Научная статья на тему 'Педагогический контроль в тренировке 13-16-ти летних спортсменов, специализирующихся в восточных видах единоборств'

Педагогический контроль в тренировке 13-16-ти летних спортсменов, специализирующихся в восточных видах единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ВИДЫ ЕДИНОБОРСТВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НОРМАТИВЫ / ТЕМПЫ ПРИРОСТА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Алхасов Дмитрий Сергеевич

В настоящее время проблема тренировки спортсменов в восточных единоборствах находит научное обоснование, процесс спортивной подготовки обеспечивается различными нормативно методическими документами. Вместе с тем, одним из основных вопросов является педагогический контроль, особенно спортсменов, тренирующихся на учебно-тренировочном этапе. В статье приводятся данные педагогического контроля общей и специальной физической подготовки спортсменов, специализирующихся в восточных видах единоборств, состоящего из нормативных показателей и динамики темпов прироста спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Алхасов Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical supervision in training of athletes aged 13-16 years old specializing in oriental martial arts

Currently, the problem of training athletes in martial arts finds the scientific justification, the process of sports training is provided with the various regulatory and methodological documents. At the same time, one of the main issues is the issue of the pedagogical control, especially for the athletes’ training at the preparation stage. The article presents the data of the pedagogical control of the general and special physical training of the athletes specializing in martial arts, consisting of the normative indicators and the dynamics of the growth rate of sports indicators.

Текст научной работы на тему «Педагогический контроль в тренировке 13-16-ти летних спортсменов, специализирующихся в восточных видах единоборств»

REFERENCES

1. Bennett, T., Walker, J., Bissas, A. and Merlino S. (2017), "Men's discus throw - 2017 IAAF World Championships Biomechanical report", available at: https://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/research.

2. Bennett, T., Walker, J., Bissas, A. and Merlino S. (2017), "Men's Javelin throw - 2017 IAAF World Championships Biomechanical report", available at: https://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/research.

3. Bennett, T., Walker, J., Bissas, A. and Merlino S. (2017), "Women's discus throw - 2017 IAAF World Championships Biomechanical report", available at: https://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/research.

4. Bennett, T., Walker, J., Bissas, A. and Merlino S. (2017), "Women's Javelin throw - 2017 IAAF World Championships Biomechanical report", available at: https://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/research.

5. Dinsdale, A., Thomas, A., Bissas A. and Merlino S. (2017), "Men's hammer throw - 2017 IAAF World Championships Biomechanical report", available at: https://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/research.

6. Dinsdale, A., Thomas, A., Bissas A. and Merlino S. (2017), "Men's shot put - 2017 IAAF World Championships Biomechanical report", available at: https://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/research.

7. Dinsdale, A., Thomas, A., Bissas A. and Merlino S. (2017), "Women's hammer throw - 2017 IAAF World Championships Biomechanical report", available at: https://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/research.

8. Dinsdale, A., Thomas, A., Bissas A. and Merlino S. (2017), "Women's shot put - 2017 IAAF World Championships Biomechanical report", available at: https://www.iaaf.org/about-iaaf/documents/research.

Контактная информация: oleg.nemtsev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.08.2018

УДК 796.85

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ТРЕНИРОВКЕ 13-16-ТИ ЛЕТНИХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ВОСТОЧНЫХ ВИДАХ

ЕДИНОБОРСТВ

Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФК) Московский городской педагогический университет, Москва; Дмитрий Сергеевич Алхасов, кандидат педагогических наук, руководитель физического воспитания Ногинского филиала Московского государственного областного университета (Ногинский филиал

МГОУ), Ногинск

Аннотация

В настоящее время проблема тренировки спортсменов в восточных единоборствах находит научное обоснование, процесс спортивной подготовки обеспечивается различными нормативно -методическими документами. Вместе с тем, одним из основных вопросов является педагогический контроль, особенно спортсменов, тренирующихся на учебно-тренировочном этапе. В статье приводятся данные педагогического контроля общей и специальной физической подготовки спортсменов, специализирующихся в восточных видах единоборств, состоящего из нормативных показателей и динамики темпов прироста спортивных результатов.

Ключевые слова: восточные виды единоборств, педагогический контроль, общая и специальная физическая подготовка, нормативы, темпы прироста спортивных результатов.

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2018. — № 8 (162).

PEDAGOGICAL SUPERVISION IN TRAINING OF ATHLETES AGED 13-16 YEARS OLD SPECIALIZING IN ORIENTAL MARTIAL ARTS

Viktor Grigorievich Nikitushkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Pedagogical Institute ofPhysical Culture and Sport of the Moscow City Pedagogical University; Dmitriy Sergeevich Alkhasov, the candidate of pedagogical sciences, head of physical education of the Noginsk branch of the Moscow State Regional University, Noginsk

Annotation

Currently, the problem of training athletes in martial arts finds the scientific justification, the process of sports training is provided with the various regulatory and methodological documents. At the same time, one of the main issues is the issue of the pedagogical control, especially for the athletes' training at the preparation stage. The article presents the data of the pedagogical control of the general and special physical training of the athletes specializing in martial arts, consisting of the normative indicators and the dynamics of the growth rate of sports indicators.

Keyword: eastern types of martial arts, pedagogical control, general and special physical training, standards, growth rates of sports results.

ВВЕДЕНИЕ

Текущий контроль рассматривается как структурная подсистема управления тренировочным процессом и в системе подготовки спортсмена имеет чётко определённую цель, методы, содержание и формы организации. Содержание текущего контроля включает учёт соревновательной деятельности, учёт объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, оценку спортсменов по параметрам физической, функциональной и психологической подготовленности на основе выделения наиболее информативных критериев [2, 5].

МЕТОДИКА

С этой целью нами был осуществлён отбор двигательных тестов текущего контроля, отражающих специфику вида спорта и постепенную адаптацию спортсменов в процессе многолетней тренировки [1, 4]. Отобранные контрольные упражнения были апробированы на группе спортсменов - единоборцев, находящихся на учебно-тренировочном этапе и тренирующихся по разработанной нами экспериментальной программе подготовки (n=25).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для контроля подготовленности был использован центильный метод, который вполне соответствует требованиям разработки «стандартов». В основу метода положен принцип вариабельности, учитывающий процентное распределение частоты встречаемости величины исследуемого показателя. Центильные оценки наиболее строго и объективно отражают распределение величин измерений у представителей однородной группы юных спортсменов. Это позволяет распределить по классам показатели физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов. Оценочные нормы текущего педагогического контроля разработаны исходя из возрастно-половых различий спортсменов, примерных весовых категорий, и могут быть использованы как примерные, с их последующей адаптацией к конкретному виду восточных единоборств (таблица 1).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для получения объективных результатов эффективности экспериментальной методики, было осуществлено тестирование общей и специальной физической подготовленности в возрастных группах спортсменов (n=25) 13-14 и 15-16 лет (таблица 2).

Как следует из таблицы 2, имеются достоверные различия по всем тестам, при этом, по 22 из них различия составили (P <0,01).

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности юношей 15-16 лет, занимающихся восточными единоборствами (фрагмент)_

Центильный интервал (%)

<10 25 50 75 >90

Весовая Балл

Показатели 1 2 3 4 5

Уровень оценки

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Легкая > 5,23 5,22-5,11 5,10-4,82 4,81-4,75 <4,74

Бег 30 м, с Средняя > 5,25 5,24-5,12 5,11-4,83 4,82-4,78 <4,78

Тяжелая > 5,55 5,54-5,45 5,44-5,20 5,19-5,13 <5,12

Челночный бег 3x10 м, с Легкая > 7,19 7,18-7,13 7,12-7,01 7,02-6,70 <6,69

Средняя > 7,35 7,34-7,22 7,21-6,89 6,88-6,78 <6,77

Тяжелая > 7,80 7,79-7,70 7,69-7,38 7,37-7,32 <7,31

Точность ударов по Легкая <3 3-4 5-6 7-8 > 8

неподвижной цели Средняя <3 3-4 5-6 7-8 > 8

(раз) Тяжелая <2 2-3 4-5 6-7 > 7

Бросок набивного Легкая <290 290-309 310-329 330-350 >350

мяча (2 кг) одной Средняя <320 320-339 340-359 360-- 380 >380

рукой от плеча (см) Тяжелая <350 350-369 370-389 390-410 >410

Таблица 2 - Результаты двигательной подготовленности юных спортсменов экспериментальной группы, специализирующихся в восточных единоборствах (исходные и итоговые данные)_

№ п/п Контрольные упражнения 13-14 лет Исходные данные 15-16 лет Итоговые данные Достоверность различий

М±т М±т 1 | р

ЮНОШИ

1 «Челночный бег» 3x10 м, (сек.) 7,3±0,19 6,7±0,12 3,0 <0,01

2 Скоростной бег 30 м. с высокого старта (сек.) 5,35±0,34 4,6±0,10 2,20 <0,01

3 Прыжок в длину с места (см) 200±1,45 220±1,65 9,1 <0,01

4 Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек (раз) 19,3±0,36 26,0±0,16 18,1 <0,01

5 Приседание с партнёром на плечах (раз) 11,1±0,42 16,2±0,20 11,3 <0,01

6 Подтягивание на перекладине (раз) 8,6±0,21 12,9±0,14 19,5 <0,01

7 Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа за 15 сек (раз) 13,6±0,21 18,2±0,15 19,1 <0,01

8 Бег 1000 м (мин., сек.) 4,45±0,12 3,50±0,15 7,3 <0,01

9 Мост из положения стоя (балл) 6,7±0,12 8,3±0,12 11,4 <0,01

10 Наклон вперёд из положения сидя (+см) 9,1±0,43 13,7±0,21 10,0 <0,01

11 Быстрота двигательной реакции (мс) 288±1,94 277±1,20 4,82 <0,01

12 Шпагат поперечный (балл) 5,3±0,49 7,5±0,13 4,4 <0,01

ДЕВУШКИ

1 «Челночный бег» 3x10 м, (сек.) 8,7±0,23 7,7±0,14 6,6 <0,01

2 Скоростной бег 30 м. с высокого старта (сек.) 6,1±0,27 5,4±0,16 2,3 <0,01

3 Прыжок в длину с места (см) 187±1,46 208±1,39 10,4 <0,01

4 Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек (раз) 17,4±0,29 23,6±0,17 20,0 <0,01

5 Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа за 15 сек (раз) 11,6±0,16 15,2±0,21 15,0 <0,01

6 Бег 1000 м, (мин., сек) 5.26±0,14 4,34±0,15 5,41 <0,01

7 Мост из положения стоя (балл) 7,4±0,19 9,3±0,17 8,6 <0,01

8 Наклон вперёд из положения сидя (+см) 10,1±0,39 16,4±0,37 12,1 <0,01

9 Быстрота двигательной реакции (мс.) 290±1,41 284±1,30 3,14 <0,01

10 Шпагат поперечный (балл) 6,7±0,69 8,4±0,19 2,42 <0,01

Ниже представлены данные о выполнении контрольных нормативов юными спортсменами 15-16 лет из экспериментальной группы (таблица 3). Как следует из таблицы юноши справилась с выполнением упражнений на 89,8%, а девушки на 82,6%.

Таблица 3 - Выполнение контрольных нормативов спортсменами восточных единоборств 15-16 лет (юноши и девушки)_

№ п/п Контрольные упражнения Кол - во человек % выполнения

ЮНОШИ

1 «Челночный бег» 3x10 м, (с) 24 100

2 Скоростной бег 30 м с высокого старта (с) 21 90

3 Прыжок в длину с места (см) 22 86

4 Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек (раз) 23 92

5 Приседание с партнёром на плечах (раз) 19 90

6 Подтягивание на перекладине (раз) 19 82

7 Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа за 15 сек (раз) 22 94

8 Бег 1000 м, (с) 19 85

9 Мост из положения стоя (балл) 20 95

10 Наклон вперёд из положения сидя (+см) 24 87

11 Быстрота двигательной реакции (мс) 24 85

12 Шпагат поперечный 23 92

Всего 21,6 89,8

ДЕВУШКИ

1 «Челночный бег» 3x10м, (с) 21 87

2 Скоростной бег 30 м с высокого старта (с) 20 81

3 Прыжок в длину с места (см) 22 76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек (раз) 20 78

5 Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа за 15 сек (раз) 18 75

6 Бег 1000 м, (с) 17 76

7 Мост из положения стоя (балл) 24 88

8 Наклон вперёд из положения сидя (+см) 22 90

9 Быстрота двигательной реакции (мс) 23 86

10 Шпагат поперечный 25 89

Всего 21,2 82,6

Вместе с тем, система педагогического контроля общей и специальной физической подготовки спортсменов позволяет констатировать полученный результат в конкретный промежуток времени, но не позволяет осуществить прогноз перспективности спортсмена. Потенциальный спортивный результат зависит не столько от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста, по мнению многих специалистов, свидетельствуют о способности или не способности человека к обучению в том или ином виде деятельности. Рядом исследователей установлено, что за три года обучения в учебно-тренировочных группах (13-16 лет) скоростные способности имеют темпы прироста 8,6%, скоростно-си-ловые - 17,6%, силовые - 44,1%. При отборе детей в бокс темпы прироста составили от 8,0 до 50%; в спортивную борьбу - от 7,6 до 28,5%, в бег на короткие дистанции - от 8,0 до 18,0%, в легкоатлетические метания - от 7,6 до 37,9%. При этом, наибольшие темпы прироста наблюдаются на первых годах обучения [3].

Исходя из этого, нами была осуществлена работа по выявлению прироста показателей общей и специальной физической подготовленности спортсменов, тренирующихся в учебно-тренировочных группах в восточных единоборствах (таблица 4).

Таблица 4 - Прирост результатов общей и специальной физической подготовки в восточных единоборствах за время обучения на учебно-тренировочном этапе _

Тестовое задание Спортивно-значимые качества и способности Темпы прироста (%) Рекомендуемые показатели (%)

1 — 2 год 3 — 4 год Средняя

Общая физическая подготовка

Челночный бег Двигательно-координа-ционные 3,7 3,6 7,3 8,4

Прыжок в длину с места Скоростно-силовые 3,8 3,4 7,2 8,4

Бег 30 м Скоростные 5,0 3,4 8,4 8,0

Тестовое задание Спортивно-значимые качества и способности Темпы прироста (%) Рекомендуемые показатели (%)

1 — 2 год 3 — 4 год Средняя

Бег 1000 м Общая выносливость 7,9 6,6 14,7 17,0

Наклон вперёд Гибкость 18,3 16,7 35 35

Специальная физическая подготовка

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа Скоростная выносливость в соревновательном режиме 20,4 19,6 40 35-45

Бросок набивного мяча «Взрывная сила» и техника удара рукой - 18 18 15-25

Точность нанесения ударов руками и ногами по неподвижной цели Двигательно-координа-ционные способности и техника ударов 40 40 35-40

В качестве экспериментальных данных были использованы данные тестирования спортсменов, представленные выше. При выполнении этой части работы преследовались цели: осуществить сравнение темпов прироста по отношению к другим видами спортивных единоборств, выявить эффективность разработанной программы подготовки и определить целесообразность использования рекомендованных средств педагогического контроля.

ВЫВОДЫ

В целом, полученные показатели совпадают с рекомендуемыми нормами не только по степени, но и по динамике прироста по годам обучения. На 1-2 году учебно-тренировочного этапа наблюдаются более высокие показатели по сравнению с 3-4 годом: 10,0% против 8,6%. Это свидетельствует об эффективности предложенной нами программы подготовки спортсменов - единоборцев, адекватности предложенных средств педагогического контроля. Вместе с тем, существует необходимость разработки доступной и объективной методики оценивания уровня технической подготовленности спортсменов, специализирующихся в восточных видах единоборств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алхасов, Д.С. Контрольно-переводные нормативы в восточных видах единоборств для системы детско-юношеского спорта / Д.С. Алхасов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 130-136.

2. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : монография / В.Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 240 с.

3. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с.

4. Никитушкин, В.Г. Добротные тесты для определения уровня физической подготовленности спортсменов в восточных видах единоборств / В. Г. Никитушкин, Д. С. Алхасов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 3. -С. 140-145.

5. Никитушкин, В.Г. Спорт высших достижений: теория и методика : учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. - М. : Спорт, 2018. - 320 с.

REFERENCES

1. Alkhasov, D.S. (2017), "Control and translation standards in the Eastern martial arts for the system of children and youth sports", News of the Tula State University. Physical culture. Sports, No. 1, pp. 130-136.

2. Nikitushkin, V.G. (2005), Long-Term training of young athletes: monograph, Physical education, Moscow.

3. Nikitushkin, V.G., Kvashuk, P.V. and Bauer, V.G. (2005), Organizational and methodical bases of preparation of sports reserve, Soviet sport, Moscow.

4. Nikitushkin, V.G. and Alkhasov, D.S. (2016), "Sound tests to determine the level of physical fitness of athletes in the Eastern martial arts", News of the Tula State University. Physical culture. Sports,

No. 3, pp. 140-145.

5. Nikitushkin, V.G. and Suslov, F.P. (2018), Sport of higher achievements: theory and methodology: textbook, Sport, Moscow.

Контактная информация: 67ads@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.08.2018

УДК 796.8

УНИВЕРСАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

БОЕВЫХ ПРИЁМОВ БОРЬБЫ

Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, Пермский института Федеральной службы исполнения наказания России, г. Пермь

Аннотация

На сегодняшний день в уголовно исполнительной системе существует острая необходимость в более глубоком изучении проблем служебно-боевой подготовки, в связи с этим требуется создание новых более эффективных методик формирования специальных физических качеств, умений и навыков. В нашей работе представлена универсальная структура для разработки методик формирования навыков боевых приемов борьбы. Представленная нами структура позволит разрабатывать методики не только для обучения курсантов образовательных организаций, но и для сотрудников различных подразделений уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: физические качества, методика, сотрудник, уголовно-исполнительная система, боевые приемы борьбы, структура, технические действия, служебно-боевая подготовка.

UNIVERSAL STRUCTURE OF METHODS OF FORMATION OF SKILLS OF FIGHTING TECHNIQUES IN STRUGGLE

Mikhail Yuryevich Nokhrin, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, Perm Institute of Federal Penitentiary Service of Russia, Perm

Annotation

To date, in the penal system, there is urgent need for more in-depth study of the problems of service and combat training, in this regard, the creation of new and more effective methods of formation of the special physical qualities, skills and abilities is required. In our work, the universal structure for development of the technique for formation of the skills of fighting receptions of combat is presented. The structure presented by us will allow to develop methods not only for training of the cadets of the educational organizations, but also for employees of the various divisions of criminal and executive system.

Keywords: physical qualities, methods, employee, criminal-Executive system, fighting methods of struggle, structure, technical actions, service and combat training.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) связана с большими перегрузками функциональных систем организма. Им приходится выполнять служебные обязанности в различных климатических условиях и географических поясах.

Проходя службу в исправительных учреждениях, где содержатся осужденные к лишению свободы, всегда существует риск возникновения экстремальных ситуаций криминального характера. Массовые беспорядки, захваты сотрудников в заложники и т. д. являются высшей степенью проявления неповиновения процессу исполнения наказания.

Изучив и проанализировав статистические данные последних лет по действиям сотрудников УИС в экстремальных ситуациях необходимо отметить, что противостоять преступным деяниям без боевой готовности невозможно. Боевая подготовка включает в себя, специальную физическую и психологическую подготовку, умение грамотно, правомерно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.