обряды. Обучение ведётся механически. Смешанное училище в доме муллы Нафика, в доме муллы Садыка Вагшапова, в доме муллы Малина Ямилова, в доме муллы Рзельфунова Кагармана.
Мужское и женское Магометанское училище в д. Косаево Исеньбаевской волости, в д. Девятерть Исеньбаевской волости в д. Ижбайки Агрызской волости. Школьное здание большое, с первого взгляда школа обращает внимание своим благоустройством. В мужской школе занятия ведёт указной мулла Хиаматдин Хазанкаев, а в женской школе обучает его жена.
Хазанкаев по просьбе инспектора дал несколько уроков в отдельных группах. В старшем отделении в 5-ой и 4-ой группе по арабской грамматике, в 3-ем отделении по географии России, татарскому чтению и арифметика, во вторых и первых отделениях по чтению. Мулла Хазанкаев занятия вел современными способами обучения, довольно опытный учитель, есть наглядные пособия, пользуются карандашами, ручками и классной доской [10].
В ходе анализа фактологического материала нам удалось установить, что обучение и воспитание подрастающего поколения в Вятской губернии, так же как и Казанской и других губерниях [2] того периода находилась в руках духовенства. В рукописях сохранившихся с этого периода времени, упоминается существование, как в Вятской губернии, так и в Казанской губернии целого ряда учебных заведений (мектебе и медресе).
Выводы. Таким образом, анализируя отчеты инспекторов народных училищ Вятской губернии Малмыжского, Глазовского, Елабужского, Уржумского, Сарапульского уезда, следует отметить, что по их мнениям магометанское мектебе и медресе испытывают неудобства и ограничения в организации учебного дела, нехватка грамотных учителей и учебных пособий в соответствии современному на тот период развитию общества. Однако, это не говорит о том, что татарское население получало плохое образование, например, в д. Тюнтери Малмыжского уезда Вятской губернии обучались чтению и письму, разговорной речи, решали арифметические упражнения, занимались чистописанием, а некоторых уездах также происходили изменения в обучении подрастающего поколения.
Литература:
1. Мухаметшин А.Г. К вопросу о становлении и развитии национальных начальных школ мектебе и медресе в Вятской губернии XIX начала XX вв. / А.Г. Мухаметшин, К.М. Мурзакаева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. Ч. 11. - 376 с. С. 42
2. Педагогическое пространство поликультурного образования в Поволжье: Учебно-методическое пособие. / сост. Н.М. Асратян, Д.Ш. Гильманов, А.Г. Мухаметшин - Набережные Челны: ФГБОУ ВО «НГПУ», 2016. - 132 с.
3. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 25
4. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 32
5. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 41-42
6. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 43-76
7. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 78-79
8. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 9-21
9. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 94-96
10. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 98-108
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Муриева Мэри Валериановна
Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); бакалавр 4 курса Цховребова Карина Ацамазовна
Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
Аннотация. В статье речь идет о важности формирования умений письменной речи в школьном курсе предмета «иностранный язык». Эффективность иноязычного образования подразумевает, помимо умений аудирования, говорения и чтения, продуктивные умения и навыки - правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме и является одним из основных требований заданий ЕГЭ к разделу «письмо». Авторами предлагается технология успешной подготовки к письменному экзамену по иностранному языку в рамках ЕГЭ.
Ключевые слова: коммуникация, общение, иноязычное образование, письменная речь, ЕГЭ, личное письмо, сочинение.
Annotation. The article reveals the importance of formation of writing skills within the «foreign language» school course. The effectiveness of a foreign language education implies good writing skills, in addition to listening and reading ones, and to be one of the basic requirements of Unified State Examination in the «essay» section. The authors propose a specific methodology of successful training and preparation for the written part of Unified State Examination within the foreign language course.
Keywords: communication, interaction, foreign language education, writing section, Unified State Examination, personal letter, essay.
Введение. В современном поликультурном пространстве люди постоянно взаимодействуют, активно используя разные формы коммуникации. Наряду с говорением, письмо, как один из видов речевой деятельности (далее РД) человека, выполняет важную функцию общения и относится к вербальной коммуникации. В огромном мультилингвальном мире письмо позволяет обеспечивать коммуникацию людей с помощью системы графических знаков. Более того, прочное владение письменной речью не только родного, но и иностранного языка, свидетельствует о высоком культурном уровне и образованности человека, о прочно сформированной коммуникативной компетенции.
В отечественной системе иноязычного образования (речь идет о традиционно преподаваемых языках: английском, немецком, французском) письмо долгое время служило а) средством обучения другим видам и аспектам РД: чтению, аудированию, говорению, лексике, грамматике, фонетике; б) средством контроля сформированности речевых умений учащихся. Однако с внедрением ИКТ во все сферы деятельности людей, введением ЕГЭ (по выбору) по иностранному языку (далее ИЯ), роль письма и письменной речи за последние 2-3 десятка лет в нашей стране, да и в целом, в мире, коренным образом меняется.
В настоящее время письмо (письменная речь) зафиксировано как практическая цель во всех программах и на всех этапах иноязычного обучения. Благодаря научно-техническому прогрессу люди, живущие на разных континентах, имеют возможность личного и профессионального общения через Интернет, используя электронную почту или сотовую (мобильную) связь посредством SMS-сообщений. Именно поэтому сегодня нельзя недооценивать роль письменного общения как средства межкультурной коммуникации. В этом контексте роль письма в современном полилингвальном мире очевидна.
Формулировка цели статьи. Опираясь на многолетний практический опыт работы в качестве эксперта ЕГЭ по ИЯ, нами были выявлены трудности при написании письменных работ учащихся. В данной статье сделана попытка представить технологию подготовки учащихся к успешному выполнению письменного задания в рамках ЕГЭ по ИЯ.
Изложение основного материала. Одной из основных целей иноязычного обучения в школьном курсе выдвигается умение учащихся грамотно излагать свои мысли в письменной форме. Более того, по признанию ученых, прочно сформированные умения письменной речи переводят развитие навыков говорения на более высокий качественный уровень. Следует отметить, что формирование навыков письма в школьном курсе ИЯ происходит параллельно с развитием умений аудирования, говорения и чтения.
Однако необходимо разграничить понятия «письмо» и «письменная речь». А.Д. Климентенко, А. А.Миролюбов, например, отмечают, что письмом является деятельность, позволяющая фиксировать речь и ее компоненты при помощи графических знаков [5]. Под письменной речью понимаются не все типы деятельности, связанные с видимой речью, а только изложение высказывания в письменной форме, то есть продуктивная сторона данного вида общения. Заметим, что современные лингводидакты и методисты «письмо» понимают в широком смысле этого слова, имея в виду именно письменное общение. В отличие от устной речи, письмо максимально развернуто, не содержит эллипсиса, не ограничивает во времени автора, что позволяет ему производить коррекцию текста: исправлять, видоизменять, сокращать или, наоборот, расширять его. В этом заключаются преимущества письменного текста и учитель должен учитывать это в процессе обучения.
Известно, что именно текст (устный и печатный) и стратегии общения с ним являются доминирующими в иноязычном учебном процессе. Следует учитывать при этом, что учащиеся постоянно находятся в измерениях двух языковых культур и картин мира, двух языковых кодов.
По утверждению ученых, письменная форма речи теснейшим образом связана с говорением (Н.Д.Гальскова, А.А.Миролюбов, Р.К.Миньяр-Белоручев и др.). Устная форма общения между людьми, возникшая многие тысячи лет назад, способствовала в дальнейшем появлению письменности на многих языках. Письменные памятники - наследие многовекового опыта и практических знаний человечества, оставшиеся нам от предков, бесценны. Одной из первых книг человечества была Библия, которая и сегодня остается самой издаваемой и популярной книгой в мире. Если бы не «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря, многие важные исторические события и факты из жизни Галлии и галлов, создавших передовую цивилизацию того времени, но покоренных, в конце концов, Римской империей, так и не стали бы достоянием последующих поколений. Не случайно Ю.М.Лотман, относит письменность к коллективному сознанию и памяти, потребности в фиксации чего-то общего и важного для всего коллектива.
Письмо связано и с чтением, однако, это более трудоемкий процесс, связанный с порождением «продукта». Если рассматривать чтение как потребление «готового продукта», созданного другим человеком, то письмо будет ассоциироваться с продукцией собственного производства. Именно поэтому письмо причисляют к продуктивным видам РД.
В школьном курсе ИЯ обучение письму и письменной речи, как важнейшему виду коммуникации на изучаемом языке, востребовано больше на профильно-ориентированном уровне в связи со сдачей учащимися ЕГЭ, в который включены два аспекта: личное письмо и эссе.
На начальном этапе обучения ИЯ основное внимание уделяется развитию техники письма: каллиграфии, графике, орфографии. Задачами этого этапа являются правильное начертание букв и их различение при зрительном восприятии, а также правильное написание слов. Кириллица и латиница создают некоторые трудности учащимся из-за несовпадения алфавитов. Обучение чтению и письму в школе проходит почти параллельно. В основе и чтения, и письма лежат одни и те же психические процессы. Как и при чтении, в процессе письма предполагается проговаривание учащимися слов и фраз, подлежащих фиксации.
Работа над овладением техникой письма всегда предшествует обучению школьников письменной речи и должна включать большое количество лексико-грамматических упражнений, выполняемых письменно. Такая деятельность развивает у учеников наблюдательность, зрительную память, внимание, наконец, умение грамотно выражать свои мысли на изучаемом ИЯ. В учебном процессе ученик, используя содержание текста, должен порождать новое речевое высказывание, умело пользуясь необходимыми речевыми и языковыми трансформациями [6].
По окончании школьного курса для учащихся, планирующих продолжить языковое образование, организуется контроль навыков и умений устной и письменной речи на ИЯ (по выбору) в формате ЕГЭ. Т.е. это проверка уровня сформированности коммуникативных умений во всех видах РД: аудировании и говорении, чтении и письме; демонстрация знаний и навыков употребления фонетического, грамматического и лексического материала на изучаемом языке. Что касается раздела «Письмо», экзаменуемые, набравшие не ниже минимального балла ЕГЭ по ИЯ, должны продемонстрировать:
1. понимание основного содержания письменного текста;
2. умение выражать свои мысли в письменной форме в соответствии с заданной ситуацией общения и целью высказывания, с учетом адресата, используя при этом соответствующий стиль речи, высказать свою точку зрения по проблеме и аргументировать ее;
3. владение лексико-грамматическими и орфографическими навыками базового уровня.
Как показывает многолетняя практика проведения ЕГЭ по ИЯ в Республике Северная Осетия-Алания, раздел «Письмо» - один из сложных для экзаменуемых, а его результаты - значительно ниже, чем в других разделах экзаменационной работы. Данный раздел состоит из двух заданий, выполнение которых требует демонстрации различных по сложности умений и навыков письменной речи учащихся (базовый и высокий уровни). Первое задание требует умений написания личного письма на основе письма-стимула от зарубежного друга (подруги) по переписке; второе - создания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение» (на основе предложенного высказывания).
В первом задании из раздела «Письмо» учащиеся должны уметь написать и правильно оформить письмо личного характера, точно и подробно ответив на вопросы, поставленные в задании. Максимальный бал за оба выполненных задания равен 20 (14+6).
Чтобы правильно написать и оформить письмо личного характера, испытуемым необходимо придерживаться следующей схемы:
• адрес и дата;
• обращение;
• ссылка на предыдущие контакты;
• ответы на все вопросы в задании;
• надежда на последующие контакты;
• завершающая фраза;
• подпись.
Проаналазировав ряд письменных работ по французскому языку, мы выявили типичные ошибки, которые допускают учащиеся при написании личного письма:
• непонимание формата задания;
• неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию;
• неумение запросить информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
• неправильная организация текста (неверное написание даты, адреса, подписи и завершающей фразы; отсутствие мостиков, средств логических связей между абзацами; нарушение логики содержания);
• языковые ошибки;
• превышение или уменьшение нужного объема письма.
В качестве второго задания из раздела «Письмо» перед учащимися ставят задачу: подготовить сочинение-рассуждение, в котором экзаменуемый способен доказать и отстоять своё мнение на изучаемом ИЯ. Сочинение дает возможность судить о знании фактического материала и об умении пользоваться нужными языковыми средствами при изложении мыслей в письменной форме. Однако в задачу обучения письменной речи входит не только научить полно и точно выражать свою точку зрения, но и выработать умение доказательного способа их выражения, то есть научить воздействовать на собеседника, убедить его в правильности своей точки зрения, обосновывать свое мнение [3].
Следуя рекомендациям Е.А.Барановой, Г.А. Сороковых в работе «Обучение письменному рассуждению на материале французского языка» [1], при написании сочинения, например, ученикам необходимо следовать такой схеме:
формулирование введения, раскрытие темы рассуждения, аргументация текста, формулирование заключения, а также лингвистическое оформление письменного доказательства и комбинирование сформированных умений.
Использование поэтапной технологии в процессе обучения написанию рассуждения на французском языке благоприятствует развитию умений порождения аргументированного письменного высказывания.
Многие методисты относят сочинение к наиболее сложному виду письменных работ, поскольку учащиеся сами должны отобрать факты и события [2]. Для этого необходимо обладать умением свободно оперировать на письме значительным по объему языковым материалом. В отличие от изложения, в котором событие или описание раскрывается согласно плану, которому следует автор, сочинение требует самостоятельного составления плана, соответствующего заданной в задании темы. При написании сочинения экзаменуемому следует дать самостоятельно оценку событиям и поступкам людей.
Анализ результатов письменных работ (2014-2018гг.) показывает, что большинство учащихся теряют баллы в основном по таким критериям, как «Решение коммуникативной задачи» и «Грамматика». К трудностям при написании сочинения также можно отнести то, что некоторые экзаменуемые не смогли выдержать необходимый объем текста, либо не сумели понять предложенную тему/проблему или же не раскрыли ее содержание. К типичным ошибкам при выполнении данного задания относится, в основном, неумение перефразировать проблему во введении, дать весомые аргументы, соответствующие своей или чужой точке зрения, высказать чужое мнение и не согласиться с ним, подтвердить свою точку зрения в заключении [4]. Многочисленные нарушения были отмечены экспертами и в логике высказывания [7].
Для подготовки к написанию сочинения рекомендуется:
подробно разбирать инструкцию: задания, формат задания и критерии его оценивания;
разобрать с учащимися понятия «мнение», «аргумент», «контраргумент», «пример», «вывод»;
обсудить особенности разных видов письменных высказываний с элементами рассуждения;
варьировать стратегии обучения написанию разных видов высказываний с элементами рассуждения;
научить подбирать к плану ключевые слова и выражения;
пошагово выполнять задание с последующей проверкой (самопроверкой/взаимопроверкой);
анализировать выполненные учащимися сочинения и, в случае ошибок, корректировать/редактировать текст;
проводить работу над ошибками с объяснением правил употребления лексико - грамматических, синтаксических, стилистических явлений в коммуникативно-значимом контексте.
В этой связи выработаны определенные рекомендации при обучении школьников письму в рамках ЕГЭ: организовывать регулярную практику в выполнении письменных заданий разного объема с целью развить умения излагать письменное высказывание в соответствии с объемом, указанным в задании. Необходимо научить учащихся: а) внимательно читать текст задания, выделяя нужные ключевые вопросы;
б) делить текст в соответствии с логикой высказывания, используя разнообразные средства логической связи;
с) отбирать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами. По завершении написания работы, оценивать ее как с точки зрения полноты содержания, так и с точки зрения соблюдения формы. На завершающем этапе учащимся рекомендуется анализировать и редактировать собственные письменные работы. В открытом доступе в сети Интернет содержится много тренировочных материалов (ФИПИ) для совершенствования умений и навыков письма на всех изучаемых ИЯ.
Выводы. В ходе данной работы нами были рассмотрены особенности письма и письменной речи, как вида РД; указаны требования, предъявляемые к такого рода работам в рамках ЕГЭ; проанализированы типичные ошибки и трудности при написании письменных экзаменационных работ; даны рекомендации по написанию двух видов письменных заданий: сочинения (эссе) и личного письма.
Подводя итог, отметим, что с целью успешного выполнения учащимися заданий ЕГЭ по ИЯ (раздел «Письмо»), необходимо знать нормы написания и критерии оценки, иметь богатый словарный запас и уметь им пользоваться при выражении своих мыслей в письменной форме, прочно владеть грамматическими структурами и речевыми клише, принятыми в письменном стиле речи изучаемого языка, а также уметь логично и последовательно высказывать свою точку зрения в соответствии с объемом, указанным в задании. Таким образом, нами была показана и предложена технология подготовки учащихся старших классов к выполнению письменных заданий ЕГЭ по иностранному языку.
Литература:
1. Баранова Е.А., Сороковых Г.А. Обучение письменному рассуждению на материале французского языка // Иностранные языки в школе. №10. 2014.
2. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ. - М., 2017.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 3-е издание. - М.: «Академия», 2007.
4.ЕГЭ 2016. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Французский язык // сост. Т.М.Фоменко. ФИПИ. - М.:«Интеллект-центр», 2017.
5. Климентенко А. Д., Миролюбов А. А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в школе. - М., 2001.
6. Муриева М.В. Формирование умений иноязычного монологического высказывания в начальной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 290-293.
7. Открытый банк заданий ГИА, ЕГЭ по французскому языку 2017-2018 гг.
8.Федеральный институт педагогических измерений: всероссийские проверочные работы. 2018. Режим доступа: / http://www.fipi.ru/.
Педагогика
УДК: 745/749
аспирант, лаборант кафедры декоративного искусства и дизайна института культуры и искусств Никишин Александр Сергеевич
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», институт культуры и искусств (г. Москва); старший преподаватель кафедры декоративного искусства и дизайна института культуры и искусств Волкова Ольга Николаевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города
Москвы «Московский городской педагогический университет», институт культуры и искусств (г. Москва)
О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки студентов Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ. Затронуты проблемы внутренней мотивации личности в процессе обучения. Рассмотрены основные факторы, влияющие на процесс формирования психологической готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, студент, личность, саморазвитие, творчество, профессиональная деятельность.
Annotation. The article deals with the issues of vocational training of students of the institute of Culture and arts of Moscow City University. Problems of internal motivation of a person in the course of training and the main factors in fluencing the process of forming the psychological preparedness of students for future professional activity are touched in the present article.
Keywords: motivation, student, personality, self-development, creative activity, professional activity.
Введение. Проблема трудоустройства выпускников на работу по освоенной в университете специальности особенно остро наблюдается в стране на протяжении последнего времени. В современном мире предъявляемый работодателем уровень подготовки специалистов требует от ВУЗов по-новому подходить к вопросу обучения студентов, их готовности к дальнейшей работе.
Целью научного исследования является изучение и анализ проблем проф. трудоустройства специалистов в области дизайна и декоративного искусства в контексте реформирования отечественного образования.
Изложение основного материала статьи. «Основой современной педагогики является формирование компетентного специалиста, опирающегося на высокий уровень профессиональной и специальной подготовки, достигаемый в результате качественного освоения изучаемых дисциплин.» [3, с. 26]. Особняком стоит вопрос дальнейшего трудоустройства выпускаемых специалистов по полученной ранее специальности. В определенной степени проблема трудоустройства связана с недостаточно разработанной по ряду параметров системой подготовки обучающихся, которая в идеале должна быть определена индивидуальными особенностями отдельно взятой профессиональной области. Одновременно проблема трудоустройства дипломированных специалистов во многом зависит и от следующих факторов: