Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОШЕЙ 13-15 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ'

МОДЕЛЬ СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОШЕЙ 13-15 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРЯЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ЮНОШИ 13-15 ЛЕТ / ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубасов Ю.А.

В статье представлена структура и содержание разработанной модели сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юношей 13-15 лет в процессе занятий единоборствами, и ее экспериментальное обоснование. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые смоделирован педагогический процесс в единоборствах (самбо), направленный на акцентированное развитие познавательных процессов юных единоборцев, в частности, оперативного мышления и невербального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубасов Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE CONJUGATE FORMATION OF COGNITIVE ABILITIES AND MOTOR ACTIONS OF YOUNG MEN AGED 13-15 YEARS IN THE PROCESS OF MARTIAL ARTS CLASSES

The article presents the structure and content of the developed model of the conjugate formation of cognitive abilities and motor actions of young men aged 13-15 years in the process of martial arts, and its experimental justification. The scientific novelty of the research consists in the fact that for the first time the pedagogical process in martial arts (sambo) is modeled, aimed at the accentuated development of cognitive processes of the young martial artists, in particular, operational thinking and nonverbal intelligence.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОШЕЙ 13-15 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ»

5. Post activation potentiation (PAP) and its application in the development of speed and explosive strength in female soccer players: A review / K. Pajerska et al. // Journal of Human Sport and Exercise. -2021. - Т. 16, № 1. - С. 122-135.

REFERENCES

1. Leutko, V.K. (2019), "Pre-activation of muscle activity", Results of scientific research by scientists of Moscow State University named after A.A. Kuleshov 2018: materials of the scientific and methodological conference, Mogilev, January 25 - 07, 2019, Mogilev State University named after A.A. Kuleshova, Mogilev, pp. 191-192.

2. Boullosa, D. (2021), "Post-activation performance enhancement strategies in sport: a brief review for practitioners", Journal Human Movement, Vol. 22, No. 3, pp. 101-109.

3. Garbisu-Hualde, A. and Santos-Concejero, J. (2021), "Post-Activation Potentiation in Strength Training: A Systematic Review of the Scientific Literature", Journal of Human Kinetics, Vol.78, No. 1, pp. 141-150.

4. Marcal Santos, W. et al. (2021), "Does different repetition duration modify the post-activation performance enhancement effects?", Journal Trends in Sport Sciences, Vol. 28, No. 4, pp. 273-280.

5. Pajerska, K. et al. (2021), "Post activation potentiation (PAP) and its application in the development of speed and explosive strength in female soccer players: A review", Journal of Human Sport and Exercise, Vol. 16, No. 1, pp. 122-135.

Контактная информация: fendel82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.08.2022

УДК 796.89

МОДЕЛЬ СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНОШЕЙ 13-15 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Юрий Андреевич Кубасов, аспирант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В статье представлена структура и содержание разработанной модели сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юношей 13-15 лет в процессе занятий единоборствами, и ее экспериментальное обоснование. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые смоделирован педагогический процесс в единоборствах (самбо), направленный на акцентированное развитие познавательных процессов юных единоборцев, в частности, оперативного мышления и невербального интеллекта.

Ключевые слова: сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий, юноши 13-15 лет, занимающихся единоборствами, модель педагогического процесса, оперативное мышление, невербальный интеллект.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p163-170

MODEL OF THE CONJUGATE FORMATION OF COGNITIVE ABILITIES AND MOTOR ACTIONS OF YOUNG MEN AGED 13-15 YEARS IN THE PROCESS OF

MARTIAL ARTS CLASSES Yuri Andreevich Kubasov, the post-graduate student, Bryansk State University of Academician

I.G. Petrovsky, Bryansk

Abstract

The article presents the structure and content of the developed model of the conjugate formation of cognitive abilities and motor actions of young men aged 13-15 years in the process of martial arts, and its experimental justification. The scientific novelty of the research consists in the fact that for the first time the

pedagogical process in martial arts (sambo) is modeled, aimed at the accentuated development of cognitive processes of the young martial artists, in particular, operational thinking and nonverbal intelligence.

Keywords: conjugate formation of cognitive abilities and motor actions, young men 13-15 years old engaged in martial arts, model of the pedagogical process, operational thinking, nonverbal intelligence.

ВВЕДЕНИЕ

Растущее количество исследований указывает на то, что регулярная физическая активность оказывает влияние на биологические реакции как в мышцах, так и в органах, которые, в свою очередь, изменяют структуру и функции мозга [4]. Это предположение вытекает из междисциплинарного подхода, который объединяет исследования из различных дисциплин, таких как кинезиология, анатомия человека, неврология. Стоит отметить растущий интерес психологии развития и образования к тому, чтобы сосредоточиться на аспектах, касающихся контекстуальных эффектов синергии тела и разума в течение жизни [4]. Исторически сложилось так, что спортивная наука уделяла особое внимание физическим характеристикам спортсменов, чтобы максимизировать их спортивные результаты; следовательно, основная работа тренеров была направлена на развитие физических и технических качеств спортсменов [4, 5]. Общепризнано, что спортсмены демонстрируют лучшие компетенции в таких двигательных навыках, как быстрота, сила, точность и эффективность двигательных реакций. Недавно эти предположения были подтверждены нейробиологическими исследованиями с использованием неинвазивных нейрофизиологических и нейровизуализационных методов, направленных на углубленное изучение как двигательных, так и когнитивных процессов. Первые включают подготовку, выполнение и воображение, последние охватывают нейронную деятельность, такую как восприятие, распознавание стимулов, принятие решений и т.д. С точки зрения развития, исследование мозга взрослого спортсмена особенно подходит для углубленного анализа нейропластичности мозга, учитывая их длительные тренировки и практику, часто начинающиеся очень рано в детстве. Исследования нейропсихологии развития демонстрируют тесную связь между физической подготовкой и развитием и функционированием мозга с раннего детства [1, 4]. Эта взаимосвязь определяется физиологическими и психологическими механизмами и адекватной физической подготовкой, которые способствуют развитию у детей специфического когнитивного функционирования и целенаправленного поведения. На сегодняшний день в научной литературе подтверждается причинно-следственная связь между регулярной физической активностью и развитием мозга, особенно в области префронтальной коры [1, 2, 4]. Такая связь объясняется тем, что физическая активность действует путем усиления выработки нейротрофинов, синаптогенеза и ангиогенеза с последующим улучшением когнитивных функций, таких как скорость обработки информации, использование стратегий планирования и контроля, оперативная и долговременная память, внимание. Этот эффект особенно силен для исполнительных функций, участвующих в планировании и выборе стратегий, которые регулируют и контролируют целенаправленное поведение, такое как кодирование, оценка стимулов, выбор ответа или торможение и выполнение ответа. Предполагается, что на исполнительную функцию также могут влиять физические и спортивные занятия у детей. Следовательно, для исследователей и практиков крайне важно определить, какие виды спорта способны улучшить развитие как в двигательной, так и в когнитивной областях. В исследованиях показано, что единоборства повышают аэробную работоспособность, в связи с чем также могут способствовать улучшению когнитивного функционирования, включая время двигательной реакции, скорость обработки информации, память, внимание. Следовательно, вполне вероятно, что преимущества единоборств могут быть расширены для прогнозирования улучшения двигательных способностей и когнитивных функций детей. Учитывая вышесказанное, в данном исследовании рассматривается ключевая роль, которую единоборства, в частности самбо, играют в развитии когнитивных способностей подростков, в том числе, в связи с внедрением экспериментальной модели сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных дей-

ствий юношей 13-15 лет в процессе занятий единоборствами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В спортивной подготовке юных спортсменов, на наш взгляд, перспективным является метод педагогического моделирования, благодаря которому может быть разработана модель развития его физкультурно-спортивной компетенции, основу которой составляет сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий юношей. Отметим, что модель должна быть рабочим инструментом, который делает возможным выразительное «видение» внутренней структуры объекта или процесса исследования, систему влияния на нее факторов, ресурсное обеспечение развития. Практическая ценность модели в педагогическом исследовании определяется ее адекватностью свойствам исследуемого объекта, а также правильностью применения основных принципов моделирования - наглядности, определенности и объективности. Результатом педагогического моделирования является соответствующая модель, а в нашем исследовании - субъектно-деятельностная модель сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юношей 13-15 лет в процессе занятий единоборствами. Предложенная модель (рисунок 1) состоит из пяти блоков: целево-методологического, содержательного, субъектного, организационно-процессуального и диагностирующего.

Целево-методологический блок содержит цель и задачи сопряженного развития познавательных процессов и формирования двигательных действий.

Основой для определения цели является направленность на развитие значимых для вида спорта качеств и способностей. Их развитие должно основываться на современном соревновательном опыте с учетом требований основных методологических подходов к сопряженному формированию познавательных способностей и двигательных действий в самбо - системного, компетентностного, контекстного и субъектно-деятельностного.

В ходе моделирования субъектно-деятельностной модели сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юношей 13-15 лет в процессе занятий единоборствами системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов взаимосвязи между ними, предусматривает определение структурно-функциональных блоков (целево-методологического, содержательного, субъектного, организационно-процессуального, диагностирующего) и их закономерных связей и взаимодействий, основных составляющих (целей, содержания, методов, форм, средств, критериев оценки и ее результата).

Компетентностный подход заключается в четкой направленности развития познавательных способностей юношей, занимающихся единоборствами, сосредоточенности на выходных результатах решения педагогической проблемы - развития способностей выполнять практические задачи, которые ставятся перед спортсменами в процессе соревновательной деятельности с помощью полученных и усвоенных теоретических знаний и практических умений. В разработанной субъектно-деятельностной модели компетентностный подход направлен на развитие и совершенствование необходимых знаний по конкретным аспектам физической, технической, тактической, психологической, соревновательной и интегральной подготовки избранного вида спорта, подготовленности юных спортсменов к выполнению задач в типичных и неопределенных ситуациях соревновательной деятельности. Важным для нашего исследования является контекстный подход, который заключается в последовательном контекстном моделировании содержания соревновательной деятельности в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов. Субъектно-деятельностный подход побуждает субъектов обучения - тренеров и спортсменов - к самостоятельности, автономности и ответственности за результаты деятельности, поскольку в педагогической науке этот подход заключается в двойной направленности: с позиции педагога и с позиции учащегося как субъектов деятельности. Их субъектность проявляется в осознании и восприятии целей, содержания, методов, средств и результатов деятельности, способности

быть творческим субъектом педагогической и учебной деятельности. Для обеспечения эффективности сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юных спортсменов необходимо, чтобы особенности построения и организации учебно-тренировочной деятельности соответствовали их ценностно-мотивационной сфере. С развитием мотивации у субъекта повышаются творческая активность и интеллектуальные возможности, усиливается познавательная активность._

Педагогические условия: педагогическое моделирование сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юных спортсменов, занимающихся единоборствами; разработка авторской технологии преподавания единоборств юношам 1315 лет; определение критериев и показателей оценивания уровня развития познавательных способностей юных спортсменов; применение активных и интерактивных методов обучения, моделирования соревновательных заданий в учебно-тренировочном процессе; проведение психотехнического тренинга в качестве средства психологический подготовки

О

О

О

О

Целево-методологический блок

Цель - сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий юных спортсменов 13-15 лет, занимающихся единоборствами_

Методологические подходы: системный, компетент-ностный, контекстный, субъектно-деятельностный

Принципы: научности, системности, комплектности и последовательности, динамичности, прикладной и субъектной направленности

Задачи:

1) Развитие ценностно-мотивационного компонента;

2) Развитие когнитивного компонента (познавательные функции);

3) Развитие эмоционально-волевого компонента;

4) Развитие деятельностного компонента (физическая, техническая, психологическая, соревновательная подготовленность);

5) Развитие субъектного компонента._

Содержательный блок

Образовательный процесс, отвечающий следующим требованиям: обеспечение подготовки, приближенной к условиям соревновательной деятельности; учет реальных возможностей образовательного процесса; обеспечение практической направленности развития познавательных способностей юных спортсменов с учетом требований избранного вида спорта; обеспечение единства обучения, воспитания, развития и психологической подготовки юных спортсменов._

Тренер

активность

самодетерминированность

Субъективный блок

Юные спортсмены 13-15 лет

самостоятельность

ответственность

самоорганизованность

Организационно-процессуа льный блок

Этапы сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных дей-_ствий юных спортсменов, занимающихся единоборствами_

Д

Мотивационно-знаниевый

Формы организации обучения: учебно-тренировочные занятия, соревновательная деятельность, индивидуальная и групповая; под руководством тренера и самостоятельная

0

Д

Развивающий

Методы: традиционные; активные; методы физической, технико-тактической, психологической подготовки

0

Д

Завершающий

Средства: специальные физические упражнения, моделирование соревновательной деятельности

0

Технология преподавания единоборств юношам 13-15 лет, направленная на сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий юных _спортсменов._

Диагностический блок

Критерии оценивания эффективности процесса обучения

Д

Мотивационный

Эмоционально-волевой

Д

Когнитивный

Д

Деятельностью

Субъектный

Д

Результат - развитие познавательных способностей и формирование двигательных действий юношей 13-15 лет, занимающихся единоборствами, повышение их умствен_ной работоспособности_

Рисунок - Модель сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юношей

13-15 лет в процессе занятий единоборствами

О

Во время моделирования сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юных спортсменов мы применяли следующие принципы: научности (использование современных достижений в педагогике, психологии, спортивной тренировки, воспитании); системности (прослеживание всех признаков системы - логики процесса развития познавательных способностей, его взаимосвязи с формированием двигательных действий, целостности), комплексности (определение форм организации обучения, видов учебно-тренировочных занятий, методов и средств для каждого компонента познавательных способностей) и последовательности (логического размещения элементов решения педагогической проблемы для последовательного усвоения учебного материала); динамичности (постепенного воздействия на приобретение знаний по различным аспектам спортивной подготовки и увеличения объема нагрузок во время выполнения специальных упражнений); прикладной и субъектной направленности (осознание целей учебно-тренировочной деятельности и своевременного адекватного реагирования на развитие познавательных и двигательных способностей), контекстности и непосредственной связи с соревновательной практикой (моделирование соревновательной деятельности).

Цель модели - отобразить системное, последовательное и контекстное сопряженное формирование познавательных способностей и двигательных действий юных спортсменов, занимающихся единоборствами.

Для достижения цели определены следующие задачи: мотивирование юных спортсменов к развитию их познавательных способностей; повышение уровня их стрессоустой-чивости и улучшение эмоционально-волевой саморегуляции в процессе сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий; целенаправленное развитие психических и физических качеств.

Содержательный блок. Во время моделирования смыслового блока мы придерживались таких требований: обеспечение подготовки, приближенной к условиям соревновательной деятельности; учет реальных возможностей образовательного процесса; обеспечение практической направленности развития познавательных способностей юных спортсменов с учетом требований избранного вида спорта; обеспечение единства обучения, воспитания, развития и психологической подготовки юных спортсменов.

Содержание сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юных спортсменов, занимающихся единоборствами, основывается на определенных принципах обучения и направлено на развитие структурных компонентов подготовленности юношей: ценностно-мотивационного (отражает ценностное отношение к занятиям избранным видом спорта, потребности, мотивы и мотивацию, интерес к учебно -тренировочной и соревновательной деятельности); когнитивного (направлен на развитие значимых познавательных способностей); эмоционально-волевого (выполнения специальных задач на фоне усталости, умение самостоятельно регулировать собственные психические процессы, улучшать эмоционально-волевую саморегуляцию); деятельностного (выполнение упражнений с отработкой задач, связанных с восприятием, практическим мышлением, умением запоминать, внимательностью, оперативностью практического мышления); субъектного (осознание необходимости развивать собственные познавательные процессы в сопряжении с формированием двигательных действий и физических способностей, способность к объективной самооценке и саморефлексии по их развитию).

Организационно-процессуальный блок является одной из главных составляющих модели сопряженного формирования познавательных способностей и двигательных действий юношей 13-15 лет в процессе занятий единоборствами. При его разработке учтена необходимость обеспечения обратной связи между субъектами учебного процесса - тренером и юным спортсменом. Этому способствует соответствующая технология преподавания единоборств юношам 13-15 лет. Диагностический блок содержит следующие критерии и показатели: мотивационный (мотивация к сопряженному формированию познавательных способностей и двигательных действий); когнитивный (оценка познавательных способно-

стей, умственной работоспособности); эмоционально-волевой (эмоциональное состояние, стрессоустойчивость и социальная адаптированность); деятельностный (физическая, техническая и тактическая подготовленность в избранном виде спорта); субъектный (самооценка и общая интернальность по развитию познавательных способностей). На основании полученных результатов возможна корректировка задач, содержания, форм, методов и средств ее развития.

В исследовании приняли участие юноши 13-15 лет, регулярно занимающиеся самбо не менее 5-ти лет, 4 раза в неделю, которые были распределены случайным образом в две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 14 спортсменов в каждой. В рамках данной статьи мы рассмотрели влияние применения экспериментальной модели на развитие оперативного мышления и невербального интеллекта юных спортсменов, занимающихся единоборствами (самбо). Наиболее удобным, доступным, эффективным и информативным для оценки оперативного мышления является тест А.В. Родионова «Игра-3» [3]. Эта методика проверена многими практиками и применяется в исследованиях ученых в различных видах спорта. Нами использовался его компьютерный вариант - тест-тренажер «Фишки», используемый для диагностики оперативного мышления. Уровень развития невербального интеллекта (способности реализовывать конструктивные решения) определялся с помощью теста «Кубики Коосса» [3].

Для установления исходных данных с помощью теста по выявлению оперативного мышления в обеих группах получены определенные результаты его уровня, который определялся по количеству ходов и по времени выполнения теста «Фишки» на тактическое решение (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты теста на определение уровня игрового мышления «Фишки» в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента, Х±о_

Этап эксперимента Группа Количество ходов Время выполнения, c

До эксперимента КГ (n=14) 37,6±12,6 43,5±12,7

ЭГ (n=14) 36,8±13,3 45,3±13,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t, р 0,54, >0,05 0,51, >0,05

После эксперимента КГ (n=14) 36,32±12,6 37,15±11,9

ЭГ (n=14) 21,1±9,9 28,5±9,6

t, р 3,77, <0,01 3,53, <0,01

Так, спортсмены экспериментальной группы улучшили количественный показатель теста в среднем на 16,5 ходов (1=3,08, р<0,05), а хоккеисты контрольной группы - всего на 1,28 ходов (1=0,23, р>0,05). рассматривая и сравнивая полученные результаты времени выполнения теста, следует отметить, что самбисты экспериментальной группы ускорили выполнение заданий теста в среднем на 16,8 с (1=3,19, р<0,05), а спортсмены контрольной группы - на 6,35 с (1=0,77, р>0,05). Следует отметить и тот факт, что при сравнении изменений временных показателей теста в экспериментальной и контрольной группах выяснялась скорость восприятия и решения оперативно-тактических задач и выявлена статистически значимая величина (1=3,53, р<0,01), разница в показателе между группами составляет 10,45 с. Все это свидетельствует об изменении средних временных показателей в тесте по выявлению оперативного мышления у спортсменов экспериментальной группы под влиянием внедренной экспериментальной модели, основанной на активизации мыслительных процессов юных спортсменов.

В таблице 2 представлены результаты теста на определение способности реализовы-вать конструктивные решения «Кубики Коосса» в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента.

Согласно данным таблицы 2, до эксперимента контрольная и экспериментальная группы достоверно не различались по исследуемому показателю, являющемуся компонентом игрового мышления (р>0,05).

По завершении педагогического эксперимента выявлено достоверное изменение показателя в экспериментальной группе, а также статистически достоверные различия между результатами контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 2 - Результаты теста на определение способности реализовывать конструктивные решения «Кубики Коосса» в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента, Х±о_

Этап эксперимента Группа «Кубики Коосса»

Комбинация из 4-х кубиков, очки Комбинация из 9-ти кубиков, очки

До эксперимента КГ (n=10) 5,3±0,9 5,1±0,8

ЭГ (n=10) 5,2±0,8 4,9±0,8

р >0,05 >0,05

После эксперимента КГ (n=10) 5,1±0,8 5,3±0,7

ЭГ (n=10) 6,7±0,5 6,4±0,6

р <0,01 <0,01

В тесте «Кубики Коосса», в задании на складывание комбинация из 4-х кубиков результат в экспериментальной группе улучшился на 22,4% (t=3,89, р<0,01), в контрольной -результат незначительно ухудшился - на 3,9% (t=0,14, р>0,05); в задании на складывание комбинация из 9-ти кубиков результат в экспериментальной группе улучшился на 23,4% (t=3,96, р<0,01), в контрольной группе - на 3,8% (t=0,34, р>0,05).

РЕЗЮМЕ

Проведенные исследования показывают изменение результатов в тесте по выявлению игрового мышления как по количеству ходов, так и по времени, на достоверные величины в экспериментальной группе спортсменов 13-15 лет, занимающихся единоборствами, то же касается результатов тестов на невербальный интеллект. Это объясняется тем, что у спортсменов экспериментальной группы основное внимание на тренировочных занятиях уделялось сопряженному развитию познавательных способностей и формированию двигательных действий, что требовало реализации мыслительной деятельности и позволило существенно улучшить показатели решение тестовых задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костюнина Л.И. Организационно-педагогические условия развития познавательных способностей спортсменов в процессе спортивной подготовки / Л.И. Костюнина // Актуальные проблемы физиологии, физической культуры и спорта: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2015. - С. 185- 90.

2. Мальцев, Г.С. Модель построения годичного цикла подготовки самбистов-юниоров на основе блоковой периодизации спортивной тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мальцев Григорий Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2020. - 25 с.

3. Развитие тактического мышление юных баскетболисток 11-12 лет на начальном этапе подготовки / А.А. Орехов, О.В. Ильичёва, Я.В. Сираковская, А.В. Лаптев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 239 - 243.

4. Neural efficiency» of experts' brain during judgment of actions: A high-resolution EEG study in elite and amateur karate athletes / C. Babiloni, N. Marzano, F. Infarinato [et al] // Behav Brain Res., 2010. -No. 207(2). - P. 466-475.

5. Sterkowicz-Przybycien, K. Meta-analysis to determine normative values for the special judo fitness test in male athletes: 20+ years of sport-specific data and the lasting legacy of Stanislaw Sterkowicz / K. Sterkowicz-Przybycien, , D.H. Fukuda, , E. Franchini // 2019. - Sports. - No 7(8). - URL: https://www.mdpi.com/2075-4663/7/8/194/htm (дата обращения: 01.06.2022).

REFERENCES

1. Kostyunina, L.I. (2015), "Organizational and pedagogical conditions for the development of cognitive abilities of athletes in the process of sports training", Actual problems of physiology, physical culture and sports: a collection of materials of the international scientific and practical conference, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, pp. 185-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.