Научная статья на тему 'Становление и развитие магометанских учебных заведений в Вятской губернии: начало XX века'

Становление и развитие магометанских учебных заведений в Вятской губернии: начало XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГОМЕТАНСКИЕ МЕКТЕБЕ И МЕДРЕСЕ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / MOHAMMEDAN MEKTEBE AND MADRASAH / EDUCATIONAL INSTITUTION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзакаева Камиля Маратовна

В статье рассматриваются материалы истории учебных заведений Малмыжского, Глазовского, Уржумского, Елабужского, Сарапульского уездов в деле канцелярии директора народных училищ Вятской губернии, о магометанских школах инспекторами народных училищ 1903 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MAGOMETAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE VYATKA PROVINCE: THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article presents the materials of the educational institution of Malmyzhsky, Glazovsky, Urzhumsky, Yelabugsky, Sarapulsky districts in the office of the office of directors of public schools, about the Mohammedan schools of public school inspectors in 1903.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие магометанских учебных заведений в Вятской губернии: начало XX века»

разделами программ дошкольного образования (музыкальное воспитание, развитие речи и др.).

Литература:

1. Мищенко, Н. Ю. «Портрет осени»: интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста / Н. Ю. Мищенко. -Челябинск: УралГАФК, 2002. - 173 с.

2. Мищенко, Н. Ю. Специфика организации и проведения интегрированных занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста на экологической тропинке здоровья / Н. Ю. Мищенко // Современное образование, физическая культура и спорт: материалы регион. науч.-практ. конф. посвященной 25-летию образования факультета зимних видов спорта и единоборств Уральского государственного университета физической культуры. - Челябинск: УралГУФК, 2015. - С. 105-108.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Управление ДОУ. - 2014. - № 1. - С. 42-53.

4. Шарманова, С. Б. Педагогические условия интеграции физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. Б. Шарманова, Н. Ю. Мищенко // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика. - 2003. - Вып. 3. - Ч. 1. - С. 110-118.

Педагогика

УДК: 37

преподаватель Мурзакаева Камиля Маратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАГОМЕТАНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ВЯТСКОЙ

ГУБЕРНИИ: НАЧАЛО XX ВЕКА

Аннотация. В статье рассматриваются материалы истории учебных заведений Малмыжского, Глазовского, Уржумского, Елабужского, Сарапульского уездов в деле канцелярии директора народных училищ Вятской губернии, о магометанских школах инспекторами народных училищ 1903 г.

Ключевые слова: магометанские мектебе и медресе, учебное заведение, развитие.

Annotation. The article presents the materials of the educational institution of Malmyzhsky, Glazovsky, Urzhumsky, Yelabugsky, Sarapulsky districts in the office of the office of directors of public schools, about the Mohammedan schools of public school inspectors in 1903.

Keywords: Mohammedan mektebe and madrasah, educational institution, development.

Введение. В российском обществе происходят значительные социально-экономические перемены. Основополагающий элемент в трансформации жизнедеятельности людей выступает мобильность, которая становится ведущим во всех сферах общества. Данные изменения способствуют возрождению национальных культур, социально-исторических традиций, национальной системы образования, оказывая воздействие на прогресс общества.

Изучение истории народных училищ в Вятской губернии XIX в. начала XX в. позволяют раскрыть основу социально-культурных и нравственных ценностей каждого народа.

Статистический анализ дел канцелярии директора народных училищ Вятской губернии, о магометанских школах инспекторами народных училищ 1903 г. позволяют изучить более подробно материалы из истории учебных заведений Малмыжского, Глазовского, Уржумского, Елабужского, Сарапульского уездов.

Изложение основного материала статьи. Изучение истории развития и становления национальной системы образования остается актуальным вопросом. Отмечается возрастание интереса к истории педагогики (З.Г. Нигматов, В.М. Беркутов, Р.А. Валеева, Г.Г. Габдуллин, Р.Ш. Маликов и др.) к истории развития просветительства и педагогической мысли татарского народа, которым занимались ряд ученых (Я.Г. Абдуллин, Р.И. Гимазова, Т.К. Ибрагим, А.Х. Махмутова, Р.Ш. Маликов, С.М. Михайлова, Р.М. Мухаметшин, А.Г. Мухаметшин, Я.И. Ханбиков, З.Т. Шарафутдинов и др.).

В связи с возросшим интересом к вопросу изучения становления и развития национальных начальных школ мектебе и медресе в Вятской губернии XIX начала XX вв. возникло необходимость изучения периодизации и особенностей развития национального образования, с учетом этого, определяются историко-педагогические условия становления и развития национальных начальных школ в Вятской губернии XIX начала XX вв. [1].

Статистический анализ дел канцелярии директора народных училищ Вятской губернии, о магометанских школах инспекторами народных училищ 1903 г. Малмыжского, Глазовского, Уржумского, Елабужского, Сарапульского уездов позволяют более подробно раскрыть историю становления национальных школ.

Инспектор Кибардин в своем отчете, о магометанских школах Малмыжского уезда в д. Тюнтери, отмечает наличие татарской школы -медресе, со значительным числом учащихся более 50 взрослых и 50 подростков в мектебе и желания изучать учащимися медресе русский язык. Приводит примерное распределение уроков по отделениям. Указывает на проблемы организации образования в данных образовательных учреждениях. Например, в своем отчете он пишет о необходимости мусульманским школам парт, книжных шкафов, учительского стола, стульев, классной доски, классного счета, ламп, письменных принадлежностей, учебников и различных пособий [8].

Примерное распределение уроков по отделениям д. Тюнтери Малмыжский уезд Вятская губерния 1903 г.

Младшее отделение Среднее отделение Старшее отделение

С учителем Без учителя С учителем Без учителя С учителем Без учителя

Чтение и письмо 3 урока Разговора речь 3 урока Вычисление 2 урока Письменные упражнения 6 уроков Арифметические упражнения 6 уроков Русское чтение 3 урока Разговора речь 2 урока Диктования 1 урок Счисления 2 урока Чисто писания 1 урок Заучивание басен и стихов 2 урока Письменные упражнения 6 уроков Арифметические упражнения 6 уроков Чистописание 3 урока Русское чтение 2 урока Разговора речь 1 урок Диктования 2 урока Счисления 2 урока Заучивание бассейн и стихов 2 урока Письменные упражнения 8 уроков Арифметические упражнения 8 уроков Чистописании 3 урока

Итого 8 уроков Итого 12 уроков Итого 9 уроков Итого 17 уроков Итого 7 уроков Итого 19 уроков

Инспектор училищ П. Леповец в своем отчете предоставляет информацию о количестве магометанских мектебе и медресе в Глазовском уезде 1903 г., какое помещение занимает школа, кто преподает и количество обучающихся [4].

Ведомость о числе магометанских мектебе и медресе в Глазовском уезде Вятской губернии за 1903 г.

.Ni по порядку Место нахождения мектебе и медресе Число школ Помещения школы Звание, имя, отчество и фамилия преподавателей Число учащихся

М. д.

1 Деревня ] 1адеринская Кестымской вол. 1 Деревянное в одну комнату Преподаватель мулла Муха мет Тариф Нур-Мухам сто в 20

2 Та же дерення Кесты мекая Балел 1 некой волости Деревянное в одну комнату 1) Учитель мулла Кесты мском соборной мечети Мухамет Тагир Фахрутдинов Чачаков 2) Помощник его крестьянин Сутатулла Халимолли] 1 3) Жена Чача ков а Бибнфатыма Гарифова (последняя заведует женским отделением) 60 60

3 Та же деревня Кесты мекая Балезинской волости 1 Деревянное в две комнаты Учитель из Дагестанской области, КаПтаю-Тавасарапского округа селения Марено Шнх Ахмст-Шнх-Бабн Оглы 60 70

4 Дер- Панагннская Ижевской волости 1 1} общественно м доме в одну комнату Указный мулла Па нагинекой соборной мечети запасный унтер-офицер из крестьян Лутфулла Абдул Галнмов Абашев 48

5 Дер. Починошная Ежове кой волости 1 Деревянное в одну комнату Крестьянин Казанской губернии Мамадыжского уезда Ядьпсрской волости и деревни Мухамет Галим Нагимов 15

В отчетах инспектора народных училищ Уржумского уезда П. Венценосцев предоставлена ведомость о числе магометанских мектебе и медресе [3].

Ведомость о числе магометанских мектебе и медресе в Уржумском уезде Вятской губернии 1903 г.

№№ по Место Число Помещения Звание, имя, отчество и фамилия Число

порядку нахождения школ школы преподавателей учащихся

мектебе и М. д.

медресе

Мектебе

Дер. Параньга

Турекской

волости

1. Прихода 1-й мечети 1 При доме муллы Мулла Султан Мухамет Фатих Хафизутфннов 35

2. То же 1 В доме кр. Ямилы Габдрапштовой Вдова азанчи Ямиля Габрашитова1 - 20

3. То же 1 В д. Сагадуллы Токтаулина Крестьян, д. Параньги Сагадулла Токтатуллш! 20 -

4. Прихода 2й мечети 1 При доме муллы Жена муллы Саяфат Сибнгатуллина 15

5. Прихода Зй мечети 1 При доме муллы Мулла Раязутдин Хафизутдинов, а девочек учит его жена Дильмат Вану Ибатуллина 15 20

6, Дер. Ляжбердииа ] При доме муллы Мулла Негаматула Габайдулнн, а девочек учит его жена Уамагал Галлямова 17 20

7, Дер. Портя нур ] В доме муллы Мулла Нур Мухамет Галеев Норкнн, а девочек учит крестьянка - дочь старшего азанчи Хабиб Ямал Хабибрахманова 10 5

8, Дер. Ирнура 1 В доме муллы Азанча Мингазутфин Снрэзутдинов, а девочек учит его жена Шариф Ямал Хамзяна 15 20

9. Дер. Тоштоял 1 В доме муллы Мулла Мкнгатутдин Назмутдинов с сыном, имеющим знание муллы Мазмутдиком, девочек учнт жена первого Хабиб Нам ал Хусаинова 27 30

10. Дер. Куликовой приход 1-й мечети 1 В особом доме Мулла Ахмат Гариф Фатиулин Курмашев и жена его Хагфниса Мухамдеева 25 20

П. Приход 2-й мечети 1 В доме муллы Мулла Хабиб Дахман Гильманов и жена его Тамиля Садрутдинова 15 25

12. Дер. Алшайки приход 1-Й мечети 1 В доме муллы Мулла Мухамат Газнз С'абнрьянов и жена его Карима Сабирьянова 22 20

13. Приход 2-й мечети ] При доме муллы Мулла Габдул Хафиз Габдул Хафизов и жена его Хадыча Гатаулина 12 13

14. Дер. Порчары 1 В доме муллы Мулла Мухамат Хафиз Сабирьянов и жена его Нагима Латфулина 30 45

15. Дер- Татарской Китни 1 В доме муллы Мулла Якуп Юсупов Татиров и мать вдова муллы Навали Наугманова 50 45

16. Дер. Татарский Шолкер 1 В доме кр. Гатаулина Кр. Зиадутфин Гатаулин 30

17. Дер. Поле Кугунура 1 В доме кр. Хусанновой Крестьянака Работа Хусаинова, вдова частного муллы 15 11

В своем отчете по татарским школам находившихся в Глазовском уезде Вятской губернии за первую половину 1903 года инспектор М. Лиговский магометанских школ (мектебе) отмечает наличие 2 мужских и 2 женских школ. Кестымь, 1 мужская в д. Падаринской, 1 мужская в д. Починошной где обучение проводилось по печатным цензурно-одобренным изданиям г. Казани [5]. В Сарапульском уезде инспектор народных училищ Н. Меньшиков дает благоприятный отзыв о постановке учебного дела в русско-татарском училище [6]. Н. Кибардин приводит примерное количество обучающихся в магометанских школах 236 мальчиков и 168 девочек, а всего 404 человека. [7]. Более подробно предоставлен отчет о мусульманских школах Елабужского уезда Вятской губернии за 1903 год Парамонов отмечает 7 школ, а именно: 1) в д. Морты (при 1-й мечети), 2) в д. Морты (при 2-й мечети), 3) в д. Альметеве, 4) в д. Старые Юраши (при 1-й мечети), 5) в д. Старые Юраши (при 2-й мечети), 6) в д. Сосновые Юраши и 7) в г. Елабуге.

Сведения о магометанских мектебе и медресе в Елабужском уезде

№ по Место нахождения Число Помещения Звание, имя, отчество и фамилия Число

порядку мектебе и медресе школ школы преподавателей учащихся

М. Д.

1 Деревня Морты (при первой мечети) 1 При доме указ ¡¡ого муллы Указной мулла Ахун Хабнбрахман Масагутов 61

2 Та же деревня (при второй мечети) ! То же Указной мулла Матигулла Гайнуллин 35 25

3 Деревня Альметево 1 При доме указного мулла Указной мулла Хуснумордан Назиров 35

4 Деревня Старые Юраши (1-я мечеть) 1 То же Указной мулла Мухамед-Гади Муха мед Галимов 57 25

5 Деревня Старые Юраши (2-я мечеть) 1 То же Указной мулла Шанмордан Фанзов 27 20

6 Деревня Сосновые Юраши 1 То же Указной мулла Габдул Фаттих Камалетдинов 31 17

7 В г. Елабуге 1 При доме указ ею го муллы Мулла г. Елабуги Ах мет За к кий Хузя ханов 29 5

В вышеуказанных школах учащиеся обучались вероучению, татарской грамоте (чтению и письму), а кроме того в некоторых (Елабуге, Мортах, Старых Юрашах при 2-й мечети) первоначальному счислению. Школьные помещения не отличались необходимыми удобствами и представляли собой обыкновенные крестьянские избы, не соответствующие по своим размерам количеству обучающихся в них. Сверх того, почти все помещения школ страдают недостатком света.

При некоторых из них (Альметево, Старые Юраши при 1-й мечети, Марты, Сосновые Юраши) ученики живут при школе, уходят домой только в случае необходимости. Такой распорядок нужен был для того, чтобы учащиеся не отвлекались от занятий в школе.

Помещение школ по внешнему виду ничем не напоминали классные комнаты, не имея почти никакой школьной обстановки, низенькие скамеечки, на которых учащиеся во время занятий, сидя на полу, помещали свои книги и тетради.

Сравнительно лучшая обстановка для занятий выделена в школах Елабуги, Старых Юрашах (при 2й мечети) и Мортах (при 1-й мечети). В Елабужской школе для учеников имелись низенькие без скамеек парты, приспособленные для сидения на полу, и классная доска на стене; в Старых Юрашах учащиеся во время занятий сидели на скамейках за обыкновенными столами, а классная доска заменена повешенным на стене железным листом, выкрашенным в черную краску, но на такие нововведения, как употребление классных досок и сидение за столами на скамейках, а не на полу, мусульманское население смотрело не совсем положительно, видя в этом нарушение своего закона, и потому таким школам не симпатизировало. Несогласие населения проявляется даже по отношению к таким сторонам школьной жизни, как замена употребительной при обучении грамоте в татарских школах книги «Иман-шарты» на татарский букварь Максудова или Тагирова, составленные по звуковому способу обучения. Такой факт имел место в Елабужской мусульманской школе, и результатом в сих подобных новшествах бывает уменьшение числа учащихся в таких школах.

В качестве учебников в мусульманских школах применялись следующие книги: Алкоран, Автиан и Иман-шарты.

Курс обучения в школах продолжался от 1-го до 4-х лет, но не обязательно для всех. Ученики в школах обучались в возрасте от 7 до 15 лет. Ежедневные занятия начинались с 8 ч. утра до 11 ч. и с 1 ч. до 3-х часов пополудни. Мальчики и девочки обучались отдельно друг от друга и в разных помещениях: с девочками занимались жены мулл. Учебный год начинался с сентября или октября месяца и заканчивался в апреле.

Из беседы с муллами инспектор народных училищ отмечает, что не все они одинаково хорошо владеют русской речью и в равной степени и не все расположены по введению в школах обучения детей русской грамоте. Муллы деревни Марты (Масагутов), Старых Юрашей (Фанзов), Альметево (Назиров) и г. Елабуга (Хузяланов) достаточно хорошо владеют русским языком, не в числе противников обучения своих учеников русской грамоте.

Другие муллы, как ярые сторонники своих вековых традиций, не видели в этом необходимости и замаскировывали свои нежелания отсутствием в распоряжении их свободного для того времени, а также незнанием своим в достаточной степени русского языка.

Однако, если брать во внимание содержательность отчета инспектора народных училищ Парамонова и заключение директора народных училищ Вятской губернии Статского советника Анастасиева от 8 янв. 04 г. за № 57, можно увидеть, что отчет в себе содержит лишь треть части мусульманских школ уезда и не отличается достаточной полнотой сведений об особенностях начального обучения в перечисленных школах [9].

В Сарапульском же узде инспектор Н. Меньшиков о магометанских школах того же года в своем отчете пишет, что мужское и женское магометанское училище в д. Сляково Исенбаевской волости обучение ведется по звуковому методу. В школе ученики кроме чтения и письма, изучают обряды ("таинства" как выражались муллы и учитель) молитвы и Коран. Отмечал что чтение почти исключительно механическое, продолжается учение от 3 до 10 лет, смотря по возрасту, способностям и цели обучения. Учителю помогают вести в школе занятия старшие ученики, проучившиеся здесьпо4-5 лет и дольше, или учившиеся здесь прежде. Магометанское училище в д. Исенбаево женское училище в доме ахуна Ризванова. Помещение небольшое. Обучается до 20 девочек. Дети учатся писать и читать по татарски и по арабски, а так же изучают молитвы и

обряды. Обучение ведётся механически. Смешанное училище в доме муллы Нафика, в доме муллы Садыка Вагшапова, в доме муллы Малина Ямилова, в доме муллы Рзельфунова Кагармана.

Мужское и женское Магометанское училище в д. Косаево Исеньбаевской волости, в д. Девятерть Исеньбаевской волости в д. Ижбайки Агрызской волости. Школьное здание большое, с первого взгляда школа обращает внимание своим благоустройством. В мужской школе занятия ведёт указной мулла Хиаматдин Хазанкаев, а в женской школе обучает его жена.

Хазанкаев по просьбе инспектора дал несколько уроков в отдельных группах. В старшем отделении в 5-ой и 4-ой группе по арабской грамматике, в 3-ем отделении по географии России, татарскому чтению и арифметика, во вторых и первых отделениях по чтению. Мулла Хазанкаев занятия вел современными способами обучения, довольно опытный учитель, есть наглядные пособия, пользуются карандашами, ручками и классной доской [10].

В ходе анализа фактологического материала нам удалось установить, что обучение и воспитание подрастающего поколения в Вятской губернии, так же как и Казанской и других губерниях [2] того периода находилась в руках духовенства. В рукописях сохранившихся с этого периода времени, упоминается существование, как в Вятской губернии, так и в Казанской губернии целого ряда учебных заведений (мектебе и медресе).

Выводы. Таким образом, анализируя отчеты инспекторов народных училищ Вятской губернии Малмыжского, Глазовского, Елабужского, Уржумского, Сарапульского уезда, следует отметить, что по их мнениям магометанское мектебе и медресе испытывают неудобства и ограничения в организации учебного дела, нехватка грамотных учителей и учебных пособий в соответствии современному на тот период развитию общества. Однако, это не говорит о том, что татарское население получало плохое образование, например, в д. Тюнтери Малмыжского уезда Вятской губернии обучались чтению и письму, разговорной речи, решали арифметические упражнения, занимались чистописанием, а некоторых уездах также происходили изменения в обучении подрастающего поколения.

Литература:

1. Мухаметшин А.Г. К вопросу о становлении и развитии национальных начальных школ мектебе и медресе в Вятской губернии XIX начала XX вв. / А.Г. Мухаметшин, К.М. Мурзакаева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. Ч. 11. - 376 с. С. 42

2. Педагогическое пространство поликультурного образования в Поволжье: Учебно-методическое пособие. / сост. Н.М. Асратян, Д.Ш. Гильманов, А.Г. Мухаметшин - Набережные Челны: ФГБОУ ВО «НГПУ», 2016. - 132 с.

3. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 25

4. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 32

5. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 41-42

6. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 43-76

7. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 78-79

8. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 9-21

9. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 94-96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ф. 205, ОП. 2, Д. 2375, Л. 98-108

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Муриева Мэри Валериановна

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); бакалавр 4 курса Цховребова Карина Ацамазовна

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМАТЕ ЕГЭ

Аннотация. В статье речь идет о важности формирования умений письменной речи в школьном курсе предмета «иностранный язык». Эффективность иноязычного образования подразумевает, помимо умений аудирования, говорения и чтения, продуктивные умения и навыки - правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме и является одним из основных требований заданий ЕГЭ к разделу «письмо». Авторами предлагается технология успешной подготовки к письменному экзамену по иностранному языку в рамках ЕГЭ.

Ключевые слова: коммуникация, общение, иноязычное образование, письменная речь, ЕГЭ, личное письмо, сочинение.

Annotation. The article reveals the importance of formation of writing skills within the «foreign language» school course. The effectiveness of a foreign language education implies good writing skills, in addition to listening and reading ones, and to be one of the basic requirements of Unified State Examination in the «essay» section. The authors propose a specific methodology of successful training and preparation for the written part of Unified State Examination within the foreign language course.

Keywords: communication, interaction, foreign language education, writing section, Unified State Examination, personal letter, essay.

Введение. В современном поликультурном пространстве люди постоянно взаимодействуют, активно используя разные формы коммуникации. Наряду с говорением, письмо, как один из видов речевой деятельности (далее РД) человека, выполняет важную функцию общения и относится к вербальной коммуникации. В огромном мультилингвальном мире письмо позволяет обеспечивать коммуникацию людей с помощью системы графических знаков. Более того, прочное владение письменной речью не только родного, но и иностранного языка, свидетельствует о высоком культурном уровне и образованности человека, о прочно сформированной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.