Научная статья на тему 'Анализ уровня сформированности навыков аргументированной письменной речи на английском языке у обучающихся старших классов в школьном образовании (по результатам ОГЭ и ЕГЭ)'

Анализ уровня сформированности навыков аргументированной письменной речи на английском языке у обучающихся старших классов в школьном образовании (по результатам ОГЭ и ЕГЭ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / НАВЫКИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКЗАМЕНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гераскевич Н.В., Файзуллин Ф.Р.

Статья отражает анализ результатов сдачи единого государственного экзамена по английскому языку в разделе «Письменная речь». Автор проводит сравнительно-сопоставительный анализ итоговых сочинений обучающихся за 2015-2017 учебный год, составляющих основное задание в части «Письмо». В статье акцентируется внимание на итоговом рейтинге выполнения заданий по письменной речи в контексте всех видов речевой деятельности на английском языке, поднимается проблема недостаточной отработанности навыков аргументированной письменной речи у учеников в российских школах, и в школах города Сургут в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гераскевич Н.В., Файзуллин Ф.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня сформированности навыков аргументированной письменной речи на английском языке у обучающихся старших классов в школьном образовании (по результатам ОГЭ и ЕГЭ)»

МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗДЕЛ

METHODICAL SECTION

YAK 373.5.016(470):811.111

ББК 74.268.19=432.1

H.B. ГЕРАСКЕВИЧ, Ф.Р. ФАЙЗУЛЛИН

N.V. GERASKEVICH, F.R. FAYSULLIN

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОГО НАВЫКОВ АРГУМЕНТИРОВАННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОГЭ И ЕГЭ)

THE ANALYSIS OF THE LEVEL OF FORMATTING REASONED WRITTEN SPEECH SKILLS IN ENGLISH FOR STUDENTS IN THE UPPER GRADES IN SCHOOL EDUCATION (BASED ON THE RESULTS OF THE FINAL EXAMS AFTER GRADES 9 AND 11)

Статья отражает анализ результатов сдачи единого государственного экзамена по английскому языку в разделе «Письменная речь». Автор проводит сравнительно-сопоставительный анализ итоговых сочинений обучающихся за 2015-2017 учебный год, составляющих основное задание в части «Письмо». В статье акцентируется внимание на итоговом рейтинге выполнения заданий по письменной речи в контексте всех видов речевой деятельности на английском языке, поднимается проблема недостаточной отработанности навыков аргументированной письменной речи у учеников в российских школах, и в школах города Сургут в частности.

The article analyzes the results of the final exam after grade 11 in English in the section "Written speech". The author conducts comparative analysis of the students' final essays for the 2015-2017 academic years, which constitute the main task in the part of "Writing". The article focuses on the final rating of the performance of writing tasks in the context of all the types of speech activity in English. The problem of insufficient skills of written speech among pupils in Russian schools, and in schools in the city of Surgut in particular, is raised.

Ключевые слова: основной государственный экзамен,единый государственный экзамен, навыки иноязычной письменной речи, критерии оценки иноязычной письменной речи обучающихся школы, сравнительный анализ результатов экзаменов.

Key words: final state exam after grade 9, final state exam after grade 11, foreign written speech skills, criteria for evaluating students' foreign written speech skills, comparative analysis of exams results.

Письменная речь - особенная конфигурация коммуникации с помощью системы письменных символов, это второстепенная и наиболее поздняя по времени происхождения форма существования языка.

Письменная речь может быть представлена по-разному: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного формулирования мысли либо размышления и т.д. Во всех этих вариантах структура письменной речи отчетливо отличается от структуры устной диалогической либо устной монологической речи.

Предметом нашей статьи является аргументированная письменная речь на английском языке. Аргументированная речь - это умение объективно выразить свое мнение, используя в качестве подтверждения правильности своего мнения обоснованные и убедительные доказательства и доводы.

Обучение навыкам аргументированной письменной речи начинается в школе. Это сложный процесс, требующий довольно развитого логического мышления и хорошей языковой подготовки.

Министерство Образования Российской Федерации приказом от 2014 года учредило Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [6]. Одним из требований Министерства Образования является развитие у учеников навыка письменной аргументированной речи. В настоящей статье рассмотрены критерии оценивания аргументированной письменной речи на выпускных экзаменах по английскому языку в 9 и 11 классах, проанализирована общая успеваемость учеников в развитии навыка аргументированной письменной речи в России в целом и в отдельном регионе (Сургуте), а также дана оценка владения этими навыками у школьников.

Требования Министерства Образования обязательны для исполнения и проверяются путем проверки знаний и навыков школьников на тестированиях. После 9 класса ученики проходят через Основной государственный экзамен (ОГЭ), необходимый для получения аттестата о среднем основном образовании и дальнейшего продолжения учебы в школе или колледже. После 11 класса выпускники сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ), необходимый для получения документа о полном среднем образовании и дальнейшего продолжения учебы в ВУЗе или колледже. В экзаменах по английскому языку в числе других оцениваются навыки письменной аргументированной речи.

Проверка навыков аргументированной письменной речи является сложным испытанием для выпускников. Уровень владения английским языком даже у успешных учеников не позволяет свободно выражать свои мысли. Кроме того, в следствие неотработанности навыков аргументированной письменной речи многие учащиеся не понимают, как следует выполнять экзаменационные задания на проверку этих навыков, и теряются.

При сдаче Основного Государственного Экзамена по английскому языку учащимся предлагается написать письмо другу в ответ на его письмо [4]. Требуется следовать формату написания писем, ответить на все заданные другом вопросы и задать не менее трех вопросов другу. Для настоящей статьи интерес представляют следующие критерии:

- К1 - решение коммуникативной задачи: коммуникативная задача считается полностью решенной, если экзаменуемый выразил благодарность другу за письмо, ответил на поставленные вопросы и написал слова прощания с надеждой поддерживать связь с другом в дальнейшем;

- К2 - организация текста: этот критерий оценивает логичность построения текста, деление на абзацы, использование слов-связок при переходе от одной идеи к другой, следование нормам письменного этикета;

- КЗ - лексико-грамматическое оформление текста: в письме экзаменуемый должен показать высокий уровень владения грамматическими нормами английского языка и продемонстрировать широкий словарный запас;

- К4 - орфография и пунктуация: в данном случае оценивается грамотная письменная речь учащегося, умение правильно расставлять знаки препинания в собственном тексте.

Все четыре критерия полностью или частично призваны оценить навыки аргументированной письменной речи. Подразумевается, что именно в школах ученики должны научиться навыкам аргументированной письменной речи.

В качестве примера рассмотрим критерии оценивания письменной речи у выпускников 11 класса [2]. В Едином государственном экзамене уже два задания такого типа - письмо и сочинение-рассуждение.

Письмо оценивается по трем критериям. Первый - решение коммуникативной задачи. Второй - организация текста. Третий критерий оценивает языковое оформление текста, что включает в себя проверку словарного запаса экзаменуемого и проверку текста на предмет грамматических, орфографических или пунктуационных ошибок.

В сочинении первые два критерия остаются прежними. Третий критерий оценивает лексику - словарный запас ученика, продемонстрированный на письме. Отдельными критериями оценивания являются «Грамматика» и «Орфография и пунктуация».

В целом можно сделать вывод, что критерии оценивания письменной речи учащихся 9-х и 11-х классов идентичны. Разница состоит в том, что выпускникам 11 класса требуется показать навыки аргументированной письменной речи на более высоком уровне. Таким образом, навык аргументированной письменной речи складывается из трех навыков, которыми ученики должны овладеть в курсе школьного обучения:

1. Ясно и четко передавать свои мысли на письме, следовать формату.

2. Логически верно строить текст.

3. Владеть лексическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами языка.

Однако, несмотря на чёткость и корректность сформулированных критериев оценки, уровень подготовленности обучающихся в контексте производства самостоятельных аргументированных письменных высказываний часто не удовлетворяет предъявляемым требованиям и характеристикам данного умения письменной речи на иностранном языке.

Возникает необходимость обратиться к анализу имеющихся результатов в части «Письмо» государственных испытаний для обучающихся 9-11 классов по английскому языку. Аналитические данные позволят выявить недостатки в подготовке и реализации письменных высказываний обучающихся и предложить авторское видение решения проблемы в аспекте сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Прежде всего, рассмотрим степень подготовленности учеников справляться с заданиями, проверяющими указанные навыки. Для начала выясним, насколько задания по реализации навыков письменной речи сложны для обучающихся в сравнении с заданиями другого типа. Сопоставим результаты экзаменуемых в России в 2017 году по разным разделам ЕГЭ по английскому языку [3].

Средний процент выполнения заданий на аудирование составил 73,96% (среднее значение от процента успешного выполнения каждого задания из раздела «Аудирование» в отдельности). Раздел «Чтение» выполнен на 67,4%. Процент выполнения заданий на знание лексики и грамматики составил 69,46%. С устной частью среднестатистический российский выпускник справился на 68%. Письменная часть выполнена на 60,59%. Можно утверждать, что письменная часть представляет для экзаменуемых максимальную сложность (рис. 1).

Логично определить, какая часть письменного раздела ЕГЭ представляет для сдающих наибольшую сложность - письмо другу или сочинение-рассуждение. В письме другу требуется написать ответ другу, ответить на его вопросы, задать в свою очередь не менее трех вопросов, а также соблюсти этикет написания письма личного характера. Письмо другу отмечено как здание средней трудности. Сочинение-рассуждение считается заданием высокой трудности. Требуется написать развернутое высказывание с элементами рассуждения (аргументами «за», аргументами «против», своим мнением) по предложенной проблеме.

Процент успешного выполнения заданий ЕГЭ-2017

73.96%

Аудирование Чтение Лексика и Письменная Устная часть грамматика часть

Рис. 1. Процент успешного выполнения заданий ЕГЭ по разделам в 2017 году

В целом по России экзаменуемые справились с заданием «письмо другу» на 74,6%. Результат написания сочинения - 52,14%, что значительно ниже. Безусловно, эти цифры можно объяснить разницей в степени сложности задания. Однако задания высокой трудности предусмотрены не только в письменной части ЕГЭ, но также и в разделах «Аудирование», «Чтение», «Устная часть». И в этих разделах успеваемость учеников заметно выше. Так, процент выполнения заданий высокой трудности из раздела «Аудирование» составил 71,94%. С заданиями высокой трудности из раздела «Чтение» экзаменуемые справились на 63,17%. В устной части процент выполнения заданий высокой трудности составил 62,57% (рис. 2).

Процент выполнения заданий высокой трудности на ЕГЭ по английскому языку

м

Аудирование Чтение Устная часть Письменная

часть

Рис. 2. Процент выполнения заданий высокой трудности разных разделов ЕГЭ по английскому языку в России в 2017 год

Таким образом, можно сделать вывод, что навыки аргументированной письменной речи недостаточно развиты у школьников. Если методисты, разработчики ЕГЭ, ставят некоторые задания по аудированию и письменной части на один уровень сложности, то для учеников, сдающих экзамен, уровень

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

сложности заданий из письменной части гораздо выше уровня сложности заданий из части аудирования.

Так, процент выполнения задания «Письмо», которое является заданием средней сложности, лишь немного превышает процент выполнения задания высокой трудности из части аудирования (74,6% и 71,94% соответственно). Разница между процентами выполнения заданий высокой трудности из части аудирования и задания «Эссе» значительно больше - 71,94% и 52,14% соответственно.

Целесообразно сравнить успеваемость школьников в Сургуте со средней успеваемостью школьников по России в целом [1]. Сравним показатели ЕГЭ в Сургуте со среднестатистическими показателями по России за 2015 год (статистика за этот год опубликована и есть в открытом доступе). В России ЕГЭ по английскому языку сдавали 61 949 учеников из 672 407, что составляет 9,2% от общего количества сдающих ЕГЭ. В Сургуте английский язык выбрали 163 человека из 1840 человек, процент сдающих составил 8,9%. Таким образом, процент сдающих английский язык в Сургуте немного ниже среднего процента сдающих по России. Возможно, это говорит о том, что многие ученики испытывают определённую неуверенность в знаниях английского языка, так как не чувствуют себя достаточно подготовленными. Другая причина - относительно низкая возможность применения знаний английского языка в регионе.

Средний балл ЕГЭ в России по английскому языку в 2015 году составил 66,55 баллов. Средний балл по английскому языку в городе Сургуте, согласно статистике, оказался заметно выше - его значение равно 68,72 баллов.

Для объективной оценки уровня владения навыками письменной речи у сургутских школьников, который они продемонстрировали на ЕГЭ в 2015 году,сравним результаты учеников по разным разделам ЕГЭ в городе Сургуте и в Российской Федерации в целом (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение результатов выполнения обучающимися разделов ЕГЭ в Сургуте и в России в целом в 2015 году

Сургут Россия (среднее значение)

Аудирование 73,11% 70,76%

Чтение 71,8% 67,2%

Грамматика и лексика 58% 62,2%

Письменная часть 43,3% 63,5%

Говорение 55,8% 71%

Очевидно, что, несмотря на более высокий средний балл ЕГЭ в целом, сургутские выпускники испытывают большие трудности в частях ЕГЭ «Письменная часть» и «Говорение». Если результаты по аудированию и чтению заслуживают похвалы, то результаты по разделам «Письменная часть» и «Говорение» оставляют желать лучшего. Разница в 20% в письменной части -это уже не тревожный звонок, а сигнал к немедленному действию для методистов и педагогов.

Наконец, сравним общую успеваемость сдававших экзамен в 2015 и 2017 году. Улучшился ли процесс подготовки школьников к ЕГЭ по английскому языку? Возможно ли за малый промежуток времени (2 года) достичь видимого прогресса и добиться более высоких результатов у учеников при условии, что сложность экзамена оставалась примерно на одном уровне?

Ниже в таблице представлены данные о выполнении школьниками разных разделов Единого Государственного Экзамена в 2015 и 2017 годах.

Таблица 2

Сравнение результатов выполнения обучающимися разделов ЕГЭ в среднем по России в 2015 и 2017 гг.

Россия 2015 год Россия 201 7 год

Аудирование 70,76% 73,96%

Чтение 67,2% 67,40%

Грамматика и лексика 62,2% 69,46%

Письменная часть 63,5% 60,59%

Говорение 71% 68%

Можно прийти к выводу, что учащиеся достигли заметного прогресса в освоении части «Грамматика и лексика» (процент выполнения заданий вырос более чем на 7%), «Аудирование» (процент выполнения заданий вырос более чем на 3%). Возможно, это связано с тем, что в школах обучающимся стали чаще вводить упражнения, направленные на отработку навыков этих разделов. Результаты раздела «Чтение» остались на том же уровне (незначительный рост на 0,2%). Не удовлетворяет требованиям статистика успеваемости обучающихся по освоению навыков продуктивной речевой деятельности. Процент выполнения заданий в разделах «Говорение» и «Письменная часть» понизился на 3%.

Навык аргументированной письменной речи у учеников общеобразовательной школы является элементом Федеральных государственных образовательных стандартов и оценивается при проведении выпускных экзаменов после 9 и 11 класса.

Ввиду сравнительно низких показателей успеваемости школьников по освоению навыков и умений письменной речи можно порекомендовать ряд мероприятий, способных, на наш взгляд, улучшить процесс сдачи раздела «Письмо» в пределах аргументированного письменного высказывания:

1. Уделять большее количество учебных часов на отработку навыков и умений аргументированной письменной речи в силу объективной сложности настоящего вида речевой иноязычной деятельности.

2. Практиковать различные типы самостоятельных письменных высказываний обучающихся с элементами аргументации и оценки (с учётом специфических особенностей данного вида речевой деятельности: связность, логичность, непрерывность, средства связи и т.п.).

3. Структурировать систему развития навыков и умений письменной речи с точки зрения последовательной отработки языковых навыков, речевых навыков и речевых умений.

4. Разработать чёткую систему упражнений для подготовки к части «Письмо» ОГЭ и ЕГЭ, включающую задания на творческую интерпретацию информации по определённому алгоритму.

5. Использовать систему более эффективных современных технологий, методов и приёмов, призванных повысить уровень аргументированной письменной речи школьников.

6. Скорректировать организацию подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ с позиций развития навыков и умений письменной речи в аспекте формирования и формулирования аргументированных суждений.

Литература

1. Биктимирова, С.Х. Информационо-аналитическая справка по результатам сдачи единого государственного экзамена по иностранным языкам в 2014-2015 учебном году в городе Сургуте [Электронный ресурс] / С.Х. Бик-

тимирова. - Сургут : ОСПРП МКУ «Информационно-методический центр», 2015. - Режим доступа: http://imc.admsurgut.ru/publichniy_doklad (дата обращения: 16.02.2018).

2. Вербицкая, М.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по иностранным языкам [Электронный ресурс] / М.В. Вербицкая, К.С. Махму-рян, В.Н. Симкин. - М. : ФИПИ, 2017. - Режим доступа: https://down.ctege. info/ege/2018/metod-rekom/inyaz2018metod-rekom.pdf (дата обращения: 16.02.2018).

3. Калмурзаева, Н.Б. Обучение навыкам письменной речи [Электронный ресурс] / Н.Б. Калмурзаева, М.К. Чалова, А.Б. Окенова, Д.И. Калдыба-ева. - Каракол : ИГУ им. К. Тыныстанова, 2015. - URL: http://nbisu.moy.su/_ ld/6/648_Kalmurzaeva_N.B.pdf (дата обращения: 16.02.2018).

4. Критерии оценивания задания «Личное письмо» (английский язык, ОГЭ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.fipi.ru/sites/default/ files/document/1457100 799/aya_ 2016_gia9pismo.pdf (дата обращения: 26.02.2018).

5. Вербицкая, М.В. Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования : метод. письмо, ФИПИ, 2008 [Электронный ресурс] / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян. - Режим доступа: http://eng.1september.ru/article.php?id=200900907 (дата обращения: 26.02.2018).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1645 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 22.01.2018).

References

1. Biktimirova S.H. Information and analytical reference on the results of the unified state exam in foreign languages in 2014-2015 academic year in the city of Surgut. Surgut : OSPRP mku "Information and methodological center", 2015. Available at: http://imc.admsurgut.ru/publichniy_doklad/ (accessed: 16.02.2018).

2. Verbitskaya M.V, Makhmuryan K.S., Simkin V.N. Guidelines for teachers, prepared on the basis of the analysis of typical errors of participants of the exam 2017 in foreign languages. Moscow: FIPI, 2017. Available at: https:// down.ctege.info/ege/2018/metod-rekom/inyaz2018metod-rekom.pdf (accessed: 16.02.2018).

3. Kalmurzaev N.B., Chalova M.K., Akanova A.B., Kaldybaeva D.I. Teaching writing skills. ISU named K. Tynystanov, 2015. Available at: http://nbisu.moy. su/_ld/6/648_Kalmurzaeva_N.B.pdf (accessed: 16.02.2018).

4. Criteria for evaluating the job "Personal letter" (English, OGE). Available at: http:// www.fipi.ru/sites/default/files/document/1457100799/aya_2016_gia9pismo. pdf (accessed: 26.02.2018).

5. Verbitskaya M.V, Makhmuryan K.S. On the use of the results of the unified state examination of 2008 in the teaching of foreign languages in educational institutions of secondary (complete) General education: Methodological letter, FIPI, 2008. Available at: http://eng.1september.EN/article.php?id=200900907 (accessed: 26.02.2018).

6. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation № 1645 from December 29, 2014 "On amendments to the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation, from may 17, 2012 N 413 "On approval of the Federal state educational standard of secondary (complete) General education". Available at: https^/минобрнауки.рф/докумен-ты (accessed: 22.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.