Научная статья на тему 'Технология оценки уровня подготовленности юных теннисистов'

Технология оценки уровня подготовленности юных теннисистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕННИС / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюбина Татьяна Владимировна, Завьялов Александр Иванович

В данной статье рассматривается методика оценивания подготовленности детей младшего возраста в настольном теннисе на этапе начальной подготовки. Представлена экспериментальная часть, в том числе специальные упражнения, вошедшие в программу тестирования. Также представлены результаты исследования уровня подготовленности теннисистов младшего возраста СДЮШОР г. Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология оценки уровня подготовленности юных теннисистов»

6. Сагайдачная, Е. А. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Е. А. Сагайдачная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 3. - С. 16-28.

7. Степаненкова, Э. Я. Теория и практика физического воспитания и развития ребенка [Текст]/ Э. Я. Степанекова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368 с.

8. Лагутин, А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении [Текст]/ А. Б. Лагутин // Теория и практика физической культуры. -1994,-№7.-С. 8-11.

УДК 796.011.3

Дюбина Татьяна Владимировна

Студентка 4 курса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина, тренер-преподаватель по настольному теннису, sporttanka@mail.ru, Красноярск

Завьялов Александр Иванович

Доктор педагогических наук, профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

Dyubina Tatyana Vladimirovna

4 th year student of the state educational institution of higher professional education «Krasnoyarsk State Pedagogical University V. P. Astaf'eva», Institute of sport combat them I. Yarygina, trainer and teacher's table tennis, sporttanka@mail.ru, Krasnoyarsk

Zavjalov Alexsandr Ivanovich

The Doctor of Pedagogical Science, Professor «Krasnoyarsk State Pedagogical University V. P. Astaf’eva», sporttanka@mail.ru, Krasnoyarsk

TECHNOLOGY ASSESSMENT LEVEL OF PREPAREDNESS

YOUNG TENNIS

Одним из приоритетных направлений в области образования является создание максимально благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития ребенка с учетом его индивидуальных морфофункциональных, физических, соматических, психических особенностей.

В настоящее время известно, что младший школьный возраст - важнейший период развития ребенка, укрепления его здоровья, формирования двигательных умений и навыков, развития основных физических и психических качеств [1].

Настольный теннис является одним из эффективных средств физического воспитания младших школьников. Настольный теннис - хорошее

303

средство развития скорости двигательной реакции, частоты движений, скорости отдельных движений, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости. Игровая деятельность отличается высокой эмоциональностью, в то же время требует комплексного проявления всех физических и психологических качеств человека [1; 2].

Существует много методик начального обучения технике настольного тенниса, они научно обоснованы, описаны во многих изданиях, но не во всех можно выделить основное, а именно готовность юного теннисиста тренироваться непосредственно на столе. Таким образом, исследование проблем обучения основам техники настольного тенниса и выявления уровня подготовленности младших школьников является актуальным.

Общепринято разделение подготовки спортсменов на несколько этапов [3; 4]:

1 год занятий - спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;

2 год занятий - учебно-тренировочный, соревновательный;

3 год занятий - спортивного совершенствования, соревновательный.

На спортивно-оздоровительном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса.

На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа - тщательное наблюдение за успешностью обучения детей [3; 5].

Для оценки эффективности разработанной технологии оценки уровня подготовленности школьников в настольном теннисе на этапе начальной подготовки был проведен педагогический эксперимент. Его результаты изучались с помощью анализа данных тестирования занимающихся после проведения эксперимента. До начала эксперимента тестирование не проводилось, поскольку испытуемые не проходили специального обучения в настольном теннисе. В программу тестирования вошли следующие специальные упражнения: набивание мяча ладонной стороной ракетки; набивание мяча тыльной стороной ракетки; выполнение упражнения «пятерочка»; набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки; набивание мяча у стены ладонной стороной ракетки; набивание мяча у стены тыльной стороной ракетки; набивание мяча у стены поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.

В исследовании приняли участие 20 мальчиков 9-10 лет, прошедших в течение одного учебного года (2008-2009 гг.) теннисную подготовку в СДЮСШОР «Строитель» г. Красноярска. По результатам исследования была разработана технология оценивания уровня подготовленности младших школьников в настольном теннисе на этапе начальной подготовки, и выявлен уровень подготовленности у занимающихся в данной секции настольного тенниса.

Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого этапа были занесены в таблицу, и каждое упражнение оценивалось по пятибалльной шкале. Мы разработали критерии оценки набивания мяча на ракетке, об стену на обеих сторонах ракетки,- а также с переворотами (табл. 1).

Таблица 1 - Оценка одиночного и поочередного набивания мяча в баллах

Стороны ракетки Кол-во раз Баллы

Ладонная и тыльная 0-40 1

41-80 2

81 - 120 3

121 - 160 4

От 161 и более 5

С переворотами 0-20 1

21 -40 2

41-60 3

61-80 4

От 81 и более 5

Нами разработано специальное упражнение «Пятерочка», как подготовительное упражнение перед набиванием мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки. Суть упражнения «пятерочка» заключается в следующем: необходимо набивать мяч поочередно на обеих сторонах ракетки, начиная с 5 отскоков на ладонной стороне, затем 5 отскоков на тыльной стороне, и далее по убыванию до 1 отскока на каждой из сторон ракетки. Критерий оценки упражнения «пятерочка» представлен (табл. 2).

Таблица 2 - Оценка упражнения «пятерочка» в баллах

Уровень ошибки упражнения Баллы

на «5» 1

на «4» 2

на «3» л 3

на «2» 4

на «1» (упражнение полностью выполнено) 5

Далее нами был определен диапазон баллов, позволяющий определить уровень подготовленности юных теннисистов на начальном этапе подготовки (табл. 3).

Таблица 3 - Оценка уровня подготовленности юных теннисистов

Диапазон баллов Уровень

0-15 низкий

16-30 средний

31-35 высокий

На основе вышеперечисленных специальных упражнений, и разработанных критериев оценки уровня подготовленности теннисистов мы получили следующие результаты (табл. 4).

Таблица 4 - Набивание мяча на ракетке, стоя на месте

Ф. И. спортсмена Ладонная сторона Тыльная сторона «Пяте- рочка» С переворотами Сумма баллов

1. В. И. 200 243 1 51 18

2. М. А. 213 220 1 28 17

3. О. в. 67 24 1 16 9

4. С. Д. 69 76 2 63 12

5. Р. С. 39 56 5 6 5

6. Р. Ч. 156 202 5 24 12

7. П. Г. 76 149 1 10 12

8. Н. А. 200 198 1 17 16

9. Н. Н. 96 56 О 11 9

10. В. м. 204 194 1 99 20

11. ф. р. 158 86 2 85 16

12. К. В. 200 46 1 14 13

13. Т. К. 109 76 5 66 10

14. Б. К. 200 153 2 13 14

15. Б. Р. 71 38 2 8 8

16. Ф. Д. 84 207 1 15 14

17. У. В. 105 48 2 53 12

18. Б. Р. 200 39 3 16 10

19. Ф. Д. 61 103 1 24 12

20. К. С. 98 85 1 12 12

Из табл. 4 видно, что максимальное количество баллов (20) смог заработать только один из юных теннисистов. В остальных 3 упражнениях теннисисты показали следующие результаты, представленные в табл. 5.

Таблица 5 - Набивание мяча у стены

Ф. И. спортсмена Ладонная сторона Тыльная сторона С переворотами Сумма баллов

1 2 3 4 5

1. В. И. 28 12 15 3

2. М. А. 18 17 9 о э

3. О. В. 34 20 4 л :>

4. С. Д. 21 51 16 4

5. Р. С. 26 29 5 3

6. Р. Ч. 13 38 9 о 5

7. П. Г. 18 14 4 3

8. Н. А. 11 25 30 4

9. Н. Н. 5 16 2 3

10. В.М. 21 13 15 3

11. Ф. Р. 33 8 15 3

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

12. К. В. 78 51 11 5

13. Т. К. 53 36 3 4

14. Б. К. 10 14 8 л

15. Б.Р. 84 54 4 6

16. Ф. Д. 24 18 13 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. У. В. 44 41 14 5

18. Б. Р. 14 20 4 3

19. Ф. Д. 31 19 12 3

20. К. С. 28 46 4 4

Из табл. 5 видно, что только один участник смог заработать 6 баллов из 15 возможных. Остальные участники справились с упражнениями хуже.

В итоге, суммируя все баллы каждого спортсмена, мы смогли определить уровень подготовленности каждого участника эксперимента (табл. 6).

Таблица 6 - Уровень подготовленности младших школьников на этапе начальной подготовки

Ф. И. спортсмена Сумма баллов Уровень

1. В. И. 21 средний

2. М. А. 20 средний

3. О. В. 12 низкий

4. С. Д. 16 средний

5. Р. С. 8 низкий

6. Р. Ч. 15 низкий

7. П. Г. 15 низкий

8. Н. А. 20 средний

9. Н. Н. 12 низкий

10. В. М. 23 средний

11. Ф. Р 19 средний

12. К. В. 18 средний

13. Т. К. 14 низкий

14. Б. К. 17 средний

15. Б. Р. 14 низкий

16. Ф. Д. 17 средний

17. У. В. 17 средний

18. Б. Р 13 низкий

19. Ф. Д. 15 низкий

20. К. С. 16 средний

Из табл. 6 видно, что 10 школьников (50%) достигли среднего уровня подготовленности, 10 школьников (50%) имеют низкий уровень подготовленности. Результаты статистической обработки данных позволяют нам говорить об эффективной оценке уровня подготовленности младших школьников в настольном теннисе на этапе начальной подготовки.

По результатам проведенного исследования мы сделали вывод: целенаправленное использование данной методики позволит объективно оценивать уровни подготовленности школьников в настольном теннисе на этапе начальной подготовки.

Библиографический список

1. Чуева, И. А. Физическое воспитание младших школьников средствами настольного тенниса в условиях трех уроков физкультуры в общеобразовательной школе [Текст]/ И. А. Чуева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С. 42-44.

2. Писаренко, Е. Г. Методика обучения студентов основам техники игры в теннис [Текст]/ Е. Г. Писаренко, Е. О. Ширшова // Современные технологии физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в системе образования: Матер. VII междунар. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта, 23-25 октября 2008. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - С. 98-101.

3. Индии, А. А. Атакующее ударное действие в настольном теннисе [Текст]/ А. А. Индин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. - 2006. - № 1. - С. 28-29.

4. Барчукова, Г. В. Соотношение сил на олимпийской арене настольного тенниса [Текст]/ Г. В. Барчукова // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. - 2005. - № 8. - С. 28-31.

5. Голмохаммади, Б. Сравнительный анализ некоторых индивидуальных особенностей спортсменов Ирана и России [Текст]/ Б. Голмохаммади // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 6. - С. 56-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.