Научная статья на тему 'Роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста'

Роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / PHYSICAL EDUCATION / METHODS OF PRESCHOOL EDUCATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / DEVELOPMENT OF MOTOR ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташев Никита Иванович, Исмагилова Радмила Рифовна, Имамова Римма Мухаметовна

Статья посвящена усовершенствованной методике воспитания физических способностей детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой. В усовершенствованной методике представлены физкультурные занятия, которые носят сюжетный характер, определенную тематику и проходят в игровой форме. Такой подход к занятиям облегчает процесс обучения и позволяет полностью заинтересовать ребенка в правильном и полном выполнении того или иного упражнения. Во время выполнения сюжетных упражнений проходящих в игровой форме у ребенка легко образуются новые условные связи. Ему проще познавать окружающий мир через игру. Во время педагогического эксперимента проводились сюжетные комплексы упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташев Никита Иванович, Исмагилова Радмила Рифовна, Имамова Римма Мухаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE GENERAL SYSTEM OF EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article is devoted to the improved technique of education of physical abilities of children of preschool age on employment by physical culture. In the improved methodology, physical education classes are presented, which have a plot character, a certain theme and are held in a playful form. This approach to classes facilitates the learning process and allows the child to be fully interested in the correct and full implementation of an exercise. During the execution of the plot exercises passing in the form of the game, the child will easily form new conditioned connections. He is easier to learn the world through the game. During the pedagogical experiment, the plot complexes of exercises were conducted.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста»

Выводы. Итак, подводя итоги нашего исследования использования модальных глаголов как средств выражения ирреальности в современном английском языке, мы можем констатировать следующее: средства выражения нерегулярности / проблематики составляют существенный пласт английской грамматики. Действительно, как в разговорном, так и в книжном стиле, они представлены таким широким спектром форм и значений, что возникает вопрос о причине этого разнообразия. Подводя итог вышесказанному рассуждению, мы можем сказать, что эти средства служат для того, чтобы разграничить в человеческом сознании реальность объективную, воспринимаемую из мира сюрреалистической, субъективной, существующей только в человеческом сознании.

Эта делимитация очень важна, поскольку без нее любое общение между людьми невозможно. Несомненно, важно точно понимать соотношение действия с реальностью при рассмотрении текстов на любом иностранном языке, поскольку различия в грамматике и синтаксисе неизбежно создают трудности в восприятии и переводе этих текстов. Но еще важнее уметь выявлять ирреальность в процессе реального общения, поскольку без этого невозможно адекватно понять речь собеседника.

Литература:

1. Адмони В. Г. Категория модальности в английском языке. - М.: Просвещение, 1979. - С. 36 - 42.

2. Балли Ш. Р. Общая лингвистика и вопросы английского языка. - М.:Просвещение, 2003. - 238 с.

3. Беличова-Крижижкова Е. Р. О модальности предложения в русском и английском языках.- М.: Наука, 2001. - 203 с.

4. Ицкович В. А. Категория модальности и модальные слова // В сб. Доплввд та повщомлення слова. -Львовский университет, 1978. - С. 134 - 183.

5. Шведова Н. Ф. Модальные глаголы и их использование в английском языке. - М.: Просвещение, 2003. - 238 с.

Педагогика

УДК373.24

старший преподаватель Карташев Никита Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); старший преподаватель Исмагилова Радмила Рифовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); старший преподаватель Имамова Римма Мухаметовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена усовершенствованной методике воспитания физических способностей детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой. В усовершенствованной методике представлены физкультурные занятия, которые носят сюжетный характер, определенную тематику и проходят в игровой форме. Такой подход к занятиям облегчает процесс обучения и позволяет полностью заинтересовать ребенка в правильном и полном выполнении того или иного упражнения. Во время выполнения сюжетных упражнений проходящих в игровой форме у ребенка легко образуются новые условные связи. Ему проще познавать окружающий мир через игру. Во время педагогического эксперимента проводились сюжетные комплексы упражнений.

Ключевые слова: физическое воспитание, методика дошкольного воспитания, физическое воспитание, дети дошкольного возраста, развития двигательных способностей.

Annotation. The article is devoted to the improved technique of education of physical abilities of children of preschool age on employment by physical culture. In the improved methodology, physical education classes are presented, which have a plot character, a certain theme and are held in a playful form. This approach to classes facilitates the learning process and allows the child to be fully interested in the correct and full implementation of an exercise. During the execution of the plot exercises passing in the form of the game, the child will easily form new conditioned connections. He is easier to learn the world through the game. During the pedagogical experiment, the plot complexes of exercises were conducted.

Keywords: physical education, methods of preschool education, physical education, children of preschool age, development of motor abilities.

Введение. Физическая культура, включающая в свою структуру спорт, является органическим компонентом общей культуры. Понятие культура объединяет все созданные человеком в ходе истории социальные, материальные, духовные средства его жизнедеятельности, составляющие ее структурные элементы как системы. К социальным средствам в данном определении культуры относятся труд и формы его организации и, соответственно, культура труда; социальные институты: государство и право, гражданство, экономика, политика, наука, образование, здравоохранение. Сюда же относится физическая культура, структура которой определяется структурой, как матрицей, общей культуры [3, с. 657].

Актуальность проблемы образа жизни как фактора здоровья людей в России обуславливается сокращением продолжительности жизни, ростом заболеваемости среди детей из-за недостаточной заботы об их здоровье в семьях, кроме того, на здоровье людей влияют и такие негативные стороны современной в России жизни, как наличие в стране безработице, плохого питания из-за нехватки доходов для материального обеспечения [9, с. 794].

Малоподвижный образ жизни - гиподинамия - следствие противоречия между потребностью в генетически определяемом объеме необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека физических движений и их реальным удовлетворением, малоподвижным образом жизни и необходимой физической активностью людей. Для большинства людей именно здесь следует искать причины многих

болезней и, как результат, - преждевременной смерти. Установлено, что не менее чем в 80,0% случаях недостаточное физическое развитие, слабая физическая подготовленность, физическая детренированность организма становятся непосредственной либо опосредованной причиной различных болезней [8, с. 12].

Физическая культура лишь один из элементов совокупности факторов и условий формирования физической культуры человека, часть многофакторного воздействия других жизненно важных условий жизнедеятельности на формирование здоровья человека и его физическое развитие [7, с. 125].

Теория физического воспитания детей непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности [1, с. 37].

До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.

В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни [1, с. 62].

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания.

Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается основы движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Формулировка цели статьи и задач. Цель нашего исследования - усовершенствовать и экспериментально доказать эффективность методики воспитания физических способностей детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой.

Задачи исследования: усовершенствовать методику воспитания физических способностей детей 5-6 лет и проверить эффективность данной методики.

Изложение основного материала статьи. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем пространстве, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания [1, с. 98].

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит [5, с. 227]: уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей; формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей; организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях; проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей; сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами; владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации,

осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных физических качеств [10, с. 124-125].

Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. [4, с. 133].

В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста является значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. Это предъявляет большие требования к педагогическому процессу, и особенно к деятельности воспитателя по физической культуре в дошкольных учреждениях [6, с. 24].

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [2, с. 218].

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения, и навыки основе уже имеющихся образуются новые, более сложные рефлексы.

Следует учитывать способность центральной нервной системы сохранять следы тех процессов, которые в ней происходит. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. Причем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно [5].

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально-окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений [4, с. 89].

Основным средством и методом физического воспитания является игровой метод. Он дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведения ребенка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками.

За основу была взята методика проведения занятий физической культурой по программе «Радуга».

В усовершенствованной методике представлены физкультурные занятия, которые носят сюжетный характер, определенную тематику и проходят в игровой форме. Такой подход к занятиям облегчает процесс обучения и позволяет полностью заинтересовать ребенка в правильном и полном выполнении того или иного упражнения. Во время выполнения сюжетных упражнений проходящих в игровой форме у ребенка легко образуются новые условные связи. Ему проще познавать окружающий мир через игру.

Во время эксперимента проводились сюжетные комплексы упражнений, направленные на скоростные, координационные, силовые способности и воспитание гибкости.

Результаты исследования уровня воспитания физических качеств представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования уровня подготовленности физических способностей в контрольной и экспериментальной групп девочек 5-6 лет (М±8)

Тесты Сентябрь 2017 г. Март 2018 г.

КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег 20 м (сек) 7,8+1,1 7,8+1,0 7,7+0,1 7,4+0,09

Р р >0,05 р<0,05

Метание мяча из-за головы (см) 259,3+36,3 | 292,2+11,6 278,1+12,0 | 299,2+7,1

Р р >0,05 р<0,05

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) 7,3+1,6 7,8+1,9 9,1+1,4 11,6+0,9

Р р >0,05 р<0,05

Метания в цель (кол-во раз из 5 попыток) 1,8+0,8 1,9+0,8 2,6+0,8 4,1+0,5

Р р >0,05 р< 0,05

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭК - экспериментальная группа; М - среднее арифметическое значение; 8 - стандартное отклонение; р - уровень статистической достоверности; п - количество человек.

В процессе математической обработки результатов при сравнении показателей уровня проявления физических способностей детей дошкольного возраста 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп до эксперимента достоверной разницы в показателях не обнаружено. При повторном тестировании обнаружены достоверные различия (р < 0,05) между группами по всем тестовым упражнениям.

По результатам исследования уровня воспитания физических способностей у дошкольников 5-6 лет, были выявлены следующие темпы прироста в контрольной и экспериментальной группах: в беге на 20 м - в контрольной группе до эксперимента показатель быстроты составил: в среднем - 7,8 сек., в конце эксперимента - 7,7 сек. Между результатами достоверно значимых изменений не выявлено (р>0,05). Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития быстроты, составили: 7,8 сек. начале эксперимента и 7,4 сек. в конце эксперимента.

На силовые способности «Метание мяча из-за головы» - в контрольной группе до эксперимента показатель силы составил: в среднем - 259,3 м в конце эксперимента - 278,1 м. Между результатами достоверно значимых изменений не выявлено (р>0,05). Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития силы, составили: у девочек - 292,2 м начале эксперимента и 299,2 м в конце эксперимента.

На гибкость «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см)» - в контрольной группе до эксперимента показатель уровня гибкости составил в среднем - 7,3 см, в конце эксперимента 9,1 см. Между результатами достоверно значимых изменений не выявлено (р>0,05). Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили - 7,8 см в начале эксперимента и 11,6 см в конце эксперимента.

На координационные способности «Метания в цель» - в контрольной группе до эксперимента показатель координационных способностей составил: в среднем - 0,8 попадания, в конце эксперимента - 2,6 попадания. Между результатами достоверно значимых изменений не выявлено (р>0,05). Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития координационных способностей, составили - 0,9 попадания в начале эксперимента и 4,1 попаданий в конце эксперимента.

Выводы. При сравнении показателей уровня проявления физических способностей детей дошкольного возраста 5-6 лет контрольной и экспериментальной группами, было установлено, что до начала эксперимента достоверных различий в показателях между контрольной и экспериментальной группами не обнаружено, в конце эксперимента между группами обнаружены достоверные различия по всем тестам.

В результате исследования выявлено, что данная методика эффективна при воспитании физических способностей детей дошкольного возраста, вследствие чего она может быть использована во всех детских дошкольных учреждениях.

Литература:

1. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков: Киев: Здоровье, 1981. - 116 с.

2. Гужаловский А. А. Основы методики и теории физической культуры: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

3. Иванова О.М., Билалова Л.М., Матвеев С.С.Физическая культура как условие качества жизни индивида // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 6). - С. 657-661.

4. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

5. Лаптев А. П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт, М. - 1984. №8. - С. 84.

6. Леонтьев А. Н. Современная психология : учебник / А. Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1983. - 227 с.

7. Матвеев С.С. Социальная детерминация изменения биотического потенциала населения современного регионального социума: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / С.С. Матвеев. - Уфа, 2007. - С. 124.

8. Матвеева Л. М. Социальные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Л.М. Матвеева. - Уфа, 2004. - С. 12.

9. Шаяхметова Э.Ш., Матвеев С.С., Матвеева Л.М. Образ жизни как фактор здоровья современного. Здоровье и образование в XXI веке. Изд-ва: Сообщество молодых врачей и организаторов здравоохранентя. -М., 2016.Т.18. №2. С. 794-797.

10. Шишкина В. А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. - Мозырь : Белый Ветер, 2014. - 133 с.

Педагогика

УДК 23

доктор педагогических наук, профессор Касаткина Светлана Николаевна

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга); старший преподаватель Реймер Мария Валериевна

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского (г. Калуга)

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ

(ВТ. ПОЛ. XIX -НАЧ. XX В.В.)

Аннотация. В статье раскрываются региональные особенности и тенденции развития образования в Калужской губернии во второй половине XIX - начало XX веков, раскрываются основные историко-педагогические факторы и условия, определившие своеобразия становления образования Калужской губернии. Также рассматривается специфика работы учебных заведений Калужской губернии, основные предметы, которые преподавались в них.

Ключевые слова: Калужская губерния, образование, училище, реформы, региональные особенности, сельские школы, учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.