Научная статья на тему 'Интеграция национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста'

Интеграция национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ 3-7 ЛЕТ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / INTEGRATION / INTEGRATED APPROACH / NATIONAL CULTURE / PHYSICAL EDUCATION / 3-7 YEAR OLD CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Мария Ивановна, Махалова Ирина Владимировна

Исследуется проблема использования народной педагогики в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Рассматриваются понятия «интеграция», «национальная культура», «физическое воспитание» с учетом их взаимосвязанности, взаимообусловленности и своеобразия в контексте проблемы физического воспитания детей на основе интеграции национальных культур народов России. Анализ интерпретации названных понятий в философском, культурологическом и педагогическом контекстах позволил конкретизировать базовое для исследования понятие «интеграция национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста», охарактеризовать физическое воспитание на основе национальных культур как интегративный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Мария Ивановна, Махалова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF NATIONAL CULTURES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

At the present stage the state needs a healthy and physically developed generation who would assimilate cultural values of a multinational society and this need is growing. Analysis of scientific, methodological, psychological and educational literature allows us to conclude that the problem of integration of the national cultures of the peoples of Russia in the physical education of preschool children is not studied enough, thus it is of current interest and requires further development. Terminological certainty is one of the conditions for the successful introduction of the integration of national cultures in the physical education of preschool children. The article deals with the concept of “integration”, “national culture”, “physical education” based on their interconnectedness and interdependence of identity in the context of the designated research problems and offers the authors’ approach to the definition of the concept of “integration of national cultures in the physical education of 3-7 year old children”.

Текст научной работы на тему «Интеграция национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 372.3/.4

М. И. Богомолова, И. В. Махалова

ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Исследуется проблема использования народной педагогики в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Рассматриваются понятия «интеграция», «национальная культура», «физическое воспитание» с учетом их взаимосвязанности, взаимообусловленности и своеобразия в контексте проблемы физического воспитания детей на основе интеграции национальных культур народов России. Анализ интерпретации названных понятий в философском, культурологическом и педагогическом контекстах позволил конкретизировать базовое для исследования понятие «интеграция национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста», охарактеризовать физическое воспитание на основе национальных культур как интегративный процесс.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный подход, национальная культура, физическое воспитание, дети 3-7 лет, дошкольная образовательная организация.

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования, повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования акцентируется внимание на развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром [1]. Таким образом, главным субъектом образовательного процесса является личность ребенка-дошкольника, и этот субъект органически целостен. Психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста благоприятствуют организации в дошкольной образовательной организации интегрированного процесса, так как данному возрасту свойственно целостное восприятие окружающего мира.

Историю интеграции в просвещении XX в. А. Я. Данилюк разделяет на три качественно различных этапа: рубеж веков - 1920-е гг. - проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа); 1950-1970-е гг. - межпредметные связи; 1980-1990-е гг. - собственно интеграция [2]. Л. В. Трубайчук, рассматривая исторический аспект реализации интегрированного обучения в образовании, выделяет четвертый этап -начало XXI века - до настоящего времени, который характеризуется созданием целостных интегрированных курсов в основной школе и появлением интегрированных занятий, а затем и целостного интегрированного процесса в дошкольном образовании [3].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в дошкольной педагогике накоплен

значительный теоретический и практический материал по вопросам интегрированного обучения. Так, проблема взаимосвязи видов детской деятельности дошкольников с позиций комплексного и интегрированного подходов исследовалась Н. А. Вет-лугиной, Т. Н. Дороновой, Т. Г. Казаковой, С. П. Козыревой, Т. С. Комаровой, О. А. Куреви-ной и др. Интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного обучения, однако рассматривались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов учебной деятельности (Л. А. Горшунова, О. М. Клементьева, С. П. Козырева, Г. Н. Новикова, Н. П. Саккулина, О. С. Ушакова и др.). На современном этапе теоретико-методологические аспекты, практико-ориен-тированная деятельность по организации целостного интегрированного процесса разрабатываются И. Г. Галянт, И. Е. Емельяновой, С. Д. Кириенко, О. Н. Подивиловой, С. В. Проняевой, Л. В. Трубайчук и др.

Проблема интегрированного подхода в физическом воспитании также нашла отражение в исследованиях отечественных ученых, прежде всего, в контексте сопряженного воспитания физических и умственных способностей дошкольников (М. П. Головощекина, Н. А. Баранова, И. В. Стародубцева, О. С. Трофимова, Т. А. Щербакова и др.). Изучению вопросов интеграции двигательной и познавательной деятельности детей посвящены работы А. А. Головкиной, Г. А. Каданцевой, И. М. Козлова, Н. А. Орловой, М. А. Правдова, Г. В. Шияновой, Н. А. Фоминой и др. Аспекты эко-лого-валеологического воспитания в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми

исследованы Н. Ю. Мищенко, Т. В. Поштаревой, Г. А. Решетневой, О. С. Шнайдер и др. В работах В. А. Бауэр, И. А. Воротилкиной, З. И. Нестеровой, С. С. Солодкова, С. О. Филипповой, Ю. К. Чернышенко, А. П. Щербак представлены возможности освоения дошкольниками знаний из области физической культуры.

Проблема интеграции национальных подвижных игр (русского, тувинского, коми и других народов) в физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривалась А. К. Ковалевским, Э. Э. Мендот, Д. В. Решетовым, Т. В. Хабаровой, А. А. Фетисовым и др. Достаточно глубокий и комплексный характер исследования интеграции народной культуры и физического воспитания представлен в работах Л. В. Абдульмановой и М. П. Ас-ташиной. Так, Л. В. Абдульмановой в рамках изучения проблемы развития физической культуры детей 4-7 лет в условиях культуросообразного образовательного пространства дошкольного учреждения разработано содержание национально-регионального компонента физкультурного образования на основе ценностей физической культуры, накопленных донскими казаками. М. П. Асташи-ной обоснована культурологическая значимость фольклора (на примере фольклора русского народа) в физическом воспитании для всестороннего развития личности ребенка 3-7 лет. Таким образом, круг исследований по проблеме интеграции в физическом воспитании дошкольников достаточно широк, однако исследований процесса физического воспитания средствами народной педагогики разных народов недостаточно, в связи с чем проблема интеграции национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста актуальна и требует дальнейшей разработки.

Терминологическая определенность выступает одним из условий успешной интеграции национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Следует рассмотреть ключевые понятия «интеграция», «национальная культура», «физическое воспитание» с учетом их взаимосвязанности, взаимообусловленности и своеобразия в контексте обозначенной проблемы исследования.

Анализ трактовки понятия «интеграция» в «Словаре иностранных слов» [4], «Философском энциклопедическом словаре» [5], «Большом энциклопедическом словаре» [6] позволяет сделать вывод о том, что под интеграцией в широком смысле понимается процесс становления целостности и единства. В. С. Безрукова, очерчивая границы употребления понятия «интеграция» в педагогике, определяет ее научный статус, исходя из признания интеграции как высшей формы взаимосвязи. Исследователь интерпретирует понятие «интегра-

ция» как высшую форму взаимосвязи, которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность - монообъект, новая структура, новые функции вступающих в связь компонентов (суммативное определение); высшую форму взаимосвязи единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направленная на интенсификацию системы подготовки учащихся (содержательное определение); создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких разделов подготовки учащихся (определение укрупненных педагогических единиц) [7]. В трактовке Н. К. Чапаева педагогическая интеграция есть процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегратив-но-педагогической деятельности. При этом «развитие» он рассматривает, как процесс поступательного изменения физических, душевных и духовных свойств человека, т. е. выход его на принципиально новый уровень целостности. «Становление» - как возникновение физических, душевных и духовных новообразований в человеке. «Формирование» -как обретение физическими, душевными и духовными новообразованиями относительной устойчивости, определенности и законченности [8].

Феномен интеграции в дошкольном образовании, по мнению Л. В. Трубайчук, предполагает ее рассмотрение как сложного явления педагогической действительности, которое реализуется в принципе, процессе и результате дошкольной образовательной организации [3]. Л. В. Трубайчук дает следующую характеристику данным аспектам интеграции:

- интеграция как принцип есть ведущая идея, отражающая гармоничное объединение образовательных областей в единый неразрывный образовательный процесс и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких результатов в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста;

- интеграция как процесс есть непосредственное установление гармоничных связей между выделенными системами интеграции и создание новой целостной системы образования детей дошкольного возраста в соответствии с предлагаемым результатом;

- интеграция как результат есть та форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом.

В качестве объектов интегрированного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Л. В. Трубайчук определяет

предметы, образовательные области, определенные темы, которые требуется расширить за счет интеграции; в качестве факторов, способствующих интегрированию выделенных объектов - деятельность детей, образовательные области, формы интегрированного процесса дошкольной образовательной организации; а в качестве форм интегрированного процесса - проекты, праздники, путешествия, экскурсии, деловые игры, которые погружают дошкольника в познание всего многообразия окружающего мира в его целостности и единстве.

Вслед за М. А. Правдовым, разрабатывающим вопросы интеграции познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста, авторы исходят из понимания интеграции как процесса, направленного на достижение целостности и единства в развитии ребенка дошкольника. Основанием служит положение Н. К. Чапаева, согласно которому «человек есть предмет и цель педагогической интеграции, ее абсолютный системообразующий фактор, который порождает (обусловливает) ее, направляет ее движение и способствует ее развитию [8].

Следующим важным для данного исследования является понятие «национальная культура». Национальная культура - одно из базовых понятий для целого ряда наук: культурологии, этнологии, истории, культурной антропологии и других, использующих отдельные его срезы. Так, если в этнологическом словаре понятие «национальная культура» раскрывается как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе жизни нации (этноса) [9], то в культурологическом словаре - как совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей для представителей одной нации, государства [10] и т. д.

Исследуя феномен национальной культуры и межкультурного взаимодействия, С. Н. Гавров приходит к выводу о том, что под национальной культурой следует понимать целостное образование со своими специфическими механизмами саморегуляции, которые детерминируют структурные связи между ее элементами, помогают сохранить длительную историческую устойчивость, социально-историческую уникальность и самобытность наряду с непрерывными изменениями. Он отмечает, что национальная культура выступает как форма сохранения, накопления и преобразования длительного социально-исторического опыта и знаний: традиций, ценностей, норм, символов, стандартов, моделей образа жизни. Важнейшим механизмом поддержания и передачи норм, ценностей образцов национальной культуры выступают национальные традиции, социальное и культурное поведение. С. Н. Гавров подчеркивает, что в национальных традициях структурируется опыт социо-

культурной идентификации, хранилищем же вековых традиций этноса выступает народная культура в силу того, что тесно связана с архаическими пластами культуры и коллективного сознания [11].

А. И. Арнольдов, рассматривая национальную культуру как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, определяет ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным. Он выделяет два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как уникальной по форме и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. И в том и в другом случае, подчеркивает А. И. Арнольдов, национальная культура содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало [12]. В качестве самой главной и привлекательной особенности национальной культуры исследователь называет удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Он пишет: «Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. ... Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации» [12, с. 167].

Согласно Ф. Ф. Харисову, национальная культура - это совокупность созданных конкретным народом материальных и духовных ценностей, заложенные в них традиции физического, трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве его исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение в силу своей жизненной необходимости, характеризующиеся объективно обусловленной востребованностью [13]. Он выделяет такие сущностные особенности национальной культуры, как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, творческая направленность, самобытность. Именно их он рассматривает в качестве фундаментальных положений своей концепции интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса.

Целостность как основная особенность национальной культуры характеризуется Ф. Ф. Харисо-вым как совокупность различных функционально взаимосвязанных элементов (знаний национального языка, литературы, музыки, искусства). Взаимосвязь национальных культур рассматривается им в аспекте человеческой цивилизации как «хранилища» всех национальных культур, представляющих собой не просто их сумму или мозаику, а целостное воплощение их интегративного единства,

сложной системы, образованной на основе взаимосвязи различных культур. Творческая направленность национальной культуры объяснятся Ф. Ф. Харисовым через создание и усвоение содержания национальной культуры как творческого акта, поскольку данный процесс носит субъективный характер и порождает у каждого человека индивидуальные образы и представления. Самобытность как специфическая особенность национальной культуры, на его взгляд, не сводится к чему-то внешнему, а предусматривает изменяемость национального содержания в соответствии с изменениями материальной и духовной жизни народа. Интегральный характер национальной культуры Ф. Ф. Харисов раскрывает в наличии структуры разнородных элементов, взаимодействующих при включении их в содержание образования путем интеграции знаний и способов их применения, а также объединяющих разобщенные понятия в целостную систему [13].

Любая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов. В качестве элементов, которые являются серьезными факторами народного воспитания, Г. Н. Волков выделяет родной язык, народные игры, фольклор, традиции, искусство, народный этикет [14]. С. М. Малиновской отмечается, что этнокультурная специфика диктует необходимость современной интерпретации опыта этнопедагогики в самых разнообразных аспектах образования, рассматривается как эффективное средство формирования новых и развития функционирующих в регионе образовательных систем, как фактор развития человека поликультуры [15].

Авторы придерживаются вышеизложенной позиции Ф. Ф. Харисова в понимании национальной культуры и рассматривают понятие «интеграция национальных культур» как основу физического воспитания детей дошкольного возраста. По мнению авторов, интеграция национальных культур есть процесс развития, связанный с гармоничным объединением в единое целое заложенных в духовных ценностях разных народов традиций физического воспитания, свидетельствующих о богатстве исторического опыта и наследуемых из поколения в поколение своей жизненной необходимостью, востребованностью. При этом достижение целостности связано с такими характеристиками, как упорядочение, структурирование, состояние гармоничной уравновешенности, эффективности.

Важно остановиться на дефиниции понятия «физическое воспитание» как базового для исследования. Основоположником отечественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафтом подчеркивалось, что «образование ребенка должно быть направлено к тому, чтобы научить его владеть

и управлять проявлением своих сил и своими действиями и подготовить ко всякой элементарной работе настолько, чтобы по слову или по написанному наставлению он был в состоянии сделать все ему необходимое» [16, с. 111]. На современном этапе физическое воспитание рассматривается как педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования

[17]. А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева характеризуют физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, а также воспитание физических качеств

[18]. Э. Я. Степаненкова интерпретирует данное понятие как педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства [19]. Г. Н. Пономарев, С. О. Филиппова понятие «физическое воспитание» определяют как педагогическую систему использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека [20]. Ж. К. Холо -дов и В. С. Кузнецов раскрывают исследуемое понятие как вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях [21].

Анализ толкования термина «физическое воспитание» позволяет отметить наиболее существенные стороны интересующего явления: педагогический процесс; педагогическая система; формирование двигательных навыков и умений; обучение движениям; воспитание физических качеств; совершенствование (личностное; физическое) человека; формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего гармоничного развития личности.

В исследовании авторы придерживаются трактовки понятия «физическое воспитание», которое принято в Федеральном законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [22]. В данном нормативном правовом документе физическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически

здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

На основе проведенного анализа содержания понятийного поля «интеграция», «национальная культура», «физическое воспитание» авторы конкретизировали базовое для исследования понятие «интеграция национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста». Интеграция национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста рассматривается как процесс, связанный с объединением в единое целое и введения в образовательный процесс исторически выработанных и наследуемых из поколения в поколение своей жизненной необходимостью и востребованностью традиций физического воспитания разных народов в их уникальности и единстве с целью формирования всесторонне развитого и физически здорового ребенка.

На основе выделенных сущностных признаков интегративного процесса (Ю. С. Тюников, Н. А. Фомина, Г. В. Шиянова, С. В. Менькова) можно охарактеризовать физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интеграции национальных культур своего и других народов.

Первый признак строится на объединении и взаимодействии разнородных, ранее разобщенных отдельных элементов. Авторами выделены элементы, требующие объединения: физическое воспитание и народная педагогика (самобытные физические упражнения, праздники с ярко выраженной спортивной направленностью, система безопасной жизнедеятельности, устное народное творчество здоровьесберегающей тематики); физическое воспитание и виды детских деятельностей, насыщенные информацией о национальных традициях; физическое воспитание и межнациональное воспитание; дошкольная образовательная организация и родители; воспитатели и узкие специалисты (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель); физическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда, включающая предметы, символы национальной культуры. Названные разнородные элементы подлежат объединению в систему, что обеспечит качественно новое состояние процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.

Вторым признаком интеграционных изменений является связь интеграции с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов. Иллюстрацией этого признака может быть накопление системных знаний о национальной культуре физического воспитания своего и других народов педагогами и родителями, обогащение их личного педагогического опыта и применение его в физическом воспитании детей 3-7 лет. Таким образом, осуществляется структур-

ное преобразование в системе физического воспитания дошкольников с появлением новых функций у вступивших в связь элементов, что в целом приводит и систему, и результаты ее функционирования в новое качественное состояние. Такое состояние может определяться новыми познаниями и опытом детей, родителей и педагогов с активным влиянием на мотивационно-потребностную и поведенческую сферу и тех и других.

Третий признак изменений сущности обучения определяется наличием в процессе интеграции логико-содержательной основы. Современная философия трактует построение интеграции прежде всего как определение единого основания для объединения разрозненных элементов знания, поиск и обоснование критериев единства различных множеств. По утверждению С. В. Меньковой (1998), в педагогике оправдано говорить о логико-содержательной основе процесса интеграции. В определенном смысле, как считает она, логико-содержательная основа - это программа, ориентирующая на то, что должно воспроизводиться в учебно-воспитательном процессе и в каком соответствии находиться с теми реальными процессами, которые объективно детерминируют создание той или иной дидактической целостности. Такая трактовка признака интеграционных процессов дает основание полагать, что логико-содержательной основой интеграции национальных культур в физическом воспитании являются единые подходы к освоению народной культуры и осуществлению физического воспитания детей дошкольного возраста.

Четвертым признаком процесса интеграции принято считать наличие в этом процессе собственной структуры, что позволяет выделить в нем относительно обособленные и вместе с тем соподчиненные между собой этапы, прохождение которых порождает качественные или количественные сдвиги в содержании. В данном случае структура процесса интеграции национальных культур в физическом воспитании заключается в следующем: во-первых, в формировании специальных знаний у педагогов (воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, младшего воспитателя), способствующих успешной образовательной работе по физическому воспитанию детей на основе интеграции национальных культур своего и других народов; во-вторых, в повышении педагогической культуры родителей в области применения прогрессивного народного опыта в системе домашнего физического воспитания; в-третьих, в объединении образовательных действий родителей и педагогов на основе интеграции национальных культур физического воспитания; в-четвертых, в создании предметно-пространственной развивающей среды, включающей

предметы, атрибуты и символы народной культуры; в-пятых, в организации образовательной работы по физическому воспитанию на основе взаимосвязанного использования национальных традиций разных народов, и прежде всего своего народа и народов ближайшего национального окружения.

Пятым признаком интеграции является педагогическая целенаправленность и относительная самостоятельность интегративного процесса. Объединение физического воспитания дошкольников и национальных культур в единое целое на одной логико-содержательной основе должно вести к появлению новой системы, призванной выполнять в общем образовательном процессе новые, самостоятельные функции. Отражением отмеченного признака может быть интегрированный образовательный процесс физического воспитания детей

на основе использования наследуемых из поколения в поколение традиций физического воспитания разных народов с новыми функциональными целями и задачами.

Таким образом, анализ понятийного поля «интеграция», «национальная культура», «физическое воспитание» позволил конкретизировать базовые для исследования понятия «интеграция национальных культур», «интеграция национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста», а также охарактеризовать физическое воспитание на основе национальных культур как ин-тегративный процесс. Терминологическая определенность как одно из условий содействует успешной интеграции национальных культур в физическом воспитании детей в дошкольной образовательной организации.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Управление ДОУ. 2014. № 1. С. 42-53.

2. Данилюк А.Я Теория интеграции образования. Ростов н/Д, 2000. 440 с.

3. Интеграция образовательных областей как средство целостного процесса в дошкольном учреждении / под ред. Л. В. Трубайчук. Челябинск: РЕКПОЛ. 2011. 158 с.

4. Современный словарь иностранных слов. 2-е изд. М.: Рус. язык, 1999. 742 с.

5. Философский энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

6. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия; СПб: Норинт, 2000. 1456 с.

7. Безрукова В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. науч. тр. Свердловск, 1990. 128 с.

8. Чапаев Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998. 462 с.

9. Этнологический словарь. Вып. 1. Этнос. Нация. Общество / В. И. Козлов и др. М.: ВИТТАН, 1996. 208 с.

10. Культура и культурология: словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. М.: Деловая книга, 2003. 928 с.

11. Гавров С. Н. Национальная культура и межкультурное взаимодействие: теоретические аспекты: дис. ... канд. филос. наук. М., 2001, 130 с.

12. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих отношений, 1993. 352 с.

13. Харисов Ф. Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1999. 396 с.

14. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары, 2004. 488 с.

15. Малиновская С. М. Этнокультурный компонент регионального образования в истории педагогики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 168-173.

16. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. URL: http://lib100.com/book/pedagogics/family_educ (дата обращения: 10.09.2014).

17. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; М. М. Безруких и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 258 с.

18. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1972. 271 с.

19. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2006. 368 с.

20. Теория и методика физической культуры дошкольников / под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. СПб.: Детство-Пресс; М.: Сфера, 2008. 656 с.

21. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2009. 480 с.

22. Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 02.09.2014).

Богомолова М. И., доктор педагогических наук, профессор.

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.

Пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ульянова, 4, Ульяновск, Россия, 432700. E-mail: [email protected]

Махалова И. В., старший преподаватель, аспирант. Чувашский республиканский институт образования.

Пр. Горького, 5, Чебоксары, Россия, 628001. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.09.2014.

M. I. Bogomolova, I. V. Makhalova INTEGRATION OF NATIONAL CULTURES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

At the present stage the state needs a healthy and physically developed generation who would assimilate cultural values of a multinational society and this need is growing. Analysis of scientific, methodological, psychological and educational literature allows us to conclude that the problem of integration of the national cultures of the peoples of Russia in the physical education of preschool children is not studied enough, thus it is of current interest and requires further development. Terminological certainty is one of the conditions for the successful introduction of the integration of national cultures in the physical education of preschool children. The article deals with the concept of "integration", "national culture", "physical education" based on their interconnectedness and interdependence of identity in the context of the designated research problems and offers the authors' approach to the definition of the concept of "integration of national cultures in the physical education of 3-7 year old children".

Key words: pre-school educational organization, integration, integrated approach, national culture, physical education, 3-7year old children.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: utverzhden Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 [Federal state educational standard of preschool education: approved by the Russian Ministry of Education and Science from 17.10.2013 no. 1155]. Upravleniye DOU - Preschool Educational Institutions Administration, 2014, no. 1, pp. 42-53 (in Russian).

2. Danilyuk A. Ya. Teoriya integratsii obrazovaniya [Theory of integration of education]. Rostov-on-Don, 2000. 440 p. (in Russian).

3. Integratsiya obrazovatel'nykh oblastey kak sredstvo tselostnogo protsessa v doshkol'nom uchrezhdenii [Integration of educational areas as a means of holistic process in a preschool institution]. Pod red. I. V. Trubaychuk. Chelyabinsk, REKPOL Publ., 2011. 158 p. (in Russian).

4. Sovremennyyslovar'inostrannykh slov[Modern dictionary of foreign words]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1999. 742 p. (in Russian).

5. Averintsev S. S. i dr. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Dictionary of Philosophy]. Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1989. 815 p. (in Russian).

6. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' [Great Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya Publ., St. Petersburg, Norint Publ., 2000. 1456 p. (in Russian).

7. Bezrukova V. S. Pedagogicheskaya integratsiya: sushchnost', sostav, mekhanizmy realizatsii [Pedagogical integration: the nature, composition, mechanisms of implementation]. Integratsionnyeprotsessy vpedagogicheskoy teoriiipraktike: sb. nauch. tr. [Integration processes in educational theory and practice, collection of scientific works]. Sverdlovsk, 1990. 128 p. (in Russian).

8. Chapaev N. K. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy pedagogicheskoy integratsii. Diss. dokt. ped. nauk [Theoretical and methodological bases of pedagogical integration. Diss. dr. ped. sci.]. Ekaterinburg, 1998. 462 p. (in Russian).

9. Kozlov V. I. i dr. Etnologicheskiy slovar'. Vypusk 1. Etnos. Natsiya. Obshchestvo [Ethnological Dictionary. Issue 1. Ethnicity. Nation. Society]. Moscow, VITTAN Publ., 1996. 208 p. (in Russian).

10. Kravchenko A. I. Kul'tura i kul'turologiya. Slovar' [Culture and Cultural Studies: Dictionary]. Moscow, Delovaya kniga Publ., 2003. 928 p. (in Russian).

11. Gavrov S. N. Natsional'naya kul'tura i mezhkul'turnoye vzaimodeystviye. Teoreticheskiye aspekty. Diss. kand. filos. nauk [National Culture and intercultural communication. Theoretical aspects. Diss. cand. philos. sci.]. Moscow, 2001. 130 p. (in Russian).

12. Arnol'dov A. I. Vvedeniye v kul'turologiyu [Introduction to cultural studies]. Moscow, Narodnaya akademiya kul'tury I obshchechelovecheskikh tsennostey Publ., 1993. 352 p. (in Russian).

13. Kharisov F. F. Integratsiya natsional'noy kul'tury i uchebno-vospitatel'nogo protsessa. Diss. dokt. ped. nauk [Integration of the national culture and the educational process. Diss. dr. ped. sci.]. Kazan, 1999. 396 p. (in Russian).

14. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika [Chuvash pedagogy]. Cheboksary, 2004. 488 p. (in Russian).

15. Malinovskaya S. M. Etnokul'turnyy component regional'nogo obrazovaniya v istorii pedagogiki [Ethnocultural component of the regional education in the history of pedagogics]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 12 (140), pp. 168-173 (in Russian). URL: http://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2013&issue=12 (accessed 25 August 2014) (in Russian).

16. Lesgaft P. F. Semeynoye vospitaniye rebenka i ego znacheniye [Family education of a child and its significance]. URL: http://lib100.com/book/ pedagogics/family_educ (accessed 10 September 2014) (in Russian).

17. Bim-Bad B. M. (Ed.), Bezrukikh M. M. i dr. Pedagogicheskiyentsiklopedicheskiyslovar'[Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya Publ., 2002. 258 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Keneman A. V., Khukhlaeva D. V. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta [Theory and methods of physical education of children of preschool age]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1972. 271 p. (in Russian).

19. Stepanenkova E. Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka [Theory and methods of physical education and child development]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 368 p. (in Russian).

20. Filippova S. O., Ponomarev G. N. i dr. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury doshkol'nikov [Theory and Methods of Physical Education of Preschool Children]. St. Petersburg, Detstvo-Press Publ.; Moscow, Sfera Publ., 2008. 656 p. (in Russian).

21. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 480 p. (in Russian).

22. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii "O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii" ot 4 dekabrya 2007 g. № 329-FZ [Federal Law "On physical culture and sports in the Russian Federation" from December 4, 2007, no. 329-FZ]. URL: http://base.garant.ru/12157560/ (accessed 2 September 2014) (in Russian).

Bogomolova M. I.

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov.

Pl. 100-letiya so dnya rozhdeniya V. I. Ulyanova, 4, Ulyanovsk, Russia, 432700.

E-mail: [email protected]

Makhalova I. V.

Chuvash Republican Institute of Education.

Pr. Gorkogo, 5, Cheboksary, Russia, 428001.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.