Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):3961. doi: 10.15829/1728-8800-2024-3961 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)
ш
РОПНИЗ
41,
«мин
V9
РОССИЙСКОЕ
КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО
Технология пиртьюторинга в профессиональном развитии специалиста
Артюхина А. И.1, Чижова В. М.1, Чумаков В. И.1, Великанова О. Ф.1, Великанов В. В.2
:ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России. Волгоград; 2ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет". Волгоград, Россия
Цель. Статья посвящена обобщению опыта применения технологии "пиртьюторинг" в Волгоградском государственном медицинском университете в организации разных направлений наставничества в высшем учебном учреждении, а также подготовке преподавателей к владению данной образовательной технологией в процессе повышения педагогической квалификации на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко.
Материал и методы. В работе применяли методы исследования теоретические: анализ научных источников по проблеме исследования, анализ деятельности менторов ВолгГМУ, а также эмпирические: наблюдение, беседа, метод экспертной оценки. Организацию пиртьюторинга анализировали согласно направлениям наставничества. В адаптационном менторинге рассматривали пиртьюторинг в работе "Школы кураторов", "Школы наставников". Объектом анализа в академическом наставничестве стал пиртьюторинг в деятельности школ мастерства. В научном мен-торинге обсуждали "Школу молодого исследователя", в социальном — Проекториум (молодежный социально-образовательный форум социально-инновационного развития), волонтерство. Результаты. Обосновано, что наставничество целесообразно относить именно к педагогическим технологиям, поскольку отличительной особенностью является интеграция дидактического и воспитательного компонентов. Дана характеристика технологий наставничества, тьюторства, пиртьюторинга. В рамках федеральной инновационной площадки ВолгГМУ в процессе выполнения инновационного образовательного проекта "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении" проведен обзор практик пиртьюторинга в адаптационном, научном, академическом, социальном направлениях. Технология
пиртьюторинга во внеучебной образовательной работе имеет свои особенности в каждом направлении и общие преимущества, что способствует самоопределению студентов и включению в личностно-профессиональное развитие быстрее, чем традиционными способами.
Заключение. Разнообразие подходов к наставничеству позволяет студентам понять преимущество данного формата освоения новых профессиональных и социальных навыков в процессе внеучебной деятельности и при желании позволяет формировать у студентов качества наставников. Наставничество и такая его форма, как пир-тьюторинг, в формате "от студента — до профессионала" реализует преемственность и способствует подготовке выпускников к сотрудничеству с коллегами в медицинской организации. Ключевые слова: наставничество, пиртьюторинг, профессиональное развитие, персонализированное обучение, федеральная инновационная площадка.
Отношения и деятельность: нет.
Поступила 19/02-2024 Рецензия получена 10/04-2024 Принята к публикации 26/04-2024
Для цитирования: Артюхина А. И., Чижова В. М., Чумаков В. И., Великанова О. Ф., Великанов В. В. Технология пиртьюторинга в профессиональном развитии специалиста. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(^):3961. doi: 10.15829/1728-8800-20243961. EDN ЮШЕ
Peer tutoring technology in the professional development of a specialist
Artyukhina A. I.1, Chizhova V. M.1, Chumakov V. I.1, Velikanova O. F.1, Velikanov V. V.2
'Volgograd State Medical University. Volgograd; Volgograd State Social-Pedagogical University. Volgograd, Russia
Material and methods. Theoretical (analysis of scientific sources on the research problem, analysis of the activities of Volgograd State Medical University mentors) and empirical research methods (observation, conversation, expert assessment method) were used. Peer tutoring management was analyzed according to the mentoring areas. In adaptation mentoring, peer tutoring was considered in the
Aim. The article is devoted to summarizing the experience of using peer tutoring technology at the Volgograd State Medical University in organizing various areas of mentoring at the university, as well as preparing teachers to master this educational technology in the course of pedagogy and educational technologies of additional professional education at the Grigorenko Institute of Public Health.
*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: [email protected]
[Артюхина А. И. — д.пед.н., к.м.н., доцент, руководитель, профессор курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Центра дополнительного образования Института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко, ORCID: 0000-0003-1004-6697, Чижова В. М. — д.филос.н., доцент, профессор, зав. кафедрой медико-социальных технологий Института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко, ORCID: 0000-0002-4344-3958, Чумаков В. И.* — к.пед.н., доцент кафедры медико-социальных технологий Института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко, ORCID: 0000-0002-3119-9337, Великанова О. Ф. — к.б.н., доцент кафедры теоретической биохимии с курсом клинической биохимии, ORCID: 00000003-1399-7770, Великанов В. В. — к.э.н., доцент, доцент кафедры Информационные системы в экономике, ORCID: 0000-0003-1939-8787].
work of the "School of Curators", "School of Mentors". The analysis object in academic mentoring was peer tutoring in the activities of schools of excellence. In scientific mentoring, "School of Young Researchers" was discussed, while in social mentoring — Projectorium (youth socio-educational forum for social and innovative development), volunteering.
Results. Mentoring should be referred specifically to pedagogical technologies, since its distinctive feature is the integration of didactic and educational components. The characteristics of mentoring, tutoring, peer-tutoring technologies are given. Within the federal innovation platform of Volgograd State Medical University, in the process of implementing the innovative educational project "System of Personalized Training in a Higher Educational Institution", a review of peer tutoring practices in adaptation, scientific, academic, and social areas was conducted. Peer tutoring technology in extracurricular educational work has its own characteristics in each direction and general advantages, which contributes to students' self-determination and inclusion in personal and professional development faster than traditional methods.
Conclusion. A variety of approaches to mentoring allows students to understand the advantage of this format of mastering novel professional and social skills in the process of extracurricular activities and, if desired, allows students to develop the mentor qualities.
ВУЗ — высшее учебное заведение.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс
Введение
В постиндустриальный период человеческому капиталу уделяется большое внимание, ведь от его качества зависит прогресс и процветание государства. Соответственно подготовка высококомпетентных и социально активных выпускников медицинских высших учебных учреждений заведений (ВУЗ) в России должна базироваться на высокоэффективных образовательных технологиях, что предусмотрено проектом "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами" государственной программы "Развитие здравоохранения"1. Современным трендом педагогики мировой и отечественной высшей школы является персонализированное обучение, которое эксперты относят к сложным проблемам, понимаемым педагогическим сообществом, но не имеющим строгого методологического решения2.
Инновационное преобразование подготовки специалистов, переход к персонализированному обучению будет способствовать ранней профессио-
1 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017г № 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/71848440/.
2 Мухаметзянова Ф. Ш., Исланова Н. Н. Наставничество как меха-
низм поддержки профессионального развития педагогов. Мир науки. Педагогика и психология, 2020; 5. https://mir-nauki.com/ PDFZ12PDMN520.pdf (доступ свободный).
Mentoring and its form as peer tutoring in the student-to-professional format implements continuity and helps prepare graduates for cooperation with colleagues in a healthcare organization. Keywords: mentoring, peer tutoring, professional development, personalized learning, federal innovation platform.
Relationships and Activities: none.
Artyukhina A. I. ORCID: 0000-0003-1004-6697, Chizhova V. M. ORCID: 0000-0002-4344-3958, Chumakov V. I.* ORCID: 0000-0002-31199337, Velikanova O. F. ORCID: 0000-0003-1399-7770, Velikanov V. V. ORCID: 0000-0003-1939-8787.
'Corresponding author: [email protected]
Received: 19/02-2024 Revision Received: 10/04-2024 Accepted: 26/04-2024
For citation: Artyukhina A. I., Chizhova V. M., Chumakov V. I., Velikanova O. F., Velikanov V.V. Peer tutoring technology in the professional development of a specialist. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):3961. doi: 10.15829/1728-8800-2024-3961. EDN KYVIZE
нализации выпускников, что позволит легче адаптироваться в коллективе лечебно-профилактического учреждения, подготовит к работе в условиях персонализированной медицины, снизит отток кадров из системы здравоохранения с учетом национальных целей развития Российской Федерации. Персонализация подготовки специалистов является мировым трендом [1], в русле которого начинает функционировать и отечественная система образования. Медицинским организациям нужны выпускники, не просто обладающие дипломом о высшем образовании, но прежде всего, нужны люди, знакомые с профессиональной средой, её ценностями, мотивированные на труд, которым можно доверить выполнение задачи, и они могут себя проконтролировать. Эту задачу можно решить с помощью методологии наставничества и внедрения данной технологии на этапе обучения студентов в ВУЗе и адаптации молодого специалиста в медицинской организации. Образовательная технология "наставничество" рассматривается как механизм поддержки профессионального развития специалистов и может быть экстраполирована в систему персонализированного обучении в медицинских ВУЗах [2]. В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." подчеркивается, "что к 2024 году необходимо обеспечить создание условий для развития наставничества 3.
3 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500.
В научных источниках рассматривают вопросы организации наставничества в системе высшего образования, разработаны типология наставничества, методы, формы, проведен анализ лучших практик [2-4].
Волгоградский государственный медицинский университет в 2024г получил статус федеральной инновационной площадки за разработку и реализацию инновационного образовательного проекта "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении". Без адекватного наставничества при разработке персонализированной подготовки в высшей школе не обойтись, поскольку, по мнению авторов исследования, в медицине нравственные ценности и мануальные навыки традиционно передаются из рук в руки. В Волгоградском государственном медицинском университете действует многовариантная модель наставничества, включающая в т.ч. и такой компонент, как пиртьюторинг [5]. Однако в научной литературе нет полноценного представления о применении в медицинском университете такого варианта наставничества, как пиртьюторинг.
Цель работы заключается в обобщении опыта организации пиртьюторинга в разных направлениях наставничества в ВУЗе для усовершенствования подготовки преподавателей к владению данной образовательной технологией в процессе повышения педагогической квалификации.
Материал и методы
Эмпирической базой исследования выступил Центр дополнительного профессионального образования Института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ).
В работе применяли методы исследования теоретические: анализ научных источников по проблеме исследования, анализ деятельности менторов ВолгГМУ и Волгоградского государственного технического университета, а также эмпирические: наблюдение, беседа, метод экспертной оценки.
Организацию пиртьюторинга анализировали согласно направлениям наставничества. В адаптационном менторинге рассматривали пиртью-торинг в работе "Школы кураторов", "Школы наставников". В академическом наставничестве объектом анализа стал пиртьюторинг в деятельности школ мастерства, в научном — "Школа молодого исследователя", в социальном — Проекториум (молодежный социально-образовательный форум социально-инновационного развития), волонтер-ство. Работа выполнена в рамках инновационного образовательного проекта "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении", без задействования грантов и финансовой поддержки от общественных, некоммерческих и коммерческих организаций.
Результаты и обсуждение
Анализ пиртьюторинга в университете начали с выяснения сущности понятия "наставничество". В научно-педагогической литературе присутствуют разные трактовки понятий "наставничество" и "наставник". Полагают, что старославянское словосочетание "наставлять на ум" составляет основу данного понятия и, согласно словарю С. И. Ожегова, является формой воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками. Понятие "наставник" при этом трактуется как учитель, воспитатель, руководитель [6]. В западной традиции такое лицо называют "ментором" по имени легендарного наставника сына Одиссея Телемаха. Поскольку в литературе и педагогической практике наряду с термином "наставничество" используют термины "менторинг", "коучинг", "тьюторство", "фасилитация", "баддинг", а сущность определяется в научных источниках по-разному, была проведена дифференциация близких понятий. Наставничество — не только возрождение старой практики, но педагогический феномен, метатехнология, особыми формами которой и являются тьюторство, фасилитация и другие близкие понятия4. Считаем целесообразным относить наставничество именно к педагогическим технологиям, поскольку отличительной особенностью является интеграция дидактического и воспитательного компонентов.
В данной работе опираемся на следующую трактовку наставничества и его особых форм тьютор-ства и пиртьюторинга. Суть наставничества заключается:
1) в передаче знаний, умений, навыков, профессионального и жизненного опыта от человека более знающего, компетентного, к человеку, менее опытному;
2) в оказании психологической поддержки наставляемому, что помогает более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению, способствует развитию в профессиональном и культурном поле, формированию гражданской позиции.
Наставничество актуально в подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре [7]. В медицинских организациях тьюторство выступает как профессиональное сопровождение начинающего врача, а на производстве, в бизнесе предстаёт технологией работы с персоналом [8].
Рассмотрим в общем плане наставничество как педагогическую технологию. Технология наставничества подразумевает целеполагание как
4 Зубова Л. А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и отличия. Молодой учёный 2021;46(388):74-76. URL: https://moluch.ru/archive/388/85286/ (дата обращения: 08.02.2024).
постановку реальных задач, путей их достижения, при методологическом, информационном и технологическом обеспечении этого процесса, взаимную заинтересованность сторон (всегда добровольное участие в наставничестве), административный контроль за процессом и наличие методики оценки результатов, а также определённые требования к личности наставника. В структуре технологии наставничества объектом является сам процесс передачи опыта, который выступает одной из разновидностей педагогического взаимодействия, причём процессом двусторонним: с одной стороны — деятельность наставника, с другой — деятельность наставляемого. Независимо от типа наставничества процесс носит субъект-субъектный характер. Субъектами данной технологии являются сами наставники, организаторы наставнической деятельности, лица, которые нуждаются в наставлениях: будущие специалисты (студенты), молодые специалисты, впервые принятые на работу, либо специалисты, приступившие к работе после продолжительного перерыва, а также работники, которым внесли изменения в должностные обязанности или они приступили к выполнению новых должностных обязанностей. В двустороннем процессе наставничества растёт и развивается в профессиональном плане не только наставляемый, но и сам наставник. По сути, наставничество служит примером педагогики сотрудничества, которая противостоит авторитарному подходу к процессу профессионального становления и развития.
Системообразующим элементом любой педагогической технологии является целеполагание. Цель деятельности наставника заключается в передаче личного опыта от наставника к наставляемому, причём формулируется она так, чтобы достижение цели возможно было измерить общедоступными способами (тестированием или методом экспертной оценки). Диагностично поставленная цель позволяет построить дидактический процесс, гарантирующий достижение цели за определённое организаторами время, а для оценки результатов имеются чёткие критерии.
Методы и техники, применяемые наставником, зависят от типа и вида наставничества, но всегда основаны на "обучении действием". Искреннее стремление наставника передать свой опыт, а стремление наставляемого перенять его, взаимоуважение, рефлексия каждого этапа деятельности и обязательная постоянная обратная связь способствуют эффективной реализации технологии наставничества.
Тьюторство (от англ. tutor — "репетитор, опекун") — одна из форм наставничества, традиционно понимаемая как деятельность, ориентированная на сопровождение создания и реализации индивидуальной образовательной программы либо программы развития. Качественное отличие тьюторства
состоит в направлении совместной деятельности тьютора и студента на проектирование и осуществления самостоятельной работы обучающегося (тьюторанта), нацеленностью на самоопределение, самореализацию, самообразование человека. В разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника представлены должностные обязанности тьютора, но они не распространяются на лиц, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образова-ния5. Тьюторство стало повседневной практикой университетов, однако в образовательной среде высшей школы понимается в разных смыслах и вариациях деятельности6. Сегодня тьютор выступает в роли координатора, консультанта, причем организаторскую функцию по сравнению с собственно образовательной считают приоритетной. Тьютор помогает в адаптации и социализации студентов-первокурсников; оказывает поддержку и сопровождение студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья; способствует интеграции иностранных студентов в университетскую жизнь и учебный процесс.
В ряде ВУЗов тьюторство реализуется в виде практики пиртьюторинга (peer tutoring), под которым понимают обучение равными по статусу, иными словами наставничество ровесниками, когда преимущества или статус у тьютора ненамного выше, чем у наставляемого.
Следующий этап исследования посвящен анализу применения педагогической технологии пиртьюторинга в ВолгГМУ.
Технология пиртьюторинга широко применяется в адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу, приобщении к традициям образовательной среды университета, включении их в социальную жизнь, спортивно-досуговые мероприятия университета, помощи в информационной поддержке. В ВолгГМУ кураторами студенческих групп отечественных первокурсников являются инициативные студенты старших курсов со 2-го по 6-й, тогда как кураторами зарубежных студентов выступают преподаватели кафедры русского языка и социально-культурной адаптации. Кураторское движение одно из самых массовых по охвату студентов направлений деятельности Студенческого Совета.
5 Единый квалификационный справочник должностей. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный № 18638) https://rg.ru/documents/2010/10/20/ teacher-dok.html.
6 Тьюторство — это то, что каждый вуз понимает по-своему? URL: https://www.thetutor.ru/direction_of_activity/vysshee-obrazovanie/ tjutorstvo-jeto-to-chto-kazhdyj-vuz-ponimaet-po-svoemu/?ysclid=ls 7ld8er50249433832.
Структура студенческого кураторского движения представлена таким образом: руководитель, заместитель руководителя, секретарь, координаторы отдела СММ (с англ. Social Media Manager), координаторы факультетов, наставники, кураторы, академические группы. Все должности кураторского движения занимают студенты.
В каждой академической группе первокурсников студенты-кураторы работают тандемом: один студент, только что окончивший "Школу кураторов" и впервые выполняющий роль тьютора, другой уже имеющий такой опыт. В "Школе кураторов" ежегодно в течение двух месяцев желающие стать тьюторами изучают основы командообразования, конфликтологии, лидерства; эффективные коммуникации; особенности академических групп, личностей первокурсников; кодекс куратора; правовое регулирование в образовательной среде, первая встреча с первокурсниками, метод Джеффа, организация и проведение кураторского часа. В процессе обучения проводятся тренинги и мастер-классы. В "Школу кураторов" принимают академически успешных студентов, которые хотят стать тьюторами. Число таких желающих варьировало в разные годы от 200 до 400 человек. Будущие кураторы распределяются на группы, каждую из которых обучают студенты-наставники, имеющие успешный опыт работы со студентами первокурсниками, и ранее после отбора прошедшие обучение в "Школе наставников". Набор для обучения в "Школе наставников" составляет 20-25 человек, при зачислении учитывают желание обучающихся, успешность работы куратором, академическую успеваемость. Занятия в "Школе наставников" проводят студенты-тьюторы, входящие в руководство кураторского движения, обычно 4-5 человек. Программа "Школы наставников" предусматривает изучение в течение 5 недель таких тем, как организационная база, что такое личный бренд и как его правильно транслировать, лидерство, грамотное использование и транслирование медиа направления "Кураторы ВолгГМУ", базовая документация, повышение надпрофессио-нальных навыков (soft-skills). В процессе обучения будущие наставники проходят подготовку к "Школе кураторов", улучшают ораторские качества, создают новые проекты. Завершает обучение сдача экзамена, причём одним из экзаменационных вопросов в билете является разбор конкретной ситуации в академической группе. Взаимосвязь и преимущество деятельности двух школ заключается в том, что:
1) "Школа наставников" гарантирует преподавательский состав для ежегодной "Школы кураторов";
2) более опытные тьюторы дают крепкую базу знаний для нового поколения кураторов;
3) формат проведения адаптирован как под очное, так и под дистанционное преподавание;
4) две Школы поднимают рейтинг внеучебной деятельности и в целом университета.
Технология "пиртьюторинг" в студенческом кураторском движении успешно решает задачи помощи в адаптации и сплочении коллектива академической группы; информирования студентов о возможности участия в научно-исследовательской, спортивной, общественной, творческой, волонтерской и иной деятельности; приобщения студентов к традициям образовательной среды и вовлечения в мероприятия университета; раскрытия потенциала первокурсников. Студенческое кураторское движение обеспечивает взаимодействие с деканатами и помощь в контроле за текущей и семестровой успеваемостью первокурсников. Студенты кураторы и наставники развивают организационные способности. В университете увеличивается число студентов с активной жизненной позицией. Официально кураторы предусмотрены для работы с первокурсниками, но как показывает опыт, при взаимном интересе и желании, хороших отношениях в целом ряде академических групп совместная работа и дружба продолжается и в дальнейшем.
Персонализированное обучение ориентировано на предоставление студентам возможности самим определять стратегию, темпы своего обучения, чтобы повысить эффективность и рациональность учебного процесса. Предоставление возможности выбора освоения профессиональных компетенций в процессе внеучебной образовательной работы способствует определению индивидуальной траектории профессионального самоопределения. В образовательном процессе ВолгГМУ одним из компонентов системы персонализированного обучения является большой спектр школ мастерства, удовлетворяющий стремление студентов приобрести профессионализм в конкретной сфере. Школы мастерства, а именно Школа педиатра, студенческая стоматологическая поликлиника, Хирургический клуб, Фармацевтический клуб и другие рассматриваем как лучшие практики внеучебной образовательной работы, которые дают студентам возможность погрузиться в реальную профессиональную деятельность. Каждая из школ мастерства в ВолгГМУ характеризуется своей спецификой, и наряду с реализацией академического наставничества от ведущих профессоров, доцентов, специалистов ВУЗа использует и пиртьюторинг.
В качестве примера рассмотрим применение технологии "пиртьюторинг" в системе хорошо проработанного и апробированного многоуровневого наставничества в Хирургическом клубе, созданном 12 лет назад Александром Александровичем Воробьёвым, д.м.н., профессором, заведующим кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, Заслуженным деятелем науки Российской Федерации. При вступлении в клуб студенты, стре-
мящиеся освоить хирургические умения и навыки, проходят отбор. В Хирургическом клубе действует принцип преемственности и осуществляется индивидуальный, персонализированный подход к обучению каждого студента мануальным навыкам. Для освоения начального уровня владения хирургическими умениями и навыками обучающимся оказывают помощь студенты-тьюторы, являющиеся уже не первый год членами клуба. Опыт, полученный тьюторами-старшекурсниками, выпускниками клуба (клиническими ординаторами, аспирантами) передаётся студентам младших курсов, всем студентам членам клуба. Пиртьюторинг на начальном этапе помогает студенту осваивать необходимые мануальные техники в своем темпе при участии компетентного члена клуба. Далее студенты, владеющие начальными навыками, переходят на средний уровень, и с ними работает преподаватель-наставник. Студенты, достигшие высшего уровня, формируют специальную группу, с которой работает профильный специалист. Помимо индивидуального наставничества осуществляется и такой вид, как передача нового практического опыта мануальных навыков напрямую членам клуба от высококвалифицированных хирургов ВУЗа и практического здравоохранения в процессе мастер-классов. Студенты затем самостоятельно и в команде осваивают полученные знания, отрабатывают навыки, поддерживают контакт с мастером и руководителями клуба [9].
Многоуровневая система наставничества в Хирургическом клубе реализует известный дидактический приём "ученик в роли учителя" и позволяет каждому студенту побывать в двух ипостасях: тьюторанта и тьютора по отношению к студентам младших курсов. Навык помощи коллегам в обучении практическим навыкам в процессе пиртьюто-ринга в Хирургическом клубе сохраняется и в дальнейшей профессиональной жизни: выпускники, ставшие заведующими отделениями, достигшие профессиональных вершин в здравоохранении и научной деятельности, не теряют связь с клубом, становятся экспертами и членами жюри олимпиад, проводят мастер-классы для членов клуба.
С 2023г в ВУЗах страны реализуется Программа научного наставничества, в которой большая роль отводится студенческим научным объединениям и советам молодых учёных. Однако в Волгоградском государственном медицинском университете такая программа осуществляется "Школой молодого исследователя" научного общества молодых учёных и студентов (НОМУС) с 2014г, а с 2019г в школе применяется индивидуальный подход. Персонализированная "Школа молодого исследователя", созданная студентами ВолгГМУ 5 лет назад, является первым в России курсом по обучению молодежи основам работы в научной сфере. Школа функционирует в очном формате и за
этот срок прошла много ступеней модернизации. На начальном этапе "Школу молодого исследователя" рассматривали как профориентационный образовательный проект по получению навыков в научно-исследовательской деятельности и знакомили студенческую молодежь с основами научных исследований. По мере становления Школа молодого исследователя выступает уже надежным теоретическим и практическим подспорьем для студентов, которые хотят заниматься исследовательской и научной деятельностью, и для молодых учёных. Сегодня курс реализуется также на образовательной платформе "Stepik". Курс "Школы молодого исследователя" включает в себя 3 обучающих блока:
I. Базовый блок позволяет получить теоретическую базу по основным пяти модулям. Блок реализуется в формате тематических лекций и мастер-классов от тьюторов с большим опытом в научной деятельности.
II. Проверочный блок нацелен на контроль полученных знаний при прохождении I блока в формате тестовых заданий.
III. Практический блок проводится в формате пиртьюторинга. Персонализированная работа тьюторов со всеми обучающимися курса имеет целью отработку навыков написания первой научной статьи в виде литературного обзора. К каждому студенту прикреплён тьютор, который делится личным опытом в проведении научных исследований, освоении необходимых методов и современных технологий. В ходе выполнения исследований обучающиеся работают бок о бок со студентами, ранее вступившими в НОМУС, с аспирантами, при этом также осуществляется принцип преемственности. Актуальность деятельности курса значима, поскольку на сегодняшний день в системе образования нет эффективных технологий обучения студентов научной деятельности, требуемой современными стандартами образования. Работа персонализированной "Школы молодого исследователя" с привлечением технологии пиртьюторинга способствовала разработке и появлению в образовательном плане медицинского университета новой дисциплины "Организация научных исследований", которая успешно реализована в текущем году.
Таким образом, пиртьюторинг как компонент персонализированного обучения помогает достичь целей, поставленных "Школой молодого исследователя", а именно — популяризация науки и вовлечение заинтересованной молодежи в научную среду; формирование конкурентно способной молодежи в сфере науки; обучение основным навыкам работы с литературными источниками, базами данных, статистическими данными с последующим применением полученных навыков на практике. Опыт исследования и представление результатов в виде написания и оформления первой на-
учной работы под руководством опытного тьютора в НОМУСе помогает студенту качественно пройти научно-исследовательскую практику, углубляет понимание сути научной деятельности.
Ежегодно летом на базе оздоровительного лагеря ВолгГМУ проходит несколько смен молодежного социально-образовательного форума социально-инновационного развития — Проекториум. Студенты в процессе форума вовлечены в спортив-но-досуговые мероприятия, слушают лекции, посещают мастер-классы, проходят тренинги по социальному проектированию. Помимо опытных наставников — профессоров, научно-педагогических работников ВолгГМУ и приглашенных коллег из других ВУЗов в роли наставников выступают и сами студенты. Пиртьюторинг применяют в командной работе, когда в проектной группе помощь начинающим оказывает студент, ранее уже разрабатывавший социальный или инновационный проект, оформлявший его на грант и участвовавший в конкурсах. Тьютор, лично прошедший тернистый путь от идеи до создания социального проекта и его защиты, знающий сложности этого пути, делится своим опытом. Результатом работы на форуме студенты считают расширение профессиональных горизонтов новыми подходами и приёмами, которые не предусмотрены учебными планами в университете, но знание которых важно для социально активных граждан. Разработка проектов, начатая на Проекториуме, завершается затем проектной группой с тьютором и направляется для участия в конкурсе на грантовую поддержку. Студенты, заинтересовавшиеся проектной деятельностью, продолжают её в студенческом проектном офисе.
Социальное наставничество с применением пир-тьюторинга также широко используется в волонтерском движении. Студенческий волонтерский Центр ВолгГМУ объединил в себе несколько направлений работы: помощь детям-сиротам (движение "Дети"), патронаж ветеранов (Центр патриотического воспитания "Сталинград"), донорство (движение "Капля жизни"), региональное отделение ВРОО "Волонтеры-медики", помощь абитуриентам в колл-центре и другие, в каждом из которых студента-новичка сопровождает студент-тьютор, помогает адаптироваться и освоить соответствующие умения.
Несмотря на то, что технология пиртьюторин-га применяется во всех направлениях наставничества в университете, подготовка преподавателей к её оптимальному применению проводится в процессе повышения педагогической квалификации на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования [10]. Педагогический опыт, освещенный в данной статье, а также мнение коллег говорят о том, что наставничество важно в формировании личности студента медицинского университета [11].
С пиртьюторингом, как особой формой наставничества, преподаватели знакомятся на циклах по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки "Педагог профессионального образования, дополнительного профессионального образования" и повышения квалификации: "Наставничество и методология симуляционного обучения в реализации практической подготовки обучающихся", "Методология и лучшие практики организации внеучебной образовательной деятельности с позиции персонализированного обучения студентов", "Воспитательная работа с обучающимися как обязательный компонент реализации образовательных программ".
Заключение
Таким образом, представленный в статье опыт применения технологии "пиртьюторинг" во вне-учебной образовательной деятельности ВолгГМУ свидетельствует о ряде преимуществ данной методики. Каждый участник системы наставничества выступает на определённом этапе профессионального развития тьюторантом и тьютором, поскольку известно, что медицинское образование непрерывно в течение профессиональной жизни. Пиртьюторинг способствует эффективной коммуникации и формированию коммуникативных навыков и других надпрофессиональных компетенций (т.е. тех, которые связаны с социальным и эмоциональным интеллектом — гибкое мышление, навыки самопрезентации, проактивное поведение). Позиция "на равных" позволяет говорить на языке партнера, сообщения понятны всем субъектам общения. Тьюторанта объединяет с наставником общая цель — добиться успеха в учебе, профессии, что ведёт к сотрудничеству с тьютором, позволяет ощутить свою принадлежность к ценностям образовательной и профессиональной среды университета. Выступая в роли наставника, студент совершенствует личные и профессиональные качества, такие как ответственность, терпение, пунктуальность, тактичность и отзывчивость, коммуникабельность и навыки спонтанной коммуникации, стрессо-устойчивость, развивает лидерские качества. По сути, студенты-тьюторы совершенствуют профессиональные педагогические компетенции, которые предусмотрены ФГОС ВО для всех направлений подготовки в медицинском университете.
Результаты применения пиртьюторинга в ВолгГМУ свидетельствуют об эффективности данной формы наставничества по критериям полученных знаний, умений, изменения поведения и эмоциональной удовлетворенности тьюторантов и тьюторов. Технология пиртьютинга способствует самоопределению студента, планированию индивидуальной траектории профессионального развития. На этапах подготовки кадров высшей квалификации
в ординатуре и аспирантуре, вступления в профессию в медицинском учреждении выпускники университета, побывавшие тьюторантами и тьюторами, осознают, что наставничество позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и включаться в личностно-профессиональное развитие быстрее, чем традиционными способами.
Практика наставничества, в т.ч. технология пиртьюторинга, осуществляемая в ВолгГМУ, действительно взращивается в университете, что характеризует уровень образовательной культуры, социального доверия и гражданской активности. Разнообразие подходов к наставничеству позволяет студентам понять преимущество данного формата освоения новых профессиональных и социальных навыков в процессе внеучебной деятельности, и при желании позволяет формировать у студентов качества наставников.
Система персонализированного обучения студентов в университете представляет собой соче-
Литература/References
1. Johnson L, Adams Becker S, Estrada V, et al. NMC Horizon Report: higher education Austin, Texas.: New Media Consortium. 2015. 56. ISBN: 978-0-9906415-8-2.
2. Atlasova SS. About mentoring in the higher education system. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2022;(12):248-51. (In Russ.) Атласова С. С. О наставничестве в системе высшего образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;(12):248-51. doi:10.24158/spp.2022.12.38.
3. Blinov VI, Yesenina EYu, Sergeev IS. Mentoring in education: It takes a well-sharpened tool. Vocational education and the labor market. 2019;3:14-8. (In Russ.) Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент. Профессиональное образование и рынок труда. 2019; 3:14-8. doi:10.24411/2307-4264-2019-10301.
4. Sazhina SD. Features of the organization of mentoring in higher education organizations. Human. Culture. Education. 2020;2:175-84. (In Russ.) Сажина С. Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования. Человек. Культура. Образование. 2020;2:175-84. doi: 10.34130/22331277-2020-2-175-184.
5. Artyukhina AI, Velikanov VV, Velikanova OF. The contours of a multivariate university mentoring model. Modern problems of science and education. 2023;4:33. (In Russ.) Артюхина А. И., Великанов В. В., Великанова О. Ф. Контуры многовариантной модели наставничества в университете. Современные проблемы науки и образования. 2023;4:33. doi:10.17513/spno.32790.
6. Ozhegov SI. Russian language dictionary: 70,000 words. Ed. N. Yu. Sheveleva. 23rd ed., revised. M.: Rus. Yaz., 1991. 917 p. (In Russ.) Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов. Под ред. Н. Ю. Шевелевой. 23-е изд., испр. М.: Рус. Яз., 1991. 917 с.
7. Artyukhina AI, Chizhova VM, Chumakov VI. Personalized approach to pedagogical training of highly qualified personnel in residency
тание возможностей, предусмотренных в рамках образовательной программы и осуществляемых в учебном процессе, и вариантов внеучебной образовательной работы, совокупность которых позволяет каждому определить свой индивидуальный путь к профессионализму. Наставничество в университете и такая его форма, как пиртьюторинг, в формате "от студента — до профессионала" реализует преемственность и способствует подготовке выпускников к сотрудничеству с коллегами в медицинской организации. Организация пиртьюто-ринга во внеучебной образовательной деятельности со студентами ВолгГМУ может стать примером для внедрения данной технологии в ВУЗах, ориентирующихся в построении учебного процесса на персонализированное обучение.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
and postgraduate studies. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(1S):3160. (In Russ.) Артюхина А. И., Чижова В. М., Чумаков В. И. Персонализированный подход к педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1S):3160. doi:10.15829/1728-8800-2022-3160.
8. Bykov AV, Myakonkiy RV. The surgeon and his mentor: monograph. Volgograd, VolgGMU. 2022.172 p. (In Russ.) Быков А. В., Мяконький Р. В. Хирург и его наставник: монография. Волгоград, ВолгГМУ. 2022.172 с. ISBN: 9785965207930.
9. Shkarin VV, Poroisky SV, Petrov VI, et al. Best educational practices (cases) of Volgograd State Medical University. Collective monograph. Volgograd. VolgSMU 2022. 336 p. (In Russ.) Шкарин В. В., Поройский С. В., Петров В. И. и др. Лучшие образовательные практики (кейсы) Волгоградского государственного медицинского университета. Коллективная монография. Волгоград. ВолгГМУ 2022. 336 с. ISBN: 978-59652-0776-3.
10. Artyukhina AI, Velikanov VV, Velikanova OF. Support for the mentoring institute in improving the pedagogical qualifications of university teachers. Modern problems of science and education. 2024;1. (In Russ.) Артюхина А. И., Великанов В. В., Ве-ликанова О. Ф. Поддержка института наставничества в повышении педагогической квалификации преподавателей вуза. Современные проблемы науки и образования. 2024;1. doi:10. 17513/spno.33244.
11. Grinko EN, Omelchenko AS. Mentoring in the formation of the personality of a medical university student. Pacific Medical Journal. 2019;1:84-8. (In Russ.) Гринько Е. Н., Омельченко А. С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза. Тихоокеанский медицинский журнал. 2019; 1:84-8. doi:10.17238/PmJ1609-1175/20191.84-88.