МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ
Дюбина Т.В., Завьялов А.И. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина
Аннотация. В данной статье рассматривается методика оценивания подготовленности детей младшего возраста в настольном теннисе на этапе начальной подготовки. Представлена экспериментальная часть, в том числе специальные упражнения, вошедшие в программу тестирования. Также представлены результаты исследования уровня подготовленности теннисистов младшего возраста СДЮШОР г. Красноярска. Представляется актуальной разработка эффективной методики для детей младшего школьного возраста в настольном теннисе - игра непосредственно на столе.
Ключевые слова: подготовленность, теннис, уровень. Анотація. Дюбіна Т.В., Зав’ялов О.І. Методика оцінювання рівня підготовленості юних тенісистів. У даній статті розглядається методика оцінювання підготовленості дітей молодшого віку в настільному тенісі на етапі початкової підготовки. Представлена експериментальна частина, зокрема спеціальні вправи, що увійшли до програми тестування. Також представлені результати дослідження рівня підготовленості тенісистів молодшого віку СДЮШОР м. Красноярська. Представляється актуальною проблема розробки методики для дітей молодшого шкільного віку в настільному тенісі - гра безпосередньо на столі.
Ключові слова: підготовленість, теніс, рівень.
Annotation. Djubina T.V., Zav’yalov А.І. Technique of estimation of level of readiness of young tennis players. In given article the technique of estimation of readiness of children of younger age in table tennis at a stage of initial preparation is considered. The experimental part, including the special exercises which have entered into the program of testing is presented. Also results of research of level of readiness of tennis players of younger age SDJSR of Krasnoyarsk are presented. Development of an effective technique for children of younger school age in table tennis - game directly on a table is represented actual.
Keywords: readiness, tennis, level.
© Дюбина Т.В., Завьялов А.И., 2009
Введение.
Общеизвестно, что младший школьный возраст - важнейший период развития ребенка, укрепления его здоровья, формирования двигательных умений и навыков, развития основных физических и психических качеств [1].
Уже доказано, что настольный теннис является одним из эффективных средств физического воспитания младших школьников. Настольный теннис - хорошее средство развития скорости двигательной реакции, частоты движений, скорости отдельных движений, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости. Игровая деятельность отличается высокой эмоциональностью, в то же время требует комплексного проявления всех физических и психологических качеств человека [1; 2].
Существует много методик начального обучения технике настольного тенниса, они научно обоснованы, описаны во многих изданиях, но не во всех можно выделить основное, а именно готов -ность юного теннисиста тренироваться непосредственно на столе. Таким образом, исследование проблем обучения основам техники настольного тенниса и выявления уровня подготовленности младших школьников является актуальным.
Общепринято разделение подготовки спортсменов на несколько этапов [3; 4]:
1 год занятий - спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;
2 год занятий - учебно-тренировочный, соревновательный;
3 год занятий - спортивного совершенствования, соревновательный.
На спортивно-оздоровительном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса.
На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебнотренировочный этап. Задача этапа - тщательное наблюдение за успешностью обучения детей [3; 5].
Работа выполнена по плану НИР Красноярского государственного педагогического университет им. В.П. Астафьева и Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью данной работы стала разработка эффективной методики оценивания уровня подготовленности младшего школьника в настольном теннисе на этапе начальной подготовки с последующим переходом на 2 этап обучения - игра непосредственно на столе.
Предполагалось, что процесс обучения школьников основам настольного тенниса будет эффективным и будет возможность определить уровень подготовленности младшего школьника, если
s0
все специальные упражнения техники настольного тенниса для первого и второго этапов оценивать в баллах.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы оценивания уровня подготовленности младших школьников в настольном теннисе на этапе начальной подготовки.
2. Разработать методику оценивания уровня подготовленности младшего школьника в настольном теннисе на этапе начальной подготовки.
3. Исследовать эффективность методики оценивания уровня подготовленности младших школьников в настольном теннисе на этапе начальной подготовки.
Организация исследований. Для оценки эффективности разработанной методики оценивания уровня подготовленности младшего школьника в настольном теннисе на этапе начальной подготовки был проведен педагогический эксперимент. Его результаты изучались с помощью анализа данных тестирования занимающихся после проведения эксперимента. До начала эксперимента тестирование не проводилось, поскольку испытуемые не проходили специального обучения в настольном теннисе. В программу тестирования вошли следующие специальные упражнения: набивание мяча ладонной стороной ракетки; набивание мяча тыльной стороной ракетки; выполнение упражнения «пятерочка»; набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки; набивание мяча у стены ладонной стороной ракетки; набивание мяча у стены тыльной стороной ракетки; набивание мяча у стены поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
В исследовании приняли участие 20 мальчиков 9-10 лет, прошедших 1 учебный год (2008-2009) теннисной подготовки в СДЮСШОР «Строитель» г. Красноярска.
Результаты исследований.
По результатам исследования была разработана методика оценивания уровня подготовленности младшего школьника в настольном теннисе на этапе начальной подготовки, и выявлен уровень подготовленности у занимающихся в данной секции настольного тенниса.
Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого этапа были занесены в таблицу, и каждое упражнение оценивалось по пятибалльной шкале. Мы разработали критерии оценки набивания мяча на ракетке, у стены на обеих сторонах ракетки, а также с переворотами (табл. 1).
Специальное упражнение «пятерочка» является подготовительным упражнением перед набиванием мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки. Суть упражнения «пятерочки» заключается в следующем: необходимо набивать мяч поочередно на обеих сторонах ракетки, начиная с 5 отскоков на ладонной стороне, затем 5 отскоков на тыльной стороне, и далее по убыванию до 1 отскока на каждой из сторон ракетки. Крите-
рий оценки упражнения «пятерочка» представлен в табл. 2.
Таблица 1.
Оценка набивания мяча на ракетке, у стены, и поочередное набивание мяча в баллах
Стороны ракетки Кол-во раз Бал- лы
Ладонная и тыльная 0 - 40 1
41 - 80 2
81 - 120 3
121 - 160 4
От 161 и более 5
С переворотами 0 - 20 1
21 - 40 2
41 - 60 3
61 - 80 4
От 81 и более 5
Таблица 2.
Оценка упражнения «пятерочка» в баллах
Уровень ошибки упражнения Баллы
на «5» 1
на «4» 2
на «3» 3
на «2» 4
на «1» (упражнение полностью выполнено) 5
Таблица 3.
Оценка уровня подготовленности юных теннисистов
Диапазон баллов Уровень
0 - 15 низкий
16 - 30 средний
31 - 35 высокий
Далее нами был определен диапазон баллов, позволяющий определить уровень подготовленности юных теннисистов на начальном этапе подготовки (табл. 3).
На основе вышеперечисленных специальных упражнений, и разработанных критериев оценки уровня подготовленности теннисистов мы получили следующие результаты (табл. 4).
Из табл. 4 видно, что максимальное количество баллов (20) смог заработать только один из юных теннисистов. В остальных 3 упражнениях теннисисты показали следующие результаты, представленные в табл. 5.
Из табл. 5 видно, что только один участник смог заработать 6 баллов из 15 возможных. Остальные участники справились с упражнениями хуже.
В итоге, суммируя все баллы каждого спортсмена, мы смогли определить уровень подготовленности каждого участника эксперимента (табл. 6).
Таблица 4.
Набивание мяча на ракетке, стоя на месте
Ф.И. спортсмена Ладонная сторона Тыльная сторона «Пятероч- ка» С переворотами Сумма баллов
1. Вторин Илья 200 243 1 51 18
2. Матюхин Андрей 213 220 1 28 17
3. Откидыч Влад 67 24 1 16 9
4. Суриков Даниил 69 76 2 63 12
5. Райков Саша 39 56 5 6 5
6. Рагимов Чингиз 156 202 5 24 12
7. Паньков Гриша 76 149 1 10 12
8. Нурушов Адилет 200 198 1 17 16
9. Набиев Ниджат 96 56 3 11 9
10. Власов Максим 204 194 1 99 20
11. Фролов Рустам 158 86 2 85 16
12. Калинин Виталя 200 46 1 14 13
13. Тагаев Костя 109 76 5 66 10
14. Богданов Костя 200 153 2 13 14
15. Блюмберг Рома 71 38 2 8 8
16. Федоров Дима 84 207 1 15 14
17. Ульянов Ваня 105 48 2 53 12
18. Бавдей Роман 200 39 3 16 10
19. Федотов Данил 61 103 1 24 12
20. Климов Саша 98 85 1 12 12
Таблица 5.
Набивание мяча у стены
Ф.И. спортсмена Ладонная сторона Тыльная сторона С переворотами Сумма баллов
1. Вторин Илья 28 12 15 3
2. Матюхин Андрей 18 17 9 3
3. Откидыч Влад 34 20 4 3
4. Суриков Даниил 21 51 16 4
5. Райков Саша 26 29 5 3
6. Рагимов Чингиз 13 38 9 3
7. Паньков Гриша 18 14 4 3
8. Нурушов Адилет 11 25 30 4
9. Набиев Ниджат 5 16 2 3
10. Власов Максим 21 13 15 3
11. Фролов Рустам 33 8 15 3
12. Калинин Виталя 78 51 11 5
13. Тагаев Костя 53 36 3 4
14. Богданов Костя 10 14 8 3
15. Блюмберг Рома 84 54 4 6
16. Федоров Дима 24 18 13 3
17. Ульянов Ваня 44 41 14 5
18. Бавдей Роман 14 20 4 3
19. Федотов Данил 31 19 12 3
20. Климов Саша 28 46 4 4
Таблица 6.
Уровень подготовленности младших школьников на этапе начальной подготовки
Ф.И. спортсмена Сумма баллов Уровень
1. Вторин Илья 21 средний
2. Матюхин Андрей 20 средний
3. Откидыч Влад 12 низкий
4. Суриков Даниил 16 средний
5. Райков Саша 8 низкий
6. Рагимов Чингиз 15 низкий
7. Паньков Гриша 15 низкий
8. Нурушов Адилет 20 средний
9. Набиев Ниджат 12 низкий
10. Власов Максим 23 средний
11. Фролов Рустам 19 средний
12. Калинин Виталя 18 средний
13. Тагаев Костя 14 низкий
14. Богданов Костя 17 средний
15. Блюмберг Рома 14 низкий
16. Федоров Дима 17 средний
17. Ульянов Ваня 17 средний
18. Бавдей Роман 13 низкий
19. Федотов Данил 15 низкий
20. Климов Саша 16 средний
3. Индии А. А. Атакующее ударное действие в настольном теннисе / А.А. Индин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале.
- 2006. - №1. - С. 28-29.
4. Барчукова Г В. Соотношение сил на олимпийской арене настольного тенниса / Г В. Барчукова // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2005. - N 8. - С. 28-31.
5. Голмохаммади Б. Сравнительный анализ некоторых индивидуальных особенностей спортсменов Ирана и России / Б. Голмохаммади // Теория и практика физ. культуры. - 2006.
- №6. - С. 56-58.
Поступила в редакцию 09.04.2009 г.
Из табл. 6 видно, что 10 школьников (50%) достигли среднего уровня подготовленности, 10 школьников (50%) имеют низкий уровень подготовленности. Результаты статистической обработки данных позволяют нам говорить об эффективной оценке уровня подготовленности младших школьников в настольном теннисе на этапе начальной подготовки.
Выводы:
По результатам проведенного исследования мы сделали вывод: целенаправленное использование данной методики позволит объективно оценивать уровень подготовленности младшего школьника в настольном теннисе на этапе начальной подготовки.
Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучении других проблем подготовленности юных теннисистов.
Литература:
1. Чуева И.А. Физическое воспитание младших школьников средствами настольного тенниса в условиях трех уроков физкультуры в общеобразовательной школе / И.А. Чуева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
- 2006. - N 2. - С. 42-44.
2. Писаренко Е.Г. Методика обучения студентов основам техники игры в теннис / Е.Г. Писаренко, Е.О. Ширшова // Современные технологии физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в системе образования: Матер.
VII междунар. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта, 23-25 октября 2008. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - С. 98-101.