Научная статья на тему 'Формирование логических компонентов технико-тактических действий в единоборствах на основе самбо'

Формирование логических компонентов технико-тактических действий в единоборствах на основе самбо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМБО / ЕДИНОБОРСТВО / ДИНАМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / DYNAMIC SITUATIONS / TACTICAL AND TECHNICAL ACTION / TRAINING PROCESS / SAMBO COMBAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров М. К.

Проблема формирования двигательных умений и навыков и тренировочных воздействий с учетом индивидуально-типологических характеристик спортсменов занимает особое место в системе учебно-тренировочного процесса. Основной вектор развития единоборств направлен в сторону решения серьезных проблем технико-тактической подготовки юных спортсменов с учетом современных требований соревновательной деятельности. Как показывает обзор научной литературы, в самбо нет достаточно научного обоснования содержания и структуры учебно-тренировочного процесса по совершенствованию технико-тактических приемов, не хватает обобщающих работ отечественных и зарубежных специалистов, что и побудило к изучению данной проблемы. Статья посвящена формированию логических компонентов технико-тактических действий в единоборстве на основе самбо. В работе рассматривается процесс совершенствования технико-тактического мастерства с использованием модульно-ситуационного подхода, который позволяет активизировать развитие базовых физических качеств и психомоторных способностей борцов. Предлагаемый нами модульно-ситуационный подход обладает большой педагогической возможностью по воздействию на организм, позволяет осуществлять двигательную деятельность спортсменов, занимающихся по заранее составленной программе, строго регламентировать нагрузку, точно дозировать интервалы отдыха, что дает возможность эффективно осваивать технику. Как показала практика, применение модульно-ситуационного подхода является физиологически обоснованным решением и позволяет активизировать развитие базовых физических качеств и психомоторных способностей юных борцов для определенной динамической ситуации, закладывает фундамент спортивного мастерства для овладения сложными соревновательными тактико-техническими действиями с последующим их совершенствованием. Как показал педагогический эксперимент, успешность повышения физической и технической подготовленности юных борцов самбо обусловлено, с одной стороны, современной, технически оснащенной базой обучения, высоким профессиональным уровнем педагогов, а с другой стороны, большой заинтересованностью борцов самостоятельно и качественно осваивать учебный материал по борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умаров М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the formation of motor skills and training effects, taking into account individual-typological characteristics of athletes occupies a special place in the training process. The main vector of development of martial arts directed toward addressing the serious problems of technical and tactical training of young athletes to meet modern standards of competitive activity. A review of the scientific literature, Sambo is not enough scientific evidence content and structure of training training process to improve the technical tactics, lacks general works of domestic and foreign experts, which prompted the study of this problem. Article is devoted to the formation of the logical components of technical and tactical actions in combat on the basis of Sambo. In this paper the process of improving the technical and tactical skills using situational modular approach that allows to activate the development of basic physical qualities and psychomotor abilities fighters. Our proposed modular situational approach has great pedagogical opportunity to influence the body, allows the motor activity of athletes involved on a pre-made program, strictly regulate the load, precise dosing intervals of rest, which makes it possible to effectively master the technique. As shown, the use of modular-situational approach is physiologically-based solution and allows development to intensify ment of basic physical qualities and psycho motor abilities of young fighters for certain dynamic situation, laying the foundation for sportsmanship mastery of complex competitively tactical and technical operations followed their improvement. As shown pedagogical experiment, the success of increasing physical and technical preparedness of young fighters Sambo due, on the one hand, modern, technically equipped base training, high professional level of teachers, on the other hand, a large party of fighters independently and efficiently develop training material to fight.

Текст научной работы на тему «Формирование логических компонентов технико-тактических действий в единоборствах на основе самбо»

ОБРАЗОВАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ЕДИНОБОРСТВАХ

НА ОСНОВЕ Самбо

М.К. УМАРОВ, доц. каф. физической культуры и спортаМГУЛ, асп. ВНИИФК

murad-u@mail.ru, shetoma@mail.ru ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ

Проблема формирования двигательных умений и навыков и тренировочных воздействий с учетом индивидуально-типологических характеристик спортсменов занимает особое место в системе учебно-тренировочного процесса. Основной вектор развития единоборств направлен в сторону решения серьезных проблем технико-тактической подготовки юных спортсменов с учетом современных требований соревновательной деятельности. Как показывает обзор научной литературы, в самбо нет достаточно научного обоснования содержания и структуры учебно-тренировочного процесса по совершенствованию технико-тактических приемов, не хватает обобщающих работ отечественных и зарубежных специалистов, что и побудило к изучению данной проблемы. Статья посвящена формированию логических компонентов технико-тактических действий в единоборстве на основе самбо. В работе рассматривается процесс совершенствования технико-тактического мастерства с использованием модульно-ситуационного подхода, который позволяет активизировать развитие базовых физических качеств и психомоторных способностей борцов. Предлагаемый нами модульно-ситуационный подход обладает большой педагогической возможностью по воздействию на организм, позволяет осуществлять двигательную деятельность спортсменов, занимающихся по заранее составленной программе, строго регламентировать нагрузку, точно дозировать интервалы отдыха, что дает возможность эффективно осваивать технику. Как показала практика, применение модульно-ситуационного подхода является физиологически обоснованным решением и позволяет активизировать развитие базовых физических качеств и психомоторных способностей юных борцов для определенной динамической ситуации, закладывает фундамент спортивного мастерства для овладения сложными соревновательными тактико-техническими действиями с последующим их совершенствованием. Как показал педагогический эксперимент, успешность повышения физической и технической подготовленности юных борцов самбо обусловлено, с одной стороны, современной, технически оснащенной базой обучения, высоким профессиональным уровнем педагогов, а с другой стороны, большой заинтересованностью борцов самостоятельно и качественно осваивать учебный материал по борьбе.

Ключевые слова: самбо, единоборство, динамические ситуации, тактико-технические действия, учебнотренировочный процесс.

А1

нализ тенденции развития современных единоборств показывает, что проблема формирования двигательных умений и навыков и тренировочных воздействий с учетом индивидуально-типологических характеристик спортсменов занимает особое место в системе учебно-тренировочного процесса. Развитие единоборств показывает, что основной вектор направлен в сторону решения серьезных проблем технико-тактической подготовки юных спортсменов с учетом современных требований соревновательной деятельности. В спортивной борьбе, в частности самбо, нет достаточно научного обоснования содержания и структуры учебно-тренировочного процесса по совершенствованию технико-тактических приемов, не

хватает обобщающих работ отечественных и зарубежных специалистов, что и побудило к изучению данной проблемы. [1, 2, 4, 5, 7, 8]. Цель современных единоборств заключается в обеспечении такого уровня технико-тактической и физической подготовленности, которая способствует, успешному решению задач спорта высших достижений. Для решения поставленных задач нужны новые методы и средства в области современных единоборств (Зациорский В.М., 1970; Коблев Я.. К., 1991 А.А.Новиков, Г.С.Туманян, В.М.Дьячков, 1968,1971; Ч.ТИванков (2007, 2011).

Целью исследования является повышение эффективности технико-тактических действий юных самбистов в соревновательной деятельности. Объект исследования

- процесс совершенствования технико-тактического мастерства с применением модульно

- ситуационного подхода. Предмет исследования - методы формирования логических компонентов технико-тактичесих действий в

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

241

ОБРАЗОВАНИЕ

конкретных динамических ситуациях (КДС) соревновательной деятельности. Гипотеза исследования. Предполагается, что применение принципов развития логических компонентов технико-тактичесих действий с учетом модульно-ситуационной организации соревновательной деятельности (СД) повысит эффективность и результативность техникотактического мастерства юных самбистов.

Организация исследования. Исследование было организованно в 2 этапа. На первом этапе проводилось первичное изучение состояния вопроса по данным литературных источников, беседы, опросы, тестирования. Разрабатывалась программа педагогического эксперимента. На втором этапе проводилась организация и проведение педагогического эксперимента.

Организация и результаты педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2012г. по апрель 2013 г. на модели подготовки борцов сборной команды г. Москвы. Для изучения влияния логических компонентов техникотактических действий в самбо была организована экспериментальная и контрольная группы по 15 человек в каждой. Как показало тестирование, эти группы были идентичны по физическим и техническим показателям. В контрольной группе структура методики физической и технической подготовки юных борцов проводилась по традиционно принятой программе в ДЮСШ. В экспериментальной группе применялась разработанная нами модульно-ситуационная система логических компонентов технико-тактических действий юных спортсменов с учетом конкретных динамических ситуаций в спортивной борьбе самбо.

Педагогический эксперимент проводили в течение учебного года с учетом поставленных задач, которые последовательно решались в процессе эксперимента. Особенности работы в экспериментальной группе: применялись индивидуальные и групповые карточки - задания в КДС, развивающие самостоятельность юных борцов при выполнении логических компонентов техникотактических действий и создание условий

совершенствования ведущего или базового компонента СТТД с учетом конкретных динамических ситуаций в единоборствах.

Выявлялись уровни физической и технической подготовленности для данного контингента занимающихся с учетом индивидуальных особенностей.

Оценивалось время по реализации комбинаций обманных движений, раскрытие и опережение действий противника, рациональный выбор дистанции для атаки, умение предугадывать действия противника, готовность к мгновенному реагированию и нейтрализации его.

В начале педагогических экспериментов контрольные и экспериментальные группы не имели достоверных различий по соответствующим для каждого этапа показателям. По мере наступления тренированности у юных борцов в учебно-тренировочном процессе особое внимание уделялось организации и реализации КДС, так как это связано с качеством проведения СТТД и тренировочными нагрузками. Нерационально проведенная организация и реализация КДС отрицательно сказываются на качестве выполнения движений и вызывают временное ухудшение показателей СД. Модульно-ситуационный подход обладает большими педагогическими возможностями по воздействию на организм; позволяет осуществлять двигательную деятельность спортсменов, занимающихся по заранее составленной программе; позволяет строго регламентировать нагрузку; точно дозировать интервалы отдыха, что дает возможность эффективно осваивать технику. Кроме того, введение в состав занятий элементов динамических ситуаций соревнований способствуют творческому восприятию занимающихся, целостное восприятие технических действий и его компонентов.

Применение модульно-ситуационного подхода является физиологически обоснованным и позволяет активизировать развитие базовых физических качеств и психомоторных способностей юных борцов.

Педагогический эксперимент показал, что участники экспериментальной группы быстрее выполняют борцовские тесты по ре-

242

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

ОБРАЗОВАНИЕ

ализации комбинаций обманных движений, раскрытию и опережению действий противника - на 0,8с.(р < 0,05). Участники экспериментальной группы быстрее и рациональнее выбирают дистанцию для атаки - на 0,7 с (р < 0,05).

Борцы ЭГ предугадывают действия противника и готовность к мгновенному реагированию - на 0,9 с (р < 0,05).

Борцы ЭГ овладели тактическими элементами единоборств по организации КДС и нейтрализации действий противника- на 0,6 с (р < 0,05).Программа физической и технической подготовленности юных борцов для ДЮСШ была составлена таким образом, чтобы реализация программы оказывала комплексное воздействие на техническую и физическую подготовку.

Обсуждение результатов исследования. Успешность повышения физической и технической подготовленности юных борцов самбо обусловлено, с одной стороны, современной, технически оснащенной базой обучения, высоким профессиональным уровнем педагогов, а с другой стороны, большой заинтересованностью борцов самостоятельно и качественно осваивать учебный материал по борьбе.

Возможности юных борцов определяются, прежде всего, такими качествами, как умение участников экспериментальной группы на основе непрерывной оценки ситуаций и положения частей тела противника более рационально проводить организацию и реализацию КДС быстрым и точным броском, опережая противника, овладевать борцовскими умениями; обладать необходимым уровнем развития гибкости, подвижности в суставах, а также ловкостью и координационными способностями скоростно-силового характера и комплексного их применения в [1-3, 5, 6, 8]. Как правило, в ДЮСШ в достаточной степени не уделяют внимание развитию этих качеств с учетом КДС, поскольку программа по физическому воспитанию носит валовый характер. Причем, на протяжении многих лет обучение в ДЮСШ по типовой программе проводилось разбросанно и занимающееся, в лучшем случае, успевали только ознакомить-

ся с тем или техническим действием приема на базе методических разработок начального обучения. Как правило, обучение по такой схеме не дает возможности закрепить умения и навыки данного раздела программы и развить физические качества с учетом динамических ситуаций. Следовательно, только при введении логических компонентов технико-тактических действий с учетом модульноситуационной организации СД в программу единоборств в ДЮСШ произошел перелом в методике обучения и совершенствования СТТД. В результате, занимающиеся экспериментальной группы освоили СТТД значительно качественнее и быстрее.

Выявлено, что содержание экспериментальной программы по самбо оказало положительное влияние не только на развитие физических качеств, но и на результативность СД. Так, юные борцы 12-14 лет (ЭГ) превосходили борцов 12-14 лет (КГ) по результативности. Ими были завоеваны призовые места на уровне первенства г. Москвы: 3-первых места, 2 вторых; на уровне РФ - 1 - первое, 3 - вторых. Положительно сказалось это на наборе в секцию самбо, количество желающих посещать секцию увеличилось на 75 %.

Выводы

1. Выявлено, что освоение технических приемов самбо на основе модульно- ситуационной системы логических компонентов технико-тактических действий приводит к существенному повышению уровня развития СТТД.

2. Разработанные методы организации и реализации КДС способствует повышению эффективности технических приемов самбо в условиях СД.

3. Выявлено, что спортсмены ДЮСШ упускают возможность организации и реализации КДС в период становления техникотактического мастерства на основе применения логических компонентов .

4. Экспериментально доказано, что освоение единоборств с учетом организации и реализации КДС в экспериментальных группах приводит к существенному повышению уровня развития и приросту физических

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

243

ОБРАЗОВАНИЕ

качеств борцов: скоростные - 16.5 %, скоростно-силовые - 14.5 %; координационные способности -17.1 %.

Библиографический список

1. Амосов, Н.М. Сердце и физические упражнения / Н.М. Амосов, И.В. Муравов. - М.: Знание 1985. - 125с.

2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.

3. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991.- 64 с.

4. Бабаков, А.И. Диалектика национального и интернационального в системе физического воспитания детей и молодежи: монография. - Владимир: «Собор», 2012 - 236 с.

5. Дьячков, В.М. Надежность в спорте как проблема интегральной готовности к заданной эффективности спортивных действий // Научные труды конф. - М.: ВНИИФК.1971. - С. 66-68.

6. Белых-Силаев, Д.В. Мультимедиа технологии в образовании: исторический аспект рассмотрения. Материалы конференции / Д.В. Белых-Силаев, Ч.Т Иванков. - М.: МГПУ ПИФКиС, 2013. - С. 191-193.

7. Иванков, Ч.Т. Методика технико-тактического совершенствования атакующих действий юных борцов в системе общеобразовательной средней школы дополнительного образования / Ч.Т. Иванков, Г.Д. Костин, М.В. Арустамян, С.В. Желтоухов // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2012.- № 6. - С. 44-50.

8. Иванков, Ч.Т. Нейтрализация экстремальных ситуаций в прикладных видах спорта при сочетании физических нагрузок и технической подготовки в тренировке юных спортсменов / Ч.Т. Иванков, Г.Д. Костин, М.В. Арустамян, С.В. Желтоухов //

Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта, 2012. - № 3. - С. 6-9.

9. Иванков, Ч.Т. Физическая культура как предмет образовательного процесса / Ч.Т. Иванков, Н.Н. Каргин // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2009.- № 5. - С. 45.

10. Иванков, Ч.Т. Технология физического воспитания в высших учебных заведениях / Ч.Т. Иванков, С.А. Литвинов. - М.: МГПУ, 2014. - С. 350.

11. Логинов, Л.В. Преодоление вредных привычек среди детей и молодежи средствами физической культуры и спорта: монография / Л.В. Логинов, Н.М. Магомедов, А.И. Бабаков. - Владимир: «Собор», 2012 - 288 с.

12. Магомедов, Н.М. Воспитание патриотических и интернациональных качеств борцов: монография / Н.М. Магомедов, Л.В. Логинов, А.И. Бабаков. - Владимир. «Собор», 2012 - 256 с.

13. Магомедов, Н.М. Воспитание юных борцов в многонациональных спортивных коллективах: учебное пособие / Н.М. Магомедов, А.И. Бабаков; Вла-дим. - Владимир. «Собор», 2012. - 132 с.

14. Новиков, А.А. Апробация новой технологии подготовки дзюдоисток / А.А. Новиков, В.В. Извеков, Ю.А. Ипполитов, А.В. Ишков, Ж.К. Оналбек // Сборник научных труды 2001 г. - М.: Гос. ком. РФ по физ.культ. и спорту, ВНИИФК, 2002.

15. Новиков, А.А. Стратегия подготовки сборных команд Российской федерации к Олимпийским играм 2004 и 2008 гг. / А.А. Новиков, Ю.А. Ипполитов, С.В. Соколова // Теор. и практ. физ. культ., 2002. - № 1.

16. Новиков, А.А. Научно-исследовательский стенд для исследования модельных характеристик в фехтовании / А.А. Новиков, Ю.А. Ипполитов, В.Г. Герасименко, А.В. Ишков // Сборник научн. труд. 2001 г. - М.: Гос. ком. РФ по физ. культ. и спорту, ВНИИФК, 2002.

FORMATION OF LOGIC COMPONENTS OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN SINGLE COMBATS ON THE BASIS OF SAMBO

Umarov M.K., Associate Professor of Department. Physical Culture and Sports MFSU, graduate student VNIIFK

murad-u@mail.ru, shetoma@mail.ru Moscow State Forest University (MSFU) 1st Institutskaya st., 1, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia

The problem of the formation of motor skills and training effects, taking into account individual-typological characteristics of athletes occupies a special place in the training process. The main vector of development of martial arts directed toward addressing the serious problems of technical and tactical training of young athletes to meet modern standards of competitive activity. A review of the scientific literature, Sambo is not enough scientific evidence content and structure of training - training process to improve the technical - tactics, lacks general works of domestic and foreign experts, which prompted the study of this problem. Article is devoted to the formation of the logical components of technical and tactical actions in combat on the basis of Sambo. In this paper the process of improving the technical and tactical skills using situational modular approach that allows to activate the development of basic physical qualities and psychomotor abilities fighters. Our proposed modular situational approach has great pedagogical opportunity to influence the body, allows the motor activity of athletes involved on a pre-made program, strictly regulate the load, precise dosing intervals of rest, which makes it possible to effectively master the technique. As shown, the use of modular-situational approach is physiologically-based solution and allows development to intensify ment of basic physical qualities and psycho — motor abilities of young fighters for certain dynamic situation, laying the foundation for sportsmanship mastery of complex — competitively tactical and technical

244

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

ОБРАЗОВАНИЕ

operations followed their improvement. As shown pedagogical experiment, the success of increasing physical and technical preparedness of young fighters Sambo due, on the one hand, modern, technically equipped base training, high professional level of teachers, on the other hand, a large party offighters independently and efficiently develop training material to fight.

Key words: Sambo combat, dynamic situations, tactical and technical action, the training process.

References

1. Amoz N.M, ants IV Heart and Exercise Knowledge 1985 . pp 125.

2. Balsevich VK Ontokineziologiya rights / V K. Balsevich . M. : The Theory and Practice of Physical Culture , 2000 . - 275 .

3. Vaynbaum YS Dosing of physical activity students. : Education, 1991 . - 64 .

4. Babakov A.I.Dialektika national and international system of physical training in children and youth: monograph / AI Babakov , Vlad. Reg. Univ . AG and NG Stoletovs . - Vladimir . Vladimir’s book publishing house of «Cathedral» , 2012 - 236 p. - 15VY 978-5-904418-78-6 /

5. Dyachkov VM Reliability in the sport as an integral problem preparedness certain efficiency sports activities \ \ Science -Proceedings Conf. -M . : VNIIFK.1971. -C . 66-68 .

6. White - The Power DV, IvankovCh.T . « Multimedia Technologies in Education: the historical aspect of consideration» ( Proceedings of the conference ) . -M . : MSPU PIFKiS , 2013 . - S. 191-193 .

7. Ivankov CH.T. Kostin, GD, Arustamian MV , . Zheltouhov SV « Methods of technical - tactical perfection attack young fighters in the secondary school system of additional education « / / physical education , parenting education, trenirovka. 2012 . - № 6.-p.44- 50

8. Ivankov CH.T. Kostin . , GD, Arustamian MV , . Zheltouhov SV « Neutralization of extreme situations in the application sports a combination of physical activity and technical training in the training of young athletes .» / / Theory and Practice of Applied and extreme sports in 2012 . - № 3 . p.6 -9 -

9. Ivankov CH.T. , Kargin NN . Physical Education as a subject of the educational process. / / Physical education , parenting education, trenirovka. 2009 . - № 5.- p.45

10. 10.Ivankov CH.T. Litvinov S.A.Tehnologiya physical education in universities Archives. / / GBOUVPO MSPU ; posobie. Study -M . : 2014.s.350

11. 11.Loginov LV, NM Magomedov , Alexander Babakov Overcoming bad habits among children and young people by means of physical culture and sports : monograph / LV Loginov, NM Magomedov , AI Babakov , Vlad. State . Univ . AG and NG Stoletovs . - Vladimir . Vladimir’s book publishing house of «Cathedral» , 2012 - 288 p. - 15VM 978-5-904418-77-9 .

12. Magomedov NM, Loginov LV, Babakov AI Patriotic and international education as a fighter : monograph / NM Magomedov , LV Loginov , AI Babakov , Vlad. State . Univ . AG and NG Stoletovs . - Vladimir . Vladimir’s book publishing house of «Cathedral»

, 2012 - 256 p. - 15VM 978-5-904418-75-2 .

13. 13.Magomedov NM, AI Babakov Educating young fighters in multinational sports teams : Tutorial / NM Magomedov , AI Babakov , Vlad. State . Univ . AG and NG Stoletovs . - Vladimir . Vladimir’s book publishing house of «Cathedral» , 2012 -132 p. - 15V № 78-5-904418-92-2.

14. AA Novikov , VV Izvekov , Ippolitov YA, Ishkov AV, JC Onalbek Testing of new technology training judokas / Proceedings 2001. - Moscow: Gos . com. RF by fiz.kult . and Sport , VNIIFK 2002 .

15. AA Novikov , Ippolitov JA, Sokolov SV Strategy training teams of the Russian Federation for the Olympic Games in 2004 and 2008 / / Theor . and Scient . nat . cult. , 2002, № 1.

16. AA Novikov , Ippolitov YA, VG Gerasimenko , AV Ishkov Research stand for research model characteristics fencing / Proceedings 2001. - Moscow: Gos . com. RF by nat . cult. and Sport , VNIIFK 2002

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2014

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.