Педагогика
УДК: 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Мищенко Наталья Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье представлена экспериментальная методика интегрированных занятий по физической культуре, направленная на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста., обозначены педагогические условия реализации методики интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовании, прослежена динамика показателей физической подготовленности и уровня экологических знаний детей 4-5 лет в процессе педагогического эксперимента.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, интегрированный подход, физическое воспитание, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), экологическое воспитание, интегрированные занятия, образовательная область «Физическое развитие», «Познание», экологическая тропинка здоровья, лесопарковая зона.
Annotation. The experimental technique of the integrated classes in physical culture directed to the interfaced solution of problems of physical and ecological training of children of preschool age. is presented in article, pedagogical conditions of realization of a technique of the integrated classes in physical culture in preschool education are designated, dynamics of indicators of physical fitness and level of ecological knowledge of children of 4-5 years in the course of the pedagogical experiment is tracked.
Keywords: children of preschool age, integrated approach, physical education, Federal state educational standard of preschool education (FGOS TO), ecological education, the integrated occupations, the educational area «Physical Development», «Knowledge», an ecological footpath of health, the green space.
Введение. В настоящее время система дошкольного образования перешла на новый этап. Так, согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» оно впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Кроме того, был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к структуре основной образовательной программе, к условиям её реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также результатам освоения основной образовательной программы [3]. В связи с этим идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, становятся актуальными вопросы, связанные с разными аспектами интеграции вообще, и, повышения двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием интегративного подхода, в частности.
Рассмотрим реализацию интегрированного подхода в ООДО на примере образовательных областей «Физическоеразвитие» и «Познание».
Цель исследования - обоснование методики интегрированных занятий по физической культуре, направленной на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Методика и организация исследования. Исследование было организовано на базе МДОУ № 432 и МОУ школа-детский сад № 337 г. Челябинска с участием детей 4-5-летнего возраста в количестве 40 человек с использованием таких методов, как анализ индивидуальных медицинских карт детей (учетная форма 026); антропометрия; физиометрия; педагогическое тестирование; диагностика экологической воспитанности; педагогический эксперимент (формирующий); педагогическое наблюдение; хронометрирование; опрос (в форме беседы).
Результаты исследования. Нами разработана методика организации физкультурных занятий на основе интегрированного подхода, предназначенная для детей пятого года жизни [1] (рисунок 1).
Интегрированные занятия - это занятия, которые в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
Разработанная методика предусматривает интеграцию разделов физического и экологического воспитания образовательных программ для ООДО, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач (таблица 1) [4].
Предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия на экологической тропинке здоровья. Учебный материал распределен по сезонам на четыре тематических блока - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». С учетом возрастных психических особенностей детей дошкольного возраста для повышения их интереса к занятиям, изготавливается «хозяин тропы» - сказочный персонаж Лесовичок, который принимает участие практически во всех занятиях.
Задачи интегрированных занятий по физической культуре
Задачи физического воспитания Задачи экологического воспитания
1. Формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре 1. Формирование экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе
2. Повышение уровня физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей 2. Формирование практических умений и навыков в природоохранной деятельности на основе усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром
3. Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями 3. Воспитание гуманного отношения к природе на основе экологически ориентированных личного опыта и эмоциональных переживаний
Интегрированные физкультурные занятия предполагают комплексное использование средств физического воспитания: гигиенических факторов, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений (прикладных, гимнастических, спортивных, а также подвижных игр) [2].
Физические упражнения представлены прикладными, гимнастическими, спортивными упражнениями и подвижными играми. Их подбор обусловлен не только возрастом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности детей, временем года, погодными условиями, программными задачами, но и взаимосвязью с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Применяются упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания. Преимущество имеют динамические упражнения, а также упражнения циклического характера, способствующие расширению функциональных возможностей детского организма и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности. Большое место занимают также упражнения, направленные на развитие скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей.
Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний может быть различным.
Цель - формирование базиса физической и экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формы организации
Учебная работа:
интегрированные занятия по физической культуре
Фнзкутьтурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:
подвижные игры на прогулках
Активный отдых: интегрированные физкультурный досуг, праздник, день здоровья
Методика интегрированных занятий по физической культуре для детей 4-5 лет
ч
Результат - положительная динамика показателей физического развития, физической подготовленности и экологической воспитанности детей
Направленность - сопряженное решение задач физического и экологического воспитания
I
Средства
Гигиенические факторы:
гигиена одежды н обув», целесообразное время II место В режиме ДНЯ
Оздоровительные силы природы:
лесопарковая зона, воздух, насыщенный
фитонцидами, природный ландшафт
Физические упражнения,
имитирующие объекты и явления живой и неживой природы и деятельность в ней
Методы
Наглядные:
наблюдения за природой, показ упражнений, КМИтацня, наглядные пособия, зрительные ориентиры
Словесные: образные названия упражнений;
объяснения, указания, распоряжения; беседы и рассказы о природе, слуховые ориентиры и сигналы
Практические: игры, игровые обучающие ситуации, упражнения; опыты; природоохранная деятельность
Педагогические условия
Обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания разделов Программ
Экологическая тропинка здоровья - необходимый
элемент предметно-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды
Комплексное воздействие на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка
Рисунок 1. Методика интегрированных занятий по физической культуре детей 4-5 лет
Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в начале занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по тропинке здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в конце занятия при возвращении в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.
Продолжительность занятий определяется возрастом детей, погодными условиями и протяженностью маршрута экологической тропинки здоровья, и составляет от 20 до 30 минут для детей средней группы.
Каждый сезон предусматривается организация мероприятий активного отдыха (физкультурного праздника, дня здоровья) экологической направленности; ежемесячно проводится физкультурно-экологический досуг. Их содержание строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию детей, и зависит от времени года, условий проведения, возраста и уровня подготовленности участников. Помимо общепринятых, в содержание мероприятий активного отдыха включаются и специальные экологические задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и правил поведения в природной среде. Например, детям предлагается определить птиц по их внешнему признаку, найти дерево по его описанию, собрать букет из опавших кленовых листьев и др. Предусматриваются также различные творческие задания (конкурс рисунка, конкурс поделок из природного материала).
Реализация методики интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении возможна при соблюдении ряда педагогических условий:
- обеспечении целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;
- создании экологической тропинки здоровья как необходимого элемента не только предметно-пространственной, но и физкультурно-игровой развивающей среды;
- осуществлении комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.
В течение девяти месяцев (с сентября по май) в контрольной группе занятия по физической культуре проводились на основе программы «Детство» в традиционной форме, с кратностью три раза в неделю, в том числе один раз на улице в часы прогулки.
В экспериментальной группе занятия по физической культуре два раза в неделю проводились в традиционной форме, а третье - интегрированное занятие - проводилось в часы утренней прогулки по разработанной нами методике на экологической тропинке здоровья, проложенной в естественных условиях природной среды.
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей опытных групп после проведения эксперимента выявил достоверные различия результатов в шести контрольных упражнениях из восьми: беге на 30 м, беге на 500 м, прыжке в длину с места, статическом равновесии, сгибании туловища, разгибании туловища. При этом дети экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы как в результатах всех двигательных тестов (таблица 1), так и в темпах прироста показателей физической подготовленности, определяемых по формуле S.Brody.
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей опытных групп после
эксперимента
Показатели, единицы измерения КГ (п=20) (Х±о) ЭГ (п=20) (Х±а) t расч. р
Бег 30 м, с 9,0±1,1 8,2 ±0,4 3,06 < 0,05
Бег 3x10 м, с 11,9±1,5 11,5±0,5 1,13 > 0,05
Бег 500 м, с 229,9±20,6 195,4±17,0 5,78 < 0,05
Прыжок в длину, см 79,5±12,4 91,7±11,6 3,21 < 0,05
Сгибание туловища, раз 8,2±4,9 12,9±4,8 3,06 < 0,05
Разгибание туловища, раз 10,5±3,6 14,1±2,6 3,63 < 0,05
Равновесие, с 4,8±1,5 6,5±2,8 2,39 < 0,05
Наклон вперед,см 8,4±2,9 9,3±2,8 1,00 > 0,05
До эксперимента сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень знаний дошкольников опытных групп о природе, не выявил достоверных различий между ними. После проведения эксперимента у детей обеих опытных групп наблюдалось повышение уровня знаний о природе, однако выявлены достоверные различия между ними: у детей экспериментальной группы уровень знаний о природе выше по сравнению с контрольной (таблица 2). Следовательно, занятия по экспериментальной методике способствовали не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе.
Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень знаний дошкольников о природе
Показатели, единицы измерения КГ (Х±л) ЭГ (Х±о) t расч. р
Уровень знаний о природе (баллы) до 2,0±0,7 1,8±0,6 0,97 > 0,05
после 3,1±0,5 3,6±0,5 3,16 < 0,05
Примечания: те же, что и в таблице 1;
до - до эксперимента, после - после эксперимента
Таким образом, методика интегрированных занятий по физической культуре оказала более выраженное положительное влияние на динамику показателей, характеризующих уровень экологической воспитанности детей, по сравнению с программой по ознакомлению с природой для детского сада.
Выводы. Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1 На современном этапе особенностями образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях является ориентация содержания программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное воспитание дошкольников, а также интенсификация учебно-познавательной деятельности (увеличение объема и темпов учебной нагрузки). Это актуализирует поиск педагогических условий, позволяющих компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок, а также содержания, форм, средств и методов обучения, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей.
2 Разработана методика интегрированных занятий по физической культуре, направленная на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей 4-5-летнего возраста. Ее содержание составляют физические упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде; при этом предусматривается использование образных названий упражнений, приемов имитации и подражания, взаимосвязанных с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Подбор упражнений обусловлен возрастными особенностями развития детей, темой и задачами занятия, содержанием программ по физическому и экологическому воспитанию, временем года и погодными условиями.
3 Определены педагогические условия реализации методики интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении, которые предусматривают:
- обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;
- создание экологической тропинки здоровья как необходимого элемента не только предметно-пространственной, но и физкультурно-игровой развивающей среды;
- осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.
4 Занятия по экспериментальной методике обеспечивают уровень нагрузки, адекватный возможностям детей пятого года жизни, и оказывают позитивное влияние на их физическое развитие. Это проявилось в достоверном снижении показателей частоты сердечных сокращений, частоты дыхания в покое, а также в увеличении продолжительности задержки дыхания на выдохе, что свидетельствует об экономизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5 Применение интегрированных занятий по физическому воспитанию в образовательном процессе ДОУ способствует повышению уровня физической подготовленности дошкольников. Это характеризуется достоверным улучшением результатов во всех контрольных упражнениях, в шести из которых (беге на 30 м, беге на 500 м, прыжке в длину с места, сгибании туловища, разгибании туловища, статическом равновесии) выявлено преимущество детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы. Наряду с этим, занятия по экспериментальной методике оказали положительное влияние на качество освоения двигательных умений, что проявилось в снижении числа детей с низким уровнем (от 60 до 20%) и увеличением числа детей со средним (от 40 до 60%) и высоким уровнем (от 0 до 20%) освоения двигательных умений.
6 Разработанная методика способствует повышению уровня экологической воспитанности дошкольников, что выражено в достоверном повышении уровня экологических знаний и представлений, а также в формировании ценностных ориентаций дошкольников и умений осуществления деятельности с природными объектами.
Таким образом, предложенная методика организации физкультурных занятий дошкольников на основе интегрированного подхода позволяет педагогу выстроить свою работу в соответствии с требованиями ФГОС ДО. предъявляемыми к образовательному процессу.
Процесс перехода к реализации принципов интеграции в системе дошкольного образования будет длительным и сложным, но опыт нашей работы показал, что эффективное, целостное, интеграционное построение образовательного процесса возможно.
Следует отметить, что настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов решения рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями дальнейшего научного поиска являются:
- обоснование эффективности применения экспериментальной методики в процессе физического воспитания на следующих ступенях обучения (детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста);
- выявление методических особенностей и условий проведения интегрированных физкультурных занятий с детьми, имеющими сенсорные нарушения в развитии (со стороны зрительного, слухового анализатора);
- разработка и установление межпредметных связей между физическим воспитанием и другими
разделами программ дошкольного образования (музыкальное воспитание, развитие речи и др.).
Литература:
1. Мищенко, Н. Ю. «Портрет осени»: интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста / Н. Ю. Мищенко. -Челябинск: УралГАФК, 2002. - 173 с.
2. Мищенко, Н. Ю. Специфика организации и проведения интегрированных занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста на экологической тропинке здоровья / Н. Ю. Мищенко // Современное образование, физическая культура и спорт: материалы регион. науч.-практ. конф. посвященной 25-летию образования факультета зимних видов спорта и единоборств Уральского государственного университета физической культуры. - Челябинск: УралГУФК, 2015. - С. 105-108.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Управление ДОУ. - 2014. - № 1. - С. 42-53.
4. Шарманова, С. Б. Педагогические условия интеграции физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. Б. Шарманова, Н. Ю. Мищенко // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика. - 2003. - Вып. 3. - Ч. 1. - С. 110-118.
Педагогика
УДК: 37
преподаватель Мурзакаева Камиля Маратовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАГОМЕТАНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ВЯТСКОЙ
ГУБЕРНИИ: НАЧАЛО XX ВЕКА
Аннотация. В статье рассматриваются материалы истории учебных заведений Малмыжского, Глазовского, Уржумского, Елабужского, Сарапульского уездов в деле канцелярии директора народных училищ Вятской губернии, о магометанских школах инспекторами народных училищ 1903 г.
Ключевые слова: магометанские мектебе и медресе, учебное заведение, развитие.
Annotation. The article presents the materials of the educational institution of Malmyzhsky, Glazovsky, Urzhumsky, Yelabugsky, Sarapulsky districts in the office of the office of directors of public schools, about the Mohammedan schools of public school inspectors in 1903.
Keywords: Mohammedan mektebe and madrasah, educational institution, development.
Введение. В российском обществе происходят значительные социально-экономические перемены. Основополагающий элемент в трансформации жизнедеятельности людей выступает мобильность, которая становится ведущим во всех сферах общества. Данные изменения способствуют возрождению национальных культур, социально-исторических традиций, национальной системы образования, оказывая воздействие на прогресс общества.
Изучение истории народных училищ в Вятской губернии XIX в. начала XX в. позволяют раскрыть основу социально-культурных и нравственных ценностей каждого народа.
Статистический анализ дел канцелярии директора народных училищ Вятской губернии, о магометанских школах инспекторами народных училищ 1903 г. позволяют изучить более подробно материалы из истории учебных заведений Малмыжского, Глазовского, Уржумского, Елабужского, Сарапульского уездов.
Изложение основного материала статьи. Изучение истории развития и становления национальной системы образования остается актуальным вопросом. Отмечается возрастание интереса к истории педагогики (З.Г. Нигматов, В.М. Беркутов, Р.А. Валеева, Г.Г. Габдуллин, Р.Ш. Маликов и др.) к истории развития просветительства и педагогической мысли татарского народа, которым занимались ряд ученых (Я.Г. Абдуллин, Р.И. Гимазова, Т.К. Ибрагим, А.Х. Махмутова, Р.Ш. Маликов, С.М. Михайлова, Р.М. Мухаметшин, А.Г. Мухаметшин, Я.И. Ханбиков, З.Т. Шарафутдинов и др.).
В связи с возросшим интересом к вопросу изучения становления и развития национальных начальных школ мектебе и медресе в Вятской губернии XIX начала XX вв. возникло необходимость изучения периодизации и особенностей развития национального образования, с учетом этого, определяются историко-педагогические условия становления и развития национальных начальных школ в Вятской губернии XIX начала XX вв. [1].
Статистический анализ дел канцелярии директора народных училищ Вятской губернии, о магометанских школах инспекторами народных училищ 1903 г. Малмыжского, Глазовского, Уржумского, Елабужского, Сарапульского уездов позволяют более подробно раскрыть историю становления национальных школ.
Инспектор Кибардин в своем отчете, о магометанских школах Малмыжского уезда в д. Тюнтери, отмечает наличие татарской школы -медресе, со значительным числом учащихся более 50 взрослых и 50 подростков в мектебе и желания изучать учащимися медресе русский язык. Приводит примерное распределение уроков по отделениям. Указывает на проблемы организации образования в данных образовательных учреждениях. Например, в своем отчете он пишет о необходимости мусульманским школам парт, книжных шкафов, учительского стола, стульев, классной доски, классного счета, ламп, письменных принадлежностей, учебников и различных пособий [8].