Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / ПОДКАСТ / ВОДКАСТ / ПРЕ-ВОДКАСТИНГ / МЕНТАЛЬНАЯ/ИНТЕЛЛЕКТ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Елена Александровна

В статье автор рассматривает использование передовых образовательных технологий в процессе обучения истории, делится опытом использования технологии «перевернутый класс» при организации образовательной деятельности на этапе основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE «INVERTED CLASS» TECHNOLOGY FORM OF SOCIALIZATION OF SUVOROVITES ON HISTORY LESSONS

In the article the author examines the use of advanced educational technologies in the process of teaching history, shares the experience of using the «Flipped classroom» technology in organizing educational activities at the stage of basic general education.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Е.А. ДОЛГОВА Е.А. DOLGOVA

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС»

THE «INVERTED CLASS» TECHNOLOGY

ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ FORM OF SOCIALIZATION OF SUVOROVITES ON HISTORY LESSONS

Сведения об авторе. Долгова Елена Александровна - преподаватель (руководитель) отдельной дисциплины (история, обществозна-ние, география) ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище МО РФ» (г. Тула. E-mail: ea_dolgova@mail. ru).

Аннотация. В статье автор рассматривает использование передовых образовательных технологий в процессе обучения истории, делится опытом использования технологии «перевёрнутый класс» при организации образовательной деятельности на этапе основного общего образования.

Ключевые слова: «перевёрнутый класс», «подкаст», «водкаст», «пре-водкастинг», «ментальная/интеллект карта».

Information about the author. Elena Dolgova - teacher (head) of a separate discipline (history, social studies, geography) FSTEI «Tula Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation» (Tula. E-mail: ea_dolgova@mail. ru).

Summary. In the article the author examines the use of advanced educational technologies in the process of teaching history, shares the experience of using the «Flipped classroom» technology in organizing educational activities at the stage of basic general education.

Keywords: «Flipped classroom», «Podcast», «Vodcast», «Pre-Vodcasting», «mindmap».

Ежегодно в Открытом университете Великобритании выпускают доклад о педагогических инновациях. В 2014 году эксперты выделили десять нововведений, которые в ближайшие годы окажут значительное влияние на образование в мире. Одна из них - технология «перевёрнутый класс».

Чем же отличается урок «наоборот» от классического урока, и кто разработал совершенно новый подход к обучению?

Создателями модели перевёрнутого класса считаются два педагога из США - Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams). В 2007 году они придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто

пропускающих занятия, а затем развили эту идею в инновационное образовательное направление.

Изначально педагоги использовали потенциал PowerPoint, создавая презентацию, включающую голосовые и текстовые заметки, затем конвертировали её в видеофайл и распространяли онлайн. Студенты могли пропускать занятия, но не пропускать обучение.

Бергман отмечал, что изначально записывали лекции из эгоистических побуждений, так как тратили непомерно большое количество времени на проведение повторных занятий для студентов, и записи лекций для них стали «первой линией обороны».

Ключевые понятия технологии «перевёрнутый класс»:

Подкаст (Podcast) - это звуковой файл - аудиолекция, распространяемая через Интернет. Пользователи имеют возможность скачать материал и прослушать его как на стационарном, так и на мобильном устройстве.

Водкаст (Vodcast) - это видеофайл - видеолекция.

Пре-водкастинг (Рге-Vodcasting) - это образовательный метод, в котором преподаватель создаёт для учащихся видеофайл со своей лекцией, чтобы они получили представление о теме ещё до урока, на котором эта тема будет рассмотрена.

На наш взгляд, использование технологии «перевёрнутый класс» особенно актуально в образова-

тельных учреждениях пансионного типа.

Перевёрнутый класс (урок) -это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а непосредственно на уроке проходит практическое закрепление материала.

А.В. Суворов говорил: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа», поэтому продемонстрируем организацию образовательного процесса с использованием технологии «перевёрнутый класс» на уроках истории.

Для того чтобы «перевернуть класс», нам необходимо подготовить теоретическую базу.

Для этого мы используем внутренний ресурс Тульского суворовского военного училища -«Обмен суворовцев».

Загружаем в «обмен суворовцев» теоретический материал, используя различные формы - аудио- и видеофайлы, презентации, таблицы, интерактивные карты и схемы.

Аудио- и видеофайлы компактны - все имена и даты помещаются в 3-5-минутное видео.

Во время самоподготовки суворовцы изучают материал, предоставленный педагогами. Преимущество данной технологии состоит в том, что, если суворовцу что-то непонятно, он может ознакомиться с материалом ещё раз.

А теперь самое интересное -«переворачиваем класс»! Отставим учебники в сторону!

Время урока используем для групповой работы и коммуникации суворовцев, что позволяет осу-

«

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Неграмотными людьми XXI века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться».

Элвин Тоффлер,

американский философ, социолог, писатель

ществлять процесс социализации индивида. Обсуждая проблемные вопросы, анализируем и систематизируем новый материал, решаем познавательные задачи и заполняем «пробелы» в знаниях суворовцев по истории.

Как же организовать работу на уроке?

Урок с использованием этой технологии включает четыре этапа:

1. Вовлечение в изучение нового материала.

2. Изучение нового материала.

3. Осмысление нового материала.

4. Применение полученных знаний на практике.

По классификации уроков в соответствии с ФГОС урок можно отнести к урокам усвоения новых знаний и освоения новых умений и навыков. Организация урока осуществляется с опорой на психолого-педагогические особенности обучающихся, их интересы, способности. Дидактический материал по своему характеру и разнообразию позволяет суворовцу выбрать значимые для него форму и вид деятельности. Преобразующий характер деятельности: наблюдение, сравнение, классификация, выявление причинно-следственных связей позволяет сформировать у суворовца метапредметные компетенции. Интенсивная, но не затратная по времени самостоятельная де-

ятельность учащихся позволяет формировать личностные самооценку, эмоциональную и волевую сферы.

Преимущества технологии «перевёрнутый класс»:

• технология позволяет оптимизировать содержание учебного материала и разнообразить формы его подачи;

• проявлять преподавателю педагогическое творчество не только по созданию и отбору контента, но и в отборе методов и средств активного обучения;

• возможность использования разработок авторитетных коллег-педагогов и историков;

• осуществлять индивидуализацию обучения путём дифференциации обучающихся, включения всех в активную работу воспитанников, даже слабоуспевающих.

Рассмотрим этапы технологии на примере «перевёрнутого урока» по истории России на тему: «Внешняя политика Ивана IV Грозного: Ливонская война» (7 класс).

В начале урока взвод делится на 5 рабочих групп по 4 человека. На столах у каждой группы маршрутный лист, который включает в себя задания и подробные инструкции по их выполнению, что позволит каждому ученику работать самостоятельно. Преподаватель на уроке выполняет роль фасилитатора, направляя и участвуя в процессе в случае затруднений обучающихся, помогая им в выборе средств обучения и путей достижения поставленных целей (фасилитатором называют педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста»).

После оглашения темы урока «Внешняя политика Ивана IV

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Грозного: Ливонская война» начинается первый этап - вовлечение. Используем метод мозгового штурма. На данном этапе, опираясь на уже имеющиеся знания о Ливонской войне, учащиеся выдвигают предположения о тех проблемах и вопросах, которые будут рассматриваться в ходе урока.

Примерные вопросы и проблемы, сформулированные суворовцами:

1. Хронологические рамки военных действий.

2. Причины войны.

3. Повод к началу военных действий.

4. Основные события.

5. Организация войска Ливонского ордена и России.

6. Кто командовал войсками?

7. Как повлияла Опричнина на ведение военных действий?

8. Почему Андрей Курбский предал Ивана IV и перешёл на сторону противника?

9. Причины поражения России в Ливонской войне.

На основании выдвинутых вопросов формулируют цель урока: различать причины и поводы к войнам, назвать и давать характеристику военным действиям, оценивать итоги и последствия Ливонской войны.

На втором этапе (изучение) суворовцы продолжают знакомство с теоретическим материалом.

В силу ограниченности времени используем форму видеоурока (https://videouroki. net/). Яркий и красочный видеоролик содержит основные сражения Ливонской войны, картографический материал, иллюстрации и документы.

После просмотра видеоролика суворовцы проверяют себя, выполняя задание (найди пару) в приложении LearningApps. org. (https://learningapps. org/8828737).

На третьем этапе (осмысление) каждая рабочая группа составляет свою часть mindmap (ментальной/интеллект карты) «Ливонская война».

На четвёртом этапе (применение) рабочие группы обмениваются своими частями mindmap (ментальной/интеллект карты) «Ливонская война» и делают вывод по теме: внешняя политика России на западном направлении не была успешной. Ливонская война была проиграна. Вместо завоевания выхода к Балтийскому морю Россия утратила в этом регионе даже те позиции, которые имела раньше.

На этапе применения полученных знаний обучающиеся задают преподавателю вопросы, которые выходят за рамки изучаемого на уроке и предполагают более глубокое знание материала, например, «Существует точка зрения, что сражение под Венденом положило конец многолетним попыткам Руси подчинить себе Ливонию. Выскажите аргументы, подтверждающие и опровергающие данную точку зрения», «Выскажите своё мнение на утверждение, что Иван Грозный не предвидел обстоятельство, которое осложнило ход Ливонской войны для России - объединение против неё всех западных соседей», «Как повлияли итоги Ливонской войны на развитие стран Европы?».

Как и у любой педагогической технологии, в технологии «перевёрнутый класс» есть наряду с преимуществами и недостатки. Педагог должен продумывать, насколько тема важна в курсе, в какой сте-

пени эти знания можно «перевернуть».

Но, несмотря на недостатки, «перевёрнутый класс» способствует увеличению значимости самообразования суворовцев, формированию познавательной активности, самостоятельности и саморефлексии, позволяет в гораздо большей степени, нежели чем традиционный урок, реализовать системно-деятельностный подход в обучении истории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брыксина, ОФ. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? // Поволжский педагогический вестник, 2015. № 3 (8). URL: http://cyberleninka. ru/ article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-gde-nayti-tochku-opory-chtoby-perevernut-urok (дата обращения: 01.02.2020).

2. Гизатулина, О.И. «Перевёрнутый» класс - инновационная модель обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). - Казань: Бук, 2017.

3. Платформа для корпоративного обучения № 1 в России https://www. ispring. ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.