках за счет увеличения вариативности техники. Способность спортсмена выполнять двигательные действия в обе стороны позволяет расширить арсенал приемов спортсмена, которые он использует в поединке, как атакующего, так и защитного характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов, М.П. Модель обучения техническим действиям юношей в смешанном боевом единоборстве с учетом функциональной асимметрии / М.П. Анисимов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 14-15.
2. Анисимов, М.П. Основы методики тренировки спортсменов смешанных единоборств на начальном этапе подготовки / М.П. Анисимов, Ю.Ф. Курамшин // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения : сб. науч. тр. международной науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава «Научное обеспечение развития сельского хозяйства и снижения технологических рисков в продовольственной сфере». - Санкт-Петербург, 2017. - Ч. II. - С. 349-351.
3. Ашкинази, С.М. Технико-тактическая подготовка спортсменов в комплексных единоборствах : монография / С.М. Ашкинази, К.В. Климов ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Воен. ин-т физ. культуры. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2016. - 145 с.
4. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 43.
5. Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. - Москва : Физкультура и спорт, 1988.
- 192 с.
6. Ефимова, И.В. Функциональная асимметрия и ее значение в спортивной практике (на примере самбо) / И.В. Ефимова, В.А. Куприянов // Теория и практика физической культуры. - 1995.
- № 2. - С. 23-24.
7. Колесникова, Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии : дис. ... д-ра пед. наук / Колесникова Л.А. - Белгород, 2004. - 160 с.
8. Огуренков, В.И. Методика обучения технико-тактическим действиям боксеров-левшей с учетом факторов двигательной асимметрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Огуренков В.И. -Москва, 1972. - 19 с.
REFERENCES
1. Anisimov, M.P. (2015), "Model of training in technical actions of young men in the mixed fighting single combat taking into account functional asymmetry", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 14-15.
2. Anisimov, M. P. and Kuramshin, Yu.F. (2017), "Bases of a technique of a training of athletes of mixed martial arts at the initial stage of preparation", Scientific ensuring development of agrarian and industrial complex in the conditions of import substitution: international scientific conference faculty Scientific ensuring development of agriculture and decrease in technological hazards in the food sphere, St. Petersburg, part. 2, pp. 349-351.
3. Ashkinazi, S.M. and Klimov, K.V. (2016), Technical-tactical training of athletes in the integrated martial arts, monograph, St. Petersburg.
4. Berdichevskaya, E.M. (1999), "Profile of cerebral asymmetry and motor quality", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 43.
5. Godik, M.A. (1988), Sports metrology, Physical culture and sport, Moscow.
6. Efimova, I.V. and Kupriyanov, VA. (1995), "Functional asymmetry and its value in sports practice (on the example of sambo) ", Theory and practice physical culture, No. 2, pp. 23-24.
7. Kolesnikova, L.A. (2004), Technique of physical and technical and tactical training of young basketball players taking into account motor asymmetry, dissertation, Belgorod.
8. Ogurenkov, V.I. (1972), Technique of training in technical and tactical actions of boxers lefthanders taking into account factors of motive asymmetry, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2019
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЕННО-МОРСКОГО ВУЗА
Виктор Иванович Левченко, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Максим Александрович Блинов, кандидат военных наук, доцент, Евгений Михайлович
Панасенко, преподаватель, Филиал ВУНЦВМФ «Военно-морская академия» г.
Калининград; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий
Андреевич Тихончук, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрыты особенности организации и проведения физической подготовки с курсантами первого курса военно-морского вуза, показаны проблемы, которые не позволяют в полной мере реализовывать некоторые положения государственных образовательных стандартов в этом направлении подготовки. Также предложены пути повышения интереса курсантов военно-морского вуза к занятиям физической подготовкой, развития у них умений, навыков и личностных качеств.
Ключевые слова: образовательный процесс, курсанты, двигательная активность, мотивация к занятиям, физическая культура, физическая подготовка.
FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE FIRST COURSE OF NAVAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Victor Ivanovich Levchenko, the candidate ofpedagogical sciences, Head of department, Maxim Aleksandrovich Blinov, the candidate of military sciences, senior lecturer, Evgeny Mi-khaylovich Panasenko, the teacher, Military Educational Scientific Center of Navy branch Naval Academy, Kaliningrad; Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Communication, Novosibirsk; Arkady An-dreevich Tikhonchuk, the candidate of pedagogical sciences, the teacher, Military Institute of
Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
In the article, the features of the organization and carrying out physical training with cadets of the first course of naval higher education institution are unveiled; problems, which do not allow realizing to the full some provisions of the state educational standards in this direction of preparation, are shown. Ways of increase of interest of the cadets of naval higher education institution to occupations by physical training, development at them of abilities, skills and personal qualities are also offered.
Keywords: educational process, cadets, physical activity, motivation to occupations, physical culture, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Действующая система развития третьего уровня образования характеризуется значительными количественными и качественными изменениями, произошедшими в этой сфере и ставшими результатом модернизации и реформирования всей сферы высшего образования [1].
Исходя из этого, нами в период с 2016 по 2019 гг. был организован и проведен педагогический констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей процесса обучения курсантов первых курсов военно-морского вуза в условиях активного