7. Гавронская Ю.Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение». Высшее образование в России. 2008; № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-i-interaktivnoe-obuchenie
8. Роберт И.В. Перспективные научные исследования, определяющие развитие информатизации образования. Педагогическое образование в России. 2014; № 4: 199 - 204.
9. Галькова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
10. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва: Глосса-Пресс, 2010.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). Moskva, 2018.
2. Evstigneev M.N., Sysoev P.V. Kompetenciya uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij: opredelenie ponyatij i komponentnyj sostav. Inostrannye yazyki v shkole. 2011; № 6: 16 - 20.
3. Interaktivnost'. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar'. Available at: https://472.slovaronline.com/1376-interaktivnost'
4. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva: Aspekt Press, 2006.
5. Passov E.I., Kuzovlev V.P., Car'kova V.B. Uchitel' inostrannogo yazyka. Masterstvo i lichnost'. Moskva: Prosveschenie, 1993.
6. Zimnyaya I.A., Mazaeva I.A., Lapteva M.D. Kommunikativnaya kompetentnost', rechevaya deyatel'nost', verbal'noe obschenie. Moskva: Aspekt Press, 2020.
7. Gavronskaya Yu.Yu. «Interaktivnost'» i «Interaktivnoe obuchenie». Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008; № 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-i-interaktivnoe-obuchenie
8. Robert I.V. Perspektivnye nauchnye issledovaniya, opredelyayuschie razvitie informatizacii obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 4: 199 - 204.
9. Gal'kova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika imetodika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
10. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urok inostrannogo yazyka. Rostov-na-Donu: Feniks; Moskva: Glossa-Press, 2010.
Статья поступила в редакцию 15.07.21
УДК 373
Yartsev K.S., teacher (History, Social Studies) (Norilsk, Russia); postgraduate, Psychological and Pedagogical Faculty, Gorno-Altaisk State University
(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: c.s.y@yandex.ru
TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN SCHOOL. The article studies an actual problem of organizing distance learning in an educational organization based on the use of cloud technologies, which allow organizing indirect joint activities of students and teachers, serve as a condition for the development of cognitive independence, and is a condition for the successful assimilation of educational material. The article highlights characteristic features of distance learning and its main models: distribution class, independent work of students, open education + class. One of the technologies for the implementation of distance and fulltime education is cloud technologies, which include a system of information and technological methods that provide joint access to educational resources, exchange of information, tasks and results of their implementation. Considerable attention is paid to the advantages of using cloud technologies in the educational process, the didactic aspects of the organization through the use of blended learning in the form of a "flipped classroom (lesson)" model. The presented material allows to conclude that the educational process based on cloud technologies makes it possible to individualize learning and develop cooperation. Sharing cloud resources and collaborative learning to address a specific problem allows students not only to exercise cognitive autonomy, but also to develop skills in search, creative and research activities.
Key words: distance learning technologies, e-learning, distance learning models: distribution class, independent work of students, open education + class, cloud technologies, blended learning, inverted class (lesson), podcast, vodcast, pre-vodcasting.
К.С. Ярцев, аспирант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: c.s.y@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации дистанционного обучения в образовательной организации, основанной на использовании облачных технологий, которые позволяют организовывать опосредованную совместную деятельность обучающихся и учителя, служат условием развития познавательной самостоятельности, являются условием успешного усвоения учебного материала. В статье выделяются и описываются характерные особенности дистанционного обучения и его основные модели: распределительный класс, самостоятельная работа обучающихся, открытое образование + класс. Одной из технологий реализации дистанционного и очного обучения являются облачные технологии, которые включают в себя систему информационных и технологических методов, обеспечивающих совместный доступ к образовательным ресурсам, обмен информацией, заданиями и результатами их выполнения. Значительное внимание уделяется преимуществам использования облачных технологий в образовательном процессе, дидактическим аспектам организации посредством применения смешанного обучения в виде модели «перевернутый класс (урок)». Представленный материал позволяет сделать вывод, что образовательный процесс, основанный на облачных технологиях, дает возможность индивидуализировать обучение, развивать сотрудничество. Совместное использование ресурсов облачных технологий и обучение в сотрудничестве, направленное на решение конкретной проблемы, позволяют обучающимся не только проявлять познавательную самостоятельность, но и развивать навыки поисковой, творческой и исследовательской деятельности.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, модели дистанционного обучения: распределительный класс, самостоятельная работа обучающихся, открытое образование +класс, облачные технологии, смешанное обучение, перевернутый класс (урок), подкаст, водкаст, пре-водкастинг.
Современное образование расширяет свои границы за счет использования информационных систем, что приводит к созданию новой образовательной среды - дистанционного обучения.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 обучение, организованное на основе ресурсов интернета, обозначается понятием «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» [1].
Электронное обучение - это такое обучение, при котором ведущими технологиями и средствами являются информационные, телекоммуникационные сети, которые обеспечивают взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно. Технологии, которые используются при дистанционном обучении, получили название образовательных.
Информационными технологиями и использованием их в учебном процессе занимались такие ученые, как М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, В.И. Москович, Е.С. Полат, М. Мур, А.И. Черный, А.В. Хуторской.
М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Е.С. Полат под дистанционным обучением понимают такую форму, при которой учитель и обучающиеся взаимодействуют на расстоянии с использованием интернет-технологий и иных средств интерактивности. При этом сохраняются все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.
М. Мур считает, что дистанционное обучение - это обучение, организованное в значительной удаленности от образовательной организации. Такое обучение требует от педагога специальной подготовки, для того чтобы использовать специальные методы и приемы коммуникации и взаимодействия. Для обеспечения эффективности образовательного процесса в условиях дистанционного обучения администрация принимает специальные организационные решения (расписание, учет требований СанПиН, обеспечение необходимыми техническими средствами) [2].
Институт дистанционного обучения выделяет три модели обучения с использованием интернет-ресурсов: распределительный класс, самостоятельная работа обучающихся, открытое образование + класс [3].
Первая модель - распределенный класс - построена на организации учебного процесса в режиме реального времени. Весь учебный процесс проходит дистанционно на базе интерактивных телекоммуникаций. Очное обучение исключается.
Вторая модель - самостоятельная работа обучающихся. В этой модели обучающиеся выбирают место и время для самостоятельной работы в асинхронном режиме. Им предоставляется необходимый методический и учебный материал, в том числе и подробные учебные программы. Связь с учителем осуществляется через электронную почту, форумы, чаты и иные средства телекоммуникации. В результате интерактивного взаимодействия обучающийся задает вопросы учителю, получает оценку своей работы. Эффективность данной модели достигается при реализации процесса обучения с обучающимися, которые имеют особые образовательные потребности. Преимущества этой модели заключаются в том, что обучение осуществляется без привязки к конкретному месту, учителю, времени.
Третья модель - открытое образование + класс - это модель, которая позволяет использовать различные технологии в комплексе. Это сочетание печатных материалов, технических средств и телекоммуникационных технологий. Эта технология позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, дает им возможность выбрать свой темп обучения за счет применения «общего экрана», «классной доски». Предоставляет возможность изучать учебные материалы в различных приложениях [3].
Следовательно, каждая модель дистанционного обучения имеет четкую структуру, опирается на дидактические принципы организации процесса обучения. Для того, что дистанционное обучение лишь дополняло очное, необходимо правильно подобрать модель.
Современные условия обучения требуют от образовательных организаций развитой информационной системы, основанной на использовании инновационных высокотехнологичных средств обучения, а также интерактивной сенсорики, мультимедиа-технологий. Одной их эффективных технологий организации дистанционного обучения являются облачные технологии.
Особенностями применения облачных технологий в образовании занимались Т.В. Алексеева, О.А. Емельянова, К.П Кречетников, Е.В. Линдеман, А. Медведев, А. Руденко, З.С. Сейдаметова, С.Н. Сейтвелиева.
Облачные технологии - это технологии, основанные на использовании компьютерных ресурсов и мощностей в виде интернет-сервиса. Облачные технологии предполагают хранение и использование информации, программное обеспечение и различные сервисы, которые могут работать без использования компьютерных дисков. Жесткие диски компьютера используются только для начальной установки программного обеспечения клиента для того, чтобы осуществить доступ к облачным сервисам [4].
Однако, несмотря на глубокую теоретическую проработку вопроса, педагогическая практика убедительно доказывает, что эффективность использования педагогами школ облачных технологий в образовательном процессе достаточно низкая, и, как следствие, наблюдается низкий уровень стремления к самостоятельному познанию у обучающихся. Следовательно, возникает противоречие между социальной потребностью общества в использовании облачных технологий в образовательном процессе и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития познавательной самостоятельности у обучающихся с помощью облачных технологий. Поэтому для повышения востребованности облачных технологий педагогами в образовательной деятельности необходимо отобрать эффективные модели ее организации, сформулировать педагогические условия.
Облачные технологии имеют ряд преимуществ. В первую очередь они устраняют между субъектами образовательного процесса границы: географические, технологические, социальные. Облачные технологии в современных условиях - это одна из альтернативных форм организации обучения наряду с традиционной формой. Использование облачных технологий позволяет расширить рамки взаимодействия обучающихся в интернет-сети, при этом персонализировав процесс обучения и расширяя границы взаимодействия. Данные технологии отличаются надежностью, экономичностью, простотой и возможностью обновления.
В настоящее время облачные технологии делятся на следующие виды: программное обеспечение как услуга; оборудование как услуга; коммуникация как сервис; мониторинг как сервис, необходимый для обеспечения безопасности; инфраструктура как услуга; платформа как услуга, где предоставляются инструменты для разработки, тестирования и поддержки различных приложений; виртуальный компьютер, который позволяет выполнять индивидуальные задачи пользователя; рабочее окружение как услуга [4].
Образовательные организации могут использовать облачные технологии как программное обеспечение, как оборудование, как платформу и как виртуальный компьютер.
Внедрение облачных технологий в образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- позволяют снизить материальные затраты, необходимые для покупки программного обеспечения;
- являются эффективным средством повышения качества образования;
- служат условием развития информационных компетенций, формируют познавательную самостоятельность;
- позволяют разрабатывать, сохранять и управлять учебными материалами;
- обеспечивают доступ обучающихся к учебным материалам, совместное их использование.
Следовательно, облачные технологии - это собирательный образ, который позволяет обработать информацию и передать ее пользователю через он-лайн-сервис.
Облачные образовательные технологии включают в себя систему информационных и технологических методов, которые обеспечивают совместный доступ к образовательным ресурсам, обмен информацией, заданиями и результатами их выполнения. В этом случае облако выступает как модель инфраструктуры и сервисов, программных приложений, которые предоставляются по запросу пользователя сетей. Важной составляющей использования облачного сервиса является лицензия COTS, которая вводит ограничение на использование коммерческого программного обеспечения [5].
Возможности облачных технологий обеспечивают создание сетевого пространства в образовательной организации на основе использования сетевых ресурсов. Сетевое пространство включает в себя:
- субъектов - неограниченное количество обучающихся и педагогов;
- объекты - продукты совместной деятельности, методические материалы (схемы, таблицы, тесты, лекции, презентации).
Субъекты, взаимодействуя между собой, развивают сетевое пространство за счет индивидуальной и коллективной деятельности, что позволяет развивать личностные и информационные компетентности [5].
В образовательном процессе эффективно используются возможности облачных технологий. В первую очередь это связано с их техническими возможностями. Для обучения субъектов образовательного процесса достаточно иметь доступ к Интернету и любой браузер. В экономическом плане облачные технологии очень выгодны для образовательных организаций, так как обеспечены бесплатным лицензионным сопровождением.
Методические возможности облачных технологий позволяют организовать образовательный процесс не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Педагог использует облачные технологии для передачи знаний обучающимся в виде текстовых материалов, презентаций. Он получает возможность в режиме реального времени отвечать на вопросы, давать рекомендации по выполнению практических работ, оценивать результаты работы обучающихся. В свою очередь, обучающиеся получают возможность обмениваться информацией со сверстниками в режиме реального времени, обсуждать спорные вопросы, возникающие при совместном решении проблемно-поисковых задач.
Облачные технологии имеют ряд дидактических возможностей, которые подтверждают целесообразность их применения в образовательном процессе современной школы. К ним относятся:
- возможность включаться в совместную деятельность большому количеству обучающихся и педагогов;
- возможность публиковать документы различных видов всем субъектам образовательного процесса;
- возможность быстро включаться в образовательный процесс, решать совместные поисковые задачи за счет устранения территориальных барьеров;
- возможность выполнять обучающимися самостоятельные работы, создавать коллективные проекты без учета количества охваченных сверстников и временных рамок;
- возможность взаимодействовать с разновозрастной аудиторией независимо от места их нахождения;
- возможность создавать web-ориентированные лаборатории по конкретным предметным областям за счет добавления новых ресурсов;
- возможность интерактивного доступа к инструментам моделирования;
- расширенный круг информационных ресурсов [6].
Облачные технологии в образовательном процессе могут быть реализованы через такие технологии обучения, как групповая работа; проблемное обучение; технология сотрудничества; смешанное обучение; технология «перевернутый класс»; технология BYOD [6]. Традиционно в педагогическом процессе используются все перечисленные выше технологии, но меньше всего технология смешанного обучения, которая сочетает в себя очную и электронную формы обучения, что ведет к смешению традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.
Самой популярной формой смешанного обучения является модель «перевернутый класс (урок)» [7]. В ходе такого обучения вместо привычного практического домашнего задания - выполнение упражнений, решение задач, повторение терминов - обучающиеся самостоятельно изучают теоретический материал, который заранее подготовлен педагогом и предоставляется им в нескольких видах:
- подкаст (Podcast) - это короткая аудиолекция, которую обучающиеся могут прослушать в удобное для них время с любого мобильного устройства, несколько раз;
- водкаст (Vodcast) - это короткий видеофайл, который обучающиеся могут просмотреть в удобное для них время с любого мобильного устройства, несколько раз;
- пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) - это водкаст с лекцией, что позволяет получить полное представление о теме еще до урока [7].
Такой образовательный сценарий позволяет обучающимся изучить материал в удобное для них время и с учетом своего индивидуального темпа, без ограничения временного ресурса. Обучающийся получает возможность прослушать объяснение столько раз, сколько ему нужно, чтобы понять материал. К видеофайлам учитель прилагает несколько вопросов либо мини-тест для мониторинга освоения учебного материала, что дает ему возможность определить уровень усвоения знаний обучающимися.
На уроке обучающиеся получают обратную связь от учителя по поводу выполненного домашнего задания, ответы на вопросы, которые возникли у них при самостоятельном изучении теоретического материала. В этом случае происходит развитие познавательной самостоятельности, так как умение формулировать вопросы по новому материалу показывает глубину и заинтересованность обучающегося в нем [7]. Их желание найти ответы на непонятные вопросы создает условие для формирования зоны ближайшего развития в процессе диалога с учителем. Активное взаимодействие на уроке, диалог с учителем ведут к глубокому пониманию материала, а не к его механическому запоминанию. В ходе урока высвобождается время для дифференцированного подхода к обучению с учетом уровня развития обучающихся.
Модель «перевернутого класса (урока)» дает возможность максимально привлечь обучающихся к практической деятельности на уроке. Для того чтобы обучающийся добился высоких результатов на уроке, ему необходимо понять содержание домашней работы, отнестись ответственно к изучению материала и на уроке, под руководством учителя, применить свои знания при решении проблемно-поисковых задач.
Во время урока учитель выступает в роли консультанта, организует обучающихся на самостоятельную и совместную работу в микрогруппах [8]. Учитель готовит разноуровневые задания для разных микрогрупп с учетом сфромирован-ности универсальных учебных действий, уровнем усвоения материала обучающимися. При работе в микрогруппах обучающиеся могут обсуждать содержание теоретического материала по заранее составленным вопросам, проверять свои знания в практической деятельности, взаимодействуя друг с другом. Обучающимся дается возможность выбрать форму и содержание задания.
Модель «перевернутого класса (урока)» имеет определенную структуру и состоит из нескольких этапов.
I этап - мотивация к деятельности. Учитель активизирует имеющиеся знания, которые были получены при самостоятельном изучении темы в соответствии с алгоритмом деятельности. Активизирует познавательный интерес к обсуждаемой проблеме. Обучающиеся отвечают на вопросы. Учитель проводить входной контроль для оценки уровня усвоения материала, который был изучен дома. На основе полученных результатов проводит деление класса на три микрогруппы:
Библиографический список
базовую, повышенного уровня, высокого. На данном этапе урока используется устное диагностическое оценивание и самооценивание на основании модельного ответа при проведении входного контроля [8].
II этап - постановка учебной проблемы. На этом этапе обучающиеся формулируют цель урока в виде собственной учебной задачи, которую будут решать на протяжении всего урока. Учитель активизирует знания обучающихся с помощью проблемной ситуации, побуждает их сформулировать проблему урока. На данном этапе проводится устное диагностическое оценивание.
III этап - исследование проблемной ситуации. Учитель активизирует работу микрогрупп по выходу из проблемной ситуации. Прежде чем перейти к работе в микрогруппах, учитель отвечает на вопросы обучающихся по изученному материалу. Каждая микрогруппа получает свой маршрутный лист, по которому работает на уроке. Маршрутный лист должен содержать продуктивные задания для обучающихся.
На данном этапе урока учитель - организатор и координатор: корректирует работу обучающихся в микрогруппах, отвечает на вопросы. Оценка деятельности групп происходит по разработанным критериям группового продуктивного задания. Для каждого вида продуктивных заданий (заполнение схемы, составление сравнительной таблицы, составление кластера) разрабатываются свои критерии. Критерии оценки обучающиеся получают до выполнения задания и выступают как алгоритм работы.
IV этап - обобщение и систематизация знаний. Обучающиеся представляют результаты работы микрогруппы в виде защиты выполненного продуктивного задания. Для оценивания деятельности обучающихся применяется формирующее оценивание [8].
V этап - рефлексия деятельности. Учитель организует рефлексию и самооценку результатов работы обучающихся: ответы на вопросы, подведение итогов урока, формирующее оценивание и самооценивание по заданным критериям. В конце урока учитель предлагает дифференцированное задание на дом. Обучающиеся имеют возможность выбрать домашнее задание из предложенного материала.
Плавным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательной деятельности является организация совместной работы учителя и обучающихся. Поэтому совместная сетевая деятельность на базе облачных технологий требует проектирования образовательного процесса с учетом следующих условий:
- использование новых педагогически обоснованных технических средств совместной деятельности в сети Интернет, которые открывают возможности для обогащения деятельности программами, объектами, данными и связями;
- использование новых организационных форм и сценариев учебной сетевой деятельности, которые ориентированы на формирование участниками совместной учебной деятельности единой информационной сети.
Таким образом, образовательный процесс, основанный на облачных технологиях, дает возможность индивидуализировать обучение, развивать сотрудничество. Совместное использование ресурсов облачных технологий и обучение в сотрудничестве, направленное на решение конкретной проблемы, позволяют обучающимся не только проявлять познавательную самостоятельность, но и развивать навыки поисковой, творческой и исследовательской деятельности.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (редакция от 08.12.2020). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/
2. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс. Перевод с английского. Москва: «Обучение-Сервис», 2019.
3. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: научно-методические материалы. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
4. Сейдаметова З.С. Облачные сервисы в образовании. Информационные технологии в образовании. 2021; № 5: 105 - 111.
5. Облачные вычисления как настоящее и будущее ИТ. Available at: http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/205-oblachnye-vychisleniya
6. Кречетников К.Г Социальные сетевые сервисы в образовании. Available at: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf
7. Безрукова А.С. Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований ФГОС ООО. Молодой ученый. 2020; № 4 (294): 275 - 277.
8. Гизатулина О.И. «Перевернутый» класс - инновационная модель обучения. Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. Казань: Бук, 2017.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (redakciya ot 08.12.2020). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v distancionnom obrazovanii: Specializirovannyj uchebnyj kurs. Perevod s anglijskogo. Moskva: «Obuchenie-Servis», 2019.
3. Bordovskij G.A., Gotskaya I.B., Il'ina S.P., Snegurova V.I. Ispol'zovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov novogo pokoleniya v uchebnomprocesse: nauchno-metodicheskie materialy. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gercena, 2007.
4. Sejdametova Z.S. Oblachnye servisy v obrazovanii. Informacionnye tehnologii v obrazovanii. 2021; № 5: 105 - 111.
5. Oblachnye vychisleniya kak nastoyaschee i buduschee IT. Available at: http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/205-oblachnye-vychisleniya
6. Krechetnikov K.G. Social'nye setevye servisy v obrazovanii. Available at: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf
7. Bezrukova A.S. Metodika «perevernutogo klassa» v realizacii trebovanij FGOS OOO. Molodoj uchenyj. 2020; № 4 (294): 275 - 277.
8. Gizatulina O.I. «Perevernutyj» klass -innovacionnayamodel'obucheniya. Innovacionnyepedagogicheskie tehnologii: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Buk, 2017.
Статья поступила в редакцию 05.07.21