Научная статья на тему 'Особенности технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет'

Особенности технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
655
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ / УСПЕШНОЕ ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ УДАРОВ В ТЕННИСЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наумов Роман Олегович

Статья посвящена оценке и анализу особенностей технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет групп начальной подготовки ДЮСШ в аспекте минимизации критериев входного контроля и детерминированности факторами развития физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет»

УДК: 796.342 ББК: 75.577 Р.О. Наумов

Особенности технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена оценке и анализу особенностей технической подготовленности юных теннисистов 6-8 лет групп начальной подготовки ДЮСШ в аспекте минимизации критериев входного контроля и детерминированности факторами развития физических качеств.

Ключевые слова:

Техническая подготовка, физическая подготовка, двигательный навык, координация движения, успешное освоение техники ударов в теннисе.

Теннис является высокодинамичной и технически сложной в координационном отношении спортивной игрой. Во время игры мощные нападающие удары квалифицированных спортсменов порой придают мячу скорость полета до 250 км/час и более. Координационная сложность игры увеличивается еще и за счет того, что воздействие на мяч спортсмен осуществляет не непосредственно рукой, как, например, в волейболе и гандболе, а посредством ракетки. Это значительно усложняет управление направлением полета мяча. Вполне естественно, что данный объективный фактор затрудняет процесс освоения техники игры в теннис на этапе начального обучения и особенно детей младшего школьного возраста.

Исследование данного аспекта технической подготовки начинающих теннисистов было осуществлено на двух группах (п1=19 и п2=30) начальной подготовки ДЮСШ по теннису г. Краснодара, где для оценки уровня технической подготовленности были использованы следующие показатели:

- подбивание мяча на месте (1 попытка);

- подбивание мяча в движении (1 попытка);

- точность удара мяча в заданную половину площадки при ударе справа с отскока (10 попыток);

- точность удара мяча в заданную половину площадки при ударе слева с отскока (10 попыток).

Представлялось, что эти наиболее простые в координационном отношении приемы техники тенниса, позволят оценить уровень владения техникой игры начинающих юных теннисистов.

В результате установлено, что количественные показатели средних значений подбивания мяча на месте несколько выше у юных теннисистов 1-ой группы (М1=89,1) по сравнению со 2-ой (М2=76,8). Однако эти различия статистически недостоверны (р>0,05). Аналогичная картина наблюдается и при сравнении результатов подбивания мяча в движении (М1=68,0 и М2=59,0 при р>0,05).

Средние значения точности попадания в заданную половину площадки при ударе мяча справа в этих группах одинаковы (М1=4,33 и М2=4,33 при Р>0,05). Точность же удара мяча в заданную половину площадки при ударе слева в 1-ой группе несколько выше (М1=3,73), чем во 2-ой (М2= 3,06). Но и в данном случае эти отличия показателей статистически недостоверны (р>0,05).

Таким образом, очевиден факт, что юные теннисисты 6-8 лет двух групп начальной подготовки ДЮСШ по теннису практически одинаково владеют начальными навыками техники игры и их можно считать однородными по своему составу.

Здесь же обращает на себя внимание факт наличия большой вариативности результатов тестирования технической подготовленности. Во всех случаях коэффициент вариации не опускается ниже 60,0 %. Такой разброс показателей при выполнении контрольных упражнений говорит о различном уровне развития координационных способностей у начинающих теннисистов этих групп.

Корреляционный анализ этих же показателей у каждой из обследуемых групп выявил, в частности, наличие тесной взаимосвязи (г=0,94) между количеством подбиваний мяча на месте и количеством подбиваний мяча в движении, хотя при этом средние значения, характеризующие выполнение каждого из этих приемов техники, значительно отличаются друг от друга. Последнее представляется естественным, так как для начинающих теннисистов выполнять подбивания мяча в движении сложнее, чем стоя на месте, что и отразилось на их количестве. Выявленный факт тесной корреляционной зависимости между результатами начинающих теннисистов в двух тестах позволяет в дальнейшем при начальном отборе и при контроле технической подготовленности юных спортсменов использовать одно из контрольных упражнений.

Дальнейшие исследования позволили установить, что показатели точности попадания мяча в заданную половину площадки при ударе мяча справа имеют тесную корреляционную связь с количеством подбиваний мяча на месте (г=0,87) и в движении (г=0,89).

Показатели точности удара мяча при ударе слева имеют статистически достоверную корреляционную связь с количеством подбиваний мяча на месте (г=0,61) и в движении (г=0,68), а так же с точностью удара мяча при ударе справа (г=0,77).

В данном случае обращает на себя внимание факт, что все проанализированные показатели обнаруживают корреляционную взаимосвязь между собой, что может быть детерминировано функционированием одних и тех же механизмов, отвечающих за координацию движений при выполнении относительно простых технических приемов.

Показатели технической подготовленности юных теннисистов обнаруживают взаимосвязь и с некоторыми показателями физической подготовленности, что представляется вполне закономерным.

Так, например, имеется статистически достоверная корреляционная связь между количеством подбиваний мяча на месте и дальностью прыжка в длину (г=0,48), высотой прыжка вверх (г=0,40), временем челночного бега (г=-0,45)

Количество подбиваний мяча в движении у начинающих теннисистов взаимосвязано с дальностью прыжка в длину (г=0,55), высотой прыжка вверх (г=0,46), временем челночного (г=-0,45) и слаломного бега (г=-0,43).

Кроме того, обнаружена взаимосвязь количества подбиваний мяча в движении с дальностью удара по мячу справа (г=0,47) и слева (г=0,42).

Таким образом, можно говорить о том, что результаты выполнения технических приемов тенниса на начальном этапе обучения в значительной степени связаны с уровнем физической подготовленности начинающих теннисистов и с уровнем развития координационных способностей, обеспечивающих преимущество при выполнении приемов техники тенниса. Данная закономерность может быть использована при отборе в группы начальной подготовки ДЮСШ, а так же при прогнозировании успешности освоения детьми технических приемов игры в теннис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.