Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 37
КОТЛЯРОВА Татьяна Сергеевна,
аспирант Омского государственного педагогического
университета
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И КРИТЕРИИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Изучение проблемы формирования УУД младших школьников, сущности влияния педагогического управления на данный процесс приводит нас к осознанию необходимости разработки технологии педагогического управления.
Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий рассмотрено с позиций личностно-деятельностного, аксиологического подходов, которые позволили определить его как многомерный процесс взаимодействия учителя и учащихся, имеющий сценарные основания, направленный на развитие универсальных учебных действий младших школьников.
Деятельность педагога как субъекта управления формированием УУД учащихся наполняется управленческо-педагогическим содержанием, которое реализуется через совокупность действий и операций в определенной последовательности, оптимально предполагающей выход на результат.
Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), управление, технология, логико-смысловая модель, критерии эффективности, показатели.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -322-326
KOTLYAROVA Tatiana Sergueyevna, Postgraduate Student
PROCEDURES (TECHNIQUES) OF EDUCATIONAL GUIDANCE IN SHAPING THE GENERAL-PURPOSE LEARNING OPERATIONS PERFORMED BY PRIMARY SCHOOL PUPILS, AND PERFORMANCE CRITERIA FOR THESE PROCEDURES
(TECHNIQUES)
The paper presented the study of the issue of shaping the general-purpose learning operations (GPLO) in junior school children, and the entity of influence exerted by the educationalist’ guidance on the progress that resulted in awareness of the necessity to elaborate guidance procedures (techniques) for educationalists.
The study considered guidance by the educationalist in shaping the general-purpose learning operations from the standpoint of personal involvement and axiological approaches that made it possible to specify it as a multidimension procedure of interaction between teacher and students having on the grounds a scenario, aimed at shaping the general-purpose learning acts/ operations in junior schoolchildren.
Operation of the teacher being the agent guiding in the shaping of the general-purpose learning operations in students shall be filled with guidance’ and upbringing’ content, which shall be implemented in cumulative actions and operations in certain sequence, all of them assuming an optimal attainment of results.
Key words: general-purpose learning operations (GPLO), guidance, procedures (techniques), logic-and-semantic model, performance criteria, indices.
Отечественное образование на современном этапе диктует школе новые парадигмы образования «от определения цели обучения как усвоение знаний, умений и навыков к определению цели обучения как формирование личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей, обеспечивающих у учащихся умение учиться» [7]. Знания, умения и навыки при этом формируются в тесной связи с действиями самих учащихся и поэтому рассматриваются как следствие соответствующих целенаправленных действий, называемых универсальными учебными действиями (УУД).
В отличие от общеучебных умений и навыков, универсальные учебные действия носят не только надпредметный, метапредметный, но и ценностный характер, что позволяет учащемуся легко ориентироваться не только в учебной, но и в любой жизненной ситуации.
Для представления технологии педагогического управления формированием УУД учащихся начальной школы, характеризующейся нелинейностью и многогранностью, была выбрана логико-смысловая модель, предложенная В.Э. Штейнбергом [8]. Выбор логико-смысловой модели для представления теоретических оснований обусловлен тем, что она позволяет проанализировать структуру управленческой деятельности педагога; реализовать многомерность и нелинейность исследуемой проблемы в логически удобной и компактной форме - форме координатно-матричного каркаса опорно-узлового типа.
Разработанная технология предоставляет преподавателям возможность вариативности и дифференциации в процессе управления формированием УУД, что является необходимым условием осуществления личностного подхода в обучении и позволяет выстроить личностную образовательную траекторию для каждого ученика.
Реализация содержательного и деятельностного этапов технологии осуществляется на основе сценарного подхода. Использование сценариев позволяет учитывать вариативность ситуации, предугадать возможные ее изменения, обеспечить личностный характер обучения.
Приведем пример сценария возможного варианта осуществления технологии.
- 322 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
Сценарий № 8 «Управление-соуправление»
Характеристика учебной ситуации
• по наличию проблемы - проблемная;
• по степени оригинальности - нестандартная;
• по приближенности к жизненным ситуациям - квазижизненная;
Форма организации учебного процесса - урок.
Этапы урока Возможные приемы (подробно содержание приемов расписано в пособии) Формируемые УУД
Формирование целей Формирование проблемы на основе жизненного опыта; Личностные: понимание личностного смысла учения; ценностные ориентации Регулятивные: принятие познавательной цели Коммуникативные: учим учитывать ситуацию общения, взаимодействовать в групповом диалоге, слушать точку зрения других Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации
Использование незаконченного наглядного образа (схемы, объекта) Личностные: внутренняя мотивация Регулятивные: принятие познавательной цели Познавательные: анализ объекта. синтез, классификация
Решение отсроченной загадки на основе жизненной ситуации Личностные: познавательная мотивация Регулятивные: принятие познавательной цели
Нахождение скрытой ошибки в данных Личностные: познавательная мотивация Регулятивные: принятие познавательной цели Познавательные: анализ, синтез, классификация
Решение кроссворда Личностные: познавательная мотивация Регулятивные: принятие познавательной цели Познавательные: анализ, синтез, классификация
Этап планирования Путем поискового диалога про-говаривание плана учениками, фиксация плана на доске словами, опорной схемой или условными цветами Регулятивные: сохранение учебной задачи и своего отношения к ней; планирование своей деятельности совместно с учителем
Сбор информации, формулировка проблемы Опрос учеников по алгоритму Личностные: понимание личностного смысла учения, переход из внешней мотивации во внутреннюю Регулятивные: принятие учебной задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения, анализ, синтез
Задача с практической направленностью, не имеющая решения Необычный вопрос «Домино» Вопрос по иллюстрации
Прогнозирование «Корзина вопросов» Личностные: понимание личностного смысла учения Регулятивные: прогнозирование (умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом) Познавательные: анализ, синтез, выбор основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы
«Дерево идей»
Мастер вопросительный знак
Принятие решений «Открытие» нового знания Личностные: понимание личностного смысла учения Регулятивные: принятие учебной задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, определение основной и второстепенной информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Организация исполнения, коммуникация Использование различных форм работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, работа в парах сменного состава Личностные: уважение личности, ее достоинства, выполнение моральных норм в отношение сверстников, знание основных моральных норм: справедливое распределение, взаимопомощь, справедливость, честность, ответственность; адекватная самооценка Регулятивные: сохранение учебной задачи Познавательные: применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
- 323 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
условий, определение основной и второстепенной информации, свободную ориентацию и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
Контроль и оценка Оценка учителя (отметка и речевая сентенция) Взаимооценка Самооценка: Таблица «Х-З-У» Бортовой журнал Синквейн Личностные: адекватная самооценка Регулятивные: ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коррекция Ученик осуществляет работу над ошибками по алгоритму самостоятельно Регулятивные: внесение исправлений по наводящим вопросам учителя Познавательные: рефлексия способов и условий действия
Последние три этапа могут несколько раз циклично повторяться в течение учебного занятия, в зависимости от замысла учителя и содержания материала.
Для получения объективной информации об эффективности технологии необходимо опираться на систему критериев и показателей результативности формирования универсальных учебных действий.
При выделении уровней мы опирались на работы Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева [2], П.Я. Гальперина [5], С.Л. Рубинштейна [3] и др. Согласно их подходу, любая деятельность связана с содержательным познанием и эффективной реализацией, что возможно на определенном уровне. Опираясь на системный, компетентность^ и аксиологический подходы, мы распределили личностные новообразования младшего школьника в формировании универсальных учебных действий по уровням: репродуктивному (действие по образцу, алгоритму), продуктивному (поиск и нахождение нового способа действия) и творческому (самостоятельное выдвижение гипотез, рефлексия). На любом из этих уровней цель учителя сделать учебную задачу важной для ученика, личностно-принятой и осознанной. Объем статьи позволяет нам привести пример только одной группы универсальных учебных действий.
Критерии сформированности регулятивных УУД:
1. Целеполагание (личностная функция, обеспечивающая процесс построения мысленного образа будущего результата деятельности - цели), осознание и субъективное принятие этого образа, а также регуляция собственной деятельности субъекта, направленной на достижение этой цели [4]):
a. На репродуктивном уровне ученик определяет и формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; принимает учебную задачу. Принимает простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования). Может ответить на вопросы о том, что он собирается сделать или что сделал. Принимает и выполняет практические задачи;
b. На продуктивном уровне ученик сохраняет учебную задачу и свое отношение к ней. Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения;
c. На творческом уровне ученик самостоятельно формулирует тему и цели урока; умеет различать объективную трудность задачи и субъективную сложность. Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней.
2. Планирование (в соответствии с концепцией ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина субъект начинает планировать свои действия при попадании в новую ситуацию, где «наличных механизмов недостаточно и нужно или заново наметить действие или приспособить, подогнать его к наличным условиям» [5]):
a. На репродуктивном уровне ученик понимает и проговаривает последовательности действий; умеет работать по предложенному учителем плану;
b. На продуктивном уровне ученик составляет план работы совместно с учителем;
- 324 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
c. На творческом уровне ученик может сам четко распланировать свою деятельность; работать по плану, сверяя свои действия с целью и задачами.
3. Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) [1]:
a. На репродуктивном уровне ученик умеет высказывать свое предположение на основе субъектного опыта;
b. На продуктивном уровне ученик высказывает свое предположение на основе работы с материалом;
c. На творческом уровне ученик умеет различить важную и неважную информацию; вычленить суть; высказывает свое предположение на основе работы с материалом; строит гипотезы.
4. Контроль (заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Он помогает ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и свойствами получаемого результата):
a. На репродуктивном уровне ученик умеет обнаружить свои ошибки и недочеты с помощью учителя, осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их, исправляет и объясняет ошибки;
b. На продуктивном уровне при выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок. Решая новую задачу, применяя старый, неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы;
c. На творческом уровне в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, вносит коррективы.
5. Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта):
a. На репродуктивном уровне ученик вносит соответствующие исправления с помощью эталона;
b. На продуктивном уровне вносит исправления по наводящим вопросам учителя;
c. На творческом уровне ученик умеет в ходе работы корректировать свою деятельность.
6. Оценочные действия (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и к неудаче):
a. Умеет адекватно воспринимать оценки и отметки, осуществлять самооценку по алгоритму. Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия;
b. Приступая к новой задаче, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, учитывая изменения известных ему способов действий;
c. Умеет адекватно воспринимать оценку, оценивать свою работу и работу других, критическое отношение. Актуально-адекватная прогностическая оценка: приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменение известных способов действия.
7. Волевая саморегуляция (произвольность - это сознательная, преднамеренная, опосредствованная регуляция действия в соответствии с изменяющимися условиями ситуации (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова) [1].
a. На репродуктивном уровне: произвольность поведения, умения следовать плану, выполнение требований учителя;
b. На продуктивном уровне: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
c. На творческом уровне: целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Итак, разработанная нами логико-смысловая модель технологии педагогического управления формированием УУД младших школьников, применение сценарного подхода в осуществлении педагогического управления позволяет осуществлять гибкое вариативное управление развитием всех компонентов универсальных учебных действий в зависимости от лично-
- 325 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
сти и индивидуальности ребенка, конкретной педагогической ситуации. Применение данного подхода обеспечит проведение качественного и количественного анализа возможных «развилок» и альтернатив развития универсальных учебных действий обучающихся, определение наиболее вероятных сценариев их формирования, а также программы действий педагога, направленных на реализацию наиболее выгодных сценариев для положительной динамики формирования УУД (от репродуктивного уровня - к продуктивному и далее к творческому) и снижение рисков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Карабанова О.А. Программа универсальных учебных действий в начальной школе // Управление начальной школой. - 2010. - № 1.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения. Т.2. - М., Педагогика, 1983. - 304 с.
3. Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С.89-95.
4. СивоваИ.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. - Владимир: ГПУ, 1999.
5. Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М.: МГУ, 1972. -262 с.
6. Усова А.В. Учись самостоятельно учиться / А.В. Усова, В.А. Беликов. - М.: Просвещение, 2003. - 126 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / редакторы И.А. Сафронова, М.П. Антонова. - М.: Просвещение, 2014 г. - 48 с.
8. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). - М.: Народное образование, 2002. - 304 с.
REFERENCES
1. Karabanova O.A. The program is universal educational actions in primary schools.[ Programma universal'nyh uchebnyh dejstvij v nachal'noj shkole]. Upravlenie nachal'nojshkoloj.2010. no. 1. (in Russ.)
2. Leontiev A.N. Activities. Consciousness. Personality. Selected psychological works.[ Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija.]. V.2. Moscow. Pedagogy. 1983. 304 p. (in Russ.)
3. Rubinstein S.L The principle of creative initiative [Principy tvorcheskoj samodejatel'nosti].Questions of psychology. 1989. No.4. P.89 -95. (in Russ.)
4. Sivova I.S. The development of goal-setting younger schoolboys in educational activities: Dis .... cand. of ped. sciences. [Razvitie celepolaganija mladshih shkol'nikov v uchebnoj dejatel'nosti: Dis.... kand. ped. nauk]. Vladimir: Gosudarstven-nyj Pedagogicheskij Universitet. 1999. (in Russ.)
5. Management of informative activity of pupils. Ed. by Galperina P.Y., Talyzina N.F. Moscow. MGU. 1972. 262 p. (in Russ.)
6. Usova A.V. Learn self-study. Usova A.V., Belikov V.A. [Uchis' samostojatel'no uchit'sja. A.V. Usova, V.A. Belikov]. Moscow. Education. 2003. 126 p. (in Russ.)
7. The federal state educational standard of primary education editors. Safronova I.A., Antonova M.P. Moscow. Education. 2014. 48 p. (in Russ.)
8. Steinberg V.E. Didactic multidimensional tools: theory, methodology, practice (monograph).[Didakticheskie mnogom-ernye instrumenty: teorija, metodika, praktika (monografija)]. Moscow. Education. 2002. 304 p. (in Russ.)
Информация об авторе Information about the author
Котлярова Татьяна Сергеевна, аспирант Омского государственного педагогического университета, учитель начальных классов г.Омска «Гимназия № 115»,
Омска, Россия [email protected]
Получена: 21.092015
Kotlyarova Tatiana Sergueyevna, Postgraduate Student, Omsk State University of Pedagogics, Primary School Teacher of Elementary School Institution "Grammar School № 115",
Omsk city, Russia [email protected]
Received: 21.092015
326 -