Научная статья на тему 'Мобильные технологии в реализации модели образовательного процесса "blended learning"'

Мобильные технологии в реализации модели образовательного процесса "blended learning" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС" / "BLENDED LEARNING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Яна Гильмановна, Шрейнер Ирина Юрьевна

Мобильные технологии являются популярным средством доступа в образовательное пространство. В статье рассматриваются способы организации популярной модели образовательного процесса «Blended learning» с использованием мобильных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильные технологии в реализации модели образовательного процесса "blended learning"»

обучения, предоставлять данные по определению своеобразного синтеза знаний через межпредметные связи, о характере знаний, связанных с этим синтезом, их взаимопричастности, структуре и взаимопричастности с другими предметами.

Первоначально, последовательность знаний и взаимосвязанность носит дидактический характер. Сторонником практической деятельности наблюдается наличие закономерностей взаимосвязи компетенций, эмпирического опыта связи между известными и неизвестными составными частями и делаются правильные выводы. Формирование таких компетенций имеет важное значение в решении технических задач и занимает ведущее место в системе технологических знаний ученика. При определении научных и методологических основ выбора методики обучения предмету технологии оптимизированным содержанием учебной программы, а также, для развития компетенций оптимизированным содержанием предмета технологии, важным процессом является изучение научно-методического состояния, его значения. При изучении значения обучения предмету технологии оптимизированным содержанием учебной программы, необходимо достичь соответствия содержания и объёма. Когда увеличивается содержание, объём уменьшается и наоборот [3, с. 71].

Эта необходимость продиктована имеющимся несоответствием между превосходной оснащенностью современного производства и недостаточной технической подготовленности молодежи. Технико-технологическая подготовленность-это не только совокупность имеющихся знаний, но и развитие творческих способностей личности.

При оптимизации программы предмета технологии нужно учитывать нижеследующие задачи: разработка учебной программы на основании отвечающих требованиям сегодняшнего дня, инновационных технологий; интегрирование содержания учебной программы на основании современной техники и технологии. Одним из актуальных задач при оптимизации учебной программы, является проектирование, планирование процессов производства и управление ими.

Список литературы

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы. Ташкент, 2017.

2. Утвержденная постановлением Кабмина РУз от 6 апреля 2017 года за № 187 «Об утверждении государственных образовательных стандартов общего среднего, среднего специального и профессионального образования» учебная программа предмета технологии. Технология, изобразительное искусство, черчение,музыкальная культура, физкультура (1 -9 классы). Ташкент, 2017. 242 с.

3. Zhuraev A.R. Research and methodology background to the optimization of labour and professional training curriculum in general secondary education. "Science and world" International scientific journal. № 7 (35), 2016. Russia. Volgograd. Pg. 70-71.

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «BLENDED LEARNING» Каримова Я.Г.1, Шрейнер И.Ю.2

'Каримова Яна Гильмановна — преподаватель; 2Шрейнер Ирина Юрьевна - старший преподаватель, кафедра естественно-научных дисциплин, факультет физической культуры, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

Аннотация: мобильные технологии являются популярным средством доступа в образовательное пространство. В статье рассматриваются способы организации популярной модели образовательного процесса «Blended learning» с использованием мобильных устройств. Ключевые слова: мобильное обучение, социальные медиа, модель обучения «перевернутый класс», «Blended learning».

Мобильные гаджеты на сегодняшний день активно используются как учащимися, так и педагогами для модернизации и совершенствования образовательного процесса, управления им с использованием новых инновационных методов получения необходимой информации. Мобильное обучение подразумевает организацию учебного процесса вне зависимости от места и времени,

использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями.

Обучение с помощью мобильных устройств может принимать различные формы: учащиеся получают доступ к образовательным ресурсам, связываются с другими пользователями, создают учебный контент.

По данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 3,2 миллиарда абонентов мобильной связи, в развитых странах четверо из пяти человек владеют и пользуются мобильными телефонами. По прогнозам экспертов в сфере информационно-коммуникационных технологий, мобильные гаджеты на основе сенсорных технологий в ближайшее время превысят продажи ПК [1].

Мобильные технологии выступают одним из самых распространенных средств доступа в информационное пространство. Проведенный анализ источников позволяет определить форматы учебных материалов, использующихся на мобильных устройствах [6]:

- мобильные приложения для работы с системами управления обучением (Moodle mobile, iSpring и т.д.);

- нетекстовые виды информации, мультимедиа-продукты: аудиофайлы, видеофайлы, подкасты, слайд-шоу, коллекции изображений, электронные журналы, мультимедиаэнциклопедии;

- мобильные мультимедийные приложения для просмотра обучающего контента.

С помощью мобильных устройств преподаватели могут эффективнее использовать время на занятиях в аудитории, применяя модель образовательного процесса «blended learning» или «перевернутый класс», являющейся разновидностью смешанного обучения.

В 2007 году, для обеспечения своими лекциями спортсменов, пропускавших занятия Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams) разработали модель «перевернутого обучения», которая включает в себя следующие компоненты [2]:

- подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн;

- водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — видеосюжет размещенный онлайн, не прямой эфир, запись стрима;

- пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) - это образовательный метод, в котором педагог создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до начала занятия. Метод пре-водкастинга является первоначальным названием метода перевернутого класса.

Исходя из аналитики запросов Google за последние три года, перевернутый класс становится одним из главных направлением модернизации образования.

Сущность метода в том, что традиционно аудиторная работа переносится домой, благодаря коротким видео-урокам, а в аудитории проходят практические занятия под руководством преподавателя.

Для создания учебных материалов, которые с успехом можно использовать с применением мобильных устройств в настоящее время существует множество приложений, позволяющих проектировать электронные курсы в привычных средах для пользователей таких как пакет программ Microsoft Office, а затем конвертировать их в форматы .html и Flash. Существует возможность загружать созданные видеолекции, интерактивные задания, тесты в любую систему дистанционного обучения, например, Moodle, организовывая контроль процесса обучения. Таким образом, учащиеся получают доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте тем самым, обеспечивая непрерывный процесс обучения. При этом, как правило, использование облачных технологий не требует особых технических характеристик устройств и наличия специального программного обеспечения, учащемуся достаточно лишь иметь возможность подключения к сети Интернет.

Остановимся на рассмотрении особенностей построения контента мобильного курса для реализации модели образовательного процесса «перевернутый класс». В соответствии с ГОСТ [3] выделяют три основных типа современных электронных образовательных ресурсов: текстографические, аудиовизуальные и мультимедийные.

Текстографические ресурсы - материал представлен в текстовом и графическом виде, последовательность подачи материала задается автором.

Аудиовизуальный ресурс представляет собой простой файл, содержащий изображение, видеозапись, аудиозапись, музыкальный фрагмент и т.д. Чаще всего они могут выступать в качестве источников информации (фото, аудио и видеолекции, скринкасты), электронных пособий при работе преподавателя в аудитории. С развитием такие ресурсы наиболее популярны при создании самими преподавателями и студентами.

Мультимедийные ресурсы - наиболее зрелищные и эффективные в обучении, но в то же время трудоемкие по созданию, так как включают множество содержательных элементов.

Из сказанного выше следует, что создание и оптимизация образовательных ресурсов для использования на мобильных устройствах является актуальной проблемой и требует решения следующих задач:

- разработка и совершенствование учебных программ и материалов с учетом технических особенностей мобильных устройств;

- организация коммуникации преподавателей и студентов, а также интерактивного взаимодействия студентов друг с другом;

- разработка качественных методических и учебных материалов;

- разработка эффективных инструментов контроля для разнообразных сред.

Чрезвычайно показателен тот факт, что в настоящее время наблюдается тенденция возрастания значимости социальных медиа в образовательном процессе. Facebook, WhatsApp, Tumblr, Instagram, Twitter, Baidu, Pinterest, Linkedln, Google+, YouTube, Viber, Snapchat, Weibo, WeChat, «ВКонтакте» и Одноклассники: у этих медиа десятки или даже сотни миллионов пользователей. Социальные медиа благодаря возможности виртуального присутствия - опосредованного взаимодействия людей с помощью медийных каналов коммуникации, предоставляют возможность поддерживать многочисленные контакты со сверстниками, основанные на общих интересах (таких, например, как спорт или творчество, коллективная учебная деятельность в сети, обмен знаниями). Наиболее популярным способом использования новых медиа в процессе обучения является внедрение тесно связанных с ними компетенций в перечень навыков, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами.

Мобильные технологии в образовательном процессе могут использоваться для достижения следующих целей:

- использование материалов сети в ходе образовательного процесса (интегрирование их в программу обучения);

- самостоятельного поиска информации,

- самостоятельного углубленного изучения дисциплины, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

- построения индивидуальной образовательной траектории под руководством преподавателя. Таким образом, мобильные технологии сегодня предоставляют возможности для эффективной

организации обучения вне зависимости от времени и места, что наибольшим образом отвечает идее непрерывного образования в течение всей жизни.

Список литературы

1. Рекомендации Юнеско по политике в области мобильного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.iite.unesco.org/files/news/639198/ISBN_978-92-3-400004-8.pdf/ (дата обращения: 14.05.2018).

2. Межлумова О.М. Как применить модель перевёрнутого обучения на уроках окружающего [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanio.ru/media/kak_primenit_model_perevyornutogo_obucheniya_na_urokah_okruzhayus chego_mira-73681/ (дата обращения 14.05.2018).

3. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. Введен 01.01.2011. М.: Изд-во стандартов, 2011. 10 c.

4. Капранчикова К.В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: сyberleninka.ru/article/n/mobilnye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-napravleniy-podgotovki/ (дата обращения: 04.06.2018).

5. Чудопалова К.Г. Мобильное образование: возможности, преимущества, перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kmp.fl.kpi.ua/uk/node/43/ (дата обращения: 04.06.2018).

6. Каримова Я.Г. Особенности построения контента курса в системе Moodle // Информатизация образования: теория и практика. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.